План доклада
1. Биосфера Вернадского
2.Учение о ноосфере
3. Строение ноосферы
4. Идеосфера
5.Условия ноосферной организации
Владимир Иванович Вернадский - один из величайших ученых, основатель геохимии, биохимиии, радиогеологии и создатель научной школы.
биосфера - область существования жизни, живых организмов на Земле как единого образования.Существование биосферы Земли как определенной природной системы выражается в первую очередь в круговороте энергии и веществ при участии всех живых
организмов. Биосфера охватывает нижнюю часть атмосферы, гидросферу и верхние горизонты литосферы. Продукты жизнедеятельности живых существ относятся к весьма подвижным веществам, которые перемещаются в пространстве далеко за пределы обитания организмов. Поэтому естественно, что распределение живых организмов более ограничено в пространстве, чем вся биосфера в целом.
Возникновение жизни и биосферы представляют собой проблему современного естествознания. Постепенное развитие живого вещества в пределах биосферы, к переходу ее в ноосферу (от греческого "ноос" -разум). Под ноосферой понимают сферу взаимодействия природы и общества.
Ноосфера ("ноос" - по-гречески означает разум, дух.) - новое эмоциональное состояние биосферы, при котором разумная деятельность человека становится решающим фактором ее развития. Для ноосферы характерно взаимодействие
человека и природы: связь законов природы с законами мышления и социально- экономическими законами.
Одной из ключевых идей, лежащих в основе теории Вернадского о ноосфере, является то, что человек не является самодостаточным живым существом, живущим отдельно по своим законам, он сосуществует внутри природы и является частью ее. Это единство обусловлено, прежде всего, функциональной неразрывностью окружающей среды и человека, которую пытался показать Вернадский как биогеохимик. Человечество само по себе есть природное явление и естественно, что влияние биосферы сказывается не только на среде жизни, но и на образе мысли.
|
Но не только природа оказывает влияние на человека, существует и обратная связь. Причем она не поверхностная, отражающая физическое влияние человека на окружающую среду, она гораздо глубже. Это доказывает тот факт, что в последнее время заметно активизировались планетарные геологические силы. «...мы все больше и ярче видим в действии окружающие нас геологические силы. Это совпало, едва ли случайно, с проникновением в научное сознание убеждения о геологическом значении Homo sapiens, с выявлением нового состояния биосферы — ноосферы — и является одной из форм ее выражения. Оно связано, конечно, прежде всего, с уточнением естественной научной работы и мысли в пределах биосферы, где живое вещество играет основную роль». Так, в последнее время резко меняется отражение живых существ на окружающей природе. Благодаря этому процесс эволюции переносится в область минералов. Резко меняются почвы, воды и воздух. То есть эволюция видов, сама превратилась в геологический процесс, так как в процессе эволюции появилась новая геологическая сила. Вернадский писал: «Эволюция видов переходит в эволюцию биосферы».
Здесь естественно напрашивается вывод о том, что геологической силой является собственно вовсе не Homo Sapiens, а его разум, научная мысль социального человечества. В «Философских мыслях натуралиста» Вернадский писал: «Мы как раз переживаем ее яркое вхождение в геологическую историю планеты. В последние тысячелетия наблюдается интенсивный рост влияния одного видового живого вещества — цивилизованного человечества — на изменение биосферы. Под влиянием научной мысли и человеческого труда биосфера переходит в новое состояние — в ноосферу».
|
Мы являемся наблюдателями и исполнителями глубокого изменения биосферы. Причем перестройка окружающей среды научной человеческой мыслью посредством организованного труда вряд ли является стихийным процессом. Корни этого лежат в самой природе и были заложены еще миллионы лет назад в ходе естественного процесса эволюции. «Человек... составляет неизбежное проявление большого природного процесса, закономерно длящегося в течение, по крайней мере, двух миллиардов лет».
Отсюда, кстати, можно заключить, что высказывания о самоистреблении человечества, о крушении цивилизации не имеют под собой веских оснований. Было бы, по меньшей мере, странно, если бы научная мысль – порождение естественного геологического процесса противоречила бы самому процессу. Мы стоим на пороге революционных изменений в окружающей среде: биосфера посредством переработки научной мыслью переходит в новое эволюционное состояние – ноосферу.
Строение ноосферы
Ноосфера имеет трёхчастное строение:
Техносфера, объединяющая все средства переработки энергии и вещества, транспорт и коммуникации, созданные совокупной мыслью человечества.
|
Социосфера, включающая всю совокупность отношений между людьми и общественными структурами, вплоть до межгосударственных отношений.
Идеосфера - сфера идеальных продуктов деятельности человечества, таких, как искусство, наука, религия, мифологические формы сознания.
ИДЕОСФЕРА — дух Ноосферы — является самой главной частью ноосферы. Это — совокупность всех типов мысли, созданных человечеством на протяжении нескольких тысячелетий его существования. Любая мысль «программирует» ту или иную конкретную деятельность человека.
Ноосферное мировоззрение исходит из представлений об особой роли человека во Вселенной как единственного (в плане современного научного видения) носителя разума и стремится выработать формы диалога между людьми разных культурных традиций, национальностей, религиозных конфессий и гендерных отличий.
Оно опирается на
1) науку, точно знающую пределы своей применимости и основанную на идее ответственности человека за планету, на которой он живёт;
2) философию, готовую подвергать сомнению всё, что угодно, но только ради установления истины (постмодернисткие концепции, принципиально отказывающиеся от категории истины, противостоят ноосферному мировоззрению);
3) религию, освобождённую от агрессивного фундаментализма и позволяющую человеку выбирать близкие ему представления о смерти, бессмертии, душе и духе среди найденных человечеством ответов. Атеизм, в особенности «воинствующий», является одной из форм фундаментализма, ничуть не менее опасной, чем фундаментализм исламский, иудейский или христианский.
Ф. Т. Яншина, глубокий исследователь трудов В. И. Вернадского, выявила в его трудах ряд положений, характеризующих условия ноосферной организации процессов на Земле:
Заселение человеком всей планеты.
Резкое преобразование средств связи и обмена информацией.
Усиление связей, в том числе политических, между странами Земли.
Начало преобладания геологической роли человека над другими геологическими процессами, протекающими в биосфере.
Расширение границ биосферы и выход в космос.
Открытие новых источников энергии.
Равенство людей всех рас и религий.
Увеличение роли народных масс в решении вопросов внешней и внутренней политики.
Свобода научной мысли и научного поиска от давления религиозных, философских и политических построений.
Эффективная система народного образования и жизнеобеспечения. Ликвидация возможности недоедания, голода и нищеты, сведение к минимуму болезней.
Разумное преобразование природы Земли с целью сделать её способной удовлетворить материальные, эстетические и духовные потребности численно возрастающего населения.
Исключение войн из жизни общества.
Условия 1-6 можно считать выполненными - на Земле не осталось мест, недоступных для человека; появилась общепланетная сеть независимых коммуникаций – интернет, новые средства переработки информации и усиления интеллектуальных возможностей человека – компьютеры; объем горных пород, извлекаемых из глубин Земли всеми шахтами и карьерами мира почти в два раза превышает средний объем лав и пеплов, выносимых ежегодно всеми вулканами Земли; космос стал привычной ареной серьёзных проектов; возникают мощные международные общественные и политические структуры, способствующие объединению человечества. Человеку стали доступны совершенно новые источники энергии.
Выполнение условий 7-12 пока что далеко от осуществления. Именно в этих областях будут протекать основные процессы, связанные с формированием ноосферы – в первую очередь, появление “ человека действительно разумного ”, осознавшего своё место и назначение во Вселенной и умеющего быть повелителем, а не рабом своих животных потребностей (к которым относятся не только питание и секс, но и властные амбиции, являющиеся наследием биологических стадных инстинктов, связанных с определением иерархического положения в стае).
ИДЕОСФЕРА ОБЩЕСТВА При рассмотрении идеосферы мы с самого начала должны
принимать волюдей, группы и организации людей, в совокупности выполняющих специфические удовлетворяющих свои жизненные потребности за счет этой своейдеятельности люди для их исполнения, какими средствами они располагают и как ими совокупность факторов игнорируется, и идеосфера сводится к совокупности предрассудка считаемых образцами идеологии. Людей, образующих идеосферу, будем именовать идеологами. Объектом общества, и не все в людях, а лишь их сознание. Задача идеологов - не идеологов, а формирование сознания людей таким, как это требуется интересами требуется заранее заданным образцом. Конечно, они в какой-то мере изучают в сознании людей стихийно, на основе их жизненного опыта и общения них не существует. Они участвуют в производстве человеческого материала,производства - аспект менталитета. На заре человечества функции идеологов выполняли знахари, колдуны,время их дело продолжают философы, социологи, писатели, журналисты и прочие отношении человечества. Конечно, за миллионы лет тут имел место прогресс. Но"обработки". Множество людей, образующих идеологическую сферу общества, не есть всего дело, которым они заняты, - работа над менталитетом членов общества, работе, вознаграждение за нее. Во-вторых, какая-то их часть организована в предприятия. А прочие из них рассеяны по другим клеточкам общества, в единство достигается за счет профессиональной подготовки и дела, которое они тому же идеологическая сфера опирается на государственную организацию, ей являются и другие сферы - экономическая и культуры. С точки зрения организации идеологическая сфера общества заключена в автономных организаций и "неорганизованных" (в рассмотренном выше смысле) крайности - общества с единственной государственной церковью или страны). Вторую крайность можно наблюдать в западных странах. Плюрализм в плюрализм в экономике не означает наличие нескольких экономических сфер. Эт о В результате деятельности идеосферы в обществе создается и постоянно вынуждены жить все члены общества на всех ступенях социальной иерархии и от слова "клетка" или "камера". В эти идеологические клетки загоняются не обрабатывает. Это осуществляется путем заполнения мозгов людей определенным содержанием сознания, способу думания, "шевеления мозгами". Это происходи т возобновляющемся идеологическом поле, - в постоянном потоке слов, образов идеосферы - сделать основную массу членов общества (желательно всех) позволяя им в этом отношении лишь то, что необходимо и достаточно дл я Идеосфера создает и сохраняет клетку для сознания людей не по злом у больших масс людей в обладающие сознанием существа. Дело в том, что сознани е истории человечества. Оно "пробуждалось" исторически с нуля, если не считать "пробуждается" с нуля и является искусственным продуктом их индивидуальног о какой-то "клетки" для него, ибо эта "клетка" есть не что иное, как матери я Не загоняя сознание в "клетку", его просто не "пробудишь" к жизни. А тут - отнюдь не социальные ангелы. Они должны быть организованы и соблюдать целое. В самой природе сознания не заложено на этот счет никаких предписаний каждого человека извне, причем - навязано ему в принудительном порядке. "пробуждаться" лишь настолько, насколько это требуется интересам и мыслимыми потенциями и не ради некоего прогресса человеческого интеллек а идеологической клетке. Лишь немногим одиночкам удается вырваться из нее в каковыми они и являются на самом деле. Благодаря деятельности идеосферы в обществе создается достаточно большое среду одинаково думающих, одинаково оценивающих явления жизни и одинаково состояние менталитета общества. Они вовлекаются в определенные действия, овладении "душами" членов общества. Так что идеологическое поле (клетка), о организация и самоорганизация человеческой массы, создаваемая и постоянно воздействия на сознание людей, которыми она располагает профессионально, и только что рассмотренная масса членов общества. Идеи, говорил Маркс, становятся материальной силой, когда овладевают как таковым, а лишь постольку, поскольку существует материальный механизм, образует идеосферы и создает его в обществе своей жизнедеятельностью. Исторически чисто опытным путем (методом случайных проб и ошибок) был и научного понимания сознания у идеологов никогда не было, как нет его до сих одна: сделать сознание всех членов человейника более или менее одинаковым в образом, способными ориентироваться в окружающей среде и при этом н е человейника. Поскольку сознание заключается в способности оперировать изобретенные знаки и определенные правила оперирования ими в отношени и учений. Даже тогда, когда используются другие изобразительные средств а со знаками языка и истолкование в этих знаках. Будем такую совокупность
Человек - вершина космической эволюции: "С появлением на нашей планете одаренного разумом живого существа планета переходит в новую стадию своей истории. Биосфера переходит в ноосферу".
Труд человека, то есть основная форма его жизнедеятельности, есть в первую очередь взаимодействие его с природой. Человек проявляет эту свою способность не столько в качестве источника энергии или массы, сколько в виде специфического регулятора, возбуждающего действие одной силы природы против другой. Именно здесь возникает и проявляется "хитрость разума".