Допускаемые контактные напряжения.




Табл. № 1

 

Марка стали Температ. отпуска 0С Предел прочности sв, Н/мм2 Предел текучести sт, Н/мм2 Твердость НВ Примечан.
  Стали с объемной закалкой  
         
           
           
             

Продолжение Табл. № 1

Марка стали Температ. отпуска 0С Предел прочности sв, Н/мм2 Предел текучести sт, Н/мм2 Твердость НВ Примечан.
40X            
30XГСА          
40XНМА          
12XНЗА     -- -- -- --    

 

Табл. №2

Марка стали.
шестерни колеса шестерни колеса
50Г 35, 35Л, 40Л 40, и 45, 35Л 35X, 40X 30XГСА 40X Н   50, 55, 40Л 35X, 40X 35X, 40X

Колеса ответственных передач в транспортных машинах, как правило, при Т2 > 200000 Н*мм, должны иметь твердость зубьев НВ1 = НВ2 > 350 и более вязкую сердцевину. Различная твердость в одном объеме металла получают, путем поверхностной закалки токами высокой частоты (ТВЦ) или химико – термической обработкой (цементация, азотирование и т.п.).

Наиболее производительна закалка ТВЧ по контуру зубъев колес из сталей с содержанием углерода 0,3…0,5%. Это стали 40Х, 35XM, 40XH. Толщина закаленного слоя при этом 3…4 мм и твердость поверхности 45…55 HRC.

Закалку ТВЧ по технологическим причинам применяют для обработки зубьев с модулем m ³ 5 мм. Мелкомодульные колеса изготавливают из малоуглеродистых сталей (0,12…0,3 % С) с последующей цементацией поверхностных слоев зубьев и закалкой. Глубина цементируемого слоя не превышает 2 мм, твердостью поверхности зубьев 50…60 НКС. Это стали 20X, 18XГТ, 12XHЗА и др.

Выбор термической или химико-термической обработки материалов колес может быть скорректирован после прочностного расчета и определения модуля зацепления. Некоторые рекомендуемые сочетания марок сталей для шестерни и колеса при НВ > 350 приведены в табл. 3.

 

 

Табл. № 3

Марка стали.
шестерни колеса
45, 50 55, 55Г 35X, 40Г 40XH 15X, 20X 40, 50 50, 55 35X, 40X 15X, 20X

 

В табл. 4 приведены механические свойства некоторых марок сталей, полученные поверхностным термическим и химико-термическим упрочнением. Причем НRС указывает на поверхностную твердость сталей, а σв, σТ и НВ - это характеристики сердцевины Табл. 4

Марка стали Предел прочности, Н/мм2 Предел текучести, Н/мм2 Твердость НВ Твердость HRC
Стали с цементацией
20X       56-62
20ХГ       56-62
18ХГТ       56-63
12ХНЗА       56-63
2оХГНМ       56-63
20ХНМ       56-63
Стали с поверхностной закалкой ТВЧ
40Х       42-50
35ХМ       50-56
40ХН       50-56
               

 

Закалка колес после цементации приводит к короблению зубьев, поэтому необходимо дополнительные доводочные операции (шлифование, полировка, обкатка) Другие виды химико-термической обработки (азотирование, нитроцементирование и т.п.) в общем, машиностроение применяются редко.

Первоначально студенту трудно выбрать необходимое сочетание материалов шестерни и колеса, поэтому в табл. 5 приведены примерные рекомендации по выбору твердости материала шестерни в зависимости от передаваемого крутящего момента.

Табл. № 5

Т2, Н. мм. НВ1 ∆HB
< 25000 250…280 30…50
25000 £ Т2 < 100000 280…320 30…50
10000 £ Т2 < 200000 320…350 30…50
200000 £ Т2 < 500000 350…450  
Т2 ³ 500000 450…600  

 

Примечание: При выборе НВ1 для цилиндрической передачи червячно – цилиндрического редуктора (первая ступень червячная, а вторая ступень цилиндрическая передача) есть особенность. Независимо от величины Т2 следует брать НВ1 = 250…300, т.к. существует опасность «налезания» колеса червячной передачи на вал колеса цилиндрической передачи.

 

Поясним вышеизложенное на примере:

Т2 = 470400 Н.мм. По табл. 5 требуемая твердость НВ1 = 350…450 по табл. 3 возможное сочетание материалов шестерня – сталь 40 XH, колесо – сталь 40X с поверхностной закалкой ТВЧ до НВ1 = НВ2 = 450 и ∆HB = 0 (Табл. 4).

Для тихоходных, преимущественно крупногабаритных и открытых зубчатых передач в качестве материала для зубчатых колес возможно применение чугуна различных марок.

В табл. 6 приведены механические свойства некоторых марок чугуна, применяемого для изготовления зубчатых колес.

Табл. 6

Род Марка Предел прочности Твердость  
чугуна чугуна при изгибе σвм НВ С1
    Н/мм2    
Серый СЧ16-32      
  СЧЛ4-44   170...190  
Модифици- СЧ32-О2   170... 241  
рованный СЧЗо-56   197...248  

 

Допускаемые контактные напряжения.

Допускаемые контактные напряжения при расчете зубчатых пере­дач на контактную прочность определяются по формуле:

,

где σh limb - базовый предел выносливости поверхностей зубьев по контактным напряжениям для пульсирующего (П-го) цикла, значе­ния которого приведены в табл. 7

Табл. 7

Термообработка или химико-термическое упрочнение Твердость σh limb, Н/мм2
I. Нормалиэапия или улучшение HВ ≤ 350 2НВ+70
2. Объемная закалка НRС = 38...50 I8HRC+150 + 150
3. Поверхностная закалка HRС = 40...56 I7HRC+200 + 200
4. Цементация НВС = 54...64 23HRC
5. Азотирование ККС = 55...75 20HRC

 

Sн - коэффициент безопасности, который можно принять:

Sн = 1,1 - для случая нормализации, улучшения и объемной закал­ки;

Sн = 1,2 - для случая поверхностной закалки, цементации и азотирования;

КHL - коэффициент долговечности, зависящий от характера нагрузки и от числа циклов нагружения зубьев.

Коэффициент долговечности КHL определяется: при постоянной нагрузке

где Nно - базовое число циклов, при котором наступает предел выносливости. Для контактных напряжений Nно = 30·НВ^2,4 (HB -твердость материала по Бринеллю); Nн = 60·n·t - число циклов нагружения зубьев; n - частота вращения шестерни или колеса в об/мин; t - желательная длительность работы передачи в часах (при выполнении проекта можно принять t = 10000...20000 час); при переменной нагрузке подсчитывается некоторое эквивалентное число циклов нагружения зубьев по формуле:

тогда

 

Обычно переменная нагрузка условно рассматривается как ступенчато-переменная, и циклограмма переменной нагрузки должна быть задана.

Приведем пример расчета эквивалентного числа циклов нагружения для переменной нагрузки, меняющейся но циклограмме. В этом случае:

=

где T1 = Tmax; T2 = 0.5·Tmax; T3 = 0.3·Tmax;

t1 = 0.2t; t2 = 0.4t; t3 = 0.4t;

n1 = n2 = n3 = n

 

 

Видно, что в данном случае эквивалентное число циклов получилось почти в четыре раза меньше того числа, которое получилось бы при постоянной нагрузке.

В заключение отметим, что для однородной структуры материала (нормализация, улучшение, объемная закалка) коэффициент KHL ограничивают в пределах: 1,0 ≤ KHL ≤ 2,6.

В случае поверхностной закалки, цементации и азотирования:

1,0 ≤ KHL ≤ 1,8.

 

2.3 Допускаемые изгибные напряжения.

При расчете зубьев на изгиб допускаемое изгибное напряжение может быть определено по формуле:

где σF limb - базовый предел выносливости материала колеса по изгибным напряжениям для пульсирующего никла (П-го цикла), зна­чения которого приведены в табл. 8.

SF - коэффициент безопасности. Рекомендуется Sp = 1,7...2,2 (причем верхние значения - для литых заготовок); КFC - коэффи­циент, учитывающий влияние двухстороннего приложения нагрузки (например, реверсивные передачи). При односторонней нагрузке КFC = 1. При двухсторонней нагрузке КFC = 0,7,..0,8 (большие значения при НВ > 350); KFL - коэффициент долговечности.

 

Табл. 8

Термообработка или химико- Твердость σF lim b
пп термическое упрочнение    
I. Нормализация или улучшение НВ ≤ 350 1,8 HB НВ
2. Объемная закалка HRC = 45...55  
3. Поверхностная закалка HRC = 48...58 600…700 ...700
    (в сердцевине НВС = 25...35)  
4. Цементация HRC = 56...62 750…850 ...8Ь0
    (в сердцевине HRC = 32...45)  
б. Азотирование HRC = 55...70 + I2HHC*
    (в сердцевине НРС = 24...40) _ твердость
       

Коэффициент долговечности определяется:

- при НВ ≤ 350,

- при НВ > 350.

Здесь: NFO- базовое число циклов. Для всех сталей NFO = 4*10^6;

NF - число циклов нагружения зубьев шестерни и колеса.

При постоянной нагрузке NFO = 60nt,

При переменной нагрузке подсчитывается эквивалентное число цик­лов нагружения зубьев:

где m = 6 при НВ ≤ 350, m = 9 при НВ > 350.

В заключение укажем на некоторые ограничения на величину КFL:

1,0 ≤ KFL < 2 при НВ ≤ 350; 1,0 ≤ KFL < 1,6 при НВ > 350.

 

 

2.4 Расчет на контактную прочность.

При проектном расчете закрытых прямозубых и косозубых цилиндрических зубчатых передач основные размеры этих передач опреде­ляются расчетом на контактную прочность.

2.4.1 Если колесо и шестерню предполагается изготовить из стали, то расчетные формулы, разре­шенные относительно межосевого расстояния aw, имеют следующий вид:

для прямозубых передач

мм;

 

для косозубых передач

мм

В этих формулах:

U - передаточное число рассчитываемой передачи;

[б]Н - допускаемое контактное натяжение для материала шестерни или колеса (менее прочного), Н/мм);

ψва - относительная ширина передачи, выбираемая в пределах:

ψва = 0,2...0,4 - для прямозубых передач,

ψва - 0,2...0,6 - для косозубых передач.

Причем меньшие значения принимаются для быстроходной ступени, а большие - для тихоходной ступени;

T2 - момент на колесе рассчитываемой передачи, Н·мм (моменты на всех валах привода были найдены в разделе I);

Кн - коэффициент нагрузки для расчета по контактном напряжениям, представляющий собой произведение двух коэффициентов:

KH = KHB · KHV, где KHB - коэффициент неравномерности распределения нагрузки по длине контакта

KHV - коэффициент динамической нагрузки.

Коэффициент неравномерности распределения нагрузки при рас­чете по контактным напряжениям (KHB) при переменной нагрузке может быть взят из графиков, представленных на рис.1, где ψbd = b/d1 (при проектных расчетах полезно использовать зависи­мость ψbd= ψba·(U±1)/2). В схеме соосного редуктора уточнить входной и промежуточный валы. При постоянной нагрузке KHB = 1,0.

Значения коэффициента динамической нагрузки при расчете по контактным напряжениям (KHV) приведены в табл. 9 (в числителе для прямозубых, в знаменателе - для косозубых передач).

 

Табл. 9

 

 

 

 

Рис. 1

При этом, если хотя бы для одного из зубчатых колес пары НВ ≤ 350, в таблице твердость рабочей поверхности зубьев НВ следует принять ≤ 350. В передачах общего машиностроения, которые встречаются в курсовом проектировании, предпочтительно назначать 7 или 8-ю степень точности.

Для предварительных расчетов можно принимать:

Кн = Кнβ*Kнν = 1.3...1.5.

 

 

Меньшие значения следует выбирать при расположении колес на валах, близком к симметричному (у середины пролета), большие зна­чения - при несимметричном.

В нашем курсовом проекте студенту рекомендуется проектиро­вать нестандартный редуктор. Поэтому межосевое расстояние aw, полученное расчетом на контактную прочность /по формуле (I) или (2)/, округлять до стандартного значения не требуется.

Дальнейший расчет передачи по определению всех основных па­раметров рассчитываемой передачи рекомендуется проводить в сле­дующем порядке.

2.4.2 Задаются числом зубьев шестерни z1 и определяют число зубьев колеса z2= z1·U.

В прямозубых передачах число зубьев шестерня можно задать

z1 = 20…30

 

В косозубых передачах, задаваясь числом зубьев шестерни z1, следует помнить следующее. В случае косозубой передачи для более полного использования преимуществ косозубых колес желательно, чтобы в косозубых передачах соблюдалось неравенство

Это условие выполняется, если число зубьев шестерни взять

2.4.3 Определяют модуль зацепления:

для прямозубых передач

для косозубых передач

где β - угол наклона зубьев, принимаемой β = 8°...20°.

Полученное значение модуля округляют до ближайшего стандарт­ного по ГОСТ 9оСЗ_80 (таблица).

Таблица

Ряд стандартных модулей зубчатых передач по ГОСТ 9563_80

 

0,3   (2,75) 4,5  
0,4 1,25      
0,5 1,5 (3,25) 5,5  
0,6 1,75 3,5    
0,7   (3,75) 6,5  
0,8 2,25      
  2,5 (4,25)    

Примечание. Значение модулей, указанные в скобках, применять нежелательно

2.4.4 После округления модуля до стандартного значения нужно уточнить межосевое расстояние:

для прямозубых передач aw = m/2(z1+z2);

для косозубых передач aw = mn/2cosβ(z1+z2);

2.4.5 Определяют диаметры колес:

для прямозубых передач

d1(2) = m·z1(2) - делительные диаметры шестерни (колеса);

da1(2) = d1(2)+2m - диаметры- вершин шестерни (колеса);

df1(2) = d1(2)-2.5m - диаметры впадин шестерни (колеса);

для косозубых передач

d1(2) = mn·z1(2)/cosβ - делительные диаметры шестерни (колеса);

da1(2) = d1(2)+2mn - диаметры вершин шестерни (колеса);

df1(2) = d1(2)-2.5mn - диаметры впадин шестерни (колеса).

Примечание. Формулы справедливы для зубчатых передач без смещения или при суммарном смещении XE = 0.

 

2.4.6 Определяется ширина колеса b = ψba·aw.

Ширина шестерни обычно выполняется несколько больше (на 2-3 мм) ширины колеса для компенсации возможных неточностей сборки.

2.4.7 Подсчитывается окружная скорость в зацеплении

м/с, где d1 – в мм; n1- в об/мин.

2.4.8 По данной скорости в соответствии с табл. уточняется значение коэффициента KHV, а затем KH = KHB · KHV.

2.4.9 В соответствии с уточненными значениями межосевого расстояния аw и коэффициента нагрузки KH производим проверку фактических контактных напряжений по формулам:

для прямозубой передачи для косозубой передачи

(1) (2)

 

В формулах (1) и (2) аw и b - в мм, Т2 - в Н*мм, бН и [б]Н - в Н/мм2. При этом превышение бН сверх [б]Н до 5% допуска­ется. При большей разнице требуется пересчет межосевого расстоя­ния.

2.5 Расчет закрытой цилиндрической зубчатой передачи закан­чивается проверкой прочности зубьев на изгиб. Проверка прочности зубьев на изгиб проводится по формулам:

для прямозубой передачи для косозубой передачи

() ()

В этих формулах: b, m, mn, T2, z2 - ширина передачи, мм;

модуль передачи, мм; момент на колесе рассчитываемой передачи, Н·мм;

число зубьев колеса - величины, найденные ранее,

УF - коэффициент, учитывающий форму зуба. Этот коэффициент мо­жет быть найден в табл. 10 или с помощью кривых, приведенных на рис., по числу зубьев шестерни или колеса (см.ниже примечание). В случае косозубой передачи УF берется по эквивалентному чис­лу зубьев zV = z/ β;

Уβ - коэффициент, учитывающий наклон зубьев. Для определения

этого коэффициента можно воспользоваться формулой: Уb = 1-b/140,

где b - угол наклона зуба, принимаемый в косоpубой передаче в пределах 8°...20°;

 

График для опре­деления коэффи­циента УF

 

УE - коэффициент, учитывающий участие в зацеплении косозубой передачи нескольких пар зубьев. Этот коэффициент можно принять:

УE = 1/0,9Eα, где Eα - торцовый коэффициент перекрытия, равен:

Eα = [1.88-3.2(1/z1+1/z2)]cos β;

KF – коэффициент нагрузки для расчета по изгибным напряжениям, представляющий собой произведение двух коэффициентов:

KF = KFB · KFV, коэффициент неравномерности распреде­ления нагрузки по длине контакта, KFV - коэффициент динамической нагрузки.

Коэффициент неравномерности распределения нагрузки при рас­чете по изгибным напряжениям (KFB) при переменной нагрузке может быть взят из графиков, представленных на рис.. При посто­янной нагрузке KFB = 1,0.

Причем, коэффициент KFB в этих графиках дается в зависи­мости от относительной ширины: ψbd = b/d1.

Значения коэффициента динамической нагрузки при расчете зубьев на изгиб (KFV) приведены в табл. 11 (в числителе - для прямозубых, в знаменателе - для косозубых передач). При этом, если хотя бы для одного из зубчатых колес пары НВ ≤ 350, в табли­це твердость рабочей поверхности зубьев НВ следует принять ≤ 350. [σ]F - допускаемое изгибное напряжение для материала шестерни или колеса (см.ниже примечание), H/мм2. (см.раздел 3).

Примечание. Если для шестерни и колеса берется одинаковый матери­ал, при проверке изгибных напряжений по формулам () и () коэффи­циент УF и допускаемое напряжение [σ]F берутся для шестерни.

Если материал для шестерни назначается более прочный, чем мате­риал колеса, проверку ведут для того из колес, для которого меньше отношение [σ]F / УF.

Табл. 11

 

2.6 КОНСТРУКЦИЯ ШЕСТЕРЕН И КОЛЕС

 

 

Рис.2

 

 

Рис.3

Рис.4

 

 

Рис.5

Стандартами (ГОСТ 1643-81 и ГОСТ 1758-81) установлены 12 степеней точности изготовления цилиндрических и конических зубчатых колес и передач (1-я степень - наивысшая, 12-я степень – наименьшая).

Выбор степени точности определяется условиями работы и назначением колес.

В табл.12 приведены ориентировочные значения предельных окружных скоростей колес в силовых передачах различной степени точности. В общем машиностроении колеса передач выполняют по 8-й или 9-й степени точности, а колеса ответственных передач - по 6-й или 7-й степени точности.

В особо ответственных тяжело нагруженных и высокооборотных передачах вертолетов, самолетов и других машин используют колеса по 4-й и 6-й степеням точности.

Таблица 12

Предельные окружные скорости для силовых передач, м/c

Степень точности Прямые зубья в передачах Непрямые зубья в передачах
цилиндрич. конической цилиндрич. конической
5 и более св.15 св.12 св.30 св.20
  до 15 до 12 до 30 до 20
  до 10 до 8 до 15 до 10
  до 6 до 4 до 10 до 7
  до 2 до 1,5 до 4 до 3

 

Для предотвращения заклинивания зубьев допуском на межосевое расстояние (наряду с допуском на толщину зубьев) в зацеплении обеспечивается гарантированный минимальный боковой зазор.

Размер бокового зазора регламентируется видом сопряжения зубчатых колес. ГОСТ 1643-81 устанавливает шесть видов сопряжений зубчатых колес в передаче Н,Е,D,C,B,A (в порядке увеличения бокового зазора):

Н - нулевой минимальный зазор;

Е - малый зазор;

D и C - уменьшенный зазор;

В - нормальный зазор;

А - увеличенный зазор.

Устанавливаются шесть классов отклонений межосевого расстояния, обозначаемых в порядке убывания точности римскими цифрами от I до VI.

Рекомендуемые сочетания вида сопряжения и класса отклонений межосевого расстояния приведены в табл.13

Таблица 13

Предельные отклонения межосевого расстояния (мкм)

  Вид со- пряжения Класс отлонений межосевого расстояния. М е ж о с е в о е р а с с т о я н и е, мм
до 80 св.80 до 125 св.125 до 180 св.180 до 250 св.250 до 135 св.315 до 400 св.400 до 500
-- I ±10 ±11 ±12 ±14 ±16 ±18 ±20
H,E II ±16 ±18 ±20 ±22 ±25 ±28 ±30
D III ±22 ±28 ±30 ±35 ±40 ±45 ±50
C IV ±35 ±45 ±50 ±55 ±60 ±70 ±80
B V ±60 ±70 ±80 ±90 ±100 ±110 ±120
A VI ±100 ±110 ±120 ±140 ±160 ±180 ±200

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: