Порядок подготовки, обсуждения, принятия, правовых актов парламента, а также порядок вступления в действие определяется Конституцией, Законом "О Регламенте ВРУ", Указом Президента Украины "О порядке официального оповещения нормативно-правовых актов и вступлении их в силу" и распоряжениями Главы ВРУ.
Право законодательной инициативы в Верховной Раде принадлежит Президенту Украины, народным депутатам, Кабинету Министров Украины и Национальному банку Украины.
Кабинет Министров Украины имеет исключительное право на внесение проекта закона о Государственном бюджете Украины.
Проект закона о предоставлении согласия на обязательность международных договоров Украины вносит Президент Украины или Кабинет Министров Украины.
Проекты резолюций, деклараций, обращений, заявлений вносят народные депутаты.
Право законодательной инициативы осуществляется путем внесения в Верховную Раду:
1) проектов законов, постановлений;
2) проектов иных актов Верховной Рады;
3) предложений к законопроектам;
4) поправок к законопроектам.
1) Законопроекты - это проекты законов, постановлений Верховной Рады, которые содержат положения нормативного характера;
2) Проекты актов - это проекты постановлений, резолюций, деклараций, обращений, заявлений, которые вытекают из учредительных, организационных, контрольных и других функций Верховной Рады;
3) Предложения - это внесение изменений в текст законопроекта (статей, их частей, пунктов, предложений), изменения порядка размещения, объединение разделов, глав, статей, их частей и пунктов, а также выделение тех или других положений в отдельные разделы, главы, статьи;
4) Поправка - внесение исправлений, уточнений, устранение ошибок, разногласий в тексте законопроекта.
Разработка законопроектов осуществляется в инициативном порядке, по доверенности ВРУ, на договорной основе по заказу парламента.
ВРУ может поручить разработку законопроекта комитету, научно-исследовательским учреждениям. В инициативном порядке законопроект может быть разработан гражданами и юридическими лицами, но он вносится от лица субъектов, которые имеют право законодательной инициативы. Проекты постановлений разрабатываются в инициативном порядке или по доверенности парламента.
Проекты актов ВРУ подаются в парламент за подписью лица, которое имеет право законодательной инициативы или представляет орган, наделенный таким правом.
Законопроект, относительно которого Верховной Радой принималось решение относительно требований к его основным положениям, принципам или критериям, должен отвечать этим требованиям.
Каждый законопроект должен содержать положения относительно порядка вступления в действие.
К законопроекту прилагается перечень законов и других нормативных актов, принятие или пересмотр которых необходимо осуществить для реализации положений законопроекта в случае его принятия.
! Законопроект, проект иного акта вносится на регистрацию в отдел служебной корреспонденции Аппарата вместе с:
- проектом постановления, которое предлагается принять по результатам его рассмотрения,
- списком авторов законопроекта,
- предложением относительно кандидатуры докладчика на пленарном заседании
- и объяснительной запиской, которая должна содержать обоснование необходимости принятия законопроекта, целей, задач и основных его положений и места в системе законодательства; ожидаемых социально-экономических, правовых и других следствий применения закона после его принятия.
В случае внесения законопроекта, реализация которого влияет на расходную или доходную часть государственного или местных бюджетов, к нему прибавляются финансово-экономическое обоснование и предложение относительно покрытия этих затрат.
К законопроекту о внесении изменений в законы прибавляется сравнительная таблица, которая содержит редакцию соответствующих положений действующего закона и новую его редакцию с учетом предложенных изменений.
Все зарегистрированные проекты актов и сопроводительные документы вводятся Аппаратом Верховной Рады в базу данных законопроектов электронной компьютерной сети парламентского веб - сайта.
Сектором регистрации законопроектов, готовится проект резолюции Главы ВРУ или его заместителей, который должен содержать указания относительно вручения копий законопроектов народным депутатам Украины.
Не позднее чем в пятидневный срок после регистрации проекта акта, он направляется Главой ВРУ (Первым заместителем, заместителем):
- в комитет, который соответственно предметам ведения определяется главным по подготовке и предварительному рассмотрению этого проекта;
- а также в комитет, к предмету ведения которого относятся вопросы бюджета, который направляет его в КМУ для осуществления экспертизы относительно влияния на показатели бюджета и соответствие законам, регулирующим бюджетные отношения и подготовки собственного заключения.
- также в комитет, к предмету ведения которого относятся вопросы регламента, для подготовки экспертного заключения на соответствие оформления и регистрации проекта акта требованиям закона.
Копии законопроектов, которые передаются в комитеты, направляют Президенту Украины, Кабинету Министров Украины, руководству Аппарата, и Главному юридическому, Главному научно-экспертному, Главному организационному управлениям и Управлению компьютеризированных систем.
Все внесенные в Верховную раду законопроекты после их регистрации не позднее как в пятидневный срок предоставляются народным депутатам.
Главный комитет не позднее как в 30 - дневной срок предварительно рассматривает законопроект, проект другого акта и принимает решение относительно целесообразности включения его в повестку дня сессии Верховной Рады.
К заключению главного комитета прибавляются выводы бюджетного и регламентного комитетов.
Для предварительного рассмотрения проекта на заседание главного комитета приглашается инициатор внесения проекта или представитель субъекта права законодательной инициативы, а в случае необходимости - представители правительства, министерств, других государственных органов, объединений граждан, эксперты, специалисты и другие лица.
Другие комитеты по обращению главного комитета или собственной инициативе рассматривают проект акта, и направляют свои заключения главному комитету.
После предварительного рассмотрения в комитете, законопроект, вместе с соответствующими выводами, передается на рассмотрение парламента для принятия решения относительно возврата внесенного законопроекта субъекту права законодательной инициативы или включения его в повестку дня сессии.
Относительно каждого законопроекта, включенного в повестку дня сессии, Аппарат парламента и главный комитет ведут дело законопроекта.
После включения в повестку дня законопроекты, как правило, рассматриваются на пленарных заседаниях по процедуре трех чтений.
1) первое чтение - обсуждение основных принципов, положений, критериев, структуры законопроекта и принятие его за основу;
2) второе чтение - постатейное обсуждение и принятия законопроекта во втором чтении;
3) третье чтение - принятие законопроекта, который нуждается в доработке и согласовании, в целом.
Решение о проведении повторных первых, вторых чтений законопроектов Верховная Рада может принимать не больше двух раз.
Допускается окончательное принятие законопроекта (кроме проектов кодексов и законопроектов, которые содержат свыше 100 статей, пунктов) сразу после первого или второго чтения, если законопроект признан таким, что не нуждается в доработке.
Во время второго и третьего чтений рассматриваются сравнительные таблицы законопроектов, а относительно законопроектов о внесении изменений в законы сравнительные таблицы рассматриваются и в первом чтении.
Зарегистрированный и включенный в повестку дня сессии законопроект при подготовке к первому чтению в обязательном порядке направляется для проведения научной экспертизы, а при подготовке ко всем следующим чтениям - для проведения юридической экспертизы и редакционной обработки.
При первом чтении обсуждаются основные принципы, положения, критерии, структура законопроекта, в результате чего парламент может принять решение: - / о его отклонении/,
/о передаче на доработку/,
/об опубликовании для всенародного обсуждения/,
/о доработке и повторном представлении на первое чтение/
/о принятии законопроекта за основу/.
После одобрения законопроекта в первом чтении и его подготовки главным комитетом к рассмотрению во втором и следующих чтениях в виде сравнительной таблицы секретариат комитета передает на тиражирование сравнительную таблицу, заключение комитета, Главного юридического управления Аппарата и другие материалы для вручения народным депутатам Украины.
Второе чтение заключается в постатейном обсуждении, т.е. в случае необходимости могут обсуждаться и выноситься на голосование отдельные части, пункты, подпункты, предложения или статьи проекта. По результатам рассмотрения законопроекта во втором чтении может быть принято решение о:
/принятии законопроекта во втором чтении и доверенность главному комитету подготовить его к третьему чтению/;
/отклонение законопроекта/;
/принятие законопроекта во втором чтении и в целом/;
/принятие законопроекта во втором чтении, за исключением отдельных разделов, глав, статей, частей статей, и направление их главному комитету на доработку со следующим представлением законопроекта на повторное второе чтение/;
/возвращение законопроекта главному комитету на доработку со следующим представлением на повторное второе чтение/.
Третье чтение состоит в принятии законопроекта, который нуждался в доработке и согласовании, в целом.
К третьему чтению вносятся лишь поправки относительно исправлений, уточнений, устранений ошибок, разногласий в тексте законопроекта, а также поправки, внесенные с целью согласования между собой структурных частей принятого во втором чтении законопроекта без изменения его содержания.
На третье чтение законопроект подается главным комитетом в виде конечной его редакции.
По результатам рассмотрения законопроекта в третьем чтении может быть принято решение о
/принятии закона в целом и направление его на подпись Президенту/;
/перенесение голосования относительно законопроекта/;
/одобрение текста законопроекта в целом и вынесение его на всеукраинский референдум/;
/ отклонение законопроекта/.
Текст закона, принятый Верховной Радой, не позднее как в 10- дневный срок оформляется главным комитетом, визируется главой и руководителем секретариата комитета, руководителем юридического подразделения, и подается на подпись Главе ВРУ.
Глава ВРУ подписывает представленный на подпись закон не позднее пяти дней со дня его представления.
Подписанные Главой ВРУ постановления парламента передаются в протокольный отдел, где обеспечивается их тиражирование, а подписанные законы Украины безотлагательно фельдсвязью отсылают в Секретариат Президента на подпись главе государства.
Подписанный Президентом Украины экземпляр закона является оригиналом, который возвращается в протокольный отдел для хранения; все другие экземпляры закона являются копиями.
Если глава государства возвратил для повторного рассмотрения присланный ему на подпись закон Украины, отдел служебной корреспонденции регистрирует письмо с предложениями Президента, передает их в сектор регистрации законопроектов. Этот сектор готовит проект резолюции и после рассмотрения предложений Президента Главой ВРУ, а в случае его отсутствия - его Первым заместителем или заместителем, согласно доверенности присылает копии предложений главы государства на обработку парламентским комитетам и структурным подразделениям Аппарата.
Копии текстов законов и постановлений парламента передаются протокольным отделом в Парламентское издательство для опубликования, а также Управлению компьютеризированных систем для введения их к системе информационного обеспечения законотворческого процесса.