Создать карусель
Голеностопный сустав — сложный сустав, имеет блоковидную форму.
Возможные виды движения в нем — сгибание и разгибание.
По мере сгибания стопы становится возможным некоторое отведение и приведение вокруг вертикальной оси.
В исходном положении стоя разгибание возможно в пределах 15-25 градусов, сгибание — в пределах 45-50 градусов, отведение и приведение — по 12, пронация и супинация — в пределах 13 градусов.
Одной из характерных возрастных особенностей голеностопного сустава является то, что у взрослых он имеет большую подвижность в сторону подошвенной поверхности стопы, а у детей — в сторону тыльной части стопы.
Функции стопы у танцоров:
1. Опорная функция. Поддержание тела, как во время движения, так и в покое обеспечивает равновесие и устойчивость (вместе с позвоночником, мышцами спины и бёдрами). На полупальцах особую нагрузку испытывает передний отдел стопы (подробности в отделе анатомии), а на пальцах (у женщин) – фаланги пальцев, суставы, мышцы стопы. Когда исполнитель стоит на всей ступне, следят за тем, чтобы не было завалов на большой палец, а тяжесть корпуса равномерно распределялась на всю стопу (к полу прикасаются пяточная кость, передние части 1 и 5 плюсневых костей, а также фаланги пальцев). Таким образом, не происходит уплощение стопы (плоскостопие) и «завала» на большой палец.
2. Функция отталкивания (в прыжках и releve). Здесь надо отметить роль длинного сгибателя большого пальца, который способствует толчку стопы. От силы связок и мышц голеностопа напрямую зависит и качество прыжка, и его высота.
3. Рессорная функция, в частности – приземление после прыжка. Если учесть, что вес тела в этот момент увеличивается в 7 раз, то можно только удивляться какой силой и согласованностью должна обладать вся костно-суставная, связочная и мышечная системы стопы, чтобы тело человека избегало сотрясений и толчков. Не меньшая роль отводится и коленному суставу.
|
Анатомическое строение стопы довольно сложно и имеет 3 части: предплюсну (1), плюсну (2), фаланги (3).
Создать карусель
Предплюсна состоит из 7 костей: таранной (4), пяточной (5), кубовидной (6), ладьевидной (7), трёх клиновидных костей (8, 9, 10).
Плюсна состоит из 5 плюсневых костей.
Все пальцы, кроме большого, имеют по три фаланги, большой – две.
Кости стопы, соединяясь с костями голени посредством таранной кости и голеностопных связок, образуют голеностопный сустав, который вместе с другими суставами (тазобедренным, коленным) обеспечивает подвижность ноги, а так же выполняют опорную функцию. При этом сложность строения стопы зависит не столько от количества костей, сколько от связочного аппарата, обеспечивающего в сочетании с мышцами ее устойчивость и выносливость.
Движения в голеностопном суставе в большей степени возможны вперёд (вытягивание стопы) или по С. Спаджер – подошвенное сгибание и назад, на себя – по балетной терминологии (тыльное сгибание у С. Спаджер) и заметно меньше в стороны. При вытянутой ноге возможны круговые и боковые движения. Это обусловлено тем, что в таком положении между большой и малой берцовыми костями входит узкая часть блоковидного выступа таранной кости стопы. Когда стопа «сокращена» (угол между стопой и голенью равен 90 градусам), то в вилку попадает широкая часть таранной кости и сустав становится менее подвижным.
|
Все кости голеностопа образуют множество суставов, которые крепятся между собой связками, сухожилиями и мышцами. Отличительная черта мышц состоит в том, что многие из них очень мелкие, не каждую можно увидеть простым глазом, как, скажем, икроножную или четырёхглавую мышцу бедра. Непосредственно мышцы стопы располагаются на подошве и тыльной стороне. Они крепят свод стопы и приводят в движение пальцы.
Многие специалисты уже давно вывели закономерность между ИНДИВИДУАЛЬНЫМ строением стопы каждого человека и возможностью воспитать её для танца, исходя именно из особенностей физиологии мышц и связок. Скажем, ахиллово сухожилие почти не поддаётся разработке, а оно играет важную роль в хореографии. Его эластичность и растянутость или же, наоборот, сухость в огромной степени влияют на plie, от которого зависит прыжок танцовщика и его величина.
Мышцы голени
Огромную роль в работе ступни играют мышцы голени. Их 11. Часть мышц крепится к костям предплюсны и плюсны, влияя на всю стопу, а часть – к фалангам, приводя в движение пальцы ног. Мышц разгибателей – 3, сгибателей – 8.
Функции мышц:
— мобилизация — непосредственно для осуществления движения;
— стабилизация — для удержания определенного положения и равновесия.
1. Передняя большеберцовая мышца разгибает стопу свободной ноги. На опорной ноге сгибает голень, приближая её к тылу стопы (в plie).
2. Длинный разгибатель пальцев начинается на верхней головке малоберцовой кости. Крепится сухожилиями ко всем пальцам. Разгибает пальцы и стопу.
|
3. Длинный разгибатель большого пальца идёт от середины малоберцовой кости и крепится к большому пальцу, разгибает его и стопу. В положении на пальцах эта мышца не даёт сгибаться 1-му пальцу, на который давит вес всего тела, удерживает свод стопы.
4. Длинная и короткая малоберцовые мышцы — вытягивают стопу или сгибают.
5. Длинный сгибатель большого пальца. Его называют «тетивой свода», т.к. он отвечает за поддержание свода стопы. Играет большую роль в отталкивании от пола в момент прыжка. Вместе с длинным сгибателем пальцев сгибает пальцы и всю стопу (все виды battement tendu, battement tendu jete, battement frappe, rond de jambe par terre и т.д.).
6. Икроножная и камбаловидная мышцы образуют трёхглавую мышцу голени. Они крепятся ахилловым сухожилием к пяточному бугру. Эта мышца хорошо развита. Она удерживает тело от падения вперёд, сгибает стопу, переводит её с пятки на носок при ходьбе. В хореографии по ней хорошо определяется дотянутость стопы.
7. Задняя большеберцовая мышца. Проходит вокруг внутренней части лодыжки. От неё идут ответвления к подошвенным поверхностям костей стопы, и поэтому она играет значительную роль в укреплении свода. Именно в этой мышце может чувствоваться боль во время танца на пальцах.
8.
Специалисты давно обратили внимание на то, что повреждения и переломы костей в хореографии менее страшны, чем надрывы и разрывы связок:
“Перелом срастается, а утолщение, образующееся на его месте, не влияет на качество исполнения. А вот надрыв или, ещё хуже, разрыв ахилла гораздо страшнее перелома кости. Ахиллово сухожилие со временем срастается, но, увы! – уже для танцовщика неполноценно”… (Лопухов Ф. “Хореографические откровенности”).
Своды стопы
Главными активными держателями сводов стопы являются подошвенные мышцы, обладающие значительной сократительной силой и выносливостью к нагрузкам.
Наибольшее значение в сохранении правильного положения стопы имеют задняя большеберцовая мышца и длинный сгибатель большого пальца. Во время прыжка он способствует отталкиванию первого пальца.
Во время ходьбы, вес тела переносится от пяточной кости к первой и пятой плюсневой кости (опорные точки стопы). Эти три опорные точки соединены между собой костями, связками и мышцами и образуют внутренний продольный свод, внешний продольный свод, а также поперечный свод стопы.
Внутренний продольный свод начинается от пяточного бугра и проходит вперед до головки соответствующей плюсневой кости. Точка внутреннего продольного свода (максимальная высота подъема: 15-20 мм) — нижняя поверхность ладьевидной кости.
Внешний продольный свод проходит от бугра пяточной кости через кубовидную кость вдоль пятой плюсневой кости к ее голове. Самая высокая точка (высота подъема: от 3 до 5 мм) во внешнем продольном своде – кубовидная кость.
Поперечный передний свод соединяет передние опорные точки стопы, а именно (относительно) головы первой и пятой плюсневой кости. Самой высокой точкой поперечного свода является головка второй плюсневой кости у взрослых, а у детей, из-за инверсии стопы, самой высокой точкой является головка первой плюсневой кости. Поперечный задний свод расположен в области трех клиновидных костей и кубовидной кости.