Ход занятия
Учитель: озвучивает тему занятия и предлагает поиграть в игру «Ассоциация», пишет на доске или листе бумаги слово КОНФЛИКТ.
Предлагает учащимся по одному перечислить слова, приходящие в голову при мыслях о конфликте. Когда больше идей нет или лист бумаги заполнен полностью, учитель просматривает вместе с детьми составленный список слов. Далее используются знаки "+" и "-".
Учитель: "Какие слова являются положительными, какие отрицательными, какие нейтральные? Каких категорий выявилось больше? Почему?». Обсуждение.
Учитель: « Ребята, давайте поиграем в игру «Отношение к конфликту». После игры ответьте на вопросы. Представьте линию, проведенную из одного угла комнаты в противоположный угол. Выстройтесь на этой воображаемой линии следующей образом. Если вы считаете, что конфликт – это всегда плохо, займите место в правом углу. Если вы считаете, что и то и другое, то встаньте по середине линии, либо ближе к одному или другому краю. Выберите себе место на линии, которое покажет ваше отношение к конфликту".
Вопросы учителя. "Кто-нибудь хочет объяснить, почему он выбрал именно данное место на линии?" Дети объясняют свой выбор. После высказываний участников учитель проводит другую игру.
Учитель: Как вы думаете, вот вам предстоит вступить в конфликт, вы сразу же приступаете к действиям или пытаетесь уйти, спрятаться от конфликта? Или вы просто ждете и ничего не делаете настолько долго, насколько это возможно? А возможно, вы не всегда поступаете одинаково, но какова ваша наиболее типичная реакция? Если вы сразу действуете - займите место в правом углу, если стараетесь уйти от конфликта - идите в левый угол. Если выжидаете – станьте посередине. Еще раз напоминаю, вы можете выбрать любое место на линии". После того, как дети выбрали свои места, им предлагается объяснить их выбор. В конце игры учитель задаёт вопрос: "Если вы желаете по-другому реагировать на конфликт, пожалуйста, займите место, где бы вы хотели быть". Дается время на перестановку. В конце игры обсуждение.
|
Учитель. Послушайте ребята, дополнительную информацию, что такое конфликт, какие критерии и последствия конфликтов существуют, из каких этапов складывается конфликты и как решить проблемы, связанные с конфликтами. Итак:
«Конфликт как понятие. Причины и факторы межличностных конфликтов».
Конфликт — ситуация, в которой каждая из сторон стремится занять позицию, несовместимую и противоположную по отношению к интересам другой стороны.
Мы с вами остановим свое внимание на конфликтах, которые могу возникать в рамках отношений «ученик – преподаватель» или «ученик – ученик». Конфликты, возникающие в учебных коллективах, существенно влияют на его продуктивность, качество и эффективность обучения. Дезорганизуя работу всего коллектива, конфликты тяжело сказываются на нервно-психологическом состоянии людей. Подобный конфликт относится к межличностным.
Критерии конфликта:
1. конфликт – норма, присущая человеку и обществу.
2. конфликт обеспечивает прогресс.
3.конфликт вызывается трениями между правящим меньшинством и управляемым большинством
4. изменения жизни общества создает функциональный конфликт.
5. конфликт уравновешивает динамическое равновесие, несовпадающих интересов социальных групп.
|
Последствия конфликта:
1. Конфликт может оказывать негативное воздействие на социально-психологический климат в группе. В частности, могут появиться такие негативные психические состояния, как чувство подавленности, пессимизма, тревоги, приводящие личность в состояние стресса.
2. Конфликт может привести к разочарованию в своих возможностях и способностях.
3. Конфликт может вызвать чувство неуверенности в себе, потерю прежней мотивации и разрушение имеющихся ценностных ориентации и образцов поведения. В худшем случае в результате конфликта может наступить и разочарование, и потеря веры в прежние идеалы. А это может иметь уже совсем серьезные последствия — девиантное (отклоняющееся) поведение и как крайний случай — суицид.
4. Конфликт может привести к отрицательной оценке человеком своих партнеров по совместной деятельности, разочарованию в своих коллегах и недавних друзьях.
5. В качестве реакции на конфликт человек может «включать» защитные механизмы, демонстрируя при этом негативные для общения виды поведения, такие, как:
• отступление — молчание, отсутствие увлеченности, обособление индивида в группе;
• пугающая информация — критиканство, ругательства, демонстрация превосходства перед другими членами группы;
• жесткий формализм — формальная вежливость, буквоедство, установление жестких норм и принципов поведения в группе, слежение за другими;
• превращение дела в шутку. Этот принцип во многом противоположен предыдущему;
• разговоры на посторонние темы вместо делового обсуждения проблем;
|
• постоянный поиск виноватых, самобичевание или обвинение во всех бедах членов коллектива,
Таковы основные дисфункциональные последствия конфликта, которые (также, как и функциональные последствия) между собой взаимосвязаны и носят конкретный и относительный характер.
Возникновение и развитие конфликтной ситуации.
Конфликтная ситуация создается одним или несколькими субъектами социального взаимодействия и является предпосылкой конфликта.
1. Осознание конфликтной ситуации хотя бы одним из участников социального взаимодействия и эмоциональное переживание им этого факта. Следствиями и внешними проявлениями подобного осознания и связанных с ним эмоциональных переживаний могут быть: изменение настроения, критические и недоброжелательные высказывания в адрес своего потенциального противника, ограничение контактов с ним и т.д.
2. Начало открытого конфликтного взаимодействия. Этот этап выражается в том, что один из участников социального взаимодействия, осознавший конфликтную ситуацию, переходит к активным действиям (в форме демарша, заявления, предупреждения и т.п.), направленным на нанесение ущерба «противнику». Другой участник при этом сознает, что данные действия направлены против него, и, в свою очередь, предпринимает активные ответные действия против инициатора конфликта.
3. Развитие открытого конфликта. На этом этапе участники конфликта открыто заявляют о своих позициях и выдвигают требования. Вместе с тем они могут не осознавать собственных интересов и не понимать сути и предмета конфликта.
4. Разрешение конфликта. В зависимости от содержания, разрешение конфликта может быть достигнуто двумя методами (средствами):
педагогическими (беседа, убеждение, просьба, разъяснение и т.п.) и административными.
Фазы конфликта непосредственно связаны с его этапами и отражают динамику конфликта прежде всего с точки зрения реальных возможностей его разрешения.
Учитель: «Давайте теперь, ребята, разберем каждую ситуацию по этапам».
Этап 1. "В чем заключается проблема?"
Этап 2. Возможные варианты. Напомнить группе о технике мозгового штурма – предлагается все, смешное и серьезное; предложения не обсуждаются и не критикуются. Предложения, выработанные путем мозгового, штурма, должны касаться того, что можно сделать участниками данного конфликта для его разрешения. Записать тезисно каждое предложение на доске или стенде.
Этап 3. Выбор. Просмотреть список и выбрать два или три предложенные варианта, которые участники считают возможным попробовать. Когда участники выбрали два варианта, попросить их назвать одну причину, почему каждый из них может быть полезным, и одну проблему, которую вариант может повлечь за собой.
Этап 4. Трудности. По каждому из предложений в последовательности попросить группу методом мозгового штурма разработать пути преодоления трудностей, о которых сказали участники.
Этап 5. Решение. Спросить участников, чувствует ли они, что смогут попытаться воспользоваться выбранными им одним или двумя предложениями.
Завершение занятия.
Учитель: Ребята, давайте подведем итоги. Мы познакомились с основными составляющими и понятиями конфликта, а так же научились на практике использовать различные способы разрешения конфликтных ситуаций. «Изменилось ли ваше отношение к конфликтам, в какую сторону?» (можно снова выстроиться в линию).Всем, спасибо.