Вопрос к родителям: Ваше отношение к раннему обучению чтения (возраст, выбор, результат).





Раннее обучение чтению: потребность, необходимость или дань моде?

 

Он взрослых изводил вопросом «почему?»

Его прозвали «маленький философ»,

Но только он подрос, как начали ему

Преподносить ответы без вопросов.

И с этих пор он больше никому

Не досаждал вопросом «почему?».

(С.Я. Маршак)

 

Учить ли ребенка читать до школы? Когда лучше всего начать это делать и как? У вас есть желание и возможность заниматься ребенком, - пусть он придет в школу, умея читать.

 

Вопрос к родителям: Ваше отношение к раннему обучению чтения (возраст, выбор, результат).

 

В 4-5 лет учиться читать легче, чем в 7-8. Родная речь только что освоена, слова и звуки еще не сделались для ребенка чем-то привычным, будничным, не замечаемым, как дыхание. Ребенок еще экспериментирует со словами, язык ему близок и интересен. Родителям остается придать этому интересу правильное направление.

Учеными установлено, что дошкольники обладают избирательной восприимчивостью к обучению: 0-1 год – это эмоционально-тактильный контакт с мамой, формирующий базовое доверие к миру; от года до двух лет – предметная деятельность, установление причинно-следственных связей; от двух до трех лет - сенсорное развитие, усвоение первых понятий цвета, формы, величины; развитие речи; потребность в самостоятельности; дети 4 лет восприимчивы к звуковой стороне речи, 5-6 лет - к чтению, важно не упустить благоприятный период и обучать ребенка звуковому анализу с 4 лет. Не следует начинать и слишком рано: ведь чтение не рождается автоматически из знания алфавита. Раннее обучение чтению (до 4 лет) может привести к перекосу в развитии ребенка. Не стоит спешить, если ребенок заговорил поздно или имеет серьезные дефекты произношения, бедный словарь, строит короткие фразы, неправильно использует формы слова.

Для формирования навыков чтения помните, что формирование навыков чтения происходит благодаря восприятию, памяти, мышлению, вниманию и речи. С помощью восприятия ребёнок слышит звуки и знакомится с образом букв, которыми они обозначаются. Память помогает малышу запомнить буквы. Мышление даёт ребёнку возможность понять, как складываются буквы в слоги и слова, а слова в предложения. Развитая речь и распределение внимания позволяют малышу осмысливать прочитанное. Внимание помогает сосредоточиться на выполнении задания. Для каждого возраста характерны свои особенности развития познавательных процессов.

Поэтому помните, что ставя перед ребенком ту или иную задачу, если эта задача входит в противоречие или опережает актуальную для мозга данного ребенка структур мозга и тех процессов, которые в данный момент активно развиваются.

Часто родители и даже педагоги заменяют психологическое развитие информационным, изучая чуть ли не с пеленок буквы, цифры, и т.п. Так например, Тюленев Павел Викторович - Президент Академии образования, разработчик «Метода интеллектуального развития ребенка" (сокращенно МИРР), предлагает обучать чтению, счету, нотной грамоте, предпринимательству раньше чем ходить. По его методике кроватку малыша от 0 и старше обвешивают черно-белыми картинками с надписями. На каждом предмете написано слово, все сосредоточенно на букве. В 1год 5 месяцев ребенок называет элементы по таблице Менделеева. Это так необходимо ребенку в данный период. Давайте разберемся, что происходит с малышом во время раннего обучения чтению, письму, математике, иностранному языку, шахматам, музыке по нотам, игре со сложными электронными устройствами, а это лишь приводит к ранней и неправомерной стимуляции левого полушария головного мозга в ущерб правому - образному, творческому. Буквы, цифры, ноты и другие символы вытесняют образы, подавляют наглядно-образное мышление. Реакция на такое раннее обучение может быть отсрочена во времени и в дальнейшем часто проявляется в различного рода невротических и эмоционально-личностных нарушениях и отклонениях: девиантном поведении, склонности к частым заболеваниям, аллергическим реакциям, тикам, навязчивым движениям, неврозам, нарушениям устной речи - заикании, дизартрии.

Субкортикальные слои (нижний – первый этаж мозга) формируются до 5 лет. Ранняя нагрузка корки (кортикальных слоев мозга – верхнего этажа), неизбежная при обучении чтению, письму, счету приводит к задержке формирования этих слоев, и они остаются недосформированными. Такой ребенок на фоне высоких достижений в области математики, литературы и т.п. покажет несформированность элементарных двигательных навыков (неумение завязывать шнурки, застегивать пуговицы, резать хлеб и т.п.). Чтобы такие двигательные навыки сформировались, они должны быть автоматизированы, а для этого многократно воспроизведены. При опережающем обучении и, следовательно, опережающем развитии передних отделов мозга указанные автоматизмы не закрепляются. То есть такой ребенок, образно говоря, будет зачитывать энциклопедию «до дыр», оставаясь при этом беспомощным в быту. Поэтому нейропсихологи не рекомендуют, слишком раннего, а именно до 5,5 лет обучения ребенка знакам, в том числе и буквам, так как это может привести к искажению нормального развития ребенка и формированию минимальной мозговой дисфункции (ММД). Таким образом, можно сделать вывод, что целесообразнее всего учить детей читать не ранее 5 лет, то есть только тогда, когда субкортикальные слои мозга будут полностью сформированы.

 

Таким образом, исходя из всего сказанного выше, воспитателям и родителям можно рекомендовать следующее:

 

1. Главная заповедь во взаимодействии с ребенком - не навреди!

Раннее детство - это возраст, когда ребенок имеет избирательное право на познание окружающего мира, а насильственная акселерация его развития может принести непоправимый вред. Высокая обучаемость маленьких детей отнюдь не поле для «взрослых» экспериментов (раннее обучение грамоте, усаживание детей за компьютер и т.д.)

2. Маленький ребенок, прежде всего, «человек играющий», а затем уж «человек читающий». Ребенок должен учиться видеть, слушать и слышать, нюхать, щупать и т.д., то есть знакомиться с предметным миром и его свойствами.

3. Целесообразнее всего учить детей читать не ранее 5,5 лет, а 6-летних детей не только можно, но даже нужно знакомить с буквами и учить читать. А поскольку дети этого возраста в основном находятся в старших и подготовительных группах ДОУ, то в этих группах проводятся элементы обучению чтения.

 





Рекомендуемые страницы:


©2015-2019 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

Обратная связь

ТОП 5 активных страниц!