ПЕРЕЧЕНЬ КЛЮЧЕВЫХ СЛОВ ПО МЕННЕДЖМЕНТУ




1. Бихевиористские учения

2. Бюрократическая система по Веберу

3. Вертикальные связи

4. Взаимозависимость работ

5. Внутриорганизационные процессы

6. Горизонтальные связи

7. Групповая взаимозависимость

8. Дивизиональная организация

9. Департаментизация и кооперация

10. Динамизм внешнего окружения

11. Дифференциация и интеграция

12. Иерархия

13. Институты внешней среды

14. Информационно-поведенческая подсистема

15. Кадры

16. Концепция управления по целям

17. Косвенные связи

18. Линейная департаментизация

19. Линейные связи

20. Логика развития управления

21. Масштаб управляемости

22. Матричная департаментизация

23. Менеджер

24. Менеджмент

25. Методы менеджмента

26. Методология менеджмента

27. Механистический тип управления

28. Многомерная организация

29. «Научное управление»

30. Непосредственное деловое окружение

31. Нормы и формы коммуникации

32. Общее окружение

33. Объект управления

34. «Одномерные» учения об управлении

35. Организация

36. Организационная культура

37. Организационное окружение

38. Организационные теории

39. Органический тип управления

40. Ориентированная на рынок организация

41. Ответственность

42. Отношения управления

43. Партисипативный стиль управления

44. Подсистема саморазвития системы управления

45. Предпринимательская организация

46. Проектирование работы

47. Процедуры и нормы принятия решения

48. Процесс управления

49. Развитие управления

50. Разделение труда и специализация

51. Распределение прав и обязанностей

52. Роль менеджмента

53. «Синтетические» учения об управлении

54. Система управления

55. Системный подход

56. Синергетический эффект

57. Ситуационные теории

58. Структура организации

59. Структурно- функциональная подсистема

60. Структурные подразделения

61. Субъект управления

62. Теория «Х» и теория «У»

63. Теория «Z» Оучи

64. Теория «7-S»

65. Технология

66. Узкий масштаб управляемости

67. Уровень управления

68. Управленческое взаимодействие

69. Управление кадрами

70. Управление маркетингом

71. Управление организацией

72. Управление персоналом

73. Управление производством

74. Управление финансами

75. Управление эккаутингом

76. Управленческая связь

77. Факторы проектирования организации

78. Формальные связи

79. Функциональная департаментализация

80. Функциональные связи

81. Функции управления

82. Функции организации

83. Харизматический руководитель

84. Хоторнский эксперимент

85. Централизация и децентрализация

86. Четырнадцать принципов управления А. Файоля

87. Школа человеческих отношений

88. Эдхократическая организация

89. Элементы проектирования организации

ГЛОССАРИЙ

 

А

 

АВТОКРАТИЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — руководитель, имеющий достаточный объем власти, чтобы навязать свою волю исполнителям. В случае необходимости он сделает это, не колеблясь.

АСУ — АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ— ряд технологий производства, позволяющих осуществлять управление работой оборудования и контроль за работой оборудования при помощи ЭВМ.

АВТОМАТИЗИРОВАННОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ — применение ЭВМ для проектирования новой продукции. Отказ от черчения вручную экономит время и позволяет легко изменять проект.

АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ СКЛАДСКИЕ СИСТЕМЫ— управляемые ЭВМ погрузочно-транспортные устройства для складирования и выдачи изделий по команде. ЭВМ также следит за местонахождением каждого изделия на складе. Эти системы также называют автоматизированными складами.

АДАПТИВНАЯ СТРУКТУРА — организационная структура, позволяющая гибко реагировать на изменения в окружающей среде, и тем самым принципиально отличающаяся от механистической (или бюрократической) структуры. Называется также органической структурой.

АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ — форма полномочий, передаваемая административным функциям и руководителям, в отличие от линейных полномочий, когда последние передаются подчиненным.

АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ— процесс стратегического планирования, предназначенный для контроля факторов, внешних по отношению к организации, с целью определения возможностей и опасностей.

АНАЛИЗ ВРЕМЕННЫХ РЯДОВ— анализ, основанный на предложении, согласно которому случившееся в прошлом служит достаточно надежным указанием на то, что произойдет в будущем. Называется также проектированием тенденций.

АНАЛИЗ НА БЕЗУБЫТОЧНОСТЬ— метод, используемый при принятии решений, для определения положения дел, при котором общий доход равен совокупным издержкам.

АНАЛИЗ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОПЕРАЦИЙ— определение производственных заданий, социальных и личных характеристик работы с целью повышения эффективности труда.

АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ РАБОТЫ— определение задач, которые должны быть выполнены, а также индивидуально-социальные характеристики такой работы для обеспечения более эффективного и целесообразного найма работников.

АТРИБУТИВНОЕ ЛИДЕРСТВО –стиль поведения лидера адекватный поведению подчиненного. Определение лидером причин поведения подчиненного базируется на трех составляющих: личность, сама работа, организационного окружение или обстоятельства.

Б

 

БАЗИСНЫЕ (ОСНОВНЫЕ, ПЕРВИЧНЫЕ) ПОТРЕБНОСТИ (— обычно врожденные потребности, такие как потребностьвыжить.

БЮДЖЕТ - план, отражающий ожидаемые результаты и распределяемые ресурсы в количественной форме. Служит в качестве контрольного эталона.

БЮРОКРАТИЯ— тип организации, для которой характерно специализированное распределение труда, четкая управленческая иерархия, правила и стандарты, показатели оценки работы, принципы найма, основывающиеся на компетенции работника.

БИХЕВИОРИСТСКИЕ ТЕОРИИ МЕНЕДЖМЕНТА –учения, которые занимались исследованием поведения людей в организациях. Использование в менеджменте факторов коммуникации, групповой динамики и лидерства.

В

 

ВЕРОЯТНОСТЬ— уровень вероятности конкретного события.

ВВЕРТИКАЛЬНОЕ РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА— разделение и координации усилий и выполнения составляющих работу компонентов (управление и производство). Вертикальное разделение труда создает уровни управления.

ВЗАИМОЗАВИСИМОСТЬ ФАКТОРОВ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ— сила, с которой изменение одного фактора воздействует на другие факторы.

ВЛАСТЬ— возможность действовать или способность воздействовать на ситуацию или поведение других людей.

ВЛАСТЬ В ОРГАНИЗАЦИИ — ограниченное право использовать ресурсы организации и направлять усилия части людей в организации на выполнение заданий.

ВЛАСТЬ, ОСНОВАННАЯ НА ВОЗНАГРАЖДЕНИИ — власть, основанная на убежденности исполнителя, что лицо, оказывающее влияние, имеет возможность удовлетворить его активную потребность или доставить ему удовольствие.

ВЛАСТЬ, ОСНОВАННАЯ НА ПРИНУЖДЕНИИ— влияние, основанное на вере исполнителя, что оказывающий влияние может наказать его или се, затруднив удовлетворение насущных потребностей исполнителя.

ВЛИЯНИЕ— поведение какого-либо человека, которое изменяет отношение и чувства к нему других людей.

ВМЕШАТЕЛЬСТВО В ХОД РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИИ (OD INTERVENTION) — один из видов мероприятий, осуществляемых организацией, подразделением или рабочей группой в ходе организации программы развития организации.

ВНЕШНИЕ ПООЩРЕНИЯ— сюда относится все, что в рамках мотивации имеет какую-либо ценность для сотрудников организации и может быть предложено им в качестве стимула к работе. Наиболее типичными примерами такого рода поощрений являются: заработная плата, социальные блага, престижное помещение для работы и т.п.

ВНЕШНЯЯ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ— это функция объема доступной информации в отношении фактора окружающей среды и относительной уверенности в точности этой информации.

ВОЗДЕЙСТВИЕ УПРАВЛЯЮЩЕЕ - сознательное влияние на деятельность человека или коллектива работников, несущее в себе целевую установку, импульс трудовой активности и согласованности совместной работы. Воздействия могут быть различными – формальными и неформальными, непосредственными и опосредованными, краткосрочными и продолжительными, регулярными и спорадическими, прямыми и косвенными. Совокупность видов воздействий, используемых в управлении, характеризует тип и стиль управления, научный подход к управлению и искусство управления, механизм управления и качество персонала.

ВАЛЕНТНОСТЬ – одна из категорий теории ожидания В. Врума. Процесс мотивации по теории ожидания складывается как бы из трех взаимосвязанных блоков: усилия, исполнение, результат. Валентность как раз и отражает в какой степени для работника желателен каждый результат, насколько он для него привлекателен или наоборот, не привлекателен, то есть валентность отражает для человека приоритеты тех или иных результатов.

ВЕНЧУРНЫЕ КОМПАНИИ— рисковые фирмы, которые обычно создаются в областях предпринимательской деятельности, связанных с повышен­ной опасностью потерпеть убытки. За последние 20 лет наибольшее число венчурных фирм было создано в развитых странах для реализации идей, содержащихся в изобретениях и открытиях. Нередко крупные специали­зированные компании заинтересованы в том, чтобы вынести за пределы основного производства новые разработки, которые могут не соответ­ствовать его профилю, нарушить ритмичность и эффективность произ­водственного процесса. Венчурные компании, как правило, являются не­большими фирмами, создаваемыми в форме акционерных обществ или обществ с ограниченной ответственностью.

ВЕРТИКАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ— стратегия интегрированного роста, когда положение фирмы внутри отрасли изменяется за счет расширения той путем добавления новых структур. Стратегия обратной вертикальной интеграции (интеграция «назад») направлена на рост фирмы за счет приобретения компаний-поставщиков либо же усиления контроля над поставщиками. Стратегия прямой вертикальной интеграции (интеграция «вперед») выражается в росте фирмы за счет приобретения компаний-поставщиков либо же усиления контроля над структурами, находящимися между фирмой и конечным потребителем (над системами распре­деления и продажи).

ВЕРТИКАЛЬНЫЕ СВЯЗИ – это связи в организации, которые соединяют ее иерархические уровни и части.

ВИДЫИНФОРМАЦИИ - В практике управления используется информация различных видов. Главными среди них являются: информация экономическая, организационная, социальная и социально-психологическая, технологическая. Кроме того, важную роль играет выделе ние информации оперативной, текущей и стратегической, информации по отдельным функциям управления (плановая, статистическая, по кадрам и пр.).

ВНЕШНЕЕУПРАВЛЕНИЕ (СУДЕБНАЯ САНКЦИЯ)— процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособнос­ти, передача полномочий по управлению должником внешнему управляющему.

ВНЕШНИЙ УПРАВЛЯЮЩИЙ— лицо, назначаемое арбитражным судом для проведения внешнего управления и осуществления других полномочий, предусмотренных законом.

ВНЕШНЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗАЦИИ— факторы, условия, силы и субъекты, влияющие на ситуацию в отрасли извне.

ВНЕШНЯЯ МОТИВАЦИЯ – мотивы деятельности по решению задачи, которые вызываются воздействием субъекта извне.

ВХОДНЫЕ БАРЬЕРЫ— факторы, препятствующие проникновению в отрасль (на рынок) новых конкурентов. Возведение барьеров является од­ной из форм борьбы за обретение и сохранение конкурентных преиму­ществ. Как правило, возможность создания входных барьеров обусловле­на высокими уровнями капиталоемкости. Входные барьеры удерживают новых конкурентов от попыток утвердиться в отрасли (на рынке). Смысл их состоит в том, чтобы сделать затраты, связанные с проникновением в отрасль (на рынок), настолько высокими, что под угрозу будет поставле­на сама окупаемость инвестированных капиталов. Входные барьеры фактически существуют для того, чтобы или повысить вступительный взнос, или увеличить риск для новичков. В большинстве стратегических ситуа­ций крайне важно суметь идентифицировать соответствующие входные барьеры.

ВЫХОДНЫЕ БАРЬЕРЫ— факторы, препятствующие уходу фирм из отрасли (с рынка). Выходные барьеры во многих отраслях стали серьезной помехой долгосрочной прибыльности. Они принуждают хозяйственные единицы продолжать функционировать в отраслях, где рентабельность низкая или отсутствуют доходы на капитал. Выходные барьеры могут носить социально-политический, экономический и эмоциональный характер. Последний касается ситуаций, когда фирма, преуспевающая в новых сферах, держится за свой прежний бизнес, невзирая на значительные потери. Однако такие случаи редки. В большинстве стратегических ситуаций крайне важно суметь идентифицировать соответствующие выходные барьеры.

ВНУТРЕННИЙ МЕНЕДЖМЕНТ (интраменеджмент) – 1) тип управления, отличающийся приоритетами внутренних проблем над внешними, 2) функция управления, выполняемая чаще всего заместителем первого лица и предназначенная для разгрузки его от текущих дел для осуществления стратегического управления или инфраменеджмента.

ВНУТРЕННЯЯ МОТИВАЦИЯ- мотивация, входе которой человек сам порождает мотивы, сталкиваясь с задачей.

ВНУТРЕНЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗАЦИИ – это та часть среды, которая находится в рамках организации.

ВНУТРЕННЕЕ ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ — ценности, приписываемые человеком процессу совершения работы, например, удовлетворение от достижения поставленных целей. Внутренние вознаграждения удовлетворяют потребности высшего порядка.

ВНУТРЕННИЕ ПЕРЕМЕННЫЕ — ситуационный фактор внутри организации. К основным внутренним переменным относятся цели, структуры, задания, технологии и люди.

ВНУТРИЛИЧНОСТЫЙ КОНФЛИКТ- случается внутри индивида и часто по природе является конфликтом целей или конфликтом взглядов.

ВОЗДЕЙСТВИЕ ЭКСПЕРТА — влияние, основанное на убеждении последователей в том, что их лидер обладает особыми знаниями, позволяющими удовлетворить возникшую потребность.

ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ — в рамках теории мотивации — это все, что человеку может казаться ценным.

ВТОРИЧНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ — потребности, имеющие психосоциальную природу, такие как оценка, привязанность и власть.

ВЫБОРОЧНЫЙ КОНТРОЛЬ ПРИ ПРИЕМКЕ — метод контроля качества, при котором решение о приемке крупной партии принимается по результатам контроля небольшого количества образцов данной партии.

 

Г

 

ГИБКИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ СИСТЕМЫ— процессы производства, реализующие все достоинства высокой степени автоматизации без потери гибкости.

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ— согласно двухфакторной теории Герцберга — это факторы, лежащие в среде, окружающей сферу деятельности человека. Их отсутствие может вызвать неудовлетворенность, но не может активно мотивировать поведение.

ГИБКОСТЬ ЦЕЛЕЙ – цели следует устанавливать, таким образом, чтобы иметь возможность корректировки с учетом изменений в окружающей среде.

ГОРИЗОНТАЛЬНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ТРУДА — разделение работы в организации на составляющие компоненты.

ГОРИЗОНТАЛЬНЫЕ СВЯЗИ - это связи между двумя или более равными по положению в иерархии или статусу частями или членами организации.

ГРУППА — два лица или более, которые взаимодействуют друг с другом таким образом, что каждое лицо влияет на другого (других) и испытывает на себе его влияние.

ГРУППА РУКОВОДИТЕЛЯ — группа, состоящая из руководителя и подчиненных, находящихся в зоне его контроля.

ГРУППОВОЕ МЫШЛЕНИЕ — тенденция отдельных личностей подавлять свою собственную точку зрения на ту или иную проблему, чтобы не нарушать гармонию группы.

ГЛОБАЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ — одинакова для всех стран, хотя и существуют небольшие отличия в стратегиях на каждом рынке, вызванные необходи­мостью приспособления к его специфическим условиям, но основной конкурентный подход (например, низкие затраты, дифференциация или фокусировка) остается неизменным для всех стран, где работает фирма. Глобальная стратегия дает лучший результат в отраслях с глобальной кон­куренцией или в отраслях, где начинается процесс глобализации.

 

Д

 

ДВИЖУЩАЯСЯ СБОРОЧНАЯ ЛИНИЯ — приспособление для перемещения производимого продукта от одного работника к другому, каждый работник при этом выполняет отдельные конкретные задания.

ДЕЛЕГИРОВАНИЕ — передача задач и прав получателю, который принимает на себя ответственность за них.

ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — руководитель, который старается не навязывать свою волю подчиненным и исходит из предпосылки, что люди мотивированы потребностями высшего уровня. Сам он мотивирует своих подчиненных, создавая климат, где люди мотивируют себя сами.

ДЕРЕВО РЕШЕНИЙ — схематическое представление сложного процесса принятия решения по какой-либо задаче.

ДЕЦЕНТРАЛИЗОВАННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ — организационная структура, в рамках которой право принимать решения распределяется вплоть до нижестоящих управленческих структур.

ДВУХФАКТОРНАЯ МОДЕЛЬ ГЕРЦБЕРГА — модель, согласно которой вся мотивация распадается на две большие категории: гигиенические факторы и мотивы.

ДИАГНОСТИКА — деятельность по оценке состояния организации с целью определения проблем ее развития и вероятности наступления кризиса.

ДИВЕРСИФИКАЦИЯ — процесс проникновения фирмы в другие отрасли производства. Стратегия диверсификации используется для того, чтобы организация не стала чересчур зависимой от одного стратегического хозяйственного подразделения. Идея диверсификации имеет многолетнюю историю. В настоящее время многие компании, располагая большими капиталами, получаемыми в основных сферах бизнеса, рассматривают диверсификацию как наиболее подходящий путь для инвестирования капитала и уменьшения степени риска, особенно если дальнейшая экспансия в основных сферах бизнеса ограничена. При осуществлении стратегии диверсификации фирма: 1) либо выходит за рамки промышленной цепоч­ки, внутри которой она действовала, и ищет новые виды деятельности, дополняющие существующие в плане технологическом или коммерчес­ком с целью добиться эффекта синергизма (концентрическая диверси­фикация); 2) либо осваивает виды деятельности, не связанные с ее тра­диционным профилем, с целью обновления своего портфеля (чистая ди­версификация).

ДИАПОЗОН КОНТРОЛЯ - диапазон контроля, то есть предельное число объектов, которыми можно эффективно управлять. Средняя величина диапазона контроля составляет 7—10. На высших этажах управления он равен 4—5, а на низших, при выполнении простых работ, может достигать 20—30 и даже значительно больше. На­пример, по расчетам Д. Вудворда — до 48. Если же к понятию диапазона контроля подходить расширительно, то есть с точки зрения знания руководителем подчиненных по именам или в лицо, то он может быть от 100—150 до 900—1000 человек соответственно.

 

ДИВИЗИОНАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА — тип организационной структуры, разработанный в интересах больших организаций, для которых функциональные структуры уже перестают быть эффективными. Основными типами структур с отделениями являются региональные и продуктовые структуры, а также структуры, ориентированные на покупателя.

ДИСФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ КОНФЛИКТ — конфликт, который приводит к уменьшению степени удовлетворенности работой, ослаблению сотрудничества между группами, снижению эффективности деятельности организации.

ДОЛЖНОСТНЫЕ ИНСТРУКЦИИ — краткое изложение основных задач, требующихся навыков и полномочий различных должностей в организации.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЛЬГОТЫ— виды компенсации сверх заработной платы, включающие оплату больничных, медицинское страхованиеи т.п. Ихтакже называют дополнительными выплатами.

 

Е

 

ЕДИНОНАЧАЛИЕ — принцип построения организации, согласно которому подчиненный должен принимать полномочия только от одного начальника и быть ответственным только перед ним.

 

З

 

ЗАВИСИМЫЙ СПРОС — тип спроса, который зависит от намерений организации производить другие изделия. Характерен прежде всего для рынка компонентов, используемых в составе более сложных изделий.

ЗАДАНИЯ — предписанная работа, серия рабочих функций, которые должны быть завершены в определенной форме в рамках ограниченного периода времени.

ЗАКОННАЯ ВЛАСТЬ — влияние, основанное на традиции. Исполнитель верит, что руководитель имеет изначальное право отдавать приказания.

ЗАКОН ЭФФЕКТА — концепция теории мотивации, согласно которой люди стремятся повторять тот тип поведения, который, по их оценкам, позволяет удовлетворить их потребности, и избегать поведения такого типа, которое не приводит к удовлетворению потребностей.

ЗАПРОГРАММИРОВАННОЕ РЕШЕНИЕ — выбор, путь к которому ведет через конкретную последовательность этапов или действий. Число возможных альтернатив в этом случае, как правило, ограничено.

ЗАМЕНИТЕЛИ ЛИДЕРСТВА – С.Керр и Дж. Джейрмейер выдвинули предположение о наличие переменных, имеющих свойство сводить на нет потребность в лидерском влиянии на уровень подчиненных и их удовлетворенность.

ЗВЕНЬЯ СИСТЕМЫУПРАВЛЕНИЯ – обособленная единица системы управления. Звенья выделяются по специфике функций управления, объему и масштабу полномочий, трудоемкости работы, равномерности распределения нагрузки, квалификационным требованиям к персоналу, информационному обеспечению, возможностям территориального размещения. Звенья, составляющие систему управления, различны. Они отличаются главным образом комбинацией функций и полномочий управления, по которым выделяются основные связи соподчиненности звеньев, формируется конструкционная основа системы управления – структура системы управления и на основе которых система управления приобретает иерархическую форму. Звенья системы управления могут быть: линейными, функциональными, линейно-функциональными, функционально-линейными.

 

 

И

 

ИЕРАРХИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА — организационная структура, характеризуемая многоуровневым управлением и незначительным объемом управления на каждом уровне.

ИЕРАРХИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ МАСЛОУ —- подразделение всех потребностей людей на пять групп, осуществленное Абрахамом Маслоу. Им описаны следующие группы потребностей: физиологические, безопасности, социальные, уважения и самовыражения.

ИЗУЧЕНИЕ МЕТОДОВ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА — анализ всех составляющих производственных операций для определения возможности их совершенствования.

ИМИТАЦИЯ — процесс разработки модели реальной ситуации и выполнения экспериментов с целью понять, как будет реально изменяться ситуация.

ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ — письменный учет навыков рабочих и служащих с указанием количества лиц, владеющихими.

ИНТЕГРАЦИЯ— процесс объединения усилий различных подсистем (подразделений) для достижения целей организации.

ИНФОРМАЦИОННО-УПРАВЛЯЮЩАЯ — формальная система обеспечения руководителей информацией, необходимой для принятия решений.

ИНФОРМАТИКА – в широком смысле слова – система знаний, относящихся к производству, переработке, хранению и распространению всех видов информации в обществе, природе и технических устройствах.

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УПРАВЛЕНИЯ – совокупность информационных ресурсов, средств, методов и технологий, способствующая эффективному проведению всего процесса управления, в том числе разработке и реализации управленческих решений.

ИНФОРМАЦИЯ - совокупность сведений о внутреннем и внешнем состоянии управляемой системы (объекта управления), используемых для оценки ситуации и разработки управленческих решений. Управление осуществляется тогда, когда существуют как совпадающие интересы людей, так и информация о характере этих интересов и возможностях их реализации.

ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ МЕНЕДЖМЕНТА - Информационные ресурсы и возможности их использования. Характеризуется полнотой и ценностью информации, достоверностью, формой представления, объемом, своевременностью поступления, структурой информации, возможностью (условиями) использования информации при разработке управленческих решений.

ИСКУССТВО УПРАВЛЕНИЯ – комплекс характеристик управленческой деятельности, отражающих роль индивидуальных качеств менеджера в достижении успеха или эффективности управления. К числу таких характеристик относятся: развитость интуиции, опыт работы, характер образования, профессионализм, коммуникабельность, тип мышления, убежденность, решительность, инициативность.

ИМИДЖ— образ, репутация, мнение широкой публики, потребите­лей и клиентов о престиже предприятия, его товарах и услугах. Создание благоприятного имиджа — одно из ключевых звеньев деятельности фирмы по продвижению своей продукции на рынок, достижению преиму­ществ в конкурентной борьбе.

ИНВЕСТИЦИИ— долгосрочные вложения частного или государственного капитала в различные отрасли национальной или зарубежной экономики с целью получения прибыли.

ИНДЕКС— цифровой статистический показатель, выражающий состояние и тенденции изменений того или иного явления.

ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ— возможности в достижении поставленных инновационных целей.

ИННОВАЦИЯ— создание, распространение и применение какого-либо новшества, ведущие к улучшению работы, повышению эффективности деятельности.

ИНСТИТУАЛИЗАЦИЯ СТРАТЕГИИ— процесс правового и организационного закрепления системного подхода, обеспечивающего сбалансированность и общее направление роста организации.

 

К

 

КАНАЛ СВЯЗИ - применительно к обмену информацией — средство передачи информации: письменной, устной, формальной, неформальной, пригодной для электронных средств связи.

КАРТА ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ — инструмент контроля качества, позволяющий контролировать качество продукцииили услуг в ходе производства или предоставления услуг. Корректирующие меры принимаются сразу же при обнаружении каких-либо отклонений.

КАЧЕСТВО ИСПОЛНЕНИЯ — концепция качества, отражающая ту степень, в которой товары или предоставляемые организацией услуги фактически удовлетворяют нужды клиентов.

КАЧЕСТВО СООТВЕТСТВИЯ— концепция качества, отражающая ту степень, с которой продукция или услуги, предоставляемые организацией, соответствуют внутренним спецификациям организации.

КАЧЕСТВО ТРУДОВОЙ ЖИЗНИ— степень удовлетворения важных личных потребностей через деятельность в трудовой организации.

КВАЛИФИКАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА — краткое изложение основных задач, навыков и умений, прав и обязанностей, предъявляемых к различным специальностям в организации.

КЛАССИЧЕСКАЯ ШКОЛА УПРАВЛЕНИЯ — подход к управлению, сложившийся на раннем этапе и основанный на идентификации общих принципов для их рационального использования в организации. Теоретики классической школы полагали, что можно отыскать лучшую систему организации путем определения основных функций данного бизнеса.

КОММУНИКАЦИЯ, ОБЩЕНИЕ — обмен информацией и смыслом информации между двумя и более людьми.

КОММУНИКАЦИОННАЯ СЕТЬ – это соединение определенным образом участвующих в коммуникационном процессе индивидов с помощью информационных потоков.

КОММУНИКАТИВНАЯ СТРУКТУРА ОРГАНИЗАЦИИ – совокупность каналов, по которым осуществляются коммуникации в организации.

КОММУНИКАБЕЛЬНОСТЬ – способность человека к совместной работе, продуктивному общению.

КОММУНИКАЦИОННЫЕ РОЛИ– способы распоряжения поступающей информацией. Различают следующие роли: «Сторож» – индивид, контролирующий потоки сообщений в организациях; «Связной» – индивид, связывающий на межличностной основе две или более груп­пы в системе; «Лидер мнений» – индивид, к суждениям которого прислушиваются сослуживцы; «Космополит» – индивид, который чаще других контактирует с внешней средой.

КОМПЕНСАЦИЯ — денежное вознаграждение, выплачиваемое организацией своим сотрудникам за выполненную ими работу.

КОМПЕНСАЦИЯ ПО ПРИНЦИПУ "КАФЕТЕРИЯ" — система компенсации, в соответствии с которой служащим позволяется выбирать в допустимых пределах пакет дополнительных вознаграждений, в наибольшей мере отвечающих их потребностям.

КОМПЬЮТЕРИЗИРОВАННОЕ ИНТЕГРИРОВАННОЕ ПРОИЗВОДСТВО — применение гибких производственных систем, управляемых интегрированной системой управления производством.

КОНВЕРСИОННАЯ СИСТЕМА МАССОВОГО ПРОИЗВОДСТВА — тип конверсионного процесса, в ходе которого производятся большие количества относительно стандартизированной продукции.

КОНКУРЕНТНОЕ ОТЛИЧИЕ — высокая компетентность организации в какой-либо области, которая дает организации наилучшие возможности привлекать и сохранять клиентуру.

КОНГЛОМЕРАТ— группа более или менее разнообразных компаний, принадлежащих одному и тому же владельцу. Конгломерат представляет собой диверсифицированный портфель — в противоположность синергическому портфелю (в синергическом портфеле ряд хозяйственных подразделений стратегически связаны между собой).

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ— способность организации вес­ти успешную конкурентную борьбу.

КОНКУРЕНЦИЯ— противоборство на рынке товаров и услуг, привлечение покупателей для более выгодной продажи, возможность выбора продавцов.

КООРДИНАЦИЯ— обеспечение и поддержание взаимодействия между различными частями организации или различными организациями для достижения большей согласованности деятельности.

КОМПЕНСАЦИЯ – внешняя реакция на поведение человека, вызывающаяся в том, что человек либо что-то приобретает, либо что-то теряет, чего- то не достигает в результате осуществляемых им в форме определенного поведения действий.

КОНТРОЛЬ — процесс, обеспечивающий достижение организацией поставленных целей.

КОНФЛИКТ — несогласие между двумя или более сторонами (лицами или группами), когда каждая сторона старается сделать так, чтобы были приняты именно ее взгляды или цели и помешать другой стороне сделать то же самое.

КОСВЕННЫЕ СВЯЗИ – связи координации между различными по уровню иерархии структурными подразделениями организации.

КОСВЕННЫЕ ФАКТОРЫОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ— факторы окружающей среды, которые могут не оказывать немедленного и непосредственного воздействия на деятельность организации, но тем не менее влияют на ее деятельность.

КРИВАЯ ОПЫТА (ОБУЧЕНИЯ0— графическое отображение закона опы­та, который гласит: «Издержки на единицу продукции при получении добавленной стоимости применительно к стандартному товару, измеренные в постоянных денежных единицах, уменьшаются на фиксиро­ванный процент при каждом удвоении продукции». Анализ кривой опы­та показал, что темп снижения издержек на единицу товара варьируется от отрасли к отрасли: для автомобильной промышленности он равен 12%, для сталелитейной промышленности и самолетостроения — 20%, для производства полупроводников — 40%. Закон опыта был выведен в кон­це 60-х годов бостонской консалтинговой группой.

КРИТЕРИИ ДЛЯ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ— нормы, с которыми можно соотнести альтернативные варианты решения.

КРИТИЧЕСКИЙ ПУТЬ— самая длительная последовательность событий при выполнении проекта. Последовательность событий, обеспечивающая завершение проекта в возможно кратчайшее время.

КРУЖОК КАЧЕСТВА — группа работников подразделения, которые на добровольных началах собираются для того, чтобы обсудить проблемы качества и выработать идеи, направленные на повышение качества. Обычно члены группы получают специальную подготовку, позволяющую им выявлять проблемы, связанные с качеством.

КЛАССИФИКАЦИЯ ЦЕЛЕЙ – способ, позволяющий конкретизировать цель, раскрыть ее содержание, выбрать наилучшие формы, механизмы и методы ее реализации.

КУЛЬТУРА КОРПОРАЦИИ— атмосфера или социальный климат в организации.

 

Л

 

ЛИБЕРАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — руководитель, который дает своим подчиненным почти полную свободу в выборе рабочих задач и контроля за своей работой.

ЛИДЕР ОРГАНИЗАЦИИ — человек, эффективно осуществляющий формальное и неформальное руководство и лидерство.

ЛИДЕРСКИЙ СТИЛЬ – это тип отношений управления отличный от собственно управления и строится больше на отношениях типа «лидер-последователь», чем «начальник-подчиненный».

ЛИДЕРСТВО – возникновение особого статуса у менеджера или иного члена группы. Этот статус характеризуется отношением, в основе которого лежат доверие, авторитет, уважение, признание высокого уровня квалификации, готовность поддерживать во всех начинаниях, личные симпатии, стремление учиться и перенимать опыт. Отношения лидерства могут совпадать с формальными полномочиями менеджера. В этом случае менеджер соединяет должность и лидерство. Но отношения лидерства и должностных полномочий могут не совпадать и даже противоречить друг другу. Тогда возникает конфликтная ситуация.

ЛИНЕЙНАЯ ИЛИ ПОТОЧНАЯ ПЛАНИРОВКА — метод размещения оборудования массового производства, где производственные операции почти аналогичны для всей выпускаемой продукции. Производственные ресурсы располагаются в виде последовательности рабочих станций в соответствии с производственными операциями.

ЛИНЕЙНЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ— полномочия, которые передаются от начальника непосредственно подчиненному и далее другим подчиненным.

 

М

 

МАСШТАБ ОТКЛОНЕНИЙ — заранее установленная величина, на которую реально достигнутые результаты могут отличаться от запланированных; при этом не требуется принятия мер для корректировки.

МАТРИЧНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ — тип адаптивной структуры, в которой члены сформированной группы несут ответственность за свою деятельность и перед руководителем данного конкретного проекта, где они работают постоянно.

МЕНЕДЖМЕНТ – это комплекс ключевых положений, отражающих содержание и специфику одной из типологических моделей управления, отражающей условия рыночной экономики. Управление, представляющее собой целенаправленное воздействие, согласующее совместную деятельность людей, разнообразно по формам, целям, субъективно по личностным признакам, механизму, организации, результатам, условиям, ограничениям. Все это позволяет и требует рассматривать его в ракурсе типологического множества вариантов реального проявления и формирования. Одно из важных мест в типологии управления занимает управление, имеющее название «менеджмент». Менеджмент возник и развивался в практике индустриально развитых стран как тип управления, отражающий уровень экономического развития, социально-экономическое ус­тройство общества (формация), технологические особенности производства, концентрированный опыт повышения эффективности управления, влияние на управление социально-психологических отношений, определенный уровень общей и особенно организационной культуры. Все это факторы возникновения и развития менеджмента, определяющие его особенность и сегодня. Суть менеджмента следует искать в сочетании общих черт всякого управления социально- экономическими системами и специфических, вызванных особенностями рыночной экономики.

МЕНЕДЖМЕНТ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ – тип менеджмента, основные черты которого определяются особенностью объекта управления – производством, в отличие, например, от социального менеджмента (управление социальными процессами) или управления культурой, спортом, здравоохранением, образовани<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: