Возможности социологического изучения неполных семей




Е.М.Кузьмина

студент магистратуры направления «Социологии управления»,

ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет»

М.А.Полищук (руководитель)

к .филос.н., доцент, доцент каф.социологии ИИиС,

ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет»

РЕСУРСЫСОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЕМ МЕХАНИЗМОВ СОЦИАЛИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ НЕПОЛНОЙ (МАТЕРИНСКОЙ) МОЛОДОЙ СЕМЬИ

Аннотация. Семья является первичной социальной группой, обеспечивающей социализацию индивида (интеграцию в общество) при сохранении его индивидуальности (дифференциации от общества). Но в современном мире все чаще встречаются ситуации, где семья не может в полной мере реализовать данные фундаментальные роли, что ведет к возникновению трудностей в социализации индивида и самой семьи. Чаще с такими проблемами сталкиваются неполные семьи, так как одному из родителей приходится заниматься решением всех материальных, бытовых и педагогических проблем в семье. В результате в какой-то из этих сфер может возникнуть пробел, что ведет к определенным последствиям.

При решении проблем неполных семей, конечно, нужна помощь в виде социальной работы. Но, также необходимо предотвратить всевозможные последствия на ранних этапах, чтобы количество неполных семей становилось меньше и их трудности становились малозначительными для социализации детей. Для этого важно проводить социологические исследования.

В первой части статьи показано, что такое неполные семьи, их виды, возможные последствия роста их числа. Во второй части предложены ресурсы управления проблемами неполной (материнской) молодой семьи.

 

Ключевые слова: социология семьи, неполные материнские (молодые) семьи, усвоение полоролевой модели поведения, проблемы молодых семей, добрачные интимные отношения, молодежная половая мораль, причины возникновения неполных семей, брачно-семейные отношения.

 

Возможности социологического изучения неполных семей

Современные российские исследования показывают, что дети из полных семей будут заботиться и лучше социализироваться, чем дети из неполных. Это связано с тем, что процесс социализации зависит от того, как оба родителя участвуют в воспитании своих детей, что, безусловно, положительно повлияет на их развитие в дошкольные и школьные годы [см., нап., 1]. Однако в современном обществе неполные семьи все чаще кажутся нормой.

Классические учебные издания трактуют понятие «неполная семья» как «семья, где отсутствует один из родителей / родительское поколение не присутствует вообще (дети живут с бабушками, дедушками, то есть расширенные семьи)».

Неполные семьи могут возникать по разным причинам. Для изучения этой проблемы поделим их на четыре вида:

· материнская (внебрачная);

· после развода;

· овдовевшая;

· в результате раздельного проживания.

В каждом из типов неполных семей есть свои причины, проблемы и последствия их возникновения.

Наиболее частыми возникающими проблемами и их последствиями являются следующие:

- низкая материальная обеспеченность одинокого родителя ограничивает возможности ребенка в социализации. Так исследователи отмечают, что «материальная поддержка женщин, родивших ребенка вне брачно-партнерского союза, невелика, а выплаты и льготы, предоставляемые одиноким матерям, зависят от решения руководства регионов. Материальное положение, жилищные условия и финансовые возможности изменяются с течением времени и зависят от возраста. С точки зрения экономики, в молодом возрасте доходы невелики, поэтому сбережения невозможны, а потребление происходит в долг или в кредит. С ростом трудового дохода, который достигает пика в зрелые годы, долги отдаются и делаются сбережения, на которые люди должны обеспечивать себя в старости» [2, С. 78-81];

- необходимость ухода за ребенком без помощи второго родителя затрудняет профессиональный успех и продвижение по карьерной лестнице воспитывающего родственника;

- одному родителю приходится работать на нескольких работах, что сказывается на воспитании ребенка и на его здоровье. «Дети из неполной семьи значительно чаще подвержены острым и хроническим заболеваниям, протекающим в более тяжелой форме» [3, С. 84].

- ассимиляция детьми паттернов полоролевого поведения, – вследствие чего формируется неверное представление о своей гендерной роли и взаимоотношениях с противоположным полом. Так «социологические исследования, проводимые Институтом Социологии РАН, показывают, что в неполных или конфликтных семьях у детей на «матрице сознания» формируется чувство неполноценности, которое впоследствии будет работать либо на развитие, либо на агрессию. У таких детей сбиты представления о семейных ценностях. Как бы хотели или не хотели того родители, дети всегда копируют поведение своих родителей» [см. 4].

- в расширенных семьях без участия родителей превалирует гиперопека, часто приводящая к социальной инфантильности индивида.

Также, наблюдая за неполными семьями, можно предположить, что достаточно часто ситуация имеет повтор: девушка, воспитывающаяся одной матерью, вступает в отношения с молодым человеком, не имея представления об отношениях с противоположным полом и своих полоролевых идентификациях. Отношения в итоге разрываются с появлением беременности или вскоре после рождения ребенка.

Самые распространенные возрастные категории и основные причины появления таких семей:

o В 15-19 лет – по причине отсутствия знаний, представлений в области взаимодействия с противоположным полом;

o В 30-40 лет – по причине осознанного одинокого материнства, что свойственно обществу с высокой сверхсмертностью у мужчин.

Большие проблемы возникают у первой категории, категории молодых мам, которые обычно мало готовы к своей новой роли, – это и вызывает большой исследовательский интерес: почему такие семьи возникают, какие трудности в итоге испытывают и как им помочь. Помощью и коррекцией проблем неполной семьи в настоящее время занимаются сотрудники социальной работы. А для социологического анализа проблемы необходимо исследовать ее в перспективе: исходя из причины возникновения – сократить формирование неполных (материнских) молодых семей.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: