Практическое занятие №4 «Словарный состав русского языка в динамическом аспекте»




Сборникзаданий для практических занятий по учебной дисциплине «Русский язык и культура речи»

на 2015-2016 уч. год, заочное отделение (Сост. Канева Ю.С.)

Практическое занятие №1 «Функции языка»

Задание 1. Определите, какие функции языка реализуются в следующих словах и высказываниях.

а) Крыжовка (вывеска на здании железнодорожной станции).

б) Переучет (табличка на двери магазина).

в) Здравствуйте. Меня зовут Сергей Александрович (учитель, входя в класс).

г) Равносторонний прямоугольник называется квадратом (из учебника).

д) «Я в среду не приду на тренировку, не смогу». – «Надо, Федя, надо» (из разговора на улице).

е) Чтоб ты провалился, пьянчуга проклятый! (из квартирной перебранки).

ж) Я изучил науку расставанья В простоволосых жалобах ночных (О.Мандельштам).

Задание 2. Прокомментируйте следующий диалог двух персонажей романа М.Твена «Приключения Гекльберри Финна».

–...А вот если подойдет к тебе человек и спросит: «Парлевуфрансе?» – ты что подумаешь?

– Ничего не подумаю, возьму и тресну его по башке...

Какие языковые функции «не срабатывают» в данном случае?

Задание 3. Каково ваше отношение к высказываниям Д.С.Лихачева о языке? Что говорит автор о связи языка и мышления? О какой функции языка идёт речь в данном тексте?

Самая большая ценность народа - его язык, на котором он говорит, пишет, думает. Думает! Это надо понять досконально, во всей многозначности этого факта. Ведь это значит, что вся сознательная жизнь человека проходит через родной ему язык. Эмоции, ощущения только окрашивают то, что мы думаем, или подталкивают мысль в каком-то отношении, но мысли наши все формируются языком.

В целом следует помнить: нет мысли вне её выражения в языке и поиске слова – это, в сущности, поиски мысли. Неточности языка происходят прежде всего от неточности мысли.


Практическое занятие №2«Фонетически трудные случаи в русском языке»

Задание 1. Запишите транскрипцией, как произносится «е» и стоящий за ней согласный в приведённых ниже словах. Например: афера - а[ф`э]ра.

Басс е йн, безнад е жный, бизн е с, бут е рброд, быти е, ист е кший п е риод, ист е кший кровью, компьют е р, недоум е нный, новорожд е нный, оп е ка, отцв е тший, Од е сса, плат е жеспособный, прин е сший, прируч е нный, про е кт, свит е р, т е зис, т е мп, т е ннис, т е рмин, т е рмодинамика, т е рмос, тонн е ль, шин е ль, юриспруд е нция.

 

Задание 2. Аналогично запишите транскрипцией произношение сочетания «чн» в данных словах.

Булочная, будничный, молочный, селедочница, нарочно, горничная, сливочный, непорядочный, прачечная, сливочный, Ильинична, подсвечник, конечно, войлочный, скучно, девичник, пустячный, молочница, гречневый, яичница, скворечник, беспорядочный, перечница, ячневая.

 


Практическое занятие №3 «Заимствованные слова в современном русском языке»

Задание 1. Определите язык-источник и назовите (выделите при письме) его признак.Например: набат – из тюркских языков (наблюдается сингармонизм, т.е. гармония гласных); психология – из греческого языка (научный термин; сочетание пс, морфема -лог-).

Ангел, пудинг, фотография, аркан, лексикология, портмоне, штанга, митинг, халат, буржуа, аквариум, карман, вакуум, кафе, бизнесмен, штаб, менуэт, паштет, капюшон, карандаш, бутерброд, радиус, шпроты, сундук, свитер, вуаль, штиль, география, компьютер, сарафан, репертуар, телефон, джаз, епископ, миксер, ажиотаж, штрудель.

Задание 2. Приведите к данным русским словам старославянские параллели и укажите их характерные признаки.

Молочный, середина, молодой, выгнать, одежа, ворота, выбрать, короткий, осень, невежа, волосы, меж, волочить, чужой, дерево, олень, вожак, хоронить, волость.

Практическое занятие №4 «Словарный состав русского языка в динамическом аспекте»

Задание 1. Разграничьте историзмы и архаизмы.

Мушкет, глас ‘голос’, гренадер, усталь ‘усталость’, клавикорды, разменяться ‘обменяться’, вельможа, чтец ‘читатель’, галстух ‘галстук’, идол ‘кумир’, выспрь ‘вверх’, лебедь (ж.р.), виктория ‘победа’, приуготовляться ‘приготовляться’, нигилист, вспрянуть ‘воспрянуть’, зане ‘так как’, человечество ‘человечность, гуманность’, камо ‘куда’, брань ‘битва’, посадский, ключница, бурмистр, зреть ‘смотреть’, пашпорт ‘паспорт’, буде ‘если’, глаголать ‘говорить’, сласть ‘сладость’, вече, рояль (ж.р.), инда ‘даже’, врать ‘рассказывать’, холоп, вельми ‘очень’, скрипица ‘скрипка’, ратник, цитовать ‘цитировать’, барщина, булава, тать ‘вор’, зала ‘зал’, гувернёр, миллионщик ‘миллионер’, зерцало ‘зеркало’, живот ‘жизнь’, ворог ‘враг’, ответствовать ‘отвечать’, футуризм.

Задание 2. Разграничьте лексику специальную (определить термины и профессионализмы), диалектную, социально-групповую (в данных примерах – жаргонную).

Лазер, чайкю ‘чайку’, стукач ‘доносчик, предатель’, хвороба ‘болезнь’, сором ‘срам’, живот ‘пожитки’, раскадровка ‘разбивка эпизодов фильма на кадры’, исделать ‘сделать’, кибернетика, изотопы, хилять ‘идти’, семантика, курник ‘пирог с курицей’, койко-место, фрайер ‘мелкий, неопытный вор’, идеология, шпоры ‘шпаргалки’, диахрония, лукать ‘бросать’, кочет ‘петух’, мышление, диссимиляция, бодрый ‘нарядный’, гуска ‘гусыня’, чуда ‘чудо’.

Практическое занятие №5

«Экспрессивно-стилевая дифференциация в русской лексике»

Задание 1. Разграничьте слова нейтральные (межстилевые), письменно-книжные и устно-разговорные.

Гусар, лира, коррида, кручина, голодранец, кричать, создать, нейтралитет, забулдыга, теперь, галдеть, сердце, уста, грядущий, мистер, мировоззрение, карандаш, бахвалиться, отнимать, оболтус, вызвать, хрустальный, дурёха, уведомить, приказ, аффикс, референдум, боярин, отчизна, леди.

Задание 2. Составьте предложения с данными словами так, чтобы они выступали и как нейтральные, и как стилистически окрашенные.

Фонарь, копать, сухарь, клюнуть, дойти.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-09-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: