Сущность и основные условия законности и правопорядка




Федеральное государственное бюджетное

Образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Самарский государственный экономический университет»

 

Курсовая работа

по теории государства и права

на тему:

Гарантии законности: понятие и виды

 

Выполнил:

студент 1 курса гр. Юр-2,

Праздничкова Юлия Владимировна.

______________________ (подпись)

Проверил:

К.ю.н, доцент Коробова Александра Петровна

____________________(подпись)

Работа защищена

«__________» 2018 г.

Оценка__________________________

 

Самара 2018

План

Введение. 3

Глава 1. Теоретические основы гарантий законности. 5

1.1. Сущность и основные условия законности и правопорядка. 5

1.2. Понятие гарантий законности. 11

Глава 2. Основные виды гарантий законности. 15

2.1. Общие гарантии. 15

2.2. Специальные гарантии. 20

Заключение. 24

Список использованных нормативно-правовых актов и литературы.. 28

 

 

 

Введение

Законность – это фундамент нормального функционирования цивилизованного общества, каждого звена его политической и правовой системы. Охватывая своим воздействием наиболее важные сферы общественной жизни, законность вносит в него соответствующую гармонию, стремится к обеспечению справедливой дифференциации людей. Как устойчивое общественное явление, законность может возникать и в дальнейшем формироваться в рамках цивилизованного общества, которое способно реализовать реальное равенство граждан перед законом.

Такие условия в значительной мере организуются рыночными экономическими отношениями, в рамках которых, свобода частной собственности становится равной возможностью абсолютно для всех.

Например, обеспечить равенство в сфере производства материальных товаров и услуг, поставить производителей в одинаково выгодные условия - основная задача правового государства. Имущественное же неравенство создается не юридическими нормативно-правовыми актами, а естественными возможностями каждого человека. По этой причине, до тех пор, пока в обществе имеет место быть неравенство людей в сфере материальных и духовных ценностей, нельзя говорить об их равенстве перед законом, а, следовательно, и о законности.

Вопрос о гарантиях законности – наиболее сложная и самостоятельная проблема в рамках единой теории законности. Это то самое звено, которое трансформирует идею законности из сферы научных теорий и догадок в практическую сферу жизнедеятельности человека, общества и, соответственно, государства. Здесь проявляется все разнообразие аспектов законности, которые определяют содержание процесса упорядочения общественных отношений.

Объектом исследования в данной курсовой работе являются гарантии законности.

Предметом исследования в данной работе являются гарантии законности, в том числе, понятие и виды.

Цель работы – исследовать особенности юридической категории «гарантии законности».

Для достижения поставленной цели, нужно выполнить ряд следующих задач:

· Исследовать сущность и основные условия законности и правопорядка;

· Изучить понятие гарантий законности;

· Рассмотреть основные виды гарантий, в том числе, общие и специальные.

Методологической основой исследования являются следующие общенаучные методы: индукция, дедукция, анализ, метод единства исторического и логического, синтез, а также метод научной абстракции.

 

 

Глава 1. Теоретические основы гарантий законности

Сущность и основные условия законности и правопорядка

Законность - понятие многоаспектное. Это и принцип деятельности органов государственной власти, и, своего рода. политико-правовой режим жизни общества, и требование строгого соблюдения действующего законодательства.

Под законностью необходимо, в первую очередь, понимать не законодательные акты, не их совокупность и даже не управление обществом при помощи принимаемых нормативно-правовых актов. Нельзя отождествлять законность ни с деятельностью людей, ни с их правомерными (или, наоборот, неправомерными) поступками, ни с их взаимоотношениями, которые развиваются, как раз-таки, на основании законодательства. Необходимо отметить, что, таким образом, мы будем отождествлять законность с правопорядком.[1]

Законность - ϶ᴛᴏ целая совокупность многообразных, но одноплановых требований, которые, так или иначе, связаны с отношением к законодательству и претворению их в жизнь:

· точное и неуклонное соблюдение законов всеми, кому они адресованы;

· соблюдение законодательной иерархии;

· никто не может отменить закон, кроме органа, издавшего его.

Законность подразумевает под собой совокупность требований, за отступление от которых неукоснительно последует юридическая ответственность, по которой можно уже говорить о состоянии режима законности.

Требования, которые составляют законность, могут быть сформулированы непосредственно в законах, провозглашаться официальными властными органами и структурами или выражаться еще каким-либо образом. В случае, если они только провозглашаются, но не исполняются, в таком случае законность будет формальной.

В случае, если требования законности осуществляются в практической деятельности, то законность можно считать реальной.

Существует конкретная взаимосвязь государства и законности, что особенно демонстрируется в органическом объединении режима законности с демократическим порядком, с деятельностью правового государства. В таком государстве доминируют законодательные органы, а граждане видят собственное назначение в проведении законов в жизнь.

Законность, как политико-правовой режим демократического государства подразумевает такой образ взаимодействия органов государственной власти с населением, при которой, поведение базируется на основании закона, обязанность соблюдать законы лежит на обеих сторонах, а юридическая обязанность за невыполнение следует неотвратимо, вне зависимости от расположения властвующего или подчиненного субъекта.

Взаимосвязь законности с демократией состоит в следующем: непосредственно законы и требования их соблюдения демонстрируют волю большинства народа, что проведение в жизнь законов происходит под народным контролем.

Законность, в свою очередь, служит утверждению демократического режима, так как призвана охранять демократические права граждан и их объединений, обеспечивать приоритетное значение парламентских актов.[2]

В целях понимания законности, как важнейшего неотъемлемого качества системы права в целом, особого состояния общественной и государственной жизни, режима функционирования правового государства, действительно существенное значение имеет содержательная характеристика непосредственно правовых норм.

Внутренне содержание законности составляет не наличное законодательство (даже если оно совершенно с позиции законодательной техники), а то законодательство, которое наиболее адекватным путем воплощает важнейшие правовые принципы, общечеловеческие идеалы и ценности, острые потребности и интересы человека, объективные тенденции социального прогресса.

Законность означает идею, требование и режим реального выражения права в законах, разработанных и принятых органами государственной власти, непосредственно в законотворчестве, в подзаконном нормотворчестве. Нарушением законности можно считать принятие какого-либо ведомственного акта (приказа, инструкции, положения и т.д.), который находится в прямом противоречии с законом.

Законность - исполнение конкретно закона, как высшего акта, принятого законодательным органом государственной власти. Из данного тезиса выявляется и прямая необходимость соблюдения и исполнения подзаконных актов, соответствующих законам, изданным на основании закона, в соответствии с законом и во исполнение закона.[3]

Система защиты законности включает в себя следующие процедуры:

· выявление нарушений правовых норм и иных законодательных актов в правотворчестве и в правоприменении;

· немедленное пресечение выявленных правонарушений;

· приведение в действие средств и методов защиты права и закона, а также восстановление права и правопорядка;

· привлечение к ответственности должностных лиц, которые были виновны в нарушениях права и закона.

В качестве принципов законности можно назвать следующие идеи: единство, всеобщность, верховенство закона, недопустимость противопоставления законности, целесообразности и справедливости.

Всеобщность законности подразумевает обязательность требования неукоснительного подчинения нормам права всех правовых субъектов: граждан, организаций, органов государственной власти.

Единство законности говорит о том, что, несмотря на некоторые локальные особенности, должно иметь место одинаковое, единое понимание всех нормативных предписаний.

Верховенство закона предполагает соответствие законам всех подзаконных нормативно-правовых и правоприменительных актов.

Единство законности, целесообразности и справедливости должно быть заложено непосредственно в содержании нормативно-правовых актов в процессе их разработки.

Можно также выделить основные свойства законности:

· общеобязательность требований законности абсолютно для всех субъектов правовых отношений;

· причинно-следственная связь между социально-нравственными и государственными процессами;

· высокая степень абстрактности и системности, что, в свою очередь, может объясняться целой совокупностью обобщаемых ϶данной категорией политико-правовых явлений;[4]

· объективность, как прямое следствие перечисленных ранее черт.

Правопорядок - ϶ᴛᴏ процесс соблюдения, исполнения, использования и применения законов и иных подзаконных актов, результат воплощения законности в рамках реальных общественных отношений.

Его еще можно охарактеризовать, как совокупность правовых отношений, которые складываются на основании законности, как порядок в отношениях людей, базирующийся, в свою очередь, на законах и их строгом исполнении.[5]

Правовой порядок является составной частью общественного порядка. Общество - система экономических, социальных, политических, профессиональных, семейных, дружеских отношений, которые тесно взаимосвязаны между собой, они постоянно меняются, взаимодействуют между собой. Под воздействием социальных норм в обществе образуется определенный общественный порядок.

Иначе говоря, общественный порядок - ϶ᴛᴏ конкретные качества системы общественных отношений, которые состоят в такой упорядоченности социальных связей, которая в состоянии обеспечить согласованность и ритмичность развития общественной жизни, беспрепятственную реализацию субъектами общественных отношений собственных прав и обязанностей, а также защищенность их обоснованных интересов, общественное и личное спокойствие.

Правопорядок – составной элемент, определенное качество общественного порядка.

Правопорядок в обществе может быть достигнут только в том случае, когда деятельность всех правовых субъектов будет правомерной, когда надлежащим образом будут осуществляться субъективные права и исполняться юридические обязанности, то есть когда субъекты права буду совершать обязательные или дозволенные действия, либо воздерживаться от совершения запрещенных действий.

Правопорядок складывается во время исполнения правовых норм, ϶ᴛᴏ, можно сказать, результат осуществления законности. Устойчивость, стабильность правопорядка обеспечивается реальным осуществлением требований законности.

Формирующаяся в процессе реализации правовых норм внутренне согласованная система субъективных прав и обязанностей составляет содержание правопорядка.

Для правопорядка свойственно совпадение действительного поведения людей их правам и обязанностям. Не стоит также забывать, что наиболее важной основой правового порядка будет наличие его гарантий в форме законности для реального осуществления субъективных прав граждан и обеспечение исполнения правовых обязанностей.

Законность и правопорядок – однопорядковые категории, однако не тождественные. В том случае, если законность организует условия, которые необходимы для эффективного воздействия правовых норм на общественные отношения, то правопорядок будет представлять собой реализацию права в данных условиях.

Правопорядок, как важнейшая функция государства - это деятельность, направленная непосредственно на охрану установленного законодательством общественного порядка, то есть деятельность по борьбе с правонарушениями и наказанию нарушителей права.

Важно также отметить, что, в то же время, государство должно стремиться к обеспечению наиболее оптимальных условий для функционирования правовых институтов, беспрепятственного осуществления всеми субъектами (гражданами, должностными лицами, различными учреждениями, предприятиями) их соответствующих прав и обязанностей.[6]

Функция охраны правового порядка реализуется всеми органами государственной власти, в целом аппаратом государственного управления. Кроме того, в целях наиболее успешной реализации названной функции, государством создается в государственном аппарате система специальных органов - суд, прокуратура, органы юстиции, нотариат и т.д.

Правоохранительные органы не просто занимаются охраной правового порядка, но еще и поддерживают его, активным образом воздействуют на развитие и совершенствование отношений в обществе. Их цель - не дожидаться совершения правонарушений, а организовывать необходимые условия, которые исключали бы противоправные действия, стимулировали правомерное поведение.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: