Органы судебной власти подразделяются на суды общей юрисдикции, военные суды, конституционные (уставные) суды. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства (статья 118 Конституции Российской Федерации).
Судопроизводство является формой осуществления правосудия, состоящего в рассмотрении и разрешении по существу гражданских, административных, уголовных и конституционных (уставных) дел. При осуществлении правосудия судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону. Суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом (статья 120 Конституции Российской Федерации).
В отличие от ранее действовавшего Закона СССР «О прокуратуре СССР» от 30 ноября 1979 года, предусматривавшего в качестве самостоятельной отрасли прокурорский надзор за исполнением законов при рассмотрении дел в судах, федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» лишь в качестве одного из видов (направлений) деятельности прокуратуры указывает участие прокурора в рассмотрении дел судами, посвящая ему самостоятельный раздел (IV). При этом может сформироваться впечатление о неопределенности цели участия прокурора в рассмотрении дел судами. Однако анализ соответствующих полномочий прокурора дает основание утверждать о наличии надзорной сущности его участия в рассмотрении дел судами, поскольку в целом они направлены на обеспечение законности судопроизводства. В частности, прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства. Он, независимо от его участия в судебном разбирательстве, имеет право приносить в вышестоящие суды жалобы (представления) и протесты на незаконные и необоснованные судебные решения, приговоры, определения и постановления суда либо обратиться с представлением к вышестоящему прокурору.
|
Генеральный прокурор Российской Федерации вправе обращаться в Конституционный Суд Российской Федерации по вопросу нарушения конституционных прав и свобод граждан законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле. Он также вправе обращаться в Пленум Верховного Суда Российской Федерации, Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации с представлениями о даче судам разъяснений по вопросам судебной практики по гражданским, арбитражным, уголовным, административным и иным делам (статьи 1, 35, 36 и 39 федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»).
Относительное распространение в правовой науке и отражение в законодательстве получила идея уголовного преследования, осуществляемого прокурором. Осуществляя уголовное преследование в суде, прокурор выступает в качестве государственного обвинителя, – говорится в статье 35 федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации». Согласно же статьи 37 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, в ходе судебного производства по уголовному делу прокурор поддерживает государственное обвинение, обеспечивая его законность и обоснованность. И получается, что прокурор одновременно выполняет две функции – обвинительную и надзорную.
|
Между тем, обвинительную деятельность прокурора в рамках судебного разбирательства вряд ли можно признать его функцией, поскольку позиция прокурора окончательно формируется в ходе судебного следствия и даже судебных прений и может отражать его знание как о виновности подсудимого в совершении преступления, изначально являвшимся предметом судебного разбирательства, так и о невиновности подсудимого или его виновности в совершении иного, менее тяжкого преступления. Более того, отказ прокурора от поддержания обвинения является основанием для прекращения судом уголовного дела (статья 246 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации). Следовательно, прокурор, участвующий в судебном разбирательстве и осуществляющий надзорные полномочия, становится обвинителем по факту высказывания им своего убеждения в виновности подсудимого в совершении преступления. По факту же высказывания им своего убеждения в невиновности подсудимого в совершении преступления и отказа от обвинения он фактически выступает в роли защитника. Двоякую позицию (и обвинителя, и защитника) он занимает, когда в целом не отказывается от обвинения, но корректирует его в пользу подсудимого. А это возможно лишь при условии восприятия прокурора как лица, осуществляющего надзор за реализацией законов судом при осуществлении правосудия[7].