Класс (1 час 20 мин.)
Если вы согласны с утверждением, напишите «Да», если не
согласны — «Нет». Внесите свои ответы в таблицу.
1) Духовная деятельность, а отличие от практической, направлена на преобразование внутреннего мира людей.
2) Социальные институты – это все многообразие взаимодействий между людьми, связанных с удовлетворением потребностей.
3) Цивилизованным является общество, достигшее определенной степени культурного развития, следующего после дикости и варварства.
4) Ноосфера – это живая оболочка земли.
5) Нравственность не может быть критерием социального прогресса в силу размытости и неопределенности этого понятия.
6) Нации возникают при переходе общества от феодального к капиталистическому.
Выберите несколько верных ответов в каждом задании и занесите свой ответ в
Таблицу
2.1. Социальной революцией является:
а) возникновение письменности
б) переход от охоты и собирательства к земледелию и ремеслу
в) превращение науки в ведущий фактор развития производства
г) уничтожение феодального строя и утверждение частной капиталистической собственности
д) завоевание национальной независимости.
2.2. Отличительными чертами традиционного общества являются:
а) мелкосерийное производство
б) сословное деление
в) господство религии в общественном сознании
г) рост среднего класса
д) армия и церковь как основные социальные институты
е) община как основная форма социальной организации.
2.3. Признаками авторитарного режима являются:
а) сохранение традиционных структур общества
б) многопартийная система
в) ограничение политических прав и свобод граждан
г) выборность власти
д) сосредоточение власти в руках главы государства
е) подконтрольность и сменяемость власти.
Кто или что является лишним в следующих рядах? Выпишите это слово и
Обоснуйте свой выбор.
1. Субъект, цель, способность, способ, результат, действие.
__________________________________________________________________
2. Анализ, наблюдение, индукция, аналогия, классификация, моделирование.
__________________________________________________________________
3. Мюзикл, комикс, детектив, мелодрама, анекдот, ток-шоу.
__________________________________________________________________
Запишите слово, пропущенное в схеме.
![]() | |||||||||||
![]() | |||||||||||
![]() | |||||||||||
|
|
4.2.
![]() | |||||||||||
![]() | |||||||||||
![]() | |||||||||||
|
|
4.3.
Объясните, чем отличаются социальные явления. Укажите по два отличия.
1) право – мораль
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2) реформа – революция
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3) рыночная экономика – командно-централизованная экономика
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4) монархия – республика
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Выполните задания на соответствие. Запишите буквенные обозначения из правого столбца в нужном порядке. Одно из них – лишнее.
6.1.
Понятия | Определения | ||
Культура | А | Качественная специфика той или иной группы стран на определенном этапе развития. | |
Цивилизация | Б | Историческая ступень общественного развития, функционирующая на основе определенного способа производства. | |
Формация | В | Совокупность результатов преобразовательной деятельности людей, закрепившихся в общественной практике и передаваемых из поколения в поколение. | |
Г | Обособившаяся от природы часть материального мира, включающая способы взаимодействия людей |
6.2.
Виды познания | Особенности | ||
Обыденное | А | Выражается в форме догматов. | |
Религиозное | Б | Содержит систему строгих доказательств. | |
Научное | В | Имеет символически-образную форму выражения. | |
Г | Основано на повседневной практической деятельности. |
6.3.
Научные открытия и изобретения | Этапы научно-технической революции | ||
Овладение атомной энергией, изобретение телевидения, освоение космоса | А | 40-60-е годы XX века | |
Изобретение микропроцессоров, автоматизация производства | Б | начало XXI века | |
Появление персональных компьютеров и Интернета, развитие генной инженерии | В | конец 80-х – 90-е годы XX века | |
Г | 70-е – середина 80-х годов XX века |
6.4.
Уровни культуры | Примеры | ||
Массовая - народная | А | использование в телевизионной рекламе отрывка из стихотворения А. Блока | |
Массовая - элитарная | Б | мультфильм по мотивам былины об Илье Муромце | |
Элитарная - народная | В | опера Римского-Корсакова «Снегурочка» | |
Г | сопровождение ледового шоу песней Аллы Пугачевой |
К каждой выбранной позиции подберите соответствующий пример.
Формы познания | Характеристика | ||
Ощущение | А | устойчивый целостный образ предмета или явления | |
Восприятие | Б | мысль, отражающая общие и существенные свойства предметов и процессов | |
Понятие | В | отражение отдельного свойства предмета или явления | |
Суждение | Г | Утверждение ли отрицание чего-либо. | |
Д | Логический вывод из ряда посылок. |
Формы познания | Примеры | |