Е.М.Кузьмина
студент магистратуры направления «Социологии управления»,
ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет»
М.А.Полищук (руководитель)
к .филос.н., доцент, доцент каф.социологии ИИиС,
ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет»
РЕСУРСЫСОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЕМ МЕХАНИЗМОВ СОЦИАЛИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ НЕПОЛНОЙ (МАТЕРИНСКОЙ) МОЛОДОЙ СЕМЬИ
Аннотация. Семья является первичной социальной группой, обеспечивающей социализацию индивида (интеграцию в общество) при сохранении его индивидуальности (дифференциации от общества). Но в современном мире все чаще встречаются ситуации, где семья не может в полной мере реализовать данные фундаментальные роли, что ведет к возникновению трудностей в социализации индивида и самой семьи. Чаще с такими проблемами сталкиваются неполные семьи, так как одному из родителей приходится заниматься решением всех материальных, бытовых и педагогических проблем в семье. В результате в какой-то из этих сфер может возникнуть пробел, что ведет к определенным последствиям.
При решении проблем неполных семей, конечно, нужна помощь в виде социальной работы. Но, также необходимо предотвратить всевозможные последствия на ранних этапах, чтобы количество неполных семей становилось меньше и их трудности становились малозначительными для социализации детей. Для этого важно проводить социологические исследования.
В первой части статьи показано, что такое неполные семьи, их виды, возможные последствия роста их числа. Во второй части предложены ресурсы управления проблемами неполной (материнской) молодой семьи.
Ключевые слова: социология семьи, неполные материнские (молодые) семьи, усвоение полоролевой модели поведения, проблемы молодых семей, добрачные интимные отношения, молодежная половая мораль, причины возникновения неполных семей, брачно-семейные отношения.
|
Возможности социологического изучения неполных семей
Современные российские исследования показывают, что дети из полных семей будут заботиться и лучше социализироваться, чем дети из неполных. Это связано с тем, что процесс социализации зависит от того, как оба родителя участвуют в воспитании своих детей, что, безусловно, положительно повлияет на их развитие в дошкольные и школьные годы [см., нап., 1]. Однако в современном обществе неполные семьи все чаще кажутся нормой.
Классические учебные издания трактуют понятие «неполная семья» как «семья, где отсутствует один из родителей / родительское поколение не присутствует вообще (дети живут с бабушками, дедушками, то есть расширенные семьи)».
Неполные семьи могут возникать по разным причинам. Для изучения этой проблемы поделим их на четыре вида:
· материнская (внебрачная);
· после развода;
· овдовевшая;
· в результате раздельного проживания.
В каждом из типов неполных семей есть свои причины, проблемы и последствия их возникновения.
Наиболее частыми возникающими проблемами и их последствиями являются следующие:
- низкая материальная обеспеченность одинокого родителя ограничивает возможности ребенка в социализации. Так исследователи отмечают, что «материальная поддержка женщин, родивших ребенка вне брачно-партнерского союза, невелика, а выплаты и льготы, предоставляемые одиноким матерям, зависят от решения руководства регионов. Материальное положение, жилищные условия и финансовые возможности изменяются с течением времени и зависят от возраста. С точки зрения экономики, в молодом возрасте доходы невелики, поэтому сбережения невозможны, а потребление происходит в долг или в кредит. С ростом трудового дохода, который достигает пика в зрелые годы, долги отдаются и делаются сбережения, на которые люди должны обеспечивать себя в старости» [2, С. 78-81];
|
- необходимость ухода за ребенком без помощи второго родителя затрудняет профессиональный успех и продвижение по карьерной лестнице воспитывающего родственника;
- одному родителю приходится работать на нескольких работах, что сказывается на воспитании ребенка и на его здоровье. «Дети из неполной семьи значительно чаще подвержены острым и хроническим заболеваниям, протекающим в более тяжелой форме» [3, С. 84].
- ассимиляция детьми паттернов полоролевого поведения, – вследствие чего формируется неверное представление о своей гендерной роли и взаимоотношениях с противоположным полом. Так «социологические исследования, проводимые Институтом Социологии РАН, показывают, что в неполных или конфликтных семьях у детей на «матрице сознания» формируется чувство неполноценности, которое впоследствии будет работать либо на развитие, либо на агрессию. У таких детей сбиты представления о семейных ценностях. Как бы хотели или не хотели того родители, дети всегда копируют поведение своих родителей» [см. 4].
- в расширенных семьях без участия родителей превалирует гиперопека, часто приводящая к социальной инфантильности индивида.
|
Также, наблюдая за неполными семьями, можно предположить, что достаточно часто ситуация имеет повтор: девушка, воспитывающаяся одной матерью, вступает в отношения с молодым человеком, не имея представления об отношениях с противоположным полом и своих полоролевых идентификациях. Отношения в итоге разрываются с появлением беременности или вскоре после рождения ребенка.
Самые распространенные возрастные категории и основные причины появления таких семей:
o В 15-19 лет – по причине отсутствия знаний, представлений в области взаимодействия с противоположным полом;
o В 30-40 лет – по причине осознанного одинокого материнства, что свойственно обществу с высокой сверхсмертностью у мужчин.
Большие проблемы возникают у первой категории, категории молодых мам, которые обычно мало готовы к своей новой роли, – это и вызывает большой исследовательский интерес: почему такие семьи возникают, какие трудности в итоге испытывают и как им помочь. Помощью и коррекцией проблем неполной семьи в настоящее время занимаются сотрудники социальной работы. А для социологического анализа проблемы необходимо исследовать ее в перспективе: исходя из причины возникновения – сократить формирование неполных (материнских) молодых семей.