Использование приёмов мнемотехники при изучении родного языка




Камбулатова Хамис Сулайбанкадиевна,

учитель родного языка и литературы

МБОУ «Гимназия №7» г. Махачкалы.

 

- Добрый день, уважаемые коллеги!

Разрешите представиться. Я, Камбулатова Хамис Сулайбанкадиевна, учитель родного языка и литературы гимназии №7 г.Махачкалы. За время работы успела не только полюбить, но почувствовать важность и необходимость предмета.

Определяя значимость родного языка, великий русский писатель К.Г. Паустовский писал: "Родному языку нет цены, он бесценен как бесценна любовь к отчеству, народу". Язык цементирует историю, культуру, религию, аккумулирует все духовное богатство народа, оберегает цельность народа как единой общности.

Как известно родной язык, наряду с русским, английским, китайским, испанским и другими языками, не признан широко употребляемым языком мира. Тем не менее нужно обучать маленького ребёнка в семье основам родного языка, затем продолжить обучение в школе.

На сегодняшний день проблема заинтересованности обучению родным языкам является актуальной и злободневной. Желание заинтересовать учащихся и поднять уровень обученности заставило меня искать интересные формы и методы обучения. Ничего нового я не открыла, но хочется рассказать о приёмах мнемотехники, что я использую чаще всего на своих уроках.

Зерно успеха в том, что мнемотехнический приём не оставляет учащихся безучастными, равнодушными, ибо резервы мнемотехники разнообразны и богаты: это и эмоциональный подъём, и простота, и доступность. Когда предмет становится интересным, информация и знания, проведенные через эмоции, не обременяют ученика.

Что же это такое мнемотехника?

Мнемотехника – это совокупность правил и приёмов, облегчающих процесс запоминания информации и увеличивающих объём памяти. Примером может служить всем знакомая фраза «Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан», которая помогает запомнить цвета радуги.

У каждого ребёнка свой способ получения и обработки информации. Предлагая материал в разных сенсорных системах, мы обучаем переводу информации из одной сенсорной системы в другую. «Кто интересуется предметом, у него открыты глаза и уши»,-говорил один немецкий педагог. Использование мнемотехнических приёмов – это попытка «открыть» ребятам «глаза и уши». Благодаря познавательному интересу, неинтересная информация преобразуется, становится эмоционально – окрашенной, усваивается легко и запоминается надолго. Благодаря преобразованию учебного материала в форму наглядного, зрительного образа, мнемотехника обеспечивает сознательность усвоения новых знаний. Слова родного языка, пропущенные через воображение, логику, эмоции удерживаются в памяти дольше, позволяет ученику развить память и облегчить воспроизведение конкретного слова.

В чём же секрет мнемотехники?

«Секрет» мнемотехники прост и всем известен – это ассоциация, т.е. связь нескольких образов. Например, если скажем слово солнце, появляется связь с такими словами – образами как луч, тепло, загар, лето и т.д.

Когда мы читаем информацию запоминаем 10%, когда слышим – 20%, когда видим - 30%, если видим и слышим – 70 %, а если мы сами делаем- 90%, т.е. чем больше чувств мы используем при обучении, тем лучше обучаемся.

С чего я начинаю работу по использованию приёмов мнемотехнологии при изучении родного языка?

Начинаю работу с простейших мнемоквадратов, последовательно перехожу к мнемодорожкам, и позже – к мнемотаблицам.Мнемотехника строится
от простого к сложному. Мнемоквадрат – одиночное изображение, которое обозначает одно слово, словосочетание или предложение. Предлагаю детям такие тексты, карточки, где вместо слов использован мнемоквадрат. Даже те ученики, которым не хочется учиться, проявляют интерес, принимают активное участие в чтении текста, в произношении двойных согласных. и т.д.

Можно немного усложнить задачу. Пишем словарный диктант. Називаем не только предмет, но признак предмета и записываем словосочетания.

Мнемодорожка – это таблица из 4 и более клеток, расположенных линейно.

Смотря на картинки, ребёнок воспроизводит зашифрованную в них информацию. Мнемодорожку можно сотавлять самостоятельно на любые темы., цифры, звуки, и т.д. Особенностью мнемодорожки является то, что на каждое слово предложения подбирается картинка. Ни для кого не секрет, что у наших детей существуют проблемы: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушения в произношении двойных соглагных.. Отвечая на вопрос взрослого с помощью мнемодорожки, они учатся использовать правильный порядок слов в предложении, отвечать на вопрос полным предложением, а также связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.

 

Использование мнемодорожки для составления описательного рассказа об игрушках, фруктах, овощах, птицах (смотрим на слайд)

 

 

Мнемотаблица - схема, в которой заложена определенная информация. На каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение), т.е. весь текст зарисовывается схематично, глядя на эти схемы-рисунки, ребенок легко запоминает информацию. Мнемотаблицы используются для составления плана рассказа, пересказа пересказ, составление рассказов по картине и серии картин, описательный рассказ, творческий рассказ.

Мнемотаблицы служат дидактическим материалом в работе по развитию

связной речи детей и используются:

- для обогащения словарного запаса;

- при обучении составлению рассказов;

- при пересказах произведений художественной литературы;

- при отгадывании и загадывании загадок;

- при заучивании стихов.

Овладение приёмами работы с мнемотаблицами значительно сокращает

время обучения и одновременно решает следующие задачи:

1. Развитие памяти, внимания, образного мышления и речи.

2. Формирование навыков перекодирования информации, то есть преобразование абстрактных символов в образы.

3. Развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.

4. Развитие творческих способностей, фантазий.

5. Совершенствование лексико-грамматических средств языка, звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности.

 

 

 

Работая с мнемотаблицами, можно научить детей хорошо пересказывают знакомые сказки, научить свободно, не стесняясь, высказываться на уроках, обогатить словарный запас. Дети почувствуют уверенность. Ребёнок радуется своимуспехам, не успокаивается на них, стремится к новым высотам. Желание учиться возникает тогда, когда всё или почти всё получается. Появляется личная заинтересованность ученика в получении знаний. Доказано, что в основе творческого активного самочувствия любого человека лежит вера в собственные силы. Утверждение этой веры невозможно без приобретения опыта достижения и переживания успеха. Уже давно ни для кого не секрет, что ребенок никогда не познавший радости достижения, не переживший гордости от того, что трудности преодолены, теряет интерес и желание учиться.

Использование приёмов мнемотехники на уроках родного языка даст каждому возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя.

Приёмы мнемотехники я их использую при изучении разных частей речи. Например, при изучении имени существительного (называют предмет), прилагательного (признаки предметов по цвету, по размеру, по качеству).

(буцIарси кьацI) (дяргIибти шин)

 

 

 

Использую мнемотехнику и для закрепления изучения двойных согласных. Вместо предметов, должны поставить первую букву из названия этого предмета.

 

При изучении систаксиса тоже не забываю о мнемонике. По мнемодорожкам дети составляют предложения и видят, что тут два действующих предмета. Легко могут увидеть разницу между простым и сложным предложением.

 

 

Использую их и при заучивании стихов.

 

 

Ну дурсрачи вашулра.

УчIес, лукIес ва лугIес:

Хъярхъли бурсикайрулра

Ца,кIел, хIябал, авал, шел.

КьацI, чакар, зе, гидгари

БегIла гIягIнити сари.

Бялихъ, диъ, ниъ ва нуси

Кьаркьайс пайдала сари.

Актуальность мнемотехники для школьников обусловлено тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает наглядно-образная память. Дети лучше запоминают предметы, события. Развивается умственная активность, сообразительность, наблюдательность, умение выделять существенные признаки предмета.

Составить мнемотаблицу или мнемодорожки на знакомую сказку.

Жили-были дед и бала, и была у них курочка Ряба, снесла курочка яичко не простое, а золотое. Дед бил-бил, не разбил. Баба била-била, не разбила. Мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось. Плачет дед, плачет баба, а курочка Ряба говорит: «Не плачьте, снесу я вам яичко не золотое, а простое.

Используемые мною мнемоприёмы нашли живой отклик у учеников, способствуют развитию интереса к родному языку. Наверняка, найдутся и ученики, и родители, которые по-разному отнесутся к предложенным приёмам. На мой взгляд, если они повышают познавательный интерес, активность учащихся на уроках, способствуют развитию речи, можно применять приемы мнемотехники на различных этапах урока.

Спасибо за внимание!

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: