ДЕЛОВЫЕ И РОЛЕВЫЕ ИГРЫ
Деловая игра – форма воссоздания предметного и социального содержания профессиональной деятельности, моделирования систем отношений, разнообразных условий профессиональной деятельности, характерных для данного вида практики. |
В деловой (ролевой) игре каждый участник решает свою отдельную задачу в соответствии со своей ролью и функцией.
Виды деловых игр
Основания классификации | Виды |
По типу человеческой практики, воссоздаваемой в игре и целям | – учебные; – исследовательские; – управленческие. |
По времени проведения | – без ограничения времени; – с ограничением времени. |
По оценке деятельности | – балльная или иная оценка деятельности игрока или команды; – оценка того, кто как работал, отсутствует |
По конечному результату | – жесткие игры (заранее известен ответ, существуют жесткие правила); – свободные, открытые игры (заранее известного ответа нет, правила изобретаются для каждой игры свои) |
По конечной цели | – обучающие (направлены на появление новых знаний и закрепление навыков участников); – констатирующие (конкурсы профессионального мастерства); – поисковые (направлены на выявление проблем и поиск путей их решения) |
По методологии проведения | – луночные игры (игра проходит на специально организованном поле, с жесткими правилами, результаты заносятся на бланки); – ролевые игры (каждый участник имеет или определенное задание, или определенную роль, которую он должен исполнить в соответствии с заданием); – групповые дискуссии (связаны с отработкой проведения совещаний или приобретением навыков групповой работы); – имитационные (имеют цель создать у участников представление, как следовало бы действовать в определенных условиях); – организационно-деятельностные игры (не имеют жестких правил, у участников нет ролей, игры направлены на решение междисциплинарных проблем; активизация работы участников происходит за счет жесткого давления на личность); – инновационные игры (формируют инновационное мышление участников, выдвигают инновационные идеи в традиционной системе действий, отрабатывают модели реальной, желаемой, идеальной ситуаций, включают тренинги по самоорганизации). |
|
ХОД ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ
Подготовка занятия
При определении целей разработчику важно ответить на несколько принципиальных вопросов.
При постановке целей необходимо различать:
– учебные цели игры (её ставит перед собой преподаватель, руководитель игры);
– цели действий её участников (студентов), которые ставятся ими, исходя из игровых ролей.
Должны быть проработаны условия проведения деловых игр
· проигрывать реальные события;
· приводимые факты должны быть интересными, «живыми»;
· ситуации должны быть проблемными;
· обеспечение соответствия выбранной игровой методики учебным целям и уровню подготовленности участников;
· определение способов анализа игрового процесса, оценка действий игроков с помощью системы критериев;
· оптимизация требований к участникам;
· структурирование игры во времени, обеспечение примерного соблюдения ее временного регламента, продолжительности пауз, завершении этапов и всего процесса игры;
· формирование игровой группы;
|
· руководство игрой, контроль за ее процессом;
· подведение итогов и оценка результатов.
Задачи преподавателя в подготовке деловой игры
Основная часть
Этапы проведения деловой игры
Этап | Содержание деятельности | Время (минуты) |
Постановка целей, задач, формирование команд. Выбор экспертов. | 3-5 | |
Ознакомление с правилами деловой игры, правами и обязанностями. | ||
Выполнение заданий в паре участников | ||
Обмен информацией между парами участников в команде. Обсуждение выступления. Выступление экспертов с критериями оценки деятельности. | ||
Обмен опытом участников деловой игры. Выступление преподавателя с обобщением. | 10-15 | |
Подведение итогов. Выступление экспертов. Заключение о результатах деловой игры. |
Пример прав и обязанностей участников:
1) Преподаватель:
· инструктирует участников деловой игры по методике ее проведения;
· организует формирование команд, экспертов;
· руководит ходом деловой игры в соответствии с дидактическими целями и правилами деловой игры;
· вносит в учебную деятельность оперативные изменения, задает вопросы, возражает и при необходимости комментирует содержание выступлений;
· вникает в работу экспертов, участвует в подведении итогов. Способствует обобщению результатов;
· организует подведение итогов.
2) Экспертная группа:
· оценивает деятельность участников деловой игры в соответствии с разработанными критериями;
· дорабатывает в ходе деловой игры заранее подготовленные критерии оценки деятельности команд;
|
· готовит заключение по оценке деятельности команд, обсуждают его с преподавателем;
· выступает с результатами оценки деятельности команд;
· распределяет по согласованию с преподавателем места между командами.
3) Участники игры:
· выполняют задания и обсуждают проблемы в соответствии со схемой сотрудничества в командах;
· доброжелательно выслушивают мнения;
· готовят вопросы, дополнения;
· строго соблюдают регламент;
· активно участвуют в выступлении.
Выводы (рефлексия)