2.1 Общая характеристика психологического эксперимента
Эксперимент является одним из основных методов научного исследования. В общенаучном плане эксперимент определяется как особый метод исследования, направленный на проверку научных и прикладных гипотез, требующий строгой логики доказательства и опирающийся на достоверные факты. В эксперименте всегда создается некоторая искусственная (экспериментальная) ситуация, выделяются причины изучаемых явлений, строго контролируются и оцениваются следствия действий этих причин, выясняются связи между исследуемыми явлениями.
В.Н. Дружинин определяет психологический эксперимент как совместную деятельность испытуемого и экспериментатора, которая организуется экспериментатором и направлена на исследование особенностей психики испытуемых [4, с.22]. Процессом, организующим и регулирующим совместную деятельность, является общение.
Испытуемый приходит к экспериментатору, имея свои жизненные планы, мотивы, цели участия в эксперименте. И естественно, на результат исследования влияют особенности его личности, проявляющиеся в общении с экспериментатором. Этими проблемами занимается социальная психология психологического эксперимента [4, с.22].
Психологический эксперимент рассматривается как целостная ситуация [4, с.22].
Эксперимент как метод психологического исследования соответствует приведенному выше определению, однако имеет некоторую специфику. Многие авторы в качестве ключевой особенности психологического эксперимента выделяют «субъектность объекта» исследования [3]. Человек как объект познания обладает активностью, сознательностью и тем самым может оказать влияние как на процесс своего изучения, так и на его результат. Поэтому к ситуации эксперимента в психологии предъявляются особые этические требования, а собственно эксперимент может рассматриваться как процесс общения экспериментатора с испытуемым.
Задача психологического эксперимента заключается в том, чтобы сделать внутреннее психическое явление доступным объективному наблюдению. При этом исследуемое явление должно адекватно и однозначно проявляться во внешнем поведении, что достигается за счет целенаправленного контроля условий его возникновения и протекания [3].
При экспериментальных исследованиях важно, чтобы все испытуемые были равны по возрасту, здоровью, мотивам участия. Мотивы участия варьируются только в том случае, когда изучается именно их влияние на то или иное психическое явление.
Достоверность проверяемой гипотезы достигается либо при многократном повторении опытов, либо за счет достаточного количества испытуемых с последующей математической обработкой.
Достоверность проверяемой гипотезы достигается при многократном повторении опытов, или за счет достаточного количества испытуемых с последующей математической обработкой.
Результаты каждого опыта записываются, фиксируются общие сведения об испытуемых, указываются характер экспериментальной задачи, время опыта, количественные и качественные результаты эксперимента, особенности испытуемых (Пример в Приложении 1).
Таким образом, эксперимент является одним из основных методов научного исследования. В общенаучном плане эксперимент определяется как особый метод исследования, направленный на проверку научных и прикладных гипотез, требующий строгой логики доказательства и опирающийся на достоверные факты.
Содержание психологического эксперимента
Главными компонентами эксперимента являются:
1) испытуемый (исследуемый человек или группа);
2) экспериментатор;
3) стимуляция (выбранный экспериментатором способ воздействия на испытуемого);
4) ответ испытуемого на стимуляцию (его психическая реакция);
5) условия опыта (дополнительные к стимуляции воздействия, которые могут влиять на реакции испытуемого).
Ответ испытуемого является внешней реакцией, по которой можно судить о протекающих в его внутреннем, субъективном пространстве процессах. Сами эти процессы есть результат воздействия на него стимуляции и условий опыта.
Если ответ (реакцию) испытуемого обозначить символом R, а воздействия на него экспериментальной ситуации (как совокупности воздействий стимуляции и условий опыта) – символом S, то их соотношение можно выразить формулой R = =f (S). То есть реакция есть функция от ситуации. Но эта формула не учитывает активную роль психики, личности человека (P). В действительности реакция человека на ситуацию всегда опосредована психикой, личностью.
Пример хода эксперимента по указанной структуре дан в Приложении 1.
Выводы по второй главе
Эксперимент является одним из основных методов научного исследования. Задача психологического эксперимента заключается в том, чтобы сделать внутреннее психическое явление доступным объективному наблюдению. Эксперимент является одним из основных методов научного исследования. В общенаучном плане эксперимент определяется как особый метод исследования, направленный на проверку научных и прикладных гипотез, требующий строгой логики доказательства и опирающийся на достоверные факты.
Главными компонентами эксперимента являются:
1) испытуемый (исследуемый человек или группа);
2) экспериментатор;
3) стимуляция (выбранный экспериментатором способ воздействия на испытуемого);
4) ответ испытуемого на стимуляцию (его психическая реакция);
5) условия опыта (дополнительные к стимуляции воздействия, которые могут влиять на реакции испытуемого).
Заключение
Целью исследования было изучение эксперимента как ведущего метода психолого-педагогических исследований.
В ходе анализа научной литературы раскрыты понятие эксперимента и его особенности, обосновано применение эксперимента как ведущего метода психолого-педагогических исследований, изучено содержание эксперимента. В Приложении дан пример экспериментального исследования.
Можно сделать вывод, что эксперимент – это научный метод сбора фактов в специально созданных условиях, обеспечивающих активное проявление изучаемых психических явлений, это метод исследования некоторого явления в управляемых условиях. Эксперимент в психологии понимается как изучение психических явлений в специальных экспериментальных условиях. Эксперимент является одним из основных методов научного исследования. В общенаучном плане эксперимент определяется как особый метод исследования, направленный на проверку научных и прикладных гипотез, требующий строгой логики доказательства и опирающийся на достоверные факты
Для эксперимента характерны:
1. Активная позиция самого исследователя. Исследователь может вызывать психическое явление столько раз, сколько необходимо для проверки выдвинутой гипотезы.
2. Создание заранее продуманной искусственной ситуации, в которой изучаемое свойство проявляется лучше всего и его можно точнее и легче оценивать.
Главными компонентами эксперимента являются:
1) испытуемый (исследуемый человек или группа);
2) экспериментатор;
3) стимуляция (выбранный экспериментатором способ воздействия на испытуемого);
4) ответ испытуемого на стимуляцию (его психическая реакция);
5) условия опыта (дополнительные к стимуляции воздействия, которые могут влиять на реакции испытуемого).
Список литературы
1. Барабанщиков В.А. Состояние и перспективы развития экспериментальной психологии // Научные исследования в образовании. – 2012. - №2. – С. 5-7.
2. Валеев ГХ. Методология и методы психолого-педагогических исследований. М., 2014.
3. Гладнева Е. В. Формирование философской антропологии в России. Антропологизм И.М. Сеченова // Царскосельские чтения 2010. № XIV том I. С.45-48.
4. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. М.: Проспект, 2007. 5. Журавлев Д.В. Методы психологогического исследования. М., 20144.
6. Зароченцев К. Д. Экспериментальная психология. М.: Проспект, 2009.
7. Крысанова О.А. Методология и методы психолого-педагогических исследований. М., 2009.
8. Никандров В. В. Экспериментальная психология. СПб.: Речь, 2008.
9. Федотова Г.А. Методология и методы психолого-педагогических исследований. М., 2010.
10. Шипилина Л.А. Методология и методы психолого-педагогических исследований. М., 2012.
Приложение 1
ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ НРАВСТВЕННОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ И АНАЛИЗ ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
2.1. Подбор диагностических методик на определение уровня формирования нравственных качеств у младших школьников
Для определения уровня формирования нравственных качеств у младших школьников были использованы следующие диагностические методики (Описание методик см. в Приложении 1).
1) Опросник А. Мехрабиена и Н. Эпштейна.
2) Методика В. В. Бойко «Диагностика уровня эмпатии».
3) Методика «Неоконченные ситуации» (М.Щетинина, Л.В. Кирс).
4) Методика «Диагностика уровня эмпатии» И.М. Юсупова
Опросник А. Мехрабиена и Н. Эпштейна состоит из 33 предложений-утверждений (см. Прил.1).
Инструкция: Прочитайте приведенные утверждения и, ориентируясь на то, как вы ведете себя в подобных ситуациях, выразите свое согласие "+" или несогласие "-" с каждым из них.
Обработка результатов содержится в Приложении 1.
Результаты: мы обратили внимание на то, что уровень эмпатических проявлений в среднем выше у детей женского пола. Вероятно, это связано с влиянием гендерных особенностей, ожиданий, проявляющихся в поощрении большей чуткости и отзывчивости у женщин и большей сдержанности и невозмутимости у мужчин.
Методика В. В. Бойко «Диагностика уровня эмпатии».
Инструкция. Если вы согласны с данными утверждениями, ставьте рядом с их номерами знак «+», если не согласны – знак «-».