Методический комментарий




Обратим внимание учителя на задание 3 на стр. 27. Обучаем пятикласснику анализу речевой характеристики героя. Подчеркнем, что это один их важнейших приемов психологизма. Пронаблюдаем, как меняется интонация и лексические особенности высказываний князя Олега. Обязательно делаем вывод изнаблюдений (Как речь характеризует героя?)

 

 

Лирическое стихотворение (13 часов)

Важной задачей литературного образования школьников является формирование умения воспринимать лирическое произведение, т.к. именно лирика непосредственно воздействует на чувства человека. В кратком словаре литературоведческих терминов (Под. ред. Л.И.Тимофеева и С.В.Тураева) дается следующее определение лирики: «Один из трех родов литературно-художественных произведений. Лирика рисует отдельные состояния характера в определенный момент жизни. Лирический образ – это выражение чувств и мыслей автора в связи с различными жизненными впечатлениями». Одна из форм существования лирики – лирическое стихотворение. Это небольшое по форме поэтическое произведение, цельность, красоту и мелодичность которому дают ритм и рифма. Такое определение дается в учебнике в статье «Лирическое стихотворение».

Главная идея программы 5 класса -- истоками лирических переживаний могут быть любовь, дружба, природа, отношение к жизни, родине. Если учесть особенности данного возрастного периода, то становится ясна логика выстраивания литературного материала.

Открывают тему послания А.С.Пушкина. В них поэт обращается к миру чувств, самыми доступными среди которых являются дружба и привязанность. До пятиклассников важно донести, что основой данных поэтических произведений стали жизненные впечатления. Иначе, контрастно звучат мотивы одиночества и грусти в стихотворениях М.Ю.Лермонтова. Ребенок получает первое представление о настроении поэтического произведения, учится разнообразию чувств.

Дальше следует перенести учащихся-читателей в мир природы. Эта тема не нова: учащиеся знакомятся с пейзажной лирикой еще в начальной школе. Задача данного этапа – показать, как мир природы связан с миром человека. Введение понятия «лирический герой» способствует выявлению этой взаимосвязи. Именно настроение лирического героя становится путеводной нитью, ведущей от одного стихотворения к другому.

Начинается разговор о мире природы со стихотворений А.А.Фета. В них через образ природы раскрываются такие важные философские темы, как тема родины, дома, детства (понятие «философские» уже знакомо учащимся по легендам). Картины природы помогают почувствовать настроение лирического героя: покой, радость, упоение жизнью.

Стихотворения А.А.Фета созвучны по настроению поэтическим произведениям Ф.И.Тютчева. В них гармония природы и человека, разнообразие чувств, насыщенность действием. Эти лирические произведения могут стать основой для разговора о красоте природы родного края, о смене времен года. Но не следует избегать разговора о философском подтексте пейзажной лирики Тютчева: в жизни человека, как и в природе, бывают разные этапы, каждый из которых по-своему прекрасен.

На первый взгляд, кажется, что стихотворение Н.А.Некрасова нарушает выстроенную концепцию подбора лирических произведений. Однако это не так. Стихотворение «Крестьянские дети» не только позволяет подвести некоторый итог, но и расширяет представления учащихся о лирическом стихотворении. Разговор вновь возвращается к жизненным впечатлениям как основе литературного произведения. Анализ сюжета и композиции стихотворения помогают раскрыть замысел автора, идею произведения: показать две «стороны медали» жизни крестьянских детей. Природа здесь не храм, а мастерская, фон, на котором четче проступают черты их нелегкой участи. В финале образ природы приобретает символическое звучание и выражает авторскую позицию. Таким образом, пятиклассники получают представление о том, что лирическое стихотворение может иметь не только философскую, но и социальную направленность.

Следующие два стихотворения – И.А.Бунина «Густой зеленый ельник у дороги…» и С.А.Есенина «Береза» – могут стать основой для самостоятельной работы по анализу лирического стихотворения, т.е. закрепления полученных знаний. Образы природы, созданные этими поэтами, понятны и доступны воображению учащихся. Задания учебника обращают нас к исследованию изобразительно-выразительных средств языка. На ознакомительном уровне вводятся понятия «контраст», «композиция стихотворения», «эпитеты», «лексический повтор», «олицетворение».

Урок внеклассного чтения предполагает обращение к произведениям Гете и Гейне. Сравним вместе с учащимися переводы, выполненные русскими поэтами разных эпох. Это позволяет вернуться к проблеме лирического героя, к роли пейзажа в раскрытии авторского замысла.

Таким образом, в теме «Лирические стихотворения» мир природы представлен во всем многообразии. Учащиеся получают первое представление о роли пейзажа в литературном произведении, о его художественном своеобразии. Приобретая навыки анализа поэтического текста, пятиклассники, прежде всего, учатся чувствовать настроение стихотворения, а потом выявлять средства, которыми оно создается. Умение воспринимать лирическое стихотворение способствует развитию духовного мира ребенка, обогащению его эмоциональной сферы.

Система заданий учебника позволяет познакомить учащихся с такими литературоведческими понятиями, как: лирическое стихотворение, лирический герой, ритм, рифма, лирическое послание, тема и идея стихотворения, композиция и сюжет, контраст, эпитеты, сравнения, олицетворение, лексические повторы, звукопись. Понятия, обозначенные курсивом, вводятся в данной теме, работа с остальными носит пропедевтический характер и направлена на формирование навыка анализа поэтического текста.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: