Возникновение и развитие конфликтной ситуации.




Ход занятия

Учитель: озвучивает тему занятия и предлагает поиграть в игру «Ассоциация», пишет на доске или листе бумаги слово КОНФЛИКТ.

Предлагает учащимся по одному перечислить слова, приходящие в голову при мыслях о конфликте. Когда больше идей нет или лист бумаги заполнен полностью, учитель просматривает вместе с детьми составленный список слов. Далее используются знаки "+" и "-".

Учитель: "Какие слова являются положительными, какие отрицательными, какие нейтральные? Каких категорий выявилось больше? Почему?». Обсуждение.

Учитель: « Ребята, давайте поиграем в игру «Отношение к конфликту». После игры ответьте на вопросы. Представьте линию, проведенную из одного угла комнаты в противоположный угол. Выстройтесь на этой воображаемой линии следующей образом. Если вы считаете, что конфликт – это всегда плохо, займите место в правом углу. Если вы считаете, что и то и другое, то встаньте по середине линии, либо ближе к одному или другому краю. Выберите себе место на линии, которое покажет ваше отношение к конфликту".

Вопросы учителя. "Кто-нибудь хочет объяснить, почему он выбрал именно данное место на линии?" Дети объясняют свой выбор. После высказываний участников учитель проводит другую игру.

Учитель: Как вы думаете, вот вам предстоит вступить в конфликт, вы сразу же приступаете к действиям или пытаетесь уйти, спрятаться от конфликта? Или вы просто ждете и ничего не делаете настолько долго, насколько это возможно? А возможно, вы не всегда поступаете одинаково, но какова ваша наиболее типичная реакция? Если вы сразу действуете - займите место в правом углу, если стараетесь уйти от конфликта - идите в левый угол. Если выжидаете – станьте посередине. Еще раз напоминаю, вы можете выбрать любое место на линии". После того, как дети выбрали свои места, им предлагается объяснить их выбор. В конце игры учитель задаёт вопрос: "Если вы желаете по-другому реагировать на конфликт, пожалуйста, займите место, где бы вы хотели быть". Дается время на перестановку. В конце игры обсуждение.

Учитель. Послушайте ребята, дополнительную информацию, что такое конфликт, какие критерии и последствия конфликтов существуют, из каких этапов складывается конфликты и как решить проблемы, связанные с конфликтами. Итак:

«Конфликт как понятие. Причины и факторы межличностных конфликтов».

Конфликт — ситуация, в которой каждая из сторон стремится занять позицию, несовместимую и противоположную по отношению к интересам другой стороны.

Мы с вами остановим свое внимание на конфликтах, которые могу возникать в рамках отношений «ученик – преподаватель» или «ученик – ученик». Конфликты, возникающие в учебных коллективах, существенно влияют на его продуктивность, качество и эффективность обучения. Дезорганизуя работу всего коллектива, конфликты тяжело сказываются на нервно-психологическом состоянии людей. Подобный конфликт относится к межличностным.

Критерии конфликта:

1. конфликт – норма, присущая человеку и обществу.

2. конфликт обеспечивает прогресс.

3.конфликт вызывается трениями между правящим меньшинством и управляемым большинством

4. изменения жизни общества создает функциональный конфликт.

5. конфликт уравновешивает динамическое равновесие, несовпадающих интересов социальных групп.

Последствия конфликта:

1. Конфликт может оказывать негативное воздействие на социально-психологический климат в группе. В частности, могут появиться такие негативные психические состояния, как чувство подавленности, пессимизма, тревоги, приводящие личность в состояние стресса.

2. Конфликт может привести к разочарованию в своих возможностях и способностях.

3. Конфликт может вызвать чувство неуверенности в себе, потерю прежней мотивации и разрушение имеющихся ценностных ориентации и образцов поведения. В худшем случае в результате конфликта может наступить и разочарование, и потеря веры в прежние идеалы. А это может иметь уже совсем серьезные последствия — девиантное (отклоняющееся) поведение и как крайний случай — суицид.

4. Конфликт может привести к отрицательной оценке человеком своих партнеров по совместной деятельности, разочарованию в своих коллегах и недавних друзьях.

5. В качестве реакции на конфликт человек может «включать» защитные механизмы, демонстрируя при этом негативные для общения виды поведения, такие, как:

• отступление — молчание, отсутствие увлеченности, обособление индивида в группе;

• пугающая информация — критиканство, ругательства, демонстрация превосходства перед другими членами группы;

• жесткий формализм — формальная вежливость, буквоедство, установление жестких норм и принципов поведения в группе, слежение за другими;

• превращение дела в шутку. Этот принцип во многом противоположен предыдущему;

• разговоры на посторонние темы вместо делового обсуждения проблем;

• постоянный поиск виноватых, самобичевание или обвинение во всех бедах членов коллектива,

Таковы основные дисфункциональные последствия конфликта, которые (также, как и функциональные последствия) между собой взаимосвязаны и носят конкретный и относительный характер.

Возникновение и развитие конфликтной ситуации.

 

Конфликтная ситуация создается одним или несколькими субъектами социального взаимодействия и является предпосылкой конфликта.

1. Осознание конфликтной ситуации хотя бы одним из участников социального взаимодействия и эмоциональное переживание им этого факта. Следствиями и внешними проявлениями подобного осознания и связанных с ним эмоциональных переживаний могут быть: изменение настроения, критические и недоброжелательные высказывания в адрес своего потенциального противника, ограничение контактов с ним и т.д.

2. Начало открытого конфликтного взаимодействия. Этот этап выражается в том, что один из участников социального взаимодействия, осознавший конфликтную ситуацию, переходит к активным действиям (в форме демарша, заявления, предупреждения и т.п.), направленным на нанесение ущерба «противнику». Другой участник при этом сознает, что данные действия направлены против него, и, в свою очередь, предпринимает активные ответные действия против инициатора конфликта.

3. Развитие открытого конфликта. На этом этапе участники конфликта открыто заявляют о своих позициях и выдвигают требования. Вместе с тем они могут не осознавать собственных интересов и не понимать сути и предмета конфликта.

4. Разрешение конфликта. В зависимости от содержания, разрешение конфликта может быть достигнуто двумя методами (средствами):

педагогическими (беседа, убеждение, просьба, разъяснение и т.п.) и административными.

Фазы конфликта непосредственно связаны с его этапами и отражают динамику конфликта прежде всего с точки зрения реальных возможностей его разрешения.

Учитель: «Давайте теперь, ребята, разберем каждую ситуацию по этапам».

Этап 1. "В чем заключается проблема?"

Этап 2. Возможные варианты. Напомнить группе о технике мозгового штурма – предлагается все, смешное и серьезное; предложения не обсуждаются и не критикуются. Предложения, выработанные путем мозгового, штурма, должны касаться того, что можно сделать участниками данного конфликта для его разрешения. Записать тезисно каждое предложение на доске или стенде.

Этап 3. Выбор. Просмотреть список и выбрать два или три предложенные варианта, которые участники считают возможным попробовать. Когда участники выбрали два варианта, попросить их назвать одну причину, почему каждый из них может быть полезным, и одну проблему, которую вариант может повлечь за собой.

Этап 4. Трудности. По каждому из предложений в последовательности попросить группу методом мозгового штурма разработать пути преодоления трудностей, о которых сказали участники.

Этап 5. Решение. Спросить участников, чувствует ли они, что смогут попытаться воспользоваться выбранными им одним или двумя предложениями.

Завершение занятия.

Учитель: Ребята, давайте подведем итоги. Мы познакомились с основными составляющими и понятиями конфликта, а так же научились на практике использовать различные способы разрешения конфликтных ситуаций. «Изменилось ли ваше отношение к конфликтам, в какую сторону?» (можно снова выстроиться в линию).Всем, спасибо.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: