Цель:
v Сформировать понятие о симфонической музыке;
v Закрепить понятие: симфония, музыкальный образ.
v Развивать эмоционально-образное мышление в процессе восприятия музыкального произведения;
v Развивать умение учащихся анализировать, сопоставлять.
v Воспитывать любовь к музыке и к предмету.
Музыкальный материал: С. Прокофьев «Симфония №1 Классическая», И.Гайдн «Симфония №103», В.Моцарт «Симфония №40», В.Высоцкий «Сыновья уходят в бой»
Оборудование: фортепиано, музыкальный проигрыватель, доска, проектор, экран, презентация, портреты композиторов.
Ход урока
I.Oрганизационный момент.
Музыкальное приветствие.
II, Музыкальная разминка.
Разучивание нового распевания – первой фразы русской народной песни «Ой, по-над Волгой»: «Ой, по-над Волгой леса зеленеют». Фраза поется 5-6 раз от разных ступеней восходящей хроматической гаммы.
Исполняется гамма до-мажор легато и стаккато.
Разучивание скороговорки: «Съел молодец тридцать три пирога с пирогом и все со сметаной и с творогом»
III. Знакомство с новым материалом
Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с симфонической музыкой.
1. Вопросы к учащимся:
• Что такое симфония?
• Есть ли в симфониях названия?
• Слушаете ли вы симфонии?
• Где можно услышать симфонию?
• Кто исполняет симфонии?
• Кто писал симфонии?
2. Запишите определения
Симфония (греч.) – созвучие
• Ведущий жанр оркестровой музыки.
• Если соната как повесть в литературе, то симфония – это роман или драма.
Симфония - сложное музыкальное произведение для симфонического оркестра, богато развитое и многочастное.
3. Строение симфонии
Симфония содержит 4 части, которые как бы воплощают разные стороны жизни человека.
I часть – наиболее драматичная, иногда с медленным вступлением, написана в форме Сонатного Allegro.
II часть – медленная, посвящена мирным картинам природы, лирическим переживаниям, иногда скорбная или трагическая по настроению.
III часть – менуэт или скерцо (шутка), игра, веселье, картины народной жизни.
IV часть – быстрый финал, итог всех частей, часто жизнеутверждающий, победный, праздничный характер музыки.
4. Сообщение учащихся о Гайдне, слушание симфонии №103, беседа по вопросам.
• Начало симфонии. В чём особенность вступления? Какие инструменты его исполняют?
• Гайдн-композитор какой страны? Является ли он представителем венской классической школы?
• Чем навеяны музыкальные образы произведений Гайдна?
5. Сообщение учащихся о Моцарте.
Слушание симфонии №40, беседа по вопросам.
Работа в группах:
• Какая особенность построения симфонии?
• В каком ладу написана главная партия, а в каком – побочная? Можно ли назвать симфонию инструментальной драмой?
• С каким шедевром изобразительного искусства можно сравнить 40-ю симфонию?
6. Сообщение учащихся о С.Прокофьеве.
Слушание симфонии №1 «Классическая»
Работа в парах
• Как вы думаете, герой симфонии живёт в эпоху венских классиков или он наш современник?
• Сохранена ли строгость и логика классической формы 18 века?
• Какие особенности музыки выдают музыкальный стиль композитора?
IV. Актуализация опорных знаний
Верно ли утверждение
• 1.Симфония-это созвучие в переводе с греческого?
• 2. Наивысший расцвет симфонического творчества приходится на 18 век венских классиков?
• 3. Автор неоконченной симфонии - Гайдн?
• 4. Сороковую симфонию написал Моцарт?
• 5.Прокофьев – это композитор 20 века?
• 6. Симфония №103-это симфония Гайдна с тремоло литавр?
• 7.Симфония состоит из 4 частей воплощающих разные стороны жизни человека?
V. Разучивание песни
Лучшие песни Высоцкого о жизни. В песнях этих есть то, что может поддержать тебя в трудную минуту, - есть неистощимая сила, непоказная нежность и размах души человеческой. А ещё в них есть память. Память пройденных дорог и промчавшихся лет. Наша с вами память…
«Сыновья уходят в бой» … Эта песня из военного цикла, в ней создан образ воина – патриота: человек падает, грудью хватая свинец, то есть смертельно раненый, но думает напоследок не о себе, а о Родине, о том, кто сменит его.
Мне почему-то представляется солдат, много воевавший, с сединой на висках, простой солдат из тысяч.
Звучит песня «Сыновья уходят в бой»
Знакомство с текстом, разучивание песни
Сегодня не слышно биенья сердец - Оно для аллей и беседок. Я падаю, грудью хватая свинец, Подумать успев напоследок: "На этот раз мне не вернуться, Я ухожу, придет другой". Мы не успели, не успели оглянуться, А сыновья, а сыновья уходят в бой. Вот кто-то решив: "После нас - хоть потоп", Как в пропасть, шагнул из окопа, А я для того свой покинул окоп, Чтоб не было вовсе потопа. Сейчас глаза мои сомкнутся, Я крепко обнимусь с землей. Мы не успели, не успели оглянуться, А сыновья, а сыновья уходят в бой. Кто сменит меня, кто в атаку пойдет? Кто выйдет к заветному мосту? И мне захотелось: пусть будет вон тот, Одетый во всё не по росту. Я успеваю улыбнуться, Я видел, кто придет за мной. Мы не успели, не успели оглянуться, А сыновья, а сыновья уходят в бой. Разрывы глушили биенье сердец, Мое же - мне громко стучало, Что все же конец мой - еще не конец: Конец - это чье-то начало. Сейчас глаза мои сомкнутся, Я ухожу - придет другой. Мы не успели, не успели оглянуться, А сыновья, а сыновья уходят в бой.
VI. Контрольный момент
Угадай- ка (школьники угадывают по начальным тактам произведения)
С. Прокофьев «Симфония №1 Классическая»,
И.Гайдн «Сифония №103»,
В.Моцарт «Симфония №40»,
В.Высоцкий «Сыновья уходят в бой»