ОСНОВЫСПЕЦИАЛЬНОЙ ДОШКОЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ
Разделы дисциплины, виды учебной деятельности
Заочная форма обучения
№ п/п | Наименование раздела (формулировки изучаемых вопросов) | Виды учебной деятельности, включая самостоятельную работу студентов (в часах) | |||
Л | ПЗ | СРС | Всего | ||
I. | Раздел I. Общие вопросы специальной дошкольной педагогики | ||||
1.1. | Современные проблемы изучения, воспитания и обучения детей младенческого, раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья | ||||
1.2. | Воспитание и обучение в целостном педагогическом процессе ДОУ | ||||
II. | Раздел II.Общие требования к организации обучения и воспитания детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья | ||||
2.1. | Организация коррекционной работы в ДОУ компенсирующего вида | ||||
2.2. | Содержание работы специалистов в ДОУ компенсирующего вида | ||||
2.3. | Планирование коррекционной работы в ДОУ компенсирующего вида | ||||
III. | Раздел III.Содержание воспитания детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья | ||||
3.1. | Физическое воспитание в ДОУ | ||||
3.2. | Сенсорное воспитание в ДОУ | ||||
3.3. | Умственное воспитание в ДОУ | ||||
3.4. | Трудовое воспитание в ДОУ | ||||
3.5. | Эстетическое воспитание в ДОУ | ||||
3.6. | Социально-нравственное воспитание в ДОУ | ||||
3.7. | Игра – ведущая деятельность детей дошкольного возраста | ||||
IV. | Раздел IV.Организация коррекционного воспитания и обучения детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья | ||||
4.1. | Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта | ||||
4.2. | Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с задержкой психического развития | ||||
4.3. | Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с нарушениями слуха | ||||
4.4. | Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с нарушениями зрения | ||||
4.5. | Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата | ||||
4.6. | Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с нарушениями речи | ||||
4.7. | Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра, эмоционально-волевой сферы и поведения | ||||
4.8. | Воспитание и обучение детей дошкольного возраста комплексными нарушениями | ||||
Итого: | |||||
Контроль: | |||||
Всего: |
План практических занятий
|
Практическое занятие 2.1.
Тема: Организация коррекционной работы в ДОУ компенсирующего вида (2 часа)
План:
1. Коррекционная направленность воспитания и обучения детей с ОВЗ в специальном дошкольном учреждении.
2. Охранительный режим.
3. Общие особенности психического развития детей с ОВЗ
Список литературы:
[3,4,7,9,13,]
Практическое занятие 3.1.
Тема: Физическое воспитание в ДОУ (2 часа)
|
План:
1. Особенности физического развития детей с ОВЗ.
2. Специфика физического воспитания детей с ОВЗ.
3. Создание условий для физического воспитания с ОВЗ.
4. Медицинские и педагогические мероприятия по физическому воспитанию детей с ОВЗ
Список литературы:
[3,4,12,24,26 ]
Практическое занятие 3.2.
Тема: Сенсорное воспитание в ДОУ (2 часа)
Форма проведения: выполнение творческого задания
План:
1. Психолого-педагогические основы сенсорного воспитания дошкольников с ОВЗ.
2. Особенности сенсорно-перцептивной сферы детей с ОВЗ.
3. Формирование сенсорных способностей как основа умственного развития дошкольников с ОВЗ:
· овладение детьми системой сенсорных обследовательских действий;
· овладение детьми эталонами качеств предметов (4 этапа).
4. Задачи и содержание сенсорного воспитания на разных годах обучения.
Практическое занятие 3.4.
Тема: Трудовое воспитание в ДОУ (2 часа)
Форма проведения: дискуссия
План:
1. Организация трудовой деятельности детей с ОВЗ.
2. Коррекционная направленность трудового воспитания детей с ОВЗ.
3. Овладение элементами трудовой деятельности детьми младшего дошкольного возраста с ОВЗ.
4. Специфика трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ
Список литературы:
[3,4,12,24,26 ]
Практическое занятие 4.2
Обучение и воспитание детей дошкольного возраста с нарушениями в интеллектуальном (познавательном) развитии у детей (2 часа)
План:
1. Возрастные закономерности познавательного развития
2. Возможные отклонения в познавательном развитии детей дошкольного возраста.
|
3. Выявление отклонений в познавательном развитии.
4. Педагогические приемы предупреждения и коррекции недостатков познавательного развития у детей в условиях дошкольного учреждения
Список литературы:
[3,4,24 ]
Практическое занятие 4.3.
Тема: Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с нарушениями слуха
(1 час)
Форма проведения: дискуссия
План:
1. Возрастные закономерности развития слухового восприятия
2. Возможные отклонения в развитии слухового восприятия у детей дошкольного возраста.
3. Выявление отклонений развитии слухового восприятия у детей дошкольного возраста.
4. Педагогические приемы предупреждения и коррекции недостатков развитии слухового восприятия у детей в условиях дошкольного учреждения
Список литературы:
[3,4,24 ]
Практическое занятие 4.4.
Тема: Обучение и воспитания детей дошкольного возраста с нарушением зрения
(1 час)
Форма проведения: деловая игра
План:
1. Возрастные закономерности развития зрительного восприятия.
2. Возможные отклонения в развитии зрительного восприятия.
3. Выявление отклонений в развитии зрительного восприятия.
4. Педагогические приемы предупреждения и коррекции недостатков зрительного восприятия у детей в условиях дошкольного учреждения.
Список литературы:
[3,4,24 ]
.
Список литературы
Основная литература
1. Микляева, Н.В. Дошкольная педагогика. Теоретико-методические основы коррекционной педагогики: учеб. пособие для студентов высш. и сред. учеб. заведений / Н.В.Микляева, Ю.В.Микляева; под ред. В.И. Селивёрстова. – М.: Владос, 2008. – 263 с.
2. Мишина, Г.А. Коррекционная и специальная педагогика / Г.А. Мишина, Е.Н. Моргачёва. – М.: Форум: Инфра-М, 2010. – 137с.
3. Специальная дошкольная педагогика: Учебное пособие / Е.А. Стребелева, А.Л. Венгер, Е.А. Екжанова и др.; Под ред. Е.А. Стребелевой. – М.: Академия, 2002.
4. Специальная педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.И. Аксенова, Б.А. Архипов, Л.И.Белякова и др.; Под ред. Н.М. Назаровой. – М.: Академия,2009. – 400 с.
Дополнительная литература
5. Верещагина, Н.В. "Особый ребенок" в детском саду [ Текст]: практ. рекомендации по организации коррекционно-развивающей работы с детьми с множественными нарушенями в развитии/Н.В. Верещагина.- СПб.: Детство-Пресс,2009
6. Екжанова, Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание дошкольников с нарушением интеллекта: метод.рекомендации / Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева. – М.:Просвещение, 2009. – 175с.
7. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии: Учеб. пособие для студ. сред.пед. учеб. заведений / Б.П.Пузанов, В.И.Селиверстов, С.Н.Шаховская, Ю.А.Костенкова; Под ред Б.П.Пузанова. – 2-е изд., стереотип. – М.:Издательский центр «Академия»,1999 – 144 с.
8. Коррекционно-развивающая работа с детьми раннего и младшего дошкольного возраста /ред. Н.В. Серебрякова. – СПб: КАРО,2005.
9. Селиверстов В.И. Специальная (коррекционная) дошкольная педагогика. Введение в специальность – М.: Владос, 2010 – 318 с.
10. Степанова, О.А. Программы для ДОУ компенсирующего и комбинированного видов: справочное пособие / О. А. Степанова. – Москва: ТЦ Сфера, 2008