Понятие гарантий законности




Режим законности предполагает предоставление равных прав и предъявление единых требований ко всем гражданам, иными словами, реализация принципа равенства перед законом. Конечно же, его реализация в жизнь способствует закреплению в человеческом сознании важнейших социальных ценностей, например, государственный авторитет, социальная справедливость и т.д.

Режим законности предполагает также существование и действие твердых гарантий исполнения содержащихся в правовых нормах предписаний. Мало разработать и принять какой-либо нормативно-правовой акт, необходимо еще создать механизм, которые бы обеспечил его претворение в жизнь, реализацию норм права, порядок обжалования неправомерных действий должностных лиц, защиты прав граждан.

Именно такая модель поведения, которая описана в норме, будет восприниматься, как закрепление действительных возможностей, обеспеченных, в то же время, государством.[7]

Гарантии законности - систематизированные объективно сложившиеся факторы и специально предпринимаемые меры упрочения режима точного и неуклонного воплощения требований закона в действительность.

Выделяют следующие виды гарантий:

· правовые;

· политические;

· культурные;

· экономические.

К числу правовых можно отнести следующие гарантии: совершенствование законодательства, надзорно-контрольные мероприятия, меры защиты, меры ответственности.

Действенность гарантий может быть достигнута лишь в их взаимосвязи, в их единстве, в системе. Реализация законности является целой системой мер, которые направлены на профилактику нарушений законности и ее упрочение.

Профилактика нарушений законности означает поиск причин и условий нарушений режима законности, ликвидация указанных причин и условий, ликвидация всех отрицательных факторов, явлений и процессов, которые когда-то ведут к нарушениям законности.

Упрочение законности предполагает становление и дальнейшее совершенствование, развитие гарантий законности в деятельности органов государственной власти, должностных лиц.[8]

Организация системы обеспечения законности в рамках деятельности органов государственной власти включает в себя:

· анализ нарушений законности;

· выявление причин и условий их совершения;

· разработку соответствующих мер по профилактике нарушений права;

· постоянное совершенствование мер защиты законности в рамках деятельности органов государственной власти;

· разработку необходимых мер по укреплению законности: совершенствование служебной подготовки, управленческой деятельности;

· формирование практически реализуемых навыков и умений обеспечения законности в процессе исполнения служебных обязанностей.

Обеспечение законности тесным образом взаимосвязано с общей задачей укрепления российской государственности. Важное значение имеют мероприятия, которые направлены на борьбу с преступными действиями.[9] Обеспечение законности в российском обществе и преодоление высокого уровня преступности, в том числе, организованной, практически невозможно без разрешения наиболее глобальных, крупных социальных и экономических задач.

Необходимо сократить уровень дифференциации населения - огромный разрыв между богатыми и бедными слоями населения, минимизировать уровень безработицы, реализовать исполнение наиболее важных социальных программ и мероприятий – иными словами, устранить фундамент роста преступности и нарушений законности.

Гарантии законности и правопорядка будут одной из задач реализуемой правовой реформы.

Так, большие надежды связаны с обновлением правовой базы организации и деятельности судов и органов юстиции. Эти правоохранительные органы должны занять ведущее место в системе правоохранительных органов.

Правовая реформа предполагает применение следующих методов обеспечения законности:

· обеспечение системы прав человека и гражданина в законодательном порядке;

· постепенное упрочение и защита конституционного строя;

· проведение реформ в сфере государственного управления;

· координация правотворческой деятельности Российской Федерации и ее субъектов;

· проведение реформы местного самоуправления;

· развитие системы правового воспитания, образования и юридической науки;

· организация правовой экспертизы и т.д.

 

Глава 2. Основные виды гарантий законности

Общие гарантии

Общие условия (общие гарантии) - объективные (экономические, политические и т.д.) условия общественной жизни, в рамках которых реализуется правовое регулирование. Понятно, что общественная жизнь, ее правовое регулирование происходит не в вакууме, а при определенных условиях.

Одни из них, так или иначе, способствуют повышению эффективности права, его реализации, другие - затрудняют правовое регулирование, снижают его эффективность. Первые и определяются как гарантии законности, то есть как условия, призванные обеспечить ее претворение в жизнь. Анализ данных условий имеет колоссальное значение.

Речь идет о том, чтобы выделить из условий общественной жизни именно те, которые будут способствовать укреплению законности, создавать предпосылки для их дальнейшего развития и воздействия на людей, а также через использование необходимых организационных мер, специальных средств устранять действие отрицательных факторов.

К общим гарантиям (условиям) относятся экономические, политические, идеологические, социальные и правовые.

Экономические условия - это уровень экономического развития общества, способ организации системы хозяйствования. Они прямо и косвенно воздействуют на состояние законности.

Условиями, стремящимися обеспечить законность, в данном случае выступают такие факторы, как уровень организованности экономической сферы, ритмичная работа всей хозяйственной системы, постоянный рост производительности труда и объемов производимой продукции, степени стабильности и устойчивости денежной системы и т.д.

И, с другой стороны,, в рамках нестабильной экономической системы, падение производства, разрыв хозяйственных связей, инфляционные процессы, рост уровня цен, усиливается напряженность в обществе, что, впоследствии, приводит к анархии, дезорганизации, росту числа правонарушений, то есть к снижению законности.

Главное политические условие стабильной законности - сильная государственная власть, олицетворяемая соответствующими органами власти. Сила власти государства определяется не размером армии или силовых структур, не контролем и степенью воздействия репрессивного аппарата.

Сильная государственная власть - это устойчивая, легитимная, пользующаяся, при этом, общественной поддержкой власть, которая способна произвести реализацию принимаемых правовых предписаний.

В условиях неорганизованности деятельности государственно-властных структур, постоянной борьбы за должности, неспособности государства реализовать собственные веления, расцвета бюрократизма, коррупционных настроений, законность не только не укрепляется, но, напротив, разрушается, причем, до опасного предела.

Не менее важным условием укрепления государства (а, соответственно, и укрепления законности) является демократический режим.

Демократическое государство – это не слабая, аморфная власть. Это система сильной и, при этом, ответственной перед гражданами данной страны власти, которая основана на демократических принципах формирования и функционирования.

В таких условиях демократического (а не тоталитарного или же авторитарного) режима имеет место быть демократическое, гуманное законодательство и его эффективная реализация.

Идеологические условия. Состояние законности во многом зависит от уровня политической, правовой и общей культуры граждан. В том числе, законность предполагает такой уровень правовой культуры, в рамках которого уважение к правовым нормам, закону представляет собой личное убеждение отдельного человека, причем, не только обычного гражданина, но, в первую очередь, служащего какой-либо государственной структуры, правоприменителя, законодателя.

Необходимый уровень культуры обеспечивается применением правовой пропаганды, четкой системой воспитания у граждан высоких нравственных качеств, чувства патриотизма, ответственности, права и законности.

В условиях разложения системы воспитания идеологический вакуум, как правило, заполняется чуждыми обществу взглядами, которые негативным образом воздействуют на уровень дисциплины, организованности, законности (распространение порнографических материалов, культ силы в межличностных отношениях, вседозволенность на пути к обогащению и т.д.).

Социальные условия. Законопослушание граждан, их уважение к законодательству, реализация его предписаний во многом определяется положением, которое сложилось в социальной сфере.

Развитая система социальных услуг, высокий уровень и качество жизни населения, минимальный уровень безработицы, государственная защита социально незащищенных слоев населения - важнейшие условия укрепления законности.

И, с другой стороны, снижение уровня качества и уровня жизни, повышение уровня безработицы, стоимости жизни прямо сказывается на уровне законности, провоцирует граждан на поиск незаконных путей обогащения, обход действующего законодательства, порождает национальные и социальные конфликты.

Правовые условия. Состояние законности как политико-правового явления обусловливается состоянием правовой системы и непосредственно норм права, системы законодательства. Именно законодательство представляет собой фундамент, нормативную базу законности, определяет ее внутренний характер. В том числе, детально разработанная система римского права, его кодификация определили и высокий уровень законности в сфере имущественных отношений в Древнем Риме.

В целях обеспечения необходимого уровня законности, законодательство должно отвечать объективным потребностям и быть совершенным в техническом плане. В рамках его формирования необходимо применять современный юридический инструментарий, оно должно располагать четкой структурной организацией, а также базироваться на современных прогрессивных принципах.

Неточные, расплывчатые формулировки, множество пробелов, явные противоречия в законодательстве в дальнейшем неизбежно приведут к нарушению правовых предписаний, ущемлению законности. Только вот, для обеспечения режима законности достаточно важное значение имеет не столько формально-юридическая, техническая, сколько внутренняя содержательная сторона права, действующего законодательства.

В первую очередь, законодательство лишь тогда может являться основанием, своего рода, фундаментом законности, когда оно является подлинно «правовым», когда в нем находят свое отражение гуманистические идеи и взгляд, закрепляются естественные права человека и гражданина, когда оно соответствует основополагающим принципам международного права.[10]

Кроме объективных условий на состояние законности оказывают воздействие и соответствующие субъективные факторы (гарантии законности). Среди них можно отметить состояние правовой науки, полноту и развитие в рамках нее прогрессивных гуманистических идей, положений, научно-теоретических конструкций.

Так, например, функционирование советского государства до 1960-х гг. основывалось на марксистской концепции, в соответствии с которой, социалистическое государство по своей сущности являлось государством диктатуры пролетариата.

Диктатура - власть, которая не связана никакими законами. В рамках таких условий вполне можно объяснить и даже осознать неизбежность нарушение законности, ущемления прав и свобод населения, отступление от законодательных требований ввиду «революционной целесообразности», необходимости подавления сопротивления свергнутых классов и т.д.

Проявлениям полного беззакония и произвола в деятельности органов государственной власти способствовали соответствующие теоретические положения об усилении классовой борьбы в рамках становления социализма, об отмирании государства, как важнейшего института, о сокращении области правового регулирования.

С другой стороны, реализуемая в последние годы научно-теоретическая разработка идеи правового государства, внедрение ее положений в законодательную и правоприменительную практику дает возможность укрепить законность.[11]

Уровень законности напрямую зависит от эффективности деятельности политического руководства, правильного избрания лидерами политической деятельности доминирующих приоритетов в рамках принятия важнейших политических решений, степенью готовности и умения соответствующих органов и должностных лиц вести борьбу за укрепление законности.

К примеру, в соответствии со ст. 80 Конституции РФ, Президент РФ является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. Конечно же, от характера и направлений его деятельности в деле укрепления законности во многом зависит ее состояние.

 

 

Специальные гарантии

Специальные средства обеспечения законности - юридические и организационные средства, которые предназначены исключительно для обеспечения законности.

Юридические средства (гарантии) – целая совокупность закрепленных в законодательстве средств, а также организационно-правовая деятельность по их реализации, направленная на обеспечение законности, осуществление и защиту прав и свобод человека и гражданина без каких-либо препятствий.

Это, в первую очередь, юридически опосредованная деятельность специальных государственных структур охраны общественного порядка. Среди юридических гарантий можно выделить следующие.[12]

Средства обнаружения правонарушений. К ним можно отнести деятельность органов прокуратуры, предварительного расследования, Конституционного Суда РФ и т.д.

Данные гарантии тесно связаны с деятельностью компетентных органов, направленных на выявление правонарушений в целях их дальнейшего пресечения и устранения негативных последствий. Некоторые гарантии взаимосвязаны с деятельностью граждан. Таково, к примеру, конституционное право на обжалование незаконных действий органов и должностных лиц в суд.

Средства предупреждения правонарушений - закрепленные в законодательном порядке средства, которые, в свою очередь, позволяют предотвратить вероятные правонарушения.

К примеру, ст. 373 ТК РФ предусматривается, что расторжение трудового договора с работником (являющимся членом профсоюза) по инициативе администрации, в указанных в законодательстве случаях возможно лишь с учетом мотивированного мнения профсоюзного органа.

Такое законодательное решение ставит перед собой цель - предупредить возможное нарушение со стороны работодателя трудовых прав работника, не допустить незаконного увольнения. В качестве предупредительных мер можно также выделить такие средства, как досмотр багажа в аэропорту, таможенный досмотр и т.д.

Меры пресечения нарушений норм права применяются лишь в тех случаях, когда действительно необходимо в принудительной форме приостановить противоправные деяния. Это, например. задержание, обыск, приостановка производственной деятельности предприятия в связи с грубым нарушением требований противопожарной безопасности и т.д.

К мерам защиты и восстановления нарушенных прав, устранения прямых последствий правонарушений можно отнести принудительное взыскание алиментов на содержание ребенка, восстановление на работе уволенного в незаконном порядке, изъятие имущества из чужого незаконного владения и т.д.[13]

Юридическая ответственность – одно из важнейших и наиболее необходимых средств обеспечения законности, при этом, его эффективность определена не жестокостью, а неотвратимостью наказания.

Среди юридических гарантий важную роль играют процессуальные гарантии. Процесс - форма функционирования законодательного акта, поэтому реальную жизнь закрепленные в формальном порядке права и свободы могут получить, только имея процессуальное обеспечение, четкий порядок реализации.

Совершенно справедливо можно гордиться масштабом правового статуса личности, который закреплен в Конституции Российской Федерации. Только вот, это не предоставляет оснований закрывать глаза на явные недостатки правового механизма реализации данных прав, их обеспечения и защиты.[14]

Наконец, важнейшая гарантия законности - правосудие - деятельность судов, которая производиться через рассмотрение гражданских и уголовных дел для дальнейшего комплексного укрепления законности.

Кроме юридических средств, специальные гарантии включают в себя и организационные средства.

К ним можно отнести разного рода мероприятия организационного характера, которые специально направлены на повышение эффективности деятельности по обеспечению законности.

Это, к примеру, различные кадровые, организационные меры по организации условий нормального функционирования юрисдикционных, контрольно-надзорных и правоохранительных органов, образование в их внутренней структуре отдельных подразделений (для борьбы с организованной преступностью, коррупционными преступлениями, распространением наркотических веществ и т.д.).[15]

Еще раз подтверждая роль юрисдикционных и правоохранительных органов в процессе реализации законности, нельзя преувеличить их значение, так как степень эффективность их деятельности во многом определена объективными условиями.[16]

Лишь целенаправленная работа общества и органов государственной власти по постепенному непрерывному совершенствованию объективных условий, эффективное применение специфических средств, совершенствование законодательной базы предоставят возможность обеспечить устойчивую законность и стабильный правопорядок - основу нормальной жизнедеятельности общества.

 

Заключение

Законность – это фундамент нормального функционирования цивилизованного общества, каждого звена его политической и правовой системы.

Вопрос о гарантиях законности – наиболее сложная и самостоятельная проблема в рамках единой теории законности. Это то самое звено, которое трансформирует идею законности из сферы научных теорий и догадок в практическую сферу жизнедеятельности человека, общества и, соответственно, государства. Здесь проявляется все разнообразие аспектов законности, которые определяют содержание процесса упорядочения общественных отношений.

Цель работы – исследовать особенности юридической категории «гарантии законности», на мой взгляд, полностью выполнена.

Под законностью необходимо, в первую очередь, понимать не законодательные акты, не их совокупность и даже не управление обществом при помощи принимаемых нормативно-правовых актов. Нельзя отождествлять законность ни с деятельностью людей, ни с их правомерными (или, наоборот, неправомерными) поступками, ни с их взаимоотношениями, которые развиваются, как раз-таки, на основании законодательства. Необходимо отметить, что, таким образом, мы будем отождествлять законность с правопорядком.

Законность - ϶ᴛᴏ целая совокупность многообразных, но одноплановых требований, которые, так или иначе, связаны с отношением к законодательству и претворению их в жизнь: точное и неуклонное соблюдение законов всеми, кому они адресованы; соблюдение законодательной иерархии; никто не может отменить закон, кроме органа, издавшего его.

Правопорядок - ϶ᴛᴏ процесс соблюдения, исполнения, использования и применения законов и иных подзаконных актов, результат воплощения законности в рамках реальных общественных отношений. Его еще можно охарактеризовать, как совокупность правовых отношений, которые складываются на основании законности, как порядок в отношениях людей, базирующийся, в свою очередь, на законах и их строгом исполнении.

Законность и правопорядок – однопорядковые категории, однако не тождественные. В том случае, если законность организует условия, которые необходимы для эффективного воздействия правовых норм на общественные отношения, то правопорядок будет представлять собой реализацию права в данных условиях.

Режим законности предполагает предоставление равных прав и предъявление единых требований ко всем гражданам, иными словами, реализация принципа равенства перед законом. Режим законности предполагает также существование и действие твердых гарантий исполнения содержащихся в правовых нормах предписаний.

Гарантии законности - систематизированные объективно сложившиеся факторы и специально предпринимаемые меры упрочения режима точного и неуклонного воплощения требований закона в действительность.

Выделяют следующие виды гарантий: правовые; политические; культурные; экономические.

Гарантии законности и правопорядка будут одной из задач реализуемой правовой реформы. Так, большие надежды связаны с обновлением правовой базы организации и деятельности судов и органов юстиции. Эти правоохранительные органы должны занять ведущее место в системе правоохранительных органов.

Общие условия (общие гарантии) - объективные (экономические, политические и т.д.) условия общественной жизни, в рамках которых реализуется правовое регулирование. К общим гарантиям (условиям) относятся экономические, политические, идеологические, социальные и правовые.

Экономические условия - это уровень экономического развития общества, способ организации системы хозяйствования. Они прямо и косвенно воздействуют на состояние законности.

Условиями, стремящимися обеспечить законность, в данном случае выступают такие факторы, как уровень организованности экономической сферы, ритмичная работа всей хозяйственной системы, постоянный рост производительности труда и объемов производимой продукции, степени стабильности и устойчивости денежной системы и т.д.

Главное политические условие стабильной законности - сильная государственная власть, олицетворяемая соответствующими органами власти.

Идеологические условия. Состояние законности во многом зависит от уровня политической, правовой и общей культуры граждан. В том числе, законность предполагает такой уровень правовой культуры, в рамках которого уважение к правовым нормам.

Социальные условия. Законопослушание граждан, их уважение к законодательству, реализация его предписаний во многом определяется положением, которое сложилось в социальной сфере.

Правовые условия. Состояние законности как политико-правового явления обусловливается состоянием правовой системы и непосредственно норм права, системы законодательства.

Специальные средства обеспечения законности - юридические и организационные средства, которые предназначены исключительно для обеспечения законности.

Юридические средства (гарантии) – целая совокупность закрепленных в законодательстве средств, а также организационно-правовая деятельность по их реализации, направленная на обеспечение законности, осуществление и защиту прав и свобод человека и гражданина без каких-либо препятствий.

Это, в первую очередь, юридически опосредованная деятельность специальных государственных структур охраны общественного порядка. Среди юридических гарантий можно выделить: средства обнаружения правонарушений; средства предупреждения правонарушений; меры защиты и восстановления нарушенных прав; юридическая ответственность.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: