Самоучитель игры на гуслях.




Данный курс обучения игре на гуслях является альтернативным по отношению к видеоурокам Ахромеева, которые изучаются в группе «Учимся играть на гуслях». Это две разные школы игры! Данный курс ближе к академической школе игры, но отличен от нее. Академическая школа игры (щипковая) ближе к арфовой.

Гусли – древний славянский музыкальный инструмент. Но начиная с 17 века, с приходом к власти Романовых, гусли были подвергнуты серьезным гонениям. Постановлением Стоглавого собора 1551 года всякие игрища в гусли, смычки, сопелки были запрещены как бесовские и греховные. А согласно указу 1648 года царя Алексея Михайловича Романова все струнные инструменты было велено собрать, сжечь и забыть о них навсегда.

При Алексее Михайловиче гусли насильно изымались и возами свозились к кострам. Скоморохи, как носители древней славянской культуры, были уничтожены. Христианская церковь осуждала любую инструментальную музыку, но в то же время достаточно лояльно относилась к псалтыри. Традиция игры на гуслях была сохранена благодаря христианам и большей частью староверам (старообрядцам). Под игру на гуслях они славили Бога. Так говорит Св. Писание: «Хвалите Бога во святыне Его, … Хвалите Его со звуком трубным, хвалите Его на псалтири и гуслях. …». Псалтыриум, в отличии от гуслей имел другой строй. Гусли, перестроенные под псалтыриум, имели строй, со средних веков получивший название «Иерусалимский». Не удивительно, что христиане сохранили традицию игры с Иерусалимским строем. Теперь его ошибочно называют Русским.

Чем была вызвана такая потребность истребить музыкальные инструменты того времени? Какая цель преследовалась этими действиями? Почему церковь так настаивала исключительно на голосовом пении без инсрументального сопровождения? Как я теперь понимаю, все дело было в бурдоне. Бурдон был в гуслях, бурдон был в смычковом и механическом гудке, был бурдон в шотландской и русской волынке, был бурдон и у рожечников. Христианское пение бурдона не содержало – задача состояла в замене культур. Можно сказать, что за пару веков христианство справилось со своей задачей. Древние инструменты заменили новые (западные), в игре на которых бурдон потерял основополагающее значение. Чем так мешал бурдон? В этом отношеии очень символична легенда про Антея. Дело в том, что бурдон как бы держит связь с опорой (землей) и памятью (культурой) предков. Изъять бурдон – значило разорвать эту опору. Вот что гласит легеда:

«Опять пришлось ему (Гераклу) идти через Ливию. Здесь встретил он великана Антея, сына Посейдона, бога морей, и богини земли Геи, которая его родила, вскормила и воспитала. Антей заставлял всех путников бороться с ним и всех, кого побеждал в борьбе, немилосердно убивал. Великан потребовал, чтобы и Геракл боролся с ним. Никто не мог победить Антея в единоборстве, не зная тайны, откуда великан получал во время борьбы все новые и новые силы. Тайна же была такова: когда Антей чувствовал, что начинает терять силы, он прикасался к земле, своей матери, и обновлялись его силы: он черпал их у своей матери, великой богини земли. Но стоило только оторвать Антея от земли и поднять его на воздух, как исчезали его силы. Долго боролся Геракл с Антеем. несколько раз он валил его на землю, но только прибавлялось силы у Антея. Вдруг во время борьбы поднял могучий Геракл Антея высоко на воздух, - иссякли силы сына Геи, и Геракл задушил его.»

https://www.hobobo.ru/catalog/skazka/yabloki-gesperid-..

В конце 17 века гонения на музыкальные инструменты значительно ослабли. Церковь добилась своего – произошла смена культур. Бурдон исчез даже из строя гуслей. Дело в том, что в 17 веке, в аристократические круги буквально ворвались столовидные гусли, и как переносной вариант (без ножек) шлемовидные гусли – их еще называли поповскими. В основе строя столовидных (поповских) гуслей был Эолийский (древнегреческий) лад ABCDEFGABCDEFGA (Ля СиЬ До Ре Ми Фа Соль Ля СиЬ До Ре Ми Фа Соль Ля). Русский (Иерусалимский) строй представлял собой кусок этого ряда - CDEFGABCD.

В последнее время интерес к гуслям значительно возрос. Связано это большей частью с тем, что у нас в стране молодые люди пытаются возродить дохристианскую славянскую культуру. То ли по не знанию, то ли по злому умыслу, но по всей стране создаются учебные группы по освоению гуслей именно с «Иерусалимским» строем – CDEFGABCD. Таким образом люди, пытающиеся возродить славяно-арийскую культуру, вводятся в заблуждение. Самым древним (более пяти тысяч лет) строем является двуаккордовый строй GCDEFG, более поздний (более трех тысяч лет) трехаккордовый («Лукоморский») GCDEFGA (GCDEFGABC) и «Новгородский» ADEFGABCD. Запомните! Древние славянские песни были дву и трехаккордовыми! Пятиаккордовое пение было внесено христианами.

Зная отличие христианской гармонии от дохристианской, весь фольклор можно разделить на христианский и дохристианский. Дохристианский фольклор трехаккордовый (или двуаккордовый) и имеет тяготение к бурдону.

Бурдон – первая (басовая) струна гуслей, по тону на октаву ниже пятой (от тоники) ступени. БУРДОН (а не тоника) – основа древней гармонии. Гусли без бурдона, как человек без морали. Большинство мастеров ведутся на христианскую традицию и делают гусли без бурдона. ЗАКАЗЫВАЙТЕ ГУСЛИ С БУРДОНОМ! Учитесь играть на гуслях с бурдонм, учите других играть на гуслях с бурдоном.

Несмотря на то, что в этнографических экспедициях находят строи с бурдоном, должного отношения к изучению игры с этими строями нет! Как истинно народным считается Русский (Иерусалимский) строй, и в качестве доказательства приводится масса гусельных наигрышей, сохранившихся благодаря традиции. НО ЭТО ТРАДИЦИЯ 18 ВЕКА!!!!!!!!!!! 18 век – время триумфа христианской культуры на Руси!

 

Строй гуслей.

Говоря о строе гуслей, надо иметь в виду, что гусли не строились от одной (конкретно) ноты. Разброс тональностей достаточно велик – от Соль минор (мажор) до Ре минор (мажор). Поэтому проще говорить не о строе гуслей, а схеме, по которой они строятся. Элементами схемы являются ступени гаммы. Гамма начинается с первой ступени (тональности) и заканчивается седьмой. Приведу примеры наиболее употребляемых тональностей и их ступеней:

До мажор – CDEFGAH (До Ре Ми Фа Соль Ля Си)

До минор – CDEЬFGAЬB, где В – СиЬ (До Ре МиЬ Фа Соль ЛяЬ СиЬ)

Ре минор – DEFGABC (Ре Ми Фа Соль Ля СиЬ До)

Ре мажор – DEF#GAHC# (Ре Ми Фа# Соль Ля Си До#)

Ми минор – EF#GAHCD (Ми Фа# Соль Ля Си До Ре)

Фа мажор – FGABCDE (Фа Соль Ля СиЬ До Ре Ми)

Ля минор - AHCDEFG (Ля Си До Ре Ми Фа Соль)

Ля Мажор – AHC#DEF#G# (Ля Си До# Ре Ми Фа# Соль#)

Соль мажор – GAHCDEF# (Соль Ля Си До Ре Ми Фа#)

Соль минор – GABCDEЬF (Соль Ля СиЬ До Ре МиЬ Фа)

 

В дохристианские времена и в средние века гусли с бурдоном строились по схеме:

В мажоре («Лукоморский») 51234567Ь1, где 7Ь – седьмая пониженная. Наиболее известный вариант в тональности До мажор – GCDEFGABC, где В - СиЬ.

В миноре («Новгородский») 512345671. Наиболее известный вариант в Ре миноре – ADEFGABCD.

В семиструнном варианте, «Лукоморский» и «Новгородский» строились по одной схеме – 5123456. (GCDEFGA и ADEFGAB).

Иногда в строй добавляли нижнюю тонику. На эту тему очень интересен строй, обнаруженный в Новосибирской области известным исследователем гусельной традиции Дмитрием Парамоновым. Здесь не только добавлена нижняя тоника, но она удвоена, также удвоена и верхняя тоника. Наличие большого количества резонансных струн усиливает эффект «гудения». Тут надо отметить, что раньше не играли на гуслях, а гудели в них.

Если отбросить нижнюю тонику и вторую верхнюю тонику, то на левой схеме мы видим девятиструнный (До) мажорный строй с бурдоном («Лукоморский»), а на правой схеме представлен (До) минорный строй с бурдоном («Новгородский»).

Принцип формирования аккордов с этими строями настолько прост, что освоить основы игры на гуслях сможет любой человек без музыкального образования где-то за пол часа. Правда на полное освоение этого удивительного инструмента уйдут годы.

Строй определяет репертуар. Шесть игровых струн (плюс бурдон) позволяют играть три аккорда минора или мажора (в зависимости от настройки).

1.Репертуар трех мажорных аккордов:

«Жили у бабуси…» - настроечная мелодия.

«Мажорные частушки»

«Камаринская»

«Пойду ль я выйду ль я да»

«По улице мостовой»

«Вдоль по Питерской»

«Миленький ты мой»

«Я на горку шла»

«Черти что и с боку бантик»

«Солдатушки»

«Пчелочка златая»

«Jingle bells»

«Августин»

«Златые горы»

«Ягодка малинка»

«Семеновна»

«Светит месяц»

«Барыня»

«Из-под дуба»

«Во кузнице»

«Сени»

«Пошла млада за водой»,

«Перевоз Дуня держала»,

«Я на камушке сижу»,

«Я с комариком плясала»,

«На горе-то калина»,

«Во саду ли, в огороде»,

«Как за нашим за двором»,

«Посею лебеду на берегу»,

«Как у наших у ворот»,

«Вдоль да по речке»,

«Из-за леса, из-за гор»,

«Сидит дрёма»,

И др. …

2.Репертуар трех минорных аккордов:

«Старинная французская песенка» - настроечная мелодия

«Минорные частушки»

«И мой сурок со мною».

«Несе Галю воду»

«Пидманула, пидвела»

«Выйду на улицу»

«Коробейники»

«На Муромской дорожке»

«Во деревне Ольховке»

«Во поле береза стояла»

И др. …

 

По данной ссылке вы можете прослушать некоторые из этих песен в моем исполнении:

https://umorina.info/track/Семён%20Скрипкин

(Некоторые песни, например, «Степь, да степь кругом», «Хуторок», «Степь широкая» и «Гадкий утенок» записаны здесь с другим строем).

 

 

Принцип игры на гуслях.

«Лукоморский» и «Новгородский» строи, как в семиструнном варианте, так и в девятиструнном, являются родственными. Они содержат одинаковое ядро (из 7 струн), и освоив положение пальцев при игре с 7-ю основными струнами, останется только освоить дополнительные возможности, связанные с двумя добавочными струнами.

Для освоения основных приемов игры, нам понадобятся 7-и струнные (или 9-и струнные, с заглушенными двумя верхними струнами) гусли с бурдоном, настроенные в мажоре или миноре.

Разучим сначала мажор. Пусть это будет строй GCDEFGA (или ADEF#GAH, что на тон выше).

Установите гусли басовой струной вниз (традиционно). Можно положить гусли на колени (басовой струной от себя).

Басовая (самая длинная) струна – это первая струна.

1. Исходное положение.

Безымянный палец левой руки лежит на третьей струне

Средний палец – на 5-ой струне

Указательный – на 7-ой.

Большой палец при этом опирается о корпус (или о следующую струну), мизинец – висит в воздухе.

Это первый аккорд (T).

 

2.

Безымянный и средний пальцы опускаются на струну ниже

Указательный палец остается на 7 струне.

Это второй аккорд (D). (На рисунке красным цветом показано смещение пальцев из исходного состояния). Возвращаемся в первый (в обратную сторону по красным стрелкам).

3.

Безымянный палец остается на 3 струне

Средний и указательный пальцы опускаются на струну вниз.

Первую струну, при игре с этим аккордом, не задевать, или приглушить мизинцем.

Это третий аккорд (S). При исполнении этого аккорда, первую струну желательно не задевать, или придавить мизинцем. (На рисунке красным цветом показано смещение пальцев из исходного состояния). Возвращаемся в первый (в обратную сторону по красным стрелкам).

 

Теперь можно перестроить гусли в минор (До минор – GCDEЬFGAЬ или Ре минор – ADEFGAB) и повторить те же упражнения, но уже в миноре.

 

Играть на гуслях я научился до того, как познакомился с традиционными строями и традиционными приемами игры. Узнав, что традиционно гусли при игре держат басовой (самой длинной) струной вниз, я попробовал переучиться и понял, что для меня это сильно неудобно. Надо было менять что-то внутри мышления. Возможно сказывался опыт игры на гитаре, но пальцы инстинктивно искали струну с более высоким тоном внизу. При традиционной постановке инструмента (басовой струной вниз), струна с более высоким тоном оказывалась наверху. Я попросту путался. Так что приступая к обучению, Вам предстоит сделать выбор – как Вы будете держать инструмент при игре.

Для тех, кто решит держать инструмент басовой струной вверх (как я), напишу, как играть на «перевернутых»:

Установите гусли басовой струной вверх, или положите на колени (басовой струной к животу).

Басовая струна – это первая струна (самая длинная).

 

1.

Большой палец левой руки опирается о корпус.

Указательный - на 3-ей струне

Средний - на 5-ой

Безымянный - на 7-ой

 

Это первый аккорд (T).

2.

Безымянный остается на 7-ой струне, а указательный и средний поднимаются на 1 струну вверх. Это второй аккорд (D). (На рисунке красным цветом показано смещение пальцев из исходного состояния). Возвращаемся в первый (в обратную сторону по красным стрелкам).

3.

Указательный остается на месте, безымянный и средний поднимаются на струну вверх. Это третий аккорд (S). При исполнении этого аккорда, первую струну желательно не задевать, или придавить большим пальцем. (На рисунке красным цветом показано смещение пальцев из исходного состояния). Возвращаемся в первый (в обратную сторону по красным стрелкам).

 

Я играю на перевернутых гуслях, и мне больше нравится несколько нетрадиционный строй с двумя бурдонами по схеме 45123456 (FGCDEFGA). Этот строй позволяет сделать третий (субдоминантовый) аккорд более ярким. Что делает ярче всю игру в целом. При исполнении первых двух аккордов (тоники и доминанты) большой палец лежит на первой струне, а при исполнении субдоминанты опускается на вторую.

 

При игре на 9-и струнных гуслях, в традиционном варианте (басовой струной вниз) восьмая струна зажимается большим пальцем, а при игре басовой струной вверх – мизинцем. 9-и струнные гусли добавляют в игру верхнюю тонику, кроме этого, в мажорном варианте («Лукоморский» строй) появляется возможность взять тонический септаккорд 12468 (Соль До Ми Соль СиЬ), а минорный строй («Новгородский») позволяет взять все шесть аккордов минора. Так к трем аккордам минора

Dm – 12469

A7 – 1356

Gm – 2579

Добавились три аккорда параллельного мажора

F – (1)468

C7 – 3578

B – (2)479

 

 

Отмечу особо!

Покупая, или заказывая инструмент, знайте – строй определяет длины струн!

У металлических струн разница натяжения незначительна, поэтому у инструмента (с металлическими струнами) с определенным строем, длинна струн лежит в достаточно узких рамках. У Вас НЕ получится перестроить гусли, сделанные под строй без бурдона в строй с бурдоном (не хватит длины первой струны), и НЕ получится гусли, сделанные под До мажор, перестроить в Фа мажор (слишком длинной будет последняя струна).

Для семиструнных гуслей расчетная длинна струн:

До мажор/минор – 46 см х 63 (65) см

Ре мажор/минор – 43 см х 60 см

Покупать 7-и струнные гусли не практично. Для 9-и струнных гуслей:

До мажор/минор – 38 см х 63 (65) см

Ре мажор/минор – 34 см х 60 см.

 

Для желающих более полно ознакомиться со средневековыми строями гуслей могу порекомендовать ознакомится с моей работой «Древняя гармония и принцип игры на гуслях» https://топпоиск.рф/общество/древняя-гармония-и-принцип-игры-на-гуслях.html

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: