Глава 1. Понятие национальной идеи




ВВЕДЕНИЕ

На протяжении длительного времени спорт прельщает массу людей всего мира. Издавна спорт был на пике популярности, поскольку абсолютно все понимали, что это здоровье, выносливость, красота, активность, хорошая закалка для организма. Подавляющее большинство социологических анкет молодежи, которая занимается спортом, говорят о том, что спорт благоприятствует образованию главного мнения об окружающем мире, о жизни, об обществе. Непосредственно в спорте особенно практично, и наряду с этим, броско показываются важнейшие для прогрессивного общества ценности такие, как равенство шансов на успех, стремление быть первым, осилить не только соперника, но и свои отрицательные черты: малодушие, неуверенность, страх, апатию. У всякого человека многообразное влечение к спорту, ну а для спортивных благодетелей, работающих спортсменов, врачей, директоров спортивных сообществ, тренеров спорт – это, первым делом, род существования. В наше время для большинства людей спорт – давно совершенно не рецепт для поддержания самочувствия и функция для достижения установленных высот, а настоящий вариант отдыха и развлечения. Довольно простой регламент спортивных соревнований объединил поклонников всего мира, несмотря на отличия в языке, возрасте, социальном статусе. В любом случае, спорт для всех играет колоссальную роль в жизни, как никак для людей, которые заняты спортом, присущи такие качества: выносливость, координация, скорость, ловкость, реакция, сила и упорство. Также от спорта можно иметь изобилие необыкновенных эмоций.

Цель работы – рассмотреть спорт как эквивалент национальной идеи. Задачи:

1. Изучить литературу по данной теме

2. Дать определения понятиям «спорт», «национальная идея»

3. Рассмотреть историю спорта

Данная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка информационных источников. В первой главе дано определение национальной идеи, во второй главе раскрыто понятие спорта, в третьей главе спорт представлен как национальная идея.


ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕИ

Национальная идея в философии ‑ систематизированное обобщение национального самосознания. Национальная идея определяет смысл существования того или иного народа, этноса или нации. Она может выражаться посредством художественных произведений или различных философских текстов. Национальная идея призвана дать ответ на ряд вопросов, характеризующих народ. В частности, вопрос истории и возникновения нации, а также вопрос об исторической миссии и о смысле существования. Часто национальная идея имеет религиозный аспект, так как религия является одним из мощных факторов, способствующих объединению народа. Сам термин возник в середине XIX века, когда русские студенты ездили в Германию изучать философию Гегеля. По Гегелю, исторические судьбы государств устроены просто: есть тезис (идея), есть антитезис, а в результате их встречи получается синтез. Национальная идея ‑ систематизированное, устойчивое ко времени обобщение национального самосознания, представленное чаще всего в форме социально-философских или общественно-политических, художественных произведений, т.е. могущее иметь как рациональный, так и образный вид.

Философ Владимир Соловьёв определил национальную идею так, что идея нации есть не то, что она сама думает о себе во времени, но то, что Бог думает о ней в вечности.Мнение писателя Александра Солженицына является таковым, что термин «национальная идея» не имеет чёткого научного содержания. Можно согласиться, что это — когда-то популярная идея, представление о желаемом образе жизни в стране, владеющее её населением. Такое объединительное представление понятие может оказаться и полезным, но никогда не должно быть искусственно сочинено в верхах власти или внедрено насильственно. По мнению идеолога украинского национализма Д.И. Донцовой о том, что те моральные идеи хороши, которые идут впрок в конкурентной борьбе за существование … Доброе поведение это такое, которое идёт впрок роду, злое — во вред ему. Эта идея непримирима, бескомпромиссна, груба, фанатична, аморальна. Она руководствуется только тем, что в интересах вида. Этими признаками отличается каждая большая национальная идея, и это, а не что другое, дает ей такую взрывную силу в истории.

Национальная идеология основывается на естественных: законах жизни общества и конечных целях развития народов. Поэтому необходимо остановиться на основных признаках народов и наций, чтобы излагаемое далее стало очевидным. Под народом понимается население, говорящее на одном языке и составляющее этническую общность, т.е. население, происходящее от общих предков и благодаря этому обладающее идентичными чертами народного характера. Нацией называется народ, живущий на своей исторически сложившейся территории, имеющий свою государственность, культуру и общую экономику. Государство - это социальный организм, а идеология определяет его целостность, являясь связующим смыслом и содержанием общественной жизни. Идеология как форма государственного самосознания всегда конкретна, однако при этом не остается неизменной, будучи всегда привязанной к динамике исторического процесса в его политической, экономической и мировоззренческой проекциях. В этом отношении идеология есть то, что держит нацию на плаву истории, определяет адекватность и подвижность ее исторического бытия. Однако за внешней изменчивостью в идеологии присутствует и некая постоянная доминанта, обеспечивающая преемственность национальной истории, то центральное идеологическое ядро, которое можно определить как национальную идею. Это, то сокровенное содержание национальной идеологии, которое проносится сквозь века национальной истории в качестве неизменного национально-исторического императива, определяющего сам смысл существования нации в истории. То есть идеология оказывается не просто некой утилитарно‑политической матрицей, стягивающей национальные смыслы в определенную формальную целостность, а обнаруживает в себе глубокое содержание. Национальная идея в таком понимании уже не воспринимается как условный мировоззренческий фантом (или даже иллюзия), а обретает вполне определенное, фундаментальное место в системе национально‑исторического бытия. В свою очередь, динамика государственной идеологии становится не произвольным отражением исторических стихий, а прямым следствием преломления национальной идеи в плоскости реальной истории. Причем, если принять национальную идею за критерий национальной идентичности, а идеологию за форму национального самосознания, то одной из функций идеологии становится сохранение идентичности национального самосознания на фоне изменения исторических обстоятельств. Таким образом, государственная идеология, отражая преломление национальной идеи в конкретном историческом процессе, призвана выполнять важнейшую историческую функцию ‑ быть основой национально‑государственной идентичности, охранять собою преемственность национально‑исторического бытия. Национальная идея как бы отвечает на вопрос о смыслебытия определенной исторической общности: этноса, народа, нации, государства, отвечает на вопрос об их специфике, духовной миссии. Национальная идея конкретизируется целым рядом вопросов, характеризующих ее содержание. Среди них вопрос о «начале» исторической судьбы народа, вопрос о важных исторических победах, о поражениях, оставивших исторический шрамо точках развилки истории и сделанном историческом выборе, об историческом будущем и целях существования, о специфическом месте на карте мира, среди соседей, в мировой культуре и мировом разделении труда, об основаниях и чертах народного характера. Национальная идея часто представляется как продукт произвольного исторического конструирования или выбора великих политических деятелей («князь Владимир выбрал православие как религию и крестил Русь, Петр I «Россию поставил на дыбы», повернул в сторону Европы» и т. д.), но, в то же время другие мыслители настаивают на нечеловеческом происхождении национальных идей. Россия на протяжении своей истории сменила несколько «национальных идей». После возникновения именно русского государства князь Владимир принял православие в качестве государственной религии и идеологии. Монгольское нашествие и потеря суверенитета привели к тому, что собственная идентичность стала переживаться наиболее остро, появилось множество монастырей, святых. Это был период «Святой Руси». Падение Византии и освобождение от ига Орды позже вообще сделало Россию чуть ли не единственной сильной православной державой, возникла концепция «Третьего Рима». Смутные времена были связаны с поиском новой идентичности, колебаниями между приверженностью старым порядкам и мессианством России и влиянием Европы. Петр I разрешил это противоречие, начав вестернизацию России, но с дальней целью ‑ саму Россию сделать лидером Европы. XVIII век был веком увлечения Голландией, Германией, Францией, вообще Европой в России. Иллюзии кончились после похода Наполеона и победы русских, когда стало ясно, что Европа больше ничему Россию научить не может и сама слабее духом, сама переживает закат. Чаадаев, Пушкин, Достоевский, Соловьев, Федоров и другие мыслители вновь ставят вопрос о предназначении России. Вопрос в целом решался в консервативном духе: Россия ‑ страна, которая должна спасти мир отодностороннего механистического бездуховного материализма Запада, любовью скрепить всечеловечество, Запад и Восток, объединить все начала, дать религиозное основание науке и технике, накормить и одеть угнетенных и страждущих. XX в. можно рассматривать как неожиданную реализацию этого принципа, либо переинтерпретацию, обновление национальной идеи. СССР видел своей миссией освобождение человечества от эксплуатации, построение самого правильного и справедливого общества, с прогрессом, служащим человеку. Москва претендовала на роль эталонного коммунизма, все отклонения от которого считала ревизионизмом. Крах советского проекта привел к новому смутному времени, сейчас вопрос о национальной идее для России более чем актуален. Гарантированно суверенен только тот народ, чей суверенитет никто не только не может, но и не хочет колебать. А это возможно только тогда, когда народ обладает ценностью в глазах других народов, когда он уникален, незаменим и неповторим, когда несет миссию, нужную другим народам. Когда он, говоря языком рынка, имеет «уникальное торговое предложение», «уникальное позиционирование». Но мало быть уникальным: Северная Корея тоже уникальна. Важно быть нужным другим, быть востребованным. Если Россия не связана ни с какой ценностью, ни с чем дорогим, то ее никто не будет беречь, ни мы сами, ни соседи, никто в мире. Тот, кто хочет быть сувереном, гарантированным сувереном, тот должен обеспечить себе такое место в мире, когда другие государства предпочтут умереть сами или нанести вред себе, нежели покуситься на того, кого считают воплощением некой духовной ценности. Национальная идея призвана обеспечивать условия сохранения жизни нации. Однако сфера действия идеологии находится не в уровне потребления всевозможных благ. Истории известны случаи гибели наций при высоком уровне жизни и сохранении нации при крайне низком уровне потребления (например, Русь в период монгольского ига). Из этого можно сделать заключение, что сфера влияния идеологии находится вне экономической модели общества. Она успешно может выполнять свое предназначение, как при рабовладельческом обществе, так и при феодализме, капитализме, социализме и т.п.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: