Общественно- политические движения в России во 2/2 XIX в.: направления, характер, особенности




В общественно-политическом движении пореформенной России можно выделить три направления:

1. консервативное, представители которого противились всяким изменениям и негативно оценивали реформы 60 - 70-х гг. XIX в., ратовали за их пересмотр;

2. либерально-оппозиционное, сторонники которого полностью поддерживали реформаторский путь, стремились к дальнейшим политическим преобразованиям;

3. радикально-революционное, представители которого действовали в глубоком подполье и пытались, как правило, насильственным путем изменить общественно-политический строй страны на основе учения о социализме.

Российский консерватизм объединил в основном высший слой служилой бюрократии и окружение царя, значительную часть дворянства и духовенства, генералитета армии. В руках консерваторов была государственная власть, поэтому многие их идеи находили воплощение в политике правительства. К началу XX в. произошла трансформация консервативного течения в правительственный лагерь. Виднейшими идеологами и проводниками консерватизма в России были известный государственный деятель, юрист К.П.Победоносцев; публицист, в молодости примыкавший к либеральному течению, М.Н.Катков; генерал-адъютант, министр императорского двора и уделов И.И.Воронцов-Дашков; граф, дипломат, генерал от инфантерии Н.П.Игнатьев и др. Идеалом консерваторов являлось "живое народное самодержавие" в духе допетровских времен. Некоторые даже предлагали перенести столицу из развращенного либеральными идеями Петербурга обратно в Москву.

Сущность российского консерватизма проявилась в травле крупнейших российских писателей Л.Н.Толстого, Н.С.Лескова, Ф.М.Достоевского, философа В.С.Соловьева. Эти люди не были противниками режима, но консерваторам была невыносима их свободная мысль и широкая популярность. Свои взгляды сторонники этого течения пропагандировали через церковь, печать и школы, причем не светские, а церковноприходские. По экономическим взглядам консерваторы были противниками свободы торговли. Они настаивали на усилении контроля государства над частными предпринимателями и развитии тех отраслей промышленности, в которых заинтересовано правительство. В аграрном вопросе они отстаивали меры по защите помещичьего землевладения, укреплению экономического положения дворян путем предоставления правительством различных льгот, сохранения полукрепостнического положения крестьянства и упрочения общинного устройства деревни. Реакционная политика консерваторов прервала путь реформ и стала одной из причин, ускоривших революционный взрыв.

Либерально-оппозиционное движение противостояло консерватизму и ставило целью постепенно изменить самодержавно-бюрократический режим, превратить Россию в правовое государство, основанное на принципах политической свободы и равноправия граждан. В центре внимания либеральных политических течений был человек с его индивидуальными особенностями и потребностями, раскрепощение личности, свобода совести, экономической и политической деятельности. Как правило, либералы выступали против революционных методов борьбы за свои интересы, отстаивали законный и эволюционный путь преобразований, компромисса в политике, уважительное отношение и терпимость к другим взглядам и идеям.

В России второй половины XIX в. не было либерально-оппозиционной партии. Кружки либерально настроенной интеллигенции группировались вокруг земств, многие из которых постепенно превращались в органы местного самоуправления – низовые ячейки будущего демократического устройства страны, а также вокруг популярных в то время периодических изданий: журналов "Вестник Европы" (М.М.Ковалевский) и "Отечественные записки" (М.М.Стасюлевич), газеты "Русские ведомости" (А.А.Краевский). Либеральные течения не были едиными по своим идейным позициям, между отдельными группами проходили острые дискуссии. Но в целом их объединяла неприязнь к неограниченному самодержавию и деспотизму, бюрократии и чиновничьему произволу. Они стремились к введению в России буржуазных свобод, расширению местного самоуправления, привлечению общественности к решению вопросов общегосударственного плана и т. д.

Одной из коренных дискуссионных проблем того времени была тема "Россия и Запад". В подавляющем большинстве либералы были западниками и призывали использовать для России все прогрессивное, что выработала культурная и политическая жизнь Западной Европы, в первую очередь ее демократические принципы и свободы. Однако, оставаясь истинными патриотами своей страны, они были противниками слепого подражания Западу. Будущее России, ее процветание они видели в осуществлении идеалов свободы и порядка, преодолении царящего в стране чиноначалия, бюрократии и произвола.

Либералы стремились воздействовать на правительство, убедить императора Александра II в необходимости продолжения реформ, чтобы остановить террор. Одновременно они пытались добиться от революционеров хотя бы временного прекращения террора, чтобы дать правительству возможность приступить к преобразованиям. Однако ни правительство, ни радикалы не пошли на уступки, что в конечном итоге привело к убийству царя 1 марта 1881 г. Это событие окончательно развело по разные стороны баррикад либеральное и революционное течение российского общественного движения второй половины XIX в.

Революционное течение в исторической литературе принято называть народничеством, под которым в широком смысле понимают общественное движение, основанное на идеях А.И.Герцена, Н.Г.Чернышевского и их единомышленников о самобытном пути движения России к более справедливому социальному строю, вере в жизненность общинного устройства российской деревни, резкой критике крестьянской реформы, ее экономических и социальных последствий. В отличие от либералов народники на первый план выдвигали социальные проблемы и допускали революционный путь их решения. В более узкой интерпретации это революционные подпольные группы и организации 60 – 60-х гг. XIX в. Непосредственными идеологами и вдохновителями революционного народничества были М.А.Бакунин, П.Л.Лавров и П.Н.Ткачев.

Учения идеологов народничества вдохновляло и объединяло революционеров 70–80-х гг. в их стремлении к революционному ниспровержению существующего строя и к справедливому социальному переустройству общества, опираясь на общинные традиции российского крестьянства. Разногласия возникали по вопросам о методах и средствах осуществления на практике революционных идей. Революционное народничество в своем развитии прошло несколько этапов.

Идейные течения в народничестве
Бунтарское (анархическое) М.А. Бакунин Пропагандистское П.Л. Лавров Заговорщическое П.Н. Ткачев
Крестьянин по своей природе - бунтарь, он готов к революции. Интеллигенция должна идти в народ и способствовать слиянию отдельных крестьянских бунтов в общероссийскую революцию. Государство – это источник эксплуатации, поэтому его надо уничтожить. Вместо государства создается Союз самоуправляющихся общин Крестьянин не готов к революции. Интеллигенция должна идти в народ, принося революционные и социалистические идеи. Для большей эффективности пропаганды нужно создать революционную организацию Крестьянин не готов к революции, но агитация не даст быстрых результатов. Самодержавие лишено опоры в народе. Поэтому необходимо создать революц. организацию, которая подготовит и осуществит захват власти. Это даст толчок революции

1. "Эпоха прокламаций" (1860-е гг.) – время революционной политической агитации путем распространения прокламаций, самыми известными из которых были "Великорус" (призывала к массовым действиям для осуществления демократических преобразований; авторство приписывают Н.Г.Чернышевскому), "К молодому поколению" (автор – литератор М.Л.Михайлов; в этом листке звучали угрозы правящей династии и требование замены монархии выборным старшиной, который получал бы жалованье от народа), "Молодая Россия" (автор – студент П.Г.Заичневский; листовка отличалась крайним экстремизмом и призывала к полному истреблению т.н. императорской партии в лице дворян, чиновников, офицеров и членов их семей).

2. Студенческое движение. Его возникновение было связано с нерешенностью ряда сугубо академических проблем, но революционеры пытались использовать его для пропаганды своих взглядов и политической борьбы. С.Г.Нечаев и П.Н.Ткачев сочинили "Программу революционных действий", предполагая создать во всех университетских городах революционные центры, чтобы весной 1870 г. поднять всеобщее народное восстание. В 1869 г. С.Г.Нечаев создал кружок "Народная расправа" из студентов Петровской сельскохозяйственной академии в Москве, который действовал по принципам строгой конспирации и взаимной ответственности. При содействии М.А.Бакунина С.Г.Нечаев написал "Катехизис революционера" с изложением основных постулатов революционной борьбы: революционер – человек без своих интересов, чувств, привязанностей, собственности, имени; главная цель – разрушение "поганого строя" (все общество следует разделить на несколько категорий, которые одна за другой должны быть уничтожены); нравственно все, что содействует революции ("Цель оправдывает средства"). Большинство революционеров осуждали нечаевщину за грубое нарушение общепринятых моральных норм во взаимоотношениях, применение для достижения своих целей лжи, шантажа, убийства и других псевдореволюционных методов.

3. "Хождение в народ" (конец 60 – начало 70-х гг. XIX в.) – движение, связанное с деятельностью подпольных столичных кружков, созданных с целью пропаганды среди крестьян (кружки Н.В. Чайковского ("чайковцы" или "Большое общество пропаганды") и А.В.Долгушина ("долгушинцы"), состоявшие в основном из студентов). Разночинская молодежь отправлялась в деревню с призывом к крестьянской революции, свержению самодержавия и установлению общинного социализма. В 1873–1874 гг. народническая агитация распространилась на 37 губерний, а в "хождении в народ" участвовали более 2 тыс. человек. Однако массовое хождение в народ потерпело поражение из-за расхождения революционных идей с истинными нуждами и настроениями основной массы крестьянства. Крестьяне не воспринимали агитацию против царя и церкви, идеи социализма им были непонятны, нередко они сожалели об отмене крепостного права. Сами участники движения убеждались в утопичности взглядов идеологов народничества о крестьянском бунте, о вере народа в идеи переустройства общества на основе справедливости. Главной причиной провала они считали отсутствие единого руководящего центра, централизованной партии.

4. Возникновение единых организаций, созданных для централизованного руководства революционной деятельностью. «Земля и Воля» — тайное революционное общество, возникшее в России в 1861 г. и просуществовавшее до 1864 г. (Н. А. и А. А. Серно-Соловьевичи, А. А. Слепцов, Н. Н.Обручев, В. С. Курочкин и др. Идейный руководитель «З. и в.» Н. Г. Чернышевский). С 1876 г. по 1879 г. восстановилась как тайная народническая организация. В состав входили "Северная революционно-народническая группа" и "Общество народников", уцелевшие от арестов участники "хождения в народ". У истоков организации стояли А.Д.Михайлов, Г.В.Плеханов, А.Д.Оболешев, М.А. и О.А.Натансоны, А.А.Квятковский, О.В.Аптекман, В.А.Осинский, Д.А.Лизогуб, С.М.Кравчинский, Н.А.Морозов, С.Л.Перовская, М.Ф.Фроленко, Л.А.Тихомиров. Землевольцы видели свою цель не в немедленном возбуждении всеобщего бунта, а в подготовке масс, просвещении их, пробуждении в народе политического сознания. Под руководством "Земли и воли" началось новое движение в народ. Теперь интеллигенция шла в деревню для просветительской и агитационной работы под видом учителей, врачей, агрономов и т. д. Организаторы "Земли и воли" стремились поднять активность масс посредством коллективных протестов, ходатайств, отказа от уплаты податей. Мероприятия по подготовке "народной революции" были сопряжены с "дезорганизацией государства" путем террора против "наиболее вредных или выдающихся лиц из членов правительства". Проблема террора вызывала разногласия и стала причиной раскола организации на два течения – "ортодоксов" (пропагандистов) и "новаторов" (террористов). В июне 1879 г. на съезде в Липецке "Земля и воля" распалась на "Народную волю" и "Черный передел".

Программа революционно-народнической организации "Народная воля" содержала требования демократических преобразований, созыва Учредительного собрания, введения всеобщего избирательного права, свободы слова, печати, совести, замены армии ополчением, передачи земли крестьянам. Во главе стоял Исполнительный комитет (А.Д.Михайлов, Н.А.Морозов, А.И.Желябов, А.А.Квятковский, С.Л.Перовская, В.Н.Фигнер, М.Ф.Фроленко, Л.А.Тихомиров, М.Н.Ошанина, А.В.Якимова и др.), которому подчинялось множество периферийных кружков и групп. В "Народной воле" различались организация – дисциплинированное сообщество революционеров, подчинявшееся программе и уставу (около 500 чел.), и партия – круг единомышленников, не связанных с организацией обязательствами (до 2 тыс. чел.). Демократическая программа народовольцев сближала их с либералами. Но либералы были сторонниками законных методов борьбы и постепенных преобразований. Главной же формой практической деятельности народовольцев был террор против царя и высших сановников правительства. Террористическая деятельность будоражила общественность, создавала обстановку нервозности в правительственных кругах. Как тактика революционной борьбы террор народовольцев себя не оправдал. Никаких изменений в положении масс террор не приносил, невозможно также оправдать этот метод репрессиями правительства. Действия революционеров усугубляли методы борьбы с ними. Убийства высших сановников и самого царя не ослабляли, а укрепляли самодержавный режим. Покушения на Александра II: ________________________________________________ _________________________________________________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________________________________________________

Петербургская революционная организация "Черный передел" (руководители – Г.В.Плеханов, П.Б.Аксельрод, М.Р.Попов, Л.Г.Дейч, В.И.Засулич и др.) отрицала необходимость политической борьбы, не принимала тактику "Народной воли" и считала, что революцию может свершить только народ. В 1880 г. активисты партии социалистов-федералистов эмигрировали в Швейцарию, а в 1883 г. в Женеве Г.В.Плеханов создал марксистскую группу "Освобождение труда", признав ведущую роль в социалистической революции за рабочим классом, а не за крестьянством. Основоположники нового общественного движения безоговорочно принимали учение марксизма. Российский марксизм зарождался в стране, где господствовал авторитарно-самодержавный политический режим, отсутствовали элементарные политические свободы. Произвол работодателей по отношению к рабочим был ничем не ограничен, подавляющее большинство населения страны – крестьянство – жило в условиях старых патриархальных отношений и вело полунатуральное хозяйство. Г.В.Плеханов и его сторонники приспособили марксизм к конкретно-историческим условиям России; по своим воззрениям они были ближе к радикально-революционному крылу европейской социал-демократии. Опираясь на теорию марксизма, они сделали вывод, что Россия развивается по тому же пути экономического и социального прогресса, которого уже достигла Западная Европа. Поскольку будущее принадлежит рабочему классу, то задача революционеров заключается в подготовке слабого и малочисленного российского пролетариата к будущим политическим битвам, повышении его организованности и сознательности. Поэтому особое внимание уделялось развитию теории, пропаганде и просвещению. Члены группы "Освобождение труда" поставили задачу создать в России марксистскую партию, подобную западноевропейским социал-демократическим, подготовили первые проекты партийной программы. Российские марксисты считали, что революция в стране пройдет в два этапа: свержение самодержавия и демократическое переустройство России, а затем уже свержение власти буржуазии и установление диктатуры пролетариата.

Заложенные группой "Освобождение труда" семена дали хорошие всходы: в конце 80 – начале 90-х гг. XIX в. в ряде городов России возникли марксистские группы и организации (кружки Д.Благоева, Н.Е.Федосеева, М.И.Бруснева, П.В.Точиского и др.). К марксизму тянулись люди разных воззрений. Одни пытались овладеть стихийным движением рабочих, увлечь их на путь борьбы за идеи Коммунистического манифеста, другие же шли к рабочим, чтобы помочь им отстаивать свои повседневные интересы. Период увлечения марксизмом пережили известные философы и экономисты Н.А.Бердяев, С.Н.Булгаков, М.И.Туган-Барановский, П.Б.Струве и др. Марксизм привлекал их широтой теоретического кругозора, логичностью и научной обоснованностью теоретических взглядов. В этом учении о всеобщих законах исторического развития, прогрессивности капитализма они видели путь европеизации России, либерализации ее политического строя.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: