Проверка сочинения. Критерий 9
К9. Грамматические ошибки
1. Поскольку синтаксический уровень при редактировании текста является ведущим, то выявление ошибок основано на правильном проведении синтаксического анализа.
При редактировании необходимо провестианализ синтаксических связей:
1) выделить в простых предложениях составляющие его словосочетания, а в сложном предложении установить границы составляющих его простых частей;
2) поставить логический вопрос от главного слова к зависимому в словосочетаниях, а от главного предложения – к придаточному.
При всей кажущейся простоте прием установления синтаксических связей в предложениях, составляющих сложное синтаксическое целое, дает возможность проанализировать правильность грамматических форм и всей структуры предложения.
2. Прием соотнесения. Некоторые члены предложения требуют согласования.Соотнести – это значит мысленно или зрительно связать члены предложения, требующие согласования.
Особенно часто нарушается согласование причастия или прилагательного с определяемым словом или согласование главных членов предложения. Особенно часто наблюдаются случаи несогласованности, если члены предложения, которые должны быть согласованы между собой, отдалены друг от друга. Чтобы заметить несогласованность, надо всегда соотносить сказуемое с подлежащим в числе или в числе и роде, а прилагательное и причастие с определяемым словом – в роде, числе и падеже.
3. Необходимо также правильное соотнесение слова «который» в придаточном определительном со всеми соотносимыми словами в главном. Формально слово «который» соотносится с тем словом в главном, которое стоит непосредственно перед придаточным. Однако нередко на этом месте оказывается дополнение к слову, по смыслу определяемому придаточным предложением. В таком случае могут возникнуть неясности в понимании текста.
|
4. Необходимо обращать самое пристальное внимание на характер синтаксической связи внутри словосочетания, на соотнесение слова с последующими словами и словосочетаниями, которыми оно управляет.
5. По правилам грамматики местоимение замещает ближайшее к нему существительное, но в некоторых конструкциях небрежность в употреблении местоимений приводит к двойному смыслу.
6. К типичным ошибкам относится неправильное употребление деепричастного оборота, назначение которого состоит в том, чтобы вместе со сказуемым характеризовать действие, приписываемое подлежащему. Для исправления подобных ошибок используют эквивалентные придаточные части сложноподчиненных предложений (СПП). Так же исправляют оторванный от главных членов предложения оборот с деепричастием, употребленным в самостоятельном, не связанном со сказуемым смысле.
7. В письменной речи не допускаются сложноподчиненные предложения, начинающиеся с подчинительного союза и состоящие только из придаточной части, без главной.
Приемы выявления грамматических ошибок (К9)