Летию со дня кончины посвящается.
Андреевский кавалер – Митрополит Киевский и Галицкий Флавиан
(Городецкий).
"В лице Митрополита Флавиана Россия похоронила искреннего, благородного и горячего Патриота. Он всей своей душой любил Россию. Он искренне, безраздельно, по-детски радовался ее радостям и болел ее страданиями".
Митрополит Киевский и ГалицкийФлавиан, в миру Николай Николаевич Городецкий, выдающийся русский Архиерей и монархист, последний в истории России Митрополит, Высочайше пожалованный Императорским орденом Святого Апостола Андрея Первозванного, появился на свет Божий в 14-й год Царствования незабвенного Государя Императора Николая I Павловича (1796-1855), 26 июля (8 августа) 1840 года в городе Орел, в семье дворянина.
Семья и образование.
Отец будущего Владыки Николай Городецкий – представитель старинного дворянского рода Симбирской губернии, выйдя в отставку, поселился в Орловской губернии.
На четвертом году от рождения отрок Николай лишился отца, а на десятом и матери. Оставшись сиротой, он, тем не менее, получил хорошее домашнее воспитание и образование в доме глубоко верующей тетушки своей.
Среднее образование Николай получил в Орловской гимназии, куда поступил сразу в четвертый класс в 1853 году.
По окончании курса учения в гимназии, Николай поступил в Императорский Московский Университет на юридический факультет, где с большим рвением занялся изучением юридических наук. Однако глубокая религиозная настроенность, приобретенная им еще с малых лет в семье тети и возвышенное стремление послужить просвещению народа, побудили Николая, при мысли о своем будущем, порвать связь с миром и его греховными влечениями.
|
А потому в 1861 году на последнем IV курсе Императорского Московского Университета неожиданно для многих Николай Городецкий оставил высшую школу и решил окончательно отдаться служению Христу и Святой Церкви.
Принятие иночества.
В том же году 21-летний Николай принял решение о пострижении в иноки.
Будущий монах пешком направился за 90 верст в Николо-Песношский монастырь, что в п. Луговом Дмитровского района Московской епархии, где назначен был на черные послушания при кухне и трапезной.
10 (23) декабря 1863 года 23-летний Николай Городецкий принят был в число штатных послушников знаменитого Симонова Успенского монастыря Москвы, основанного в 1370 году, где выполнял все самые тяжелые работы, а 23 декабря (5 января) 1864 года посвящен был в стихарь.
С глубоким христианским смирением исполнял Николай сначала черные работы, а затем назначен был на высшее послушание в храм, где в качестве пономаря обязан был также следить за чистотой храма и его утвари, вытирать пыль и сметать сор.
Отъезд в Италию.
В 1866 году Архимандрит Симонова монастыря Гурий (Карпов) (1814-1882) назначен был настоятелем Русской Посольской церкви в столице Королевства Италия г. Рим и предложил послушнику Флавиану сопровождать его в качестве частного секретаря.
Принятие пострига.
На 11-м году Царствования славного Государя Императора Александра II Николаевича «Освободителя» (1818-1881) 17 февраля (2 марта) 1866 года в возрасте 26-ти лет Николай принял постриг с именем Флавиан, в память о Святом исповеднике Патриархе Цареградском (V в.) Флавиане, память которого Церковь чтит 18 февраля (3 марта), а на следующий день инок Флавиан рукоположен был в чин иеродиакона.
|
Возвращение в Россию.
Вследствие перерыва сношений Русского правительства с Папским двором в понтификат Пия IX (1843-1878) по прошествии полутора месяцев Архимандрит Гурий и иеродиакон Флавиан оставили Рим и направились в Неаполь, а оттуда в Казань, куда Архимандрит Гурий назначен был на кафедру Епископа Чебоксарского, викария Казанской епархии, с поручением управления Спасо-Преображенским монастырем. Здесь в 1867 году иеродиакон Флавиан зачислен был в число названной обители и девятого (22) апреля рукоположен был в чин иеромонаха.
15 (28) февраля 1868 года по желанию Преосвященного Гурия в связи с переводом последнего на Симферопольскую кафедру, иеромонах Флавиан причислен был к составу братства Таврического Архиерейского дома, где поначалу выполнял он обязанности духовника, а затем эконома.
Также совершал он Богослужения и требы в Феодоро-Стратилатовской церкви г. Алушта, состоял с 23 марта (5 апреля) 1871 года инспектором классов и законоучителем Таврического епархиального женского училища, где безвозмездно преподавал географию.
В Пекинской Духовной миссии.
16 (29) октября 1873 года Флавиан получил в управление Бахчисарайский Успенский скит Таврической епархии, а шестого (19) июня того же года назначен был членом Православной Пекинской Духовной миссии, основанной Высочайшим Рескриптом Императора Петра I Алексеевича в июне 1700 года.
С Апостольской ревностью в течение десяти лет проходил Флавиан в языческом Китае миссионерское служение.
|
Прежде всего, с рвением занялся он изучением китайского языка как разговорного, так и письменного, исполняя при этом обязанности священнослужителя миссии. Затем, по поручению начальника миссии, принял на себя труд перевода на китайский язык богослужебных книг и книг религиозно-нравственного содержания, составляя в то же время и самостоятельные сочинения, полезные для дела миссии.
Иеромонах Флавиан перевел "Указание пути в Царство небесное" Митрополита Московского и Андреевского кавалера Иннокентия (Попова-Вениаминова) (1797-1879), "Краткое изложение христианской веры" духовного писателя и протоиерея Николая Ивановича Волобуева (1833-1894) и другие книги. Им также написано было немало самостоятельных сочинений, в том числе "Объяснение православного богослужения для китайцев".
Много потрудился иеромонах Флавиан и над приведением в порядок оставленных ему Архимандритом Палладием (Кафаровым) (1817-1878) материалов для китайско-русского словаря, впоследствии изданного, для чего потребовался год кропотливой работы. Впоследствии словарь был издан.
Успеху проповеди иеромонаха Флавиана содействовало отличное знание китайских верований, обычаев и нравов, продолжительные беседы с местными жителями.
Архимандрит миссии.
Православная паства в Китае увеличивалась с каждым годом и потому второго (15) октября 1879 года по синодальному определению иеромонах Флавиан назначен был на должность начальника Пекинской миссии с возведением в чин Архимандрита.
Благодаря его стараниям богослужение стало совершаться на китайском языке. Для большего успеха миссионерской деятельности Архимандрит Флавиан желал иметь в числе своих сотрудников духовных лиц из местных уроженцев, и в 1882 году отправился он в Японию к Преосвященному Николаю (Касаткину) (1836-1912) для представления китайца к рукоположению в священнический чин.
Десятилетнее миссионерское служение, полное всяких невзгод и лишений, утомило, самоотверженного труженика, и 25 октября (7 ноября) 1883 года в виду ослабленного здоровья Архимандрит Флавиан просил у Святейшего Синода необходимого отдыха и увольнения от службы с причислением в число братии Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры. Что и было исполнено.
Возвращение в Россию.
В 1884 году, в третий год Царствования Государя Императора Александра III Александровича «Миротворца» (1845-1894) по возвращении в Россию, Архимандрит Флавиан зачислен был в число братии Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры.
В чине Епископа.
20 января (2 февраля) 1885 года состоялось наречение, а второго (15) февраля 1885 года и хиротония Архимандрита Флавиана во Епископа Аксайского, викария Донской епархии.
29 июня (12 июля) 1885 года Преосвященный Флавиан перемещен был на кафедру Епископа Люблинского, викария Холмско-Варшавской епархии.
Хорошо узнавший и по достоинству оценивший его член Святейшего Синода Архиепископ Холмский и Варшавский Леонтий (1822-1893) получил в лице Епископа Флавиана деятельного и энергичного помощника.
В 1891 году Архиепископ Леонтий Высочайше поставлен был Митрополитом Московским, а 14 (27) декабря того же года последовало Высочайшее назначение Владыки Флавиана Епископом Холмским и Варшавским.
Здесь владыка вел борьбу с воинствующим католицизмом, высоко держа хоругвь Вселенского Православия. Его Архипастырские труды и личные качества обратили на себя внимание Верховной Императорской власти.