1. Культура и природа. Исторические этапы, их взаимодействия. Культура природопользования.
2. Религия и культура. Истоки религиозного сознания. Функции религии. Религия и церковь. Религия и искусства. Религия и наука. Перспективы религии в новом веке.
3. Роль религии в формировании китайской, индо-буддийской и арабо-исламской цивилизаций.
4. Античность как тип культуры. Возникновение христианства и его роль в истории мировой культуры. Основные христианские конфессии.
5. Культура и наука. Предпосылки возникновения науки. Функции науки, динамика развития; специализация научного знания, НТР и современные глобальные проблемы развития науки.
6. Основные этапы истории культуры России. Культурологическая мысль в России. Особый тип советской культуры. Характерные черты современного культурного процесса в России.
7. Культура и общество. Социальное и индивидуальное в культуре. Социальные функции культуры. Культура социальных групп. Понятие идентичности, ментальности. Типы национальных характеров.
8. Межкультурные коммуникации. Сущность МК. Каналы МК. Современные проблемы МК; глобализация, сепаратизм, национализм, взаимоотношения «развитых» и «отсталых» обществ, религиозный фундаментализм.
9. Проблемы культуры 20-го века. Модернизм и постмодернизм. Информационная революция и культура.
Методические указания по выполнению заданий на практических занятиях.
Практическое занятие № 1. Культура и природа.
Цель занятия – показать, что характеристика феномена культуры не возможна без
понимания неразрывной связи культурной деятельности человека с природой; выяснить, какие тенденции существуют во взглядах на взаимодействие природы и человека.
|
Задание 1. Подготовить сообщения и составить вопросы по следующим разделам данной темы.
а) Культура как вторая природа.
б) Роль природных факторов (ландшафт, климат и др.) в формировании того или иного типа культуры.
в) Культурологическая мысль об отношении природы и культуры. Учение В.И.Вернадского о ноосфере.
Задание 2. Подготовиться к обсуждению проблемы «Причины конфликта и пути гармонизации природы и культуры».
При изучении данной темы необходимо усвоить следующие понятия: внебиологичность природы, «вторая природа», «очеловечивание природы», географический детерминизм, экология, «экологический пессимизм», научно-технический оптимизм», ноосфера.
Практическое занятие № 2. Религия и культура.
Цель занятия – рассмотреть религию как особую форму культуры, которая оказала влияние на все стороны развития человечества как в древности, так и в современном мире; выяснить, какие существуют подходы к объяснению феномена религии.
Задание 1. Подготовить сообщения и составить вопросы по следующим разделам данной темы.
а) Истоки религиозного сознания (рациональный и теологический подходы).
Б). Сущность и функции религии (мировоззренческая, компенсирующая, коммуникативно-интегрирующая, нравственно-нормативная, регулятивная, политическая)
Задание № 2.
При изучении данной темы необходимо усвоить такие понятия, как политеизм, анимизм, тотемизм, фетишизм, магия, миф, обряд, культ, монотеизм, теоцентризм, теология.
Практическое занятие № 3. Роль религии в формировании китайской, инддуистско-буддийской и арабо-исламской цивилизации.
|
Цель занятия: рассмотреть сущность религиозных систем данных цивилизаций, методом сопоставления определить их особенности, выявить связь религиозных особенностей со своеобразием государственного, социального и духовного устройства Китая, Индии и арабо-исламского мира.
Задание 1. Подготовить сообщения и составить вопросы по следующим разделам данной темы.
а) Китайско-конфуцианская религиозная традиция – цивилизация.
Б) Индуистско-буддийская религиозная традиция – цивилизация.
В) Арабо –исламская традиция – цивилизация.
Задание 2. Подготовиться к обсуждению вопроса об особенностях традиций-цивилизаций и проблеме сосуществования в современном мире.
При изучении данной темы необходимо усвоить такие понятия, как конфуцианство, культ предков, Веды, ведизм, брахманизм, индуизм, буддизм, реинкарнация, сансара, карма, нирвана, ислам, шариат, хадж, Коран, исламский фундаментализм; запомнить основателей религиозных систем – Конфуция, пророка Мухаммеда, Будду (Сиддхартха Гаутама).
Практическое занятие № 4. Античность как тип культуры. Возникновение христианства и его роль в истории мировой культуры. Основные христианские конфессии.
Цель занятия: объяснить, в результате влияния каких факторов, сформировался особый тип античной культуры; благодаря каким идеям христианство стало сначала государственной религией Римской империи, а впоследствии - мировой религией, выяснить причины раскола христианства и особенности христианских конфессий; показать, какое влияние оказали античная культура и христианство на становление
|
Западной цивилизации.
Задание 1. Подготовить сообщения и составить вопросы по следующим разделам данной темы.
А)Особенности античной (греко-римской) культуры.
Б)Сущность христианства, становление христианской церкви.
В)Причины раскола христианства.
Г)Католицизм, православие, протестантизм.
Задание № 2. Вопросы для обсуждения: почему из двух монотеистических религий (иудаизм и христианство на территории Римской империи именно христианство стало ее государственной религией? идеи какой христианской конфессии вам ближе, почему?
Необходимо усвоить следующие понятия: полис, демократия, олигархия, пантеон, антропоморфизм, антропоцентризм, космос, агонистика, Ветхий Завет, Мессия, апостол, Евангелие, христианизация, миссионер, Ватикан, патриарх, Византия.
Знать следующих исторических деятелей: Гомер, Платон, Аристотель, Сократ, Геродот, Иисус Христос, Мартин Лютер, Жан Кальвин.