«Набирая все новые и новые силы, цивилизация нередко обнаруживала явную склонность навязывать свои идеи с помощью миссионерской деятельности или прямого насилия, идущих от религиозных, в частности, христианских традиций… Так цивилизация неуклонно распространялась по планете, используя для этого все возможные пути и средства – миграцию, колонизацию, завоевания, торговлю, промышленное развитие, финансовый контроль и культурное влияние. Мало-помалу все страны и народы стали жить по ее законам или создавали их по установленному ею образцу…
Развитие цивилизации, однако, сопровождалось расцветом радужных надежд и иллюзий, которые не могли осуществиться. В основе ее философии и ее действий всегда лежал элитаризм. А земля, как бы ни была она щедра, все же не в состоянии разместить непрерывно растущее население и удовлетворить все новые и новые его потребности, желания и прихоти. Вот почему сейчас наметился новый, более глубокий раскол – между сверхразвитыми и слаборазвитыми странами. Но даже и этот бунт мирового пролетариата, который стремится приобщиться к богатствам своих более благополучных собратьев, протекает в рамках все той же господствующей цивилизации…» (А. Печчеи)
1) Как называется процесс распространения цивилизации и объединения всех стран и народов?
________________________________________
2) Выберите один из указанных автором путей распространения цивилизации и объясните, как этот путь способствовал объединению мира.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3) О каких глобальных проблемах говорится в тексте? Назовите три проблемы.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________4) Что означают слова автора о том, что «развитие цивилизации сопровождалось расцветом радужных надежд и иллюзий»?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5) Предложите способ выхода современной цивилизации из кризиса.
Оценка за работу (заполняется жюри)
Задание | Итог | |||||||
Оценка |
Члены жюри:
Ответы. 8 класс
1.
Да | Нет | Да | Нет | Нет | Да |
За каждый правильный элемент ответа 1 балл.
Всего – 6 баллов.
2.
2.1 | 2.2 | 2.3 |
г д | б в д е | а в д |
За каждый правильный ответ 2 балла.
Всего – 6 баллов.
3. 1) Способность – это индивидуальная особенность, позволяющая человеку успешно заниматься определенной деятельностью. Субъект, цель, способ, результат, действие – элементы деятельности, определяющие ее структуру.
2) Наблюдение – это эмпирический метод научного познания. Анализ, индукция, аналогия, классификация, моделирование – теоретические методы.
3) Анекдот – элемент народной культуры, фольклора (признак этой культуры – анонимность). Мюзикл, комикс, детектив, мелодрама, ток-шоу – жанры массовой культуры (ее авторы – профессиональные творцы).
За каждый правильный ответ 2 балла - при условии, что дано объяснение. Если написано только лишнее слово без объяснения – 1 балл за ответ.
Всего – 6 баллов
4. 1. пользование.
4.2. личность
4.3. игра
За каждый правильный ответ 2 балла.
Всего – 6 баллов.
5. В каждом ответе должны быть указаны любые два отличия, например:
1) – моральные нормы не имеют формальный характер, правовые записаны в документах;
- мораль имеет добровольную основу, право опирается на силу государственного принуждения;
2) – реформа направлена на преобразование отдельной серы общества, революция изменяет всю социальную систему;
- реформа сохраняет существующую социальную систему, революция производит коренные преобразования, разрушая существующий строй;
3) – рыночная экономика основана на частной собственности, командно-централизованная – на общей;
- в рыночной экономике цена образуется свободно, в зависимости от спроса и предложения, в командной цена фиксирована, устанавливается государством;
4) – в монархии источником власти является одно лицо, в республике – общество в целом;
- в монархии власть передается по наследству, в республике – с помощью выборов.
За каждый правильный элемент ответа 2 балла. 4 балла за ответ.
Всего 16 баллов.
6.1.
В | А | Б |
6.2.
Г | А | Б |
За каждый правильный элемент ответа 1 балл. 3 балла за ответ.
6.3.
А | Г | В |
За каждый правильный элемент ответа 1 балл. 3 балла за ответ.
6.4.
Б | А | В |
За каждый правильный элемент ответа 1 балл. 3 балла за ответ.
6.5
Формы познания | Примеры | |
В | Например: кислый вкус, зеленый цвет, громкий шум | |
А | Например: (лимон – желтый, кислый, продолговатый) | |
Б | Например: «плод» (обобщенное понятие для яблок, груш, лимонов) | |
Г | Например: суждение: «Человек – существо разумное» |
За каждый правильный элемент ответа 3 балла. Если пример не приведен или приведен неправильно – 1 балл. 12 баллов за ответ.
Всего 24 балла.
7. 1)Глобализация
2) Ответ должен содержать указание на один из путей распространения цивилизации (миграцию, колонизацию, завоевания, торговлю, промышленное развитие, финансовый контроль и культурное влияние) и объяснение того, каким образом он повлиял на процесс объединения стран народов. Например: торговля способствовала обмену товарами между различными частями света, вместе с которыми происходил обмен культурными ценностями и технологиями, возрастала взаимозависимость стран.
3) - демографическая проблема (рост народонаселения);
- экологический кризис (истощение природных ресурсов);
- проблема «Север – Юг» (разрыв в уровне эконмического развития между развитыми и странами «третьего мира»).
4) Примерный ответ: Социальный прогресс, развитие науки и техники позволило решить многие проблемы человечества – бороться с болезнями, удовлетворить потребности в материальных благах и т.п. Это внушило веру в безграничные возможности людей, в достижение всеобщего счастья. Однако эти надежды не оправдались, прогресс привел к появлению глобальных проблем.
5) Ответ должен содержать вариант решения глобальных проблем, например: открытие и использование новых видов энергии, чтобы уменьшить нагрузку на природу; изменение сознания людей, воспитание и образование; перераспределение богатства в пользу неразвитых стран с помощью международных организаций.
За каждый правильный ответ 3 балла (в вопросе № 3 – 1 балл за каждую названную проблему).
Всего 15 баллов.
Максимальное количество баллов – 79.