Кузнецова В.Н. Евангелие от Иоанна. Комментарий. М, 2010. С. 387-394.




Ст. 1После этих слов Иисус поднял глаза к небу и сказал – Это традиционная молитвенная поза (ср. Ин 11:41). Отец! – Вероятно, как и в Евангелиях Марка и Луки, обращение Отец отражает арамейское «Абба». Этим словом дети в семье называли отца, это было теплое, интимное слово. Вероятно, Иисус всегда так обращался к Богу и учил Своих учеников называть Бога так же (ср. Рим 8:15; Гал 4:6). Пока что не найдено убедительных примеров, чтобы кто-нибудь из соотечественников Иисуса рискнул назвать Небесного Отца этим именем. Обращение «Отец» есть как в Молитве Господней у Луки (Лк 11:2), так и в Гефсиманской молитве (Мф 26:42; Мк 14:36; Лк 22:42). Поэтому, возможно, в молитве в версии Иоанна переплелись мотивы обеих синоптических молитв (ср. Ин 17:15). Час настал – (ср. Ин 2:4; 12:23. Именно через «этот час» Сын возвратится к Отцу. Прославь Сына Своего, чтобы Сын прославил Тебя – Иисус просил о Своем прославлении, потому что, во-первых, это согласуется с волей Отца (Ин 12:28), а во-вторых, в прошении нет эгоистических целей, ведь его результатом будет прославление Отца. У славы есть два аспекта: она есть зримое проявление величия через могущественные деяния.

Ст. 2Так же, как Ты дал Ему власть над всеми живущими, и Он даст вечную жизнь всем, кого Ты дал Ему – Иисус говорит о себе в третьем лице. Власть над всеми живущими означает право судить весь мир, в то время как вечная жизнь даруется только тем, кого Иисусу дал Отец. Его дела на земле есть знаки Его силы и власти даровать вечную жизнь. Его дело не заканчивается вместе с концом Его земной жизни, но в истинном смысле только начинается вместе с концом этой жизни. Вечная жизнь в Евангелии от Иоанна заменяет собой более привычное синоптическое словосочетание «Царство Бога», хотя такая замена иногда встречается у синоптиков и у апостола Павла.

Ст. 3А вечная жизнь – это знать Тебя, единственного истинного Бога, и Иисуса Помазанника, которого Ты послал – Столь важное значение, которое придается знанию, в прошлом наводило многих комментаторов на мысль, что на евангелиста Иоанна оказали сильное влияние эллинистические и гностические концепции спасения, где спасение зависело от правильного знания о Боге или богах. Но в Библии знание Бога – это не интеллектуальное постижение Его и не набор каких-то более или менее полных сведений о Нем, а глубокая неразрывная связь с Богом, без чего невозможна истинная жизнь. Знание и вера никоим образом не противопоставляются, но дополняют друг друга (ср. Авв 2:14; Ос 4:6; 6:3, 6). Единственного истинного Бога – В Евангелии, как и во всех других новозаветных произведениях, утверждается строжайшее единобожие. На первый взгляд, это противоречит некоторым утверждениям Евангелия, в которых евангелист прилагает к Иисусу титул Бога (Ин 1:1, 18; 20:28). Но следует помнить, что Иоанн никогда не говорит о равенстве природы Иисуса с природой Бога, но о равенстве их действий, когда Иисус говорит и делает то, что Ему велит Отец, то есть о равенстве функциональном. Здесь Иисус единственный раз в Евангелиях называет себя Иисусом Помазанником (по-гречески «Христом»). Поэтому некоторые ученые считают эти слова позднейшей вставкой, проникшей в Евангелие из литургического словоупотребления (ср. 1 Ин 4:2). Но нельзя быть уверенным в этом, потому что не существует ни одной рукописи, в которой эти слова отсутствовали бы.

Ст. 4Я прославил Тебя на земле, исполнив дело, которое Ты поручил Мне – Иисус прославил Отца Своим земным служением, но главным образом Своей смертью и воскресением, без которых невозможно спасение человечества. Хотя страдания и возвышение еще предстоят Иисусу, но времени до них осталось так мало, что Он может употреблять прошедшее время – прославил. На земле – Иисус вскоре отправится на небо, откуда Он пришел. (Ср. Ин 4:34; 5:36), где также говорится о завершении порученного Ему Отцом дела, но окончательно оно будет завершено на кресте (Ин 19:30).

Ст. 5Теперь же, Отец, Ты прославь Меня славой, что была у Меня, когда Я был с Тобою, прежде чем мир начал быть – Слава Иисуса не будет для Него чем-то таким, чего раньше у Него не было, это возобновление той вечной небесной Славы, что уже Ему принадлежала. Но сейчас Он молится о Своем вознесении. После воскресения Сын возвратится туда, где Он был до воплощения (Ин 1:1-5 ср. 8:58). Это одно из наиболее ярких и бесспорных утверждений о предсуществовании Иисуса в Новом Завете.

Ст. 6Я открыл Твое имя – Как уже говорилось выше, в древности считалось, что имя заключает в себе суть его носителя. Поэтому «открыть имя Бога» означало явить Его истинную сущность, открыть Его самого, Его любовь и милосердие. Но существует также мнение, что в данном случае имеется в виду «ЭТО – Я». «Потому народ Мой познает имя Мое, день настанет – поймут они, что говорю с ними Я, что это Я!» (Ис 52.6). В еврейской традиции священное имя Бога нельзя было произносить, кроме Дня искупления, когда первосвященник входил в Самое Святое Место с кровью жертвы за грехи народа, совершенные по неведению, и произносил там имя Бога. Практически все комментаторы согласны с тем, что в данном контексте «открыть имя» является синонимом «прославить имя». Возможно, здесь отголосок первого прошения Молитвы Господней, как и в (Ин 12:28). Людям, которых Ты дал Мне из мира – Имя Бога открыто не всем, но только тем, кто принял Божьего Посланца (Ин 1:12). Дал – то есть избрал людей из мира, чтобы ими владел Его Сын и чтобы они служили Ему. Как и всюду в Евангелии, мир означает мир людей, враждебных Богу. Бог изъял учеников из мира. Это не означает, что они больше не живут в мире, но отныне они посвящены Богу и поэтому в духовном смысле больше не принадлежат миру, у них иные цели и устремления, иные жизненные стандарты. Они были Твои – Все человечество принадлежит Богу, потому что Он – его Творец, Он любит людей невзирая ни на что и желает их спасения. Но здесь эти слова снова относятся лишь к тем, кто принял Иисуса и для кого Он стал Отцом в том же смысле, в каком Он – Отец Иисуса (ср. Рим 8:15-16; Гал 4:6). При желании здесь можно увидеть доктрину предопределения, хотя нужно помнить, что в библейской мысли между предопределением и свободой выбора нет жесткого противопоставления. Те, кто поверил в Иисуса, изначально принадлежали Богу, потому что Он по Своему всеведению знал, какой выбор они сделают. Ты отдал их Мне – Даже ученики Иисуса принадлежат Ему потому, что Отец отдал их Ему (ср. Ин 6:37, 44-45). И они слово Твое исполнили – Под словом Бога понимается та Весть, которую по велению Бога Иисус принес на землю, и, в частности, заповедь любить друг друга (Ин 14:15, 21). Иисус говорит об этом, как если бы все уже произошло, потому что Он смотрит на учеников с точки зрения грядущего воскресения.

Ст. 7-8И теперь наконец они поняли, что все, что Ты дал Мне, Твое – Это знание, которое они обрели благодаря прощальной речи Иисуса, сделало учеников духовно зрелыми. Потому что слова, которые дал Ты Мне, Я им передал, и они их приняли и действительно поняли, что Я пришел от Тебя, и поверили, что послал Меня Ты – Теперь они обрели способность жить в свете тех заповедей, что им передал Иисус от Отца. И снова знание и вера не противопоставляются, но они означают, что Божественная истина принимается всем человеческим существом – не только сердцем, но и разумом и волей.

Ст. 9-10Это за них Я прошу. Не за мир Я прошу, а за тех, которых Ты дал Мне – То, что Иисус перед смертью молится не за мир, не означает, что мир стал Ему безразличен и Он перестал о нем заботиться. Конечно, в 4-м Евангелии любовь обращена прежде всего на своих, а не на чужих, хотя у синоптиков Иисус учит молиться за врагов и сам молится за распинающих Его (Мф 5:44; Лк 23:34), а апостол Павел велит молиться за всех людей (1 Тим 2:1). Но сейчас Он сосредоточил всю Свою заботу на учениках, которым предстоит идти в мир и нести ему весть о спасении. Если они не сумеют это сделать, то и Его дело окажется тщетным. Кроме того, Его приход в мир означает суд для мира. Люди сами сделали свой выбор, и одни встали на сторону Иисуса (это Его ученики), а другие – на сторону Сатаны (ср. Иак 4:4). Разве вы не знаете, что приязнь к миру означает вражду к Богу? Единственная надежда для мира – перестать быть миром. Потому что они – Твои – (ср. Ин 17:6), где сказано, что Отец отдал их Иисусу. Но то, что они поверили Иисусу, делает их принадлежащими Тому, кто послал Иисуса. Ведь все, что есть у Меня, Твое, а все, что есть у Тебя, Мое – Таким образом, ученики принадлежат и Отцу, и Сыну. И через них Я явил Свою славу – Эти слова обычно, и вероятно верно, понимаются как продолжение ст. 9, и через них значит «через учеников». Как Бог явил Свою славу через Иисуса, так и благодаря ученикам слава Иисуса была и будет явлена миру. Но возможно и иное понимание, когда слово их понимается как средний род множественного числа. В таком случае перед нами естественное продолжение ст. 10: слава Иисуса явлена через все то, что принадлежит Его Отцу.

Ст. 11Я уже больше не в мире – Ср. (Ин17:13): «пока Я еще в этом мире». Я возвращаюсь к Тебе – Иисус говорит о Своей смерти как о средстве возвращения к Отцу. Он еще с учениками, но уже на пути к Отцу. А они остаются в мире – Этим объясняется необходимость и срочность молитвы. Ведь ученики, хотя они и остаются под водительством Святого Духа, должны испытать на себе враждебность мира. О святой Мой Отец! – Это единственное место в Новом Завете, где встречается такая форма обращения к Богу, но сравнивая евхаристическую молитву в «Дидахе»: «Благодарим Тебя, Святой Отец, за Твое святое имя, которое Ты вселил в наши сердца» (10.2). Отец назван святым. В еврейском «святой» («кадо́ш») означает «иной», то есть отделенный от всего мирского и профанного. Сама форма обращения предполагает, что ученики тоже должны стать «иными», полностью посвященными Ему и, следовательно, не принадлежащими миру, не разделяющими стандартов мира (ср. Лев 11:44, а также 1 Петр 1:16; Мф 5:48). Силой имени Твоего, что Ты дал Мне, сохрани их – Так как имя означает носителя имени, Иисус просит, чтобы сам Бог сохранил Его учеников, потому что они принадлежат Богу. Что Ты дал Мне – Иисус есть воплощение Божьего Слова, то есть Его откровения. Чтобы были они едины, как и мы едины с Тобой – Они останутся учениками и смогут исполнить порученную им миссию в мире лишь при условии, что они сохранят то единство, которое есть у Отца и Сына.

Ст. 12Силой имени Твоего, что Ты дал Мне – Повторы характерны для молитв. Я хранил их, пока был с ними – Глагол хранить означает здесь эсхатологическую сохранность: ученики не должны стать отступниками, несмотря на все возрастающую ненависть мира. Иисус сохранил учеников, как настоящий пастух хранит своих овец. И Я их сохранил: никто из них не погиб, лишь один – Иисус неповинен в духовной гибели Иуды Искариота, потому что на самом деле он никогда не принадлежал к Его овцам. Предназначенный к гибели – дословно: «сын погибели»; это типично еврейский оборот (ср. «сыны света», «сыны тьмы», «сыны смерти»). В (2 Фес 2:3-4) так назван главный апокалиптический враг Бога, полностью отдавший себя под власть Сатаны и обреченный на погибель, потому что Сатана будет окончательно сокрушен и уничтожен. Ибо Писанию надлежало исполниться – Гибель Иуды была предсказана в Писании (Пс 41:9 (40:10). Это не означает, что Иуда был лишь пассивным орудием в замыслах Божьих. Он сделал свой свободный выбор и поэтому несет за него ответственность. «Сын человеческий уходит, как о том говорится в Писании. Но горе тому человеку, который предаст Сына человеческого. Лучше бы не родиться вовсе тому человеку!» (Мк 14:21).

Ст. 13А теперь Я к Тебе возвращаюсь. И пока Я еще в этом мире – (ср. Ин 17:11). Я для того говорю все это – Вероятно, имеется в виду или предыдущая часть молитвы, или вся прощальная речь. Чтобы они разделили со Мной полноту Моей радости (ср. Ин 15:11; 16:24). Полнота радости, согласно раввинистическим воззрениям, характерна для Нового Века.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: