Анализ используемых инноваций на промышленных предприятиях




Лекция 1. Сущность и основные черты инновационной деятельности. Инновационный менеджмент

1. Понятие инновации

2. Содержание инновационного менеджмента

3. Виды и цели инноваций

4. Анализ используемых инноваций в России

 

 

Понятие инновации

 

Понятие «инновация», в англ. invention, следует понимать как новый или усовершенствованный продукт или технологию, созданную в результате использования новшества и реализуемую на рынке или внедренную в производственную, управленческую или иную деятельность».

Понятие «инновация» (нововведение)в экономическую науку ввел Йозеф Шумпетер, который рассматривал инновацию как средство преодоления экономических кризисов. Он выявил новую возможность вывода производственной системы из кризиса, связанную не с ростом масштабов деятельности, сокращением издержек или ростом цены на прежнюю продукцию, а с изменением в хозяйственном процессе за счет создания и внедрения инноваций.

Инновация подразумевает получение экономического, социального, экологического, научно-технического или другого вида эффекта.

Новшества могут оформляться в виде открытий, изобретений, патентов, товарных знаков, рационализаторских предложений, документации на новый или усовершенствованный продукт, технологию, управленческий или производственный процесс, организационной, производственной или другой структуры; ноу-хау; понятий; научных подходов или принципов, документа (стандарта, рекомендаций, методики, инструкции и т.п.); результатов маркетинговых исследований и т. д.

Понятие «инновация» употребляется в широком и узком смысле. В первом случае имеется в виду «комплексный процесс создания, распространения и использования нового практического средства (т. е. новшества) для новой или для лучшего удовлетворения уже известной общественной потребности. В узком смысле это понятие используется применительно к процессу внедрения новшества на уровне отдельного коллектива или предприятия, направленному на повышение эффективности его деятельности и воспринимаемому субъектом освоения (коллективом) как новое.

Важна относительность новизны новшества. Оно является новым для той организации, в которой внедряется, может быть впервые внедряющимся в практику или заимствованным из практики других предприятий или отраслей.

 

Содержание инновационного менеджмента

 

Чтобы управлять инновационной деятельностью, четко сформулировать цели управления, поставить реальные для выполнения задачи, оценить возможные варианты, сформировать организационные и производственные структуры, необходим особый вид профессиональной деятельности – инновационный менеджмент.

Инновационный менеджмент – это совокупность научно обоснованных принципов, форм, методов, приемов и средств управления инновациями в сфере их создания, освоения в производстве и продвижения на рынок с целью получения прибыли. Рынок этот отличен от обычного рынка товаров и услуг, это рынок научных, технологических и организационно-управленческих новшеств.

Как способ управления инновационный менеджмент направлен на выполнение основных функций научно-технической деятельности в части разработки и внедрения полученных новых результатов, проведенных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, на создание новой продукции, модернизацию и совершенствование технических параметров и качества ранее освоенной и выпускаемой продукции. Инновационный менеджмент способствует созданию и рациональному использованию интеллектуального продукта, доведению новых оригинальных идей до их реализации в виде готового товара на рынке.

Как самостоятельная область научных знаний инновационный менеджмент сформировался во второй половине XX столетия.

Инновационный менеджмент позволяет реализовать возможности научной деятельности и тем самым достичь мирового лидерства в отдельных областях научных знаний, обеспечивающих высокий потенциал соответствующих стран, реализовать способность науки как средства производства богатства.

Объектами инновационного менеджмента выступают инновационные процессы во всем их разнообразии: сфера научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, инновационная деятельность предприятия, сами научно-технические новшества. Уровень инновационной деятельности включает: народное хозяйство в целом, отраслевой уровень, предприятие, отдельный инновационный проект, отдельная разработка. Условия ведения инновационной деятельности зависят от поставленных задач, сроков их выполнения, последовательности выполнения, исполнителей.

Цели инновационного менеджмента сводятся к тому, чтобы найти новое техническое решение в области создания изобретения, проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, организации серийного производства, одновременной подготовки и организации сбыта такой продукции, внедрения нового товара на рынок, закрепления на новых рынках с помощью более высокого качества и конкурентоспособности товара.

Реализация поставленных целей предполагает учет различного рода факторов, среди которых можно выделить следующие:

- ориентация инноваций на рынок,

- соответствие инноваций целям предприятия,

- восприимчивость предприятия к инновациям,

- наличие на предприятии источника творческих идей,

- экономически обоснованная система отбора и оценки инновационных проектов,

- эффективные методы управления инновационными проектами и контроль за их реализацией,

- индивидуальная и коллективная ответственность за результаты инновационной деятельности.

Инновационный менеджмент предполагает выполнение следующих задач (работ):

• разработка и осуществление единой инновационной политики;

• разработка проектов и программ инновационной деятельности;

• подготовка и рассмотрение проектов по созданию новых видов продуктов;

• контроль за ходом работ по созданию новой продукции и ее внедрению;

• финансовое и материальное обеспечение проектов инновационной деятельности;

подготовка и обучение персонала к инновационной деятельности;

• формирование целевых коллективов, групп, осуществляющих решение инновационных проектов.

 

Виды и цели инноваций

 

В зависимости от технологических параметров инновации подразделяются на продуктовые и процессные.

Продуктовые инновации включают применение новых материалов, новых полуфабрикатов и комплектующих; получение принципиально новых продуктов. Процессные инновации означают новые методы организации производства (новые технологии). Процессные инновации могут быть связаны с созданием новых организационных структур в составе предприятия (фирмы).

По типу новизны для рынка инновации делятся на: новые для отрасли в мире; новые для отрасли в стране; новые для данного предприятия (группы предприятий).

Если рассматривать предприятие (фирму) как систему, можно выделить:

1. Инновации на входе в предприятие (изменения в выборе и использовании сырья, материалов, машин и оборудования, информации и др.);

2. Инновации на выходе с предприятия (изделия, услуги, технологии, информация и др.);

3. Инновации системной структуры предприятия (управленческой, производственной, технологической).

В зависимости от глубины вносимых изменений выделяют инновации:

- радикальные (базовые);

- улучшающие;

- модификационные (частные).

Российскими учеными из научно-исследовательского института системных исследований (РНИИСИ) разработана расширенная классификация инноваций с учетом сфер деятельности предприятия, в которой выделены инновации:

- технологические;

- производственные;

- экономические;

- торговые;

- социальные;

- в области управления.

По распространенности:

- единичные

- диффузные.

Диффузия - это распространение уже однажды освоенного новшества в новых условиях или на новых объектах внедрения. Именно благодаря диффузии происходит переход от единичного внедрения новшества к инновациям в масштабе всей экономики.

Инновационная направленность деятельности фирмы должна согласовываться с ее экономическими целями (выпускаемая продукция и сектор рынка) и с важностью целей, которые могут быть достигнуты в ходе инновационного процесса. Это относится ко всем видам инновационной деятельности фирмы. Обычно существует несколько целей.

Экономические цели инновационной деятельности:

· замещение видов продукции, снимаемых с производства;

· расширение ассортимента: основного вида продукции; прочих видов продукции;

· разработка продукции, безопасной для окружающей среды;

· поддержание доли рынка;

· увеличение доли рынка;

· выход на новые рынки: зарубежные; новые местные целевые группы;

· повышение гибкости производства;

· снижение издержек производства за счет: снижения трудовых затрат; сокращения потребления материалов; снижения энергоемкости производства; уменьшения уровня брака; снижения затрат на дизайн продукции; уменьшения сроков разработки новой продукции;

· повышение качества продукции;

· улучшение условий труда;

· снижение вреда для окружающей среды

 

 

Анализ используемых инноваций на промышленных предприятиях

 

Сохранение конкурентоспособности предприятий в неэкономических условиях возможно при условии широкого внедрения инноваций.

Стратегия инновационной активности в России осложняется недостатком собственных финансовых ресурсов и квалифицированного человеческого капитала, слабой поддержкой государством предприятий, внедряющих инновации. Роль государства заключается в создании условий развития интеллектуальных и творческих способностей персонала, привлечении иностранных инвестиций и предоставлении льгот по налогообложению предприятиям, активно наращивающим нематериальные активы.

Инициатива отдельных предприятий, эффективно занимающихся инновационной деятельностью, системно не исследуется экономистами и не освещается широко в экономической литературе. Необходимо внедрение инноваций на уровне предприятий сделать предметом исследования неоэкономической науки, которая должна проанализировать инновационную деятельность отдельных субъектов экономики и выработать научную методологию осуществления этого процесса в макроэкономике. Экономическая наука должна систематизировать внутренние и внешние причины, сдерживающие инновационную деятельность, и выработать рекомендации по устранению этих причин, как для предприятий, так и для государства.

В современной России существует и негативная сторона инновационной активности, заключающаяся в деятельности псевдоинноваторов, которые занимаются ненужной бумажной работой с целью выкачивания бюджетных средств. Коррумпированность государственных чиновников способствует этому процессу.

Важную роль играет внедрение и использование инноваций на российских предприятиях в сферах добычи нефти, транспортировки газа, газохимии, технологий 3-го уровня, не имеющих аналогов, нанотехнологии, биотехнологии. Несмотря на слабую роль государства, передовые предприятия России развивают свою инновационную активность. Лидерами инновационной активности в России признаны Магаданская, Ульяновская и Новгородская области.

Примером эффективной инновационной деятельности может служить аграрно-промышленный холдинг «Эфко», который создал структуру – центр прикладных исследований. Эта структура сотрудничает с десятками научных организаций и финансирует их прикладные исследования. Например, с помощью «Эфко» проф. кафедры ядерной физики М. Левин разработал биоразлагаемый наполнитель (нанокристаллическую целлюлозу) для упаковочных материалов, не уступающий по характеристикам углеродным нанотрубкам и стекловолокну. Сырьем для изготовления инновационного материала служат отходы деревообработки или переработки сельскохозяйственной продукции (свекольный жом и др.). Сфера применения полученного материала не ограничивается изготовлением упаковки. Добавка 5% НКЦ в опилки при изготовлении прессованной древесины придает изделию прочность стали.

Примером активного участия государства в развитии инновационной деятельности является создание государственной корпорации «РОСНАНО», занимающейся внедрением нанотехнологий. Корпорация занимается инновационной деятельностью в сферах солнечной энергетики и энергосбережения, наноматериалов, медицины и биотехнологии, машиностроения, опто- и наноэлектроники, инфраструктурных проектов.

В тройке лидеров самых инновационных российских компаний в 2013 оказались разработчики интеллектуального программного обеспечения - компании "Яндекс", "Лаборатория Касперского" и Cognitive Technologies.

Хорошие результаты в Топ-50 инновационных компаний России, составленном Институтом социально-экономической модернизации (ИСЭМ), продемонстрировали также предприятия оборонной промышленности.

В первой десятке оказались "Ростехнологии", "Росатом" и "Оборонпром". Неожиданным авторы рейтинга называют попадание в Топ-50 сразу трех российских автопроизводителей - КАМАЗа, ГАЗа и АвтоВАЗа.

Основной целью рейтинга было определение текущего состояния сферы инноваций в России, а также компаний, активно ведущих разработки и внедрение инновационных решений на российском рынке.

Лидерство ИТ-компаний - результат вполне ожидаемый. Эта сфера, в том числе и достижения в области искусственного интеллекта, всегда была одним из основных конкурентных преимуществ России. Российские ИТ-компании не только демонстрируют высокие показатели в инновационной сфере внутри страны, но и успешно конкурируют с ведущими западными брендами на мировом рынке.

Вклад интернет-компаний в инновации эксперты рейтинга оценили выше, чем социальных сообществ. В ИСЭМ считают, что массовое увлечение социальными сетями пошло на спад: в рейтинге "ВКонтаке" расположилась на 16 месте, а "Одноклассники" вообще не вошли в Топ-50. Сегодня вовлеченность в соцсети уже достигла максимального уровня и поэтому реализовывать новые проекты достаточно сложно. Исключение могут составить лишь специализированные соцсети, рассчитанные на конкретную аудиторию.

Конкурировать с представителями ИТ-сферы пытались крупные компании, известные своей инновационной деятельностью - например, АФК "Система" и Сбербанк. Однако их инновационное развитие эксперты оценили скромнее, чем компаний из высокотехнологичного сегмента.

Руководители российских компаний признались, что видят все большую ценность в инновациях как в источнике роста и увеличения прибыльности бизнеса. Важной задачей 63% опрошенных руководителей назвали разработку действенных стратегий инновационного развития. При этом внедрение такой стратегии в реальную операционную деятельность считают сложной задачей 40% российских управленцев. Почти 60% компаний испытывают трудности с быстрой коммерциализацией инноваций.

Не очень хорошо с инновациями дело обстоит в некогда передовой космической отрасли это объясняют последними неудачами отечественных космических аппаратов. Тем не менее, производственный центр им. Хруничева расположился в рейтинге на 22-м месте. А вот совсем не попали в Топ-50 предприятия химической отрасли, зато прочно расположились во второй половине рейтинга металлурги. Замыкает список единственный представитель пищевой промышленности - "Пивоваренная компания Балтика".

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: