Содержание
Оперативно-розыскная деятельность: понятие
Задачи оперативно-розыскной деятельности
Принципы оперативно-розыскной деятельности
Список литературы
Оперативно-розыскная деятельность: понятие
Согласно ст.1 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» №144-ФЗ от 12.08.1995 г., оперативно-розыскная деятельность - это вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то настоящим Федеральным законом (далее - органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность), в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств Федеральный закон от 12 августа 1995г. №144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (с изм. И дополн. ФЗ №404-ФЗ от 28.12.2010 // Собрание законодательства Российской Федерации от 14 августа 1995г., №33, ст.3349.
Данная статья определяет оперативно-розыскную деятельность государства (ОРД) как разновидность деятельности государства, осуществляемой гласно и негласно специальными органами, уполномоченными настоящим Законом. Впервые оперативно-розыскной деятельности придан официальный статус как государственно-правовой форме борьбы с преступностью. Основной характерной чертой ОРД является ее разведывательно-поисковая сущность, поскольку она направлена главным образом на выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений путем реализации специальной функции специально на то уполномоченных органов.
|
Правом на производство оперативно-розыскных мероприятий (ОРМ) в целях обнаружения преступлений и лиц, их совершивших, обладают лишь оперативные аппараты органов, перечень которых определен в ст.13 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» №144-ФЗ от 12.08.1995 г., это:
1) Оперативные подразделения органов внутренних дел Российской Федерации
2) Оперативные подразделения органов федеральной службы безопасности
3) Оперативные подразделения федеральных органов государственной охраны
4) Оперативные подразделения таможенных органов Российской Федерации
5) Оперативные подразделения службы внешней разведки Российской Федерации
6) Оперативные подразделения федеральной службы исполнения наказаний
7) Оперативные подразделения органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ
Различия в проведении ОРМ, исходя из того, каким ведомством (субъектом) они осуществляются, заключаются лишь в организации и самом порядке их применения. Конечная же цель оперативно-розыскной деятельности (независимо от субъекта) едина - защита жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечение безопасности общества и государства от преступных посягательств.
В 13 статье прямо указано, что оперативно-розыскная деятельность, осуществляемая оперативными подразделениями, ограничена пределом их компетенции. Под таким пределом необходимо понимать строго ограниченный перечень правомочий субъектов по проведению комплекса оперативно-розыскных мероприятий.
В самом понятии ОРД определено, что она проводится двумя взаимодополняющими способами - гласно и негласно. В зависимости от конкретной ситуации, конечной цели проводимых ОРМ должностные лица оперативного подразделения имеют право официально (гласно) представлять интересы соответствующего государственного органа или выступать от его имени. Вместе с тем должностное лицо или гражданин, содействующий проведению ОРД, могут осуществить свои правомочия, предоставленные комментируемым Законом, негласным путем. Необходимость иметь в распоряжении оперативных подразделений органов внутренних дел комплекс негласных оперативно-розыскных мероприятий объясняется тем, что пресечь и раскрыть ряд преступлений при помощи только следственных действий и гласных мер административного характера практически невозможно.
|
В современных условиях эффективная организация борьбы с преступностью может быть обеспечена лишь при сочетании надлежащих оперативно-розыскных мероприятий со следственными действиями. Иными словами, замаскированным, организованным, тайно совершенным преступлениям и лицам, их совершившим, нужно противопоставить такие действенные меры негласного характера, которые позволяли бы своевременно предотвращать и быстро раскрывать подобные преступления. При этом важно, чтобы органы (должностные лица), осуществляющие ОРД, при проведении оперативно-розыскных мероприятий обеспечивали совершение прав человека и гражданина на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, неприкосновенность жилища и тайну корреспонденции.
|
ОРД взаимосвязана с уголовно-процессуальной и частной детективной деятельностью. Оперативные розыскные мероприятия, как и следственные действия, направлены на борьбу с преступностью и носят правовой характер. Различия между ними обусловлены тем, что они совершаются в различных правовых режимах и проявляются в следующем. Во-первых, неодинакова правовая основа их производства, поскольку следователь действует на основании уголовно-процессуального закона, а оперативно-розыскная деятельность базируется на комментируемом Законе. Во-вторых, отличаются пределы производства упомянутых действий: для производства следственных действий необходимо наличие возбужденного уголовного дела, в то время как оперативно-розыскные мероприятия могут проводиться до возбуждения уголовного дела. В-третьих, различны результаты этих действий: итогом следственных действий являются доказательства; итогом оперативно-розыскных, как правило, - лишь сведения об источниках тех фактов, которые могут стать доказательством только после их закрепления процессуальным путем.
Российское законодательство допускает и возможность проведения действий схожих с оперативно-розыскными мероприятиями. Соответствующая деятельность называется частной детективной и охранной, которая в соответствии с Законом РФ от 11 марта 1992 г. «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» определяется как оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам детективами, имеющими специальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел, в целях защиты прав и интересов своих клиентов Закон РФ от 11 марта 1992 г. №2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» (ред. от 01.07.2011г.)// «Российская газета» №100 от 30.04.1992г.. Однако на частных детективов и охранников статус работников правоохранительных органов не распространяется. Кроме того, они не вправе проводить оперативно-розыскные мероприятия, отнесенные комментируемым Законом исключительно к компетенции органов, осуществляющих ОРД.