Симфония в творчестве великих композиторов




Цель:

v Сформировать понятие о симфонической музыке;

v Закрепить понятие: симфония, музыкальный образ.

v Развивать эмоционально-образное мышление в процессе восприятия музыкального произведения;

v Развивать умение учащихся анализировать, сопоставлять.

v Воспитывать любовь к музыке и к предмету.

 

Музыкальный материал: С. Прокофьев «Симфония №1 Классическая», И.Гайдн «Симфония №103», В.Моцарт «Симфония №40», В.Высоцкий «Сыновья уходят в бой»

Оборудование: фортепиано, музыкальный проигрыватель, доска, проектор, экран, презентация, портреты композиторов.

 

Ход урока

I.Oрганизационный момент.

Музыкальное приветствие.

II, Музыкальная разминка.

Разучивание нового распевания – первой фразы русской народной песни «Ой, по-над Волгой»: «Ой, по-над Волгой леса зеленеют». Фраза поется 5-6 раз от разных ступеней восходящей хроматической гаммы.

Исполняется гамма до-мажор легато и стаккато.

Разучивание скороговорки: «Съел молодец тридцать три пирога с пирогом и все со сметаной и с творогом»

III. Знакомство с новым материалом

Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с симфонической музыкой.

1. Вопросы к учащимся:

• Что такое симфония?

• Есть ли в симфониях названия?

• Слушаете ли вы симфонии?

• Где можно услышать симфонию?

• Кто исполняет симфонии?

• Кто писал симфонии?

 

2. Запишите определения

Симфония (греч.) – созвучие

• Ведущий жанр оркестровой музыки.

• Если соната как повесть в литературе, то симфония – это роман или драма.

Симфония - сложное музыкальное произведение для симфонического оркестра, богато развитое и многочастное.

3. Строение симфонии

Симфония содержит 4 части, которые как бы воплощают разные стороны жизни человека.

I часть – наиболее драматичная, иногда с медленным вступлением, написана в форме Сонатного Allegro.

II часть – медленная, посвящена мирным картинам природы, лирическим переживаниям, иногда скорбная или трагическая по настроению.

III часть – менуэт или скерцо (шутка), игра, веселье, картины народной жизни.

IV часть – быстрый финал, итог всех частей, часто жизнеутверждающий, победный, праздничный характер музыки.

4. Сообщение учащихся о Гайдне, слушание симфонии №103, беседа по вопросам.

• Начало симфонии. В чём особенность вступления? Какие инструменты его исполняют?

• Гайдн-композитор какой страны? Является ли он представителем венской классической школы?

• Чем навеяны музыкальные образы произведений Гайдна?

5. Сообщение учащихся о Моцарте.

Слушание симфонии №40, беседа по вопросам.

Работа в группах:

• Какая особенность построения симфонии?

• В каком ладу написана главная партия, а в каком – побочная? Можно ли назвать симфонию инструментальной драмой?

• С каким шедевром изобразительного искусства можно сравнить 40-ю симфонию?

6. Сообщение учащихся о С.Прокофьеве.

Слушание симфонии №1 «Классическая»

Работа в парах

• Как вы думаете, герой симфонии живёт в эпоху венских классиков или он наш современник?

• Сохранена ли строгость и логика классической формы 18 века?

• Какие особенности музыки выдают музыкальный стиль композитора?

IV. Актуализация опорных знаний

Верно ли утверждение

• 1.Симфония-это созвучие в переводе с греческого?

• 2. Наивысший расцвет симфонического творчества приходится на 18 век венских классиков?

• 3. Автор неоконченной симфонии - Гайдн?

• 4. Сороковую симфонию написал Моцарт?

• 5.Прокофьев – это композитор 20 века?

• 6. Симфония №103-это симфония Гайдна с тремоло литавр?

• 7.Симфония состоит из 4 частей воплощающих разные стороны жизни человека?

 

V. Разучивание песни

Лучшие песни Высоцкого о жизни. В песнях этих есть то, что может поддержать тебя в трудную минуту, - есть неистощимая сила, непоказная нежность и размах души человеческой. А ещё в них есть память. Память пройденных дорог и промчавшихся лет. Наша с вами память…

«Сыновья уходят в бой» … Эта песня из военного цикла, в ней создан образ воина – патриота: человек падает, грудью хватая свинец, то есть смертельно раненый, но думает напоследок не о себе, а о Родине, о том, кто сменит его.

Мне почему-то представляется солдат, много воевавший, с сединой на висках, простой солдат из тысяч.

Звучит песня «Сыновья уходят в бой»

Знакомство с текстом, разучивание песни

Сегодня не слышно биенья сердец - Оно для аллей и беседок. Я падаю, грудью хватая свинец, Подумать успев напоследок: "На этот раз мне не вернуться, Я ухожу, придет другой". Мы не успели, не успели оглянуться, А сыновья, а сыновья уходят в бой. Вот кто-то решив: "После нас - хоть потоп", Как в пропасть, шагнул из окопа, А я для того свой покинул окоп, Чтоб не было вовсе потопа. Сейчас глаза мои сомкнутся, Я крепко обнимусь с землей. Мы не успели, не успели оглянуться, А сыновья, а сыновья уходят в бой. Кто сменит меня, кто в атаку пойдет? Кто выйдет к заветному мосту? И мне захотелось: пусть будет вон тот, Одетый во всё не по росту. Я успеваю улыбнуться, Я видел, кто придет за мной. Мы не успели, не успели оглянуться, А сыновья, а сыновья уходят в бой. Разрывы глушили биенье сердец, Мое же - мне громко стучало, Что все же конец мой - еще не конец: Конец - это чье-то начало. Сейчас глаза мои сомкнутся, Я ухожу - придет другой. Мы не успели, не успели оглянуться, А сыновья, а сыновья уходят в бой.

 

VI. Контрольный момент

Угадай- ка (школьники угадывают по начальным тактам произведения)

С. Прокофьев «Симфония №1 Классическая»,

И.Гайдн «Сифония №103»,

В.Моцарт «Симфония №40»,

В.Высоцкий «Сыновья уходят в бой»

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: