Непосредственная образовательная деятельность с детьми 5-6 лет.
Тема. Рассказывание русской народной сказки «Крылатый, мохнатый да масляный».
НОД в рамках реализации программного содержания темы
«Народная культура и традиции».
Основной вид деятельности. Чтение (восприятие) художественной литературы.
Форма деятельности. Совместная деятельность взрослых и детей.
Форма проведения. Рассказывание.
Цель. Приобщение к словесному искусству.
Интеграция содержания образовательных областей.
Чтение художественной литературы. Познакомить детей с русской народной сказкой «Крылатый, мохнатый да масляный» (обработка И. Карнауховой), помочь понять её смысл.
Коммуникация. Упражнять детей в подборе существительных к прилагательным.
Социализация. Формировать у детей умение оценивать поступки литературных героев.
Ход деятельности.
Мотивация на деятельность.
— Дети, сядем рядком, да послушаем ладком.
Жили-дружили
Кот и Воркот.
Ели они с одного стола,
В окошко глядели с одного угла,
Гулять уходили с одного крыльца...
Не послушать ли сказочку опять с конца?
Это присказка, не сказка,
Сказка будет впереди!
Беседа
— Про кого и про что можно сказать крылатый, крылатая, крылатое? (ответы детей).
— Про кого и про что можно сказать мохнатый, мохнатая, мохнатое? (ответы детей).
— Про кого и про что можно сказать масляный, масляная, масляное? (ответы детей).
— Дети, я вас расскажу русскую народную сказку «Крылатый, мохнатый да масляный». Как вы думаете, кто это крылатый, мохнатый да масляный? (предположения детей).
— Сейчас мы с вами узнаем об этом!
Рассказывание.
Внимание! Педагог рассказывает сказку, а не читает.
— Русская народная сказка «Крылатый, мохнатый да масляный».
На лесной опушке, в тёпленькой избушке, жили – были три братца: воробей крылатый, мышонок мохнатый, да блин масляный.
Воробей с поля прилетел, мышонок от кота удрал, блин со сковороды убежал. Жили они, поживали, друг друга не обижали. Каждый свою работу делал, другому помогал. Воробей еду приносил - с полей зёрен, из лесов грибов, с огорода бобов. Мышонок дрова рубил, а блин щи да кашу варил. Хорошо жили. Бывало, воробей с охоты воротится, ключевой водой умоется, сядет на лавку отдыхать. А мышь дрова таскает, на стол накрывает, ложки крашеные считает. А блин у печи – румян да пышен – щи варит, крупной солью солит, кашу пробует.
Сядут за стол – не нахвалятся. Воробей говорит:
— Эх, щи так щи, боярские щи, как хороши да жирны!
А блин ему:
— А я, блин масленый, окунусь в горшок да вылезу – вот щи и жирные!
А воробей кашу ест, похваливает:
— Ай, каша, ну и каша – горазда горяча!
А мышь ему:
— А я дров навезу, мелко нагрызу, в печь набросаю, хвостиком разметаю – хорошо в печи огонь горит – вот каша и горяча!
— Да и я, – говорит воробей, – не промах: соберу грибов, натащу бобов – вот вы и сыты!
Так они жили, друг друга хвалили, да и себя не обижали.
Только раз призадумался воробей. «Я, – думает, – целый день по лесу летаю, ножки бью, крылышки треплю, а они как работают? С утра блин на печи лежит – нежится, а только к вечеру за обед берётся. А мышь с утра дрова везёт да грызёт, а потом на печь заберётся, на бок повернётся, да и спит до обеда. А я с утра до ночи на охоте – на тяжёлой работе. Не бывать больше этому!»
Рассердился воробей – ножками затопал, крыльями захлопал и давай кричать: – Завтра же работу поменяем!
Ну, ладно, хорошо. Блин да мышонок видят, что делать нечего, на том и порешили. На другой день утром блин пошёл на охоту, воробей – дрова рубить, а мышонок – обед варить.
Вот блин покатился в лес. Катится по дорожке и поёт:
Прыг – скок,
Прыг – скок,
Я – масленый бок,
На сметане мешан,
На маслице жарен!
Прыг – скок,
Прыг – скок,
Я – масленый бок!
Бежал, бежал, а навстречу ему Лиса Патрикеевна.
— Ты куда, блинок, бежишь–спешишь?
— На охоту.
— А какую ты, блинок, песенку поёшь?
Блин заскакал на месте, да и запел:
Прыг – скок,
Прыг – скок,
Я – масленый бок,
На сметане мешан,
На маслице жарен!
Прыг – скок,
Прыг – скок,
Я – масленый бок!
— Хорошо поёшь, – говорит Лиса Патрикеевна, а сама ближе подбирается.
— Так, говоришь, на сметане мешан?
А блин ей: — На сметане да с сахаром!
А лиса ему: — Прыг – скок, говоришь?
Да как прыгнет, да как фыркнет, да как ухватит за масленый бок – ам!
А блин кричит:
— Пусти меня, лиса, в дремучие леса, за грибами, за бобами – на охоту!
А лиса ему:
— Нет, я съем тебя, проглочу тебя, со сметаной, с маслом да с сахаром.
Блин бился, бился, еле от лисы вырвался – бок в зубах оставил, домой побежал!
А дома-то что делается!
Стала мышка щи варить: чего ни положит, чего ни прибавит, а щи всё не жирны, не хороши, не маслены.
«Как, – думает, – блин щи варил? А, да он в горшок нырнёт да выплывет, и станут щи жирные!»
Взяла мышка, да и кинулась в горшок. Обварилась, ошпарилась, еле выскочила! Шубка повылезла, хвостик дрожмя дрожит. Села на лавку да слезы льёт.
А воробей дрова возил: навозил, натаскал да давай клевать, на мелки щепки ломать. Клевал, клевал, клюв на сторону своротил. Сел на завалинку и слёзы льет. Прибежал блин к дому, видит: сидит воробей на завалинке – клюв на сторону, слезами воробей заливается. Прибежал блин в избу – сидит мышь на лавке, шубка у неё повылезла, хвостик дрожмя дрожит. Как увидали, что у блина полбока съедено, ещё пуще заплакали.
Тут блин и говорит:
—Так всегда бывает, когда один на другого кивает, своё дело делать не хочет. Тут воробей со стыда под лавку забился.
Ну, делать нечего, поплакали–погоревали, да и стали снова жить–поживать по-старому: воробей еду приносить, мышь дрова рубить, а блин щи да кашу варить.
Так они живут, пряники жуют, медком запивают, нас с вами вспоминают.
— Вот и сказке конец, а кто слушал молодец.
Весёлые упражнения «Девочки и мальчики».
— Дети, потанцуем.
Педагог читает стихи и подсказывает движения, дети выполняют движения.
Дружат в нашей группе Девочки и мальчики. | Берёмся за руки, идём по кругу. |
Девочки – красавицы В круг вы выходите. | Девочки выходят в центр круга. |
Девочки – красавицы Весело пляшите. | Девочки танцуют, мальчики хлопают в ладоши. |
Дружат в нашей группе Девочки и мальчики. | Девочки возвращаются в круг, Все берутся за руки, идут по кругу. |
Мальчики – богатыри В круг вы выходите. | Мальчики выходят в центр круга. |
Мальчики – богатыри, Вы пляшите от души. | Мальчики танцуют, девочки хлопают в ладоши. |
Дружат в нашей группе Девочки и мальчики. | Мальчики возвращаются в круг, Все берутся за руки, идут по кругу. |
— А теперь, разумные мои дети, на вопросы мои, пожалуйста, ответьте.
Вопросы к детям.
& Дети, вы поняли, что бывает, когда один на другого кивает, своё дело делать не хочет. Как же бывает? (ответы детей).
& Да, правильно, бедой для всех это «кивание на других» обернулось. Припомните, как выглядел блин, вернувшийся с охоты. (Полбока лиса съела.)
& А с мышью что стало? (Обварилась, ошпарилась. Шубка повылезла, хвостик дрожмя дрожит.)
& А каким нашёл блин воробья на завалинке? (Клюв на сторону, слезами воробей заливается.)
& Когда же, друзья мои, так бывает? (Когда один на другого кивает, своё дело делать не хочет.)
& Ну, делать нечего, поплакали–погоревали, да и стали снова жить–поживать по-старому: воробей еду приносить, мышь дрова рубить, а блин щи да кашу варить.
& Напомните мне, пожалуйста, концовку сказки. (Так они живут, пряники жуют, медком запивают, нас с вами вспоминают).
Дети повторяют концовку сказки по одному и хором.
Результат деятельности и рефлексия (оценка).
— Дети, чему вас научила русская народная сказка «Крылатый, мохнатый да масляный»? (ответы детей).
— Сказка — вымысел, да в ней намёк, добрым молодцам, да красным девицам урок. Плохо бывает, когда один на другого кивает, своё дело делать не хочет.