Диагностика организации предметно-эстетической среды в образовательном учреждении
Основанием для оценки является анкета «Педагогическая целесообразность организации предметно-эстетической среды в ОУ» для специалистов ОУО, курирующих вопросы воспитания (либо администраторов ОУ).
Оценка качества предметно-эстетической среды в образовательном учреждении производится по следующим критериям:
ü ориентация предметно-эстетической среды на задачи воспитания школьников;
ü доступность для различных групп школьников элементов предметно-эстетической среды;
ü присвоенность элементов предметно-эстетической среды школьниками.
Анкета «Педагогическая целесообразность организации предметно-эстетической среды ОУ»
(для специалистов ОУО, курирующих вопросы воспитания в ОУ;
администраторов ОУ)
1. Наличие педагогически целесообразного (цветового, светового, декоративного и пр.) оформления школьных помещений (отметьте любым значком один вариант ответа). При положительном ответе, перечислите (в соседней колонке) основные признаки наличия, на Ваш взгляд. | |
· Да · Нет · Не знаю | |
2. Соответствует ли оформление школьных помещений воспитательным задачам и возрастным особенностям пребывающих в нём школьников? (отметьте любым значком один вариант ответа). При положительном ответе, перечислите (в соседней колонке) основные признаки соответствия, на Ваш взгляд. | |
· Да · Нет · Не знаю | |
3. Наличие обустроенного школьного двора (отметьте любым значком один вариант ответа). При положительном ответе, перечислите (в соседней колонке) основные признаки наличия, на Ваш взгляд. | |
· Да · Нет · Не знаю | |
4. Наличие возможности переориентации интерьера школьных помещений (для разрушения стереотипов и избегания негативных установок школьников на учебные и внеучебные занятия) (отметьте любым значком один вариант ответа). При положительном ответе, перечислите (в соседней колонке) основные признаки наличия, на Ваш взгляд. | |
· Да · Нет · Не знаю | |
5. Наличие мест (зон) в ОУ, которые носят характер «присвоенных» школьниками и воспринимаются ими как «своя территория» (отметьте любым значком один вариант ответа). При положительном ответе, перечислите (в соседней колонке) основные признаки наличия, на Ваш взгляд. | |
· Да · Нет · Не знаю | |
6. Наличие художественно-эстетического единства школьной среды (отметьте любым значком один вариант ответа). При положительном ответе, перечислите (в соседней колонке) основные признаки наличия, на Ваш взгляд. | |
· Да · Нет · Не знаю |
Рекомендации экспертам по оценке организации предметно-эстетической среды ОУ
Оценка качества организации предметно-эстетической среды ОУ производится путем суммирования баллов, выставленных экспертами по каждому из пунктов анкеты
Наличие педагогически целесообразного (цветового, светового, декоративного и пр.) оформления школьных помещений | |
0 баллов 1 балл 2 балла | · Нет (либо «не знаю») · Да · При перечислении основных признаков наличия педагогически целесообразного оформления школьных помещений с учётом: освещения (соответствие требованиям), оптимальной цветовой гаммы, декоративных элементов в интерьере и пр. |
Соответствие оформления школьных помещений воспитательным задачам и возрастным особенностям пребывающих в нём школьников? | |
0 баллов 1 балл 2 балла | · Нет (либо «не знаю») · Да · При перечислении основных признаков соответствия оформления воспитательным задачам и возрастным особенностям школьников: информационно-образовательная функциональность (государственная символика, информационные стенды, художественные и фото-галереи, арт-объектов и пр.); наличие зон активного отдыха и зон тихого отдыха; «зелёных» зон (зимний сад, уголок и пр.); наличие зон для младших школьников, для подростков и старшеклассников и пр. |
Наличие обустроенного школьного двора | |
0 баллов 1 балл 2 балла | · Нет (либо «не знаю») · Да · При перечислении основных признаков обустройства школьного двора: его озеленения; наличия спортивных и игровых площадок, доступных и приспособленных для школьников разных возрастных категорий; наличие зон тихого отдыха (например, беседок) и пр. |
Наличие возможности переориентации интерьера школьных помещений (для разрушения стереотипов и избегания негативных установок школьников на урочные и внеурочные занятия) | |
0 баллов 1 балл 2 балла | · Нет (либо «не знаю») · Да · При перечислении существующих примеровпереориентации интерьера школьных помещений (например, организации урочных занятий вне стен классного кабинета, перестановки зрительских рядов в зале или рядов парт в классе и пр.) |
Наличие мест (зон) в ОУ, которые носят характер «присвоенных» школьниками и воспринимаются ими как «своя территория» | |
0 баллов 1 балл 2 балла | · Нет (либо «не знаю») · Да · При перечислении мест (зон) в ОУ, которые носят характер «присвоенных» школьниками: «обжитых» отдельными группами школьников и наполненных для них личными смыслами; для взрослых – часто это «зоны неупорядоченности», а для детей – привлекательные и открытые для творческих преобразований |
Наличие художественно-эстетического единства школьной среды | |
0 баллов 1 балл 2 балла | · Нет (либо «не знаю») · Да · При перечислении основных признаков наличия художественно-эстетического единства школьной среды (единое оформление, общая цветовая гамма, единообразие стендов, присутствие символов школы, единой формы и пр.) |
0 – 4 б. – это может свидетельствовать о недопустимом качестве организации предметно-эстетической среды в образовательном учреждении;
5 – 8 б. - это может свидетельствовать о допустимом качестве организации предметно-эстетической среды в образовательном учреждении;
9 – 12 б. - это может свидетельствовать об оптимальном качестве организации предметно-эстетической среды в образовательном учреждении.