Задача «Демография»
Ученые-демографы бьют тревогу. За XX век население планеты увеличи лось почти в 4 раза: с 1,6 до 6,1 млрд человек (табл. П1). Этот прирост про изошел в целом за счет стран Азии. Так, абсолютным лидером по числу жи телей стал Китай (1,3 млрд человек). По прогнозам ученых к 2015 году насе ление его превзойдет другая азиатская страна — Индия. В свою очередь численность населения большинства развитых европейских стран, наоборот, постоянно сокращается. Наша страна долгое время входила в тройку лидеров. В 1950 году доля населения СССР составляла 7,1% населения планеты, при этом Россия в ее нынешних границах занимала по численности населе ния четвертое место в мире после Китая, Индии и США. Сейчас доля России
в населении мира не превышает 2,4% мирового населения и быстро падает в ближайшие 50 лет, по прогнозам ученых, потеряет порядка четверти те кущей численности населения.
Из доклада директора департамента статистики ООН Виллема де Вриза:
«Наиболее разительные перемены в народонаселении с 1950 по 2000 г.:
• Германия по численности населения была втрое больше Турции — стала на треть меньше.
• Испания по численности населения была втрое больше Марокко — стала наполовину меньше.
• Россия по численности населения была втрое больше Пакистана — стала втрое меньше.
Прогноз на 2050 год:
• Уменьшится население 53 стран (30 из них являются наиболее развитыми): Японии — на 14%, Италии — на 22%, России и некоторых стран Восточной Европы — на 30-50%.
• Население 8 стран прирастет на половину: Индия, Пакистан, Нигерия, США, Китай, Бангладеш, Эфиопия и Конго.
• Средняя продолжительность жизни в мире увеличится с 65 до 74 лет: в развитых странах с 76 до 82 лет, в менее развитых странах с 62 до 73, в наименее развитых странах с 50 до 66 лет.
Вопрос 1. Известный ученый Т. Мальтус утверждал, что перенаселение не только беда человечества, но определенное благо, которое заставляет многочисленных и ленивых от природы рабочих из-за конкуренции качественно трудится за невысокую плату. А как ты думаешь, рост населения планеты — это хорошо или плохо?
Вопрос 2. Отметьте на карте:
а) регионы, где численность населения к 2050 году будет увеличиваться.
б) регионы, где численность населения к 2050 году будет сокращаться.
Какой вывод можно сделать?
Вопрос 3. В чем возможные причины такой демографической ситуации в России? Девятиклассники одной из школ пытались ответить на этот вопрос. Одна группа ребят для ответа использовала график на рис.1П, другая — возрастно-половую пирамиду (рис. П2). Вот что у них получилось.
Группа 1. В истории России неоднократно менялась демографическая ситуация. Вероятно, основными причинами были политические и экономические изменениями. Можно назвать исторические события, повлиявшие на снижение рождаемости — это снижение рождаемости в годы Первой мировой войны; коллективизация, голод 1933 г. Мы считаем, что возможной причиной сегодняшнего уменьшения численности населения России являются политические события 1990-х. После «перестройки» стали жить хуже, с этим связаны не только рост смертности, но и снижение рождаемости.
Группа 2. Мы считаем, что данная обстановка в стране вполне естественная. Просто в стране в связи со снижением рождаемости, что естественно для развитых стан (изменяется роль женщины в обществе), мы получили высокую долю пожилых людей. И смертность этой категории людей также естественна.
Включившись в диалог с учащимися, как бы ты ответил на вопрос?
Вопрос 4. Часто мы говорим «средняя продолжительность жизни», «средний рост», «стандартная фигура», прекрасно понимая, что скрывается за этими словами. На основании диаграмм (рис. П2) высчитайте среднюю продолжительность жизни людей. Покажи способ, который помог тебе это выяснить. Выскажи гипотезу о различии средней продолжительности жизни в разных странах.
Вопрос 5. Демографы занимаются не только анализом данных, но и составляют прогнозы. Их сделать не так то просто. Для нашей страны также существует несколько прогнозов, которые сильно отличаются друг от друга. Например, профессор Антонов из МГУ говорит о 80 млн россиян к 2050 году. ООН два года назад говорила о 120 млн.
Как ты думаешь, почему получаются такие разные показатели?
Вопрос 6. На одном заседании Правительства премьер-министр заявил, что к рождению и смерти людей следует подходить по-государственному: «Снижение трудоспособного населения - это не просто социальная проблема, а проблема успешного или неблагополучного развития нашего государства».
А как ты считаешь, нужно ли государству регулировать демографическую ситуацию. Если да, то как?
Вопрос 7. Исходя из создавшейся демографической ситуации большая часть специалистов считают, что труд мигрантов необходим России, меньшая, но все же значительная доля экспертов придерживается прямо противоположной точки зрения. Прочитай высказывания аналитиков. Выскажи свое мнение, аргументируя его. Какие, с твоей точки зрения, первоочередные меры необходимо предпринять для решения демографической проблемы России?
«Снижение трудоспособного населения - это не просто социальная проблема, а проблема успешного или неблагополучного развития нашего государства». Единственное, что успокаивает, - это большое количество приезжих. За последние десять лет в Россию приехали 8 млн человек, в то время как уехали из нее только 4 млн человек. Таким образом, приезжие увеличили российское население на 4 млн человек. Это очень хорошо. Необходимо в дальнейшем привлекать из государств СНГ мигрантов, владеющих русским языком, чтобы они занимали невостребованные рабочие места. Правительство должно взять на себя труд обеспечить их жильем».
«Приток мигрантов может сопровождаться обострением социальных отношений или конфликтов.
Во-первых, миграция в настоящее время приобретает нелегальные и криминальные формы.
Во-вторых, исследование, проведенное по инициативе Международной организации по труду в 2003 году в трех регионах России (Москве, Омске и Ставрополе), показало, что от 30 до 50% рабочих мест, занятых сегодня мигрантами на стройках, рынках, подсобных работах, в сфере услуг и т.п., уже «зарезервированы» за мигрантами. На этих работах на протяжении последних лет мигрант сменял мигранта, и, скорее всего, так будет происходить и
в будущем, что вызовет просто конкуренцию и вытеснение с рабочих мест местного населения».
«..Специалист по миграции считает, что России нужна "агрессивная селективная миграционная политика", направленная на привлечение в страну прежде всего молодежи. Для этого, конечно, нужны и соответствующие законы, не препятствующие, а способствующие переселению в Россию. Депутат Государственной Думы Анатолий Семенченко, в недавнем прошлом глава города Невинномысска Ставропольского края, подтвердил факт пренебрежительного отношения России к мигрантам, рассказав о 800 вьетнамцах, прибывших в его родной город несколько лет назад. Тогда они были нужны, чтобы работать на местных промышленных предприятиях, а теперь с вьетнамцами не знают что делать: разрослась целая колония, появились смешанные браки, а жилья нет и работы тоже для многих уже нет. В таком же положении оказались и другие мигранты из Узбекистана, Грузии, Армении. Десятками лет люди ходят "по кругу", надеясь получить документы, деньги, работу. "Они брошены государством, для их жизни не созданы условия, а мы хотим за счет них иметь хоть какой-то прирост"...».
Вопрос 8. Представь тезисы выступления на ученической конференции по теме «Условия выхода России из демографического кризиса».
Вопрос 9. Проверь, как ты освоил тему «Население России». Для этого ответь на поставленные ниже вопросы. Выдели критерии и по ним оцени свои успехи в данной теме.
Вопросы и задания
1.Страна - абсолютный лидер по числу жителей в 1962 и 2004 годах (укажи разным цветом): А. Индия; Б. Пакистан; В. Китай; Г. Россия; Д. США.
2. Определи с помощью графика:
а)__________________________________________________ в каком году численность населения России была наибольшей_____________________________________,
б)______ в каком году численность населения России достигла наименьшего
значения__,
в)__________________________________________________ как и насколько изменилась численность населения России за после
дние 10 лет____________________________________________
3. Представь графически перемены в народонаселении России и Пакис
тана с 1950 по 2000 гг.
4. Выбери факторы, которые, с твоей точки зрения, влияют на убывание
численности населения в России:
1) сокращение рождаемости; 2) экономический кризис; 3) политическая нестабильность; 4) экологические проблемы; 5) кризис института брака и семьи; 6) несовершенное законодательство в отношении молодежи; 7) отсутствие квалифицированной медицинской помощи; 8) распространение алкоголя и наркотиков; 9) СПИД; 10) отсутствие уверенности в завтрашнем дне
2)
Критерии оценки | Оценка ученика |
Ответы
Задание 1. Сам по себе рост численности населения неплох, ведь с ростом происходит и развитие цивилизации, новых технологий. Этот вопрос действительно является дискуссионным. Последователи Мальтуса пугают цифрами, что рост населения приводит к исчерпаемости ресурсов и неминуемой гибели.
«В настоящее время... можно достаточно легко оценить тот порог численности населения, который допустим на Земле без нарушения устойчивости окружающей среды и развития человечества при существующих технологиях», (из книги Горшкова В.Г. и др. От новых технологий к новому мышлению. - М., 1994).
Задание 2.
В группе А выделены районы Юго-Восточной Азии, Африка, часть Северной Америки.
В группе Б - Европа, Россия.
Задание 3. Для выяснения наиболее полной и объективной причины демографической ситуации в России недостаточно одного статистического средства, необходимо сопоставление различных данных. Россия действительно относится к I типу воспроизводства населения, при котором рождаемость ниже смертности. Это подтверждает сравнение с диаграммой Германии.
Задание 4. Учащийся показывает способ расчета «средней продолжительности жизни» и на основании своего способа дает ответ (например, высчитывает число смертей в каждом возрасте, т.е. средневзвешенный возраст смерти); любые сдвиги числа умерших в сторону более старших возрастов приводят к более высокой средней продолжительность жизни.
Высказывает гипотезы о различной продолжительности жизни в разных странах (например, ОАЭ - низкая рождаемость и высокая смертность; большая доля трудоспособного населения, в основном мужчин связана со специализацией страны на нефтепереработке. Рабочие - в основном мигранты. В Германии - большая доля людей пенсионного возраста, но проводимая демографическая политика способствует повышению рождаемости и снижению смертности, отсюда и увеличение продолжительности жизни. II тип воспроизводства в Бангладеш (рождаемость выше смертности).
Задание 5. Прогнозы даются на основе данных переписи населения. Перепись -сама по себе процедура сомнительной точности, даже в европейских странах, где проводят переписи регулярно. Техническая сторона получения результатов переписи в разных странах ставит точность суммарной оценки под сомнение. Тем более в век, когда человек может быстро переместиться из одной точки мира в другую. Кроме того, при составлении прогноза пользуются математическими моделями, а они не всегда предсказывают социальное поведение людей.
Задание 6. Да, должна быть хорошо продуманная демографическая политика, например поощрение рождаемости (выплата дотаций и пособий на ребенка, помощь в получении жилья молодым семьям и др.).
Задание 7. Учащийся приводит аргументы на основании данных, например, используя рис. П2 (диаграммы разных стран). Предлагает конструктивные решения, например, один из выходов из создавшейся ситуации - это трудовая миграция, но при этом необходима соответствующая политика.
Задание 8. Это могут быть такие тезисы, как, например:
• Повышение жизненного уровня населения.
• Демографическая политика государства поощрения рождаемости.
• Как избежать разводов, помощь молодым семьям.
• Социальные льготы многодетным семьям.
• Вызов демографическому старению.
• Стратегия выправления демографического положения России за счет миграции.
Задание 9.
№ задания Правильный ответ 1 В, В 2 А.1992/93 Б.2003/2004 В. Уменьшилось на 9 млн человек 3 Столбчатая диаграмма, в которой соотношение столбиков в 1950 году один к трем в пользу России, а 2000 году один к трем в пользу Пакистана. 4 1,2,3,10 |
Комментарии
Задание 1. а) умение представлять информацию, подтверждающую сформулированные заданием выводы; б) умение давать развернутый ответ на вопрос в свободной форме.
Критерии оценивания: 2 балла - задание выполнено полностью; 1 балл - если отвечает утвердительно, но не приводит аргументы; 0 баллов - затрудняется выполнить задание.
Задание 2. а) умение использовать элементарные знания для подтверждения правильности уже сформулированных выводов; б) умение переходить от одного вида текста к другому; в) умение привлекать дополнительную информацию (знание политической карты мира) для решения поставленной задачи.
Критерии оценивания: 2 балла - задание выполнено полностью, если учащийся верно наносит страны и регионы группы а) и б); 1 балл - если часть стран отмечены неверно (не соответствуют своему месту) или отмечены регионы только одной группы; 0 баллов - затрудняется выполнить задание.
Задание 3. Замысел задания 1 связан с обнаружением учащимися нужных статистических средств для решения поставленной задачи. Далее с помощью этих средств учащемуся предлагается оценить полноту раскрытия проблемы другими учащимися. Увидеть, что для того чтобы сделать вывод, недостаточно пользоваться каким-то одним средством, необходим сравнительный анализ всех возможных средств.
Выявляет умения: а) представлять информацию, подтверждающую сформулированные заданием выводы; б) работать с составными текстами (сопоставлять, сравнивать информацию, соединять ее в общую и др.); в) при решении задачи удерживать разные позиции, требующие реконструкции замысла текста.
Критерии оценивания: 2 балла - задание выполнено полностью, если учащийся указывает основания, на основе которых строятся график и возрастно-половая пирамида: 1 балл - если выбирает ответ какой-то группы и приводит свои аргументы; 0 баллов - затрудняется выполнить задание.
Задание 4. а) умение использовать исследовательский метод (анализ и обобщение данных в виде способа, выдвижение гипотезы); б) умение переходить от одного типа текста к другому; в) умение привлекать известные знания для решения поставленной задачи.
Критерии оценивания: 2 балла - задание выполнено полностью, если учащийся показывает способ расчета средней продолжительности жизни и на основании своего способа дает ответ, высказывает гипотезы о различной продолжительности жизни в разных странах; 1 балл - задание выполнено частично, если учащийся рассчитывает
среднюю продолжительность жизни, но затрудняется высказать гипотезы или высказывает не реальные; 0 баллов - затрудняется выполнить задание.
Задание 5. а) умение использовать элементарные знания, факты, приводить примеры для подтверждения уже сформулированных выводов; б) умение давать развернутый ответ на вопрос в свободной форме.
Критерии оценивания: 2 балла - задание выполнено полностью, если учащийся показывает принцип, как можно делать прогноз; 1 балл - задание выполнено частично, если учащийся отвечает односложно, не показывая, в чем принцип прогнозирования; 0 баллов - затрудняется выполнить задание.
Задание 6. а) умение использовать естественнонаучные знания для решения реальных жизненных ситуаций; б) умение давать развернутый ответ на вопрос в свободной форме; в) умение привлекать известные знания для решения поставленной задачи.
Критерии оценивания: 2 балла - задание выполнено полностью, если учащийся формулирует более 4 положений; 1 балл - если учащийся формулирует менее двух положений; 0 баллов - затрудняется выполнить задание.
Задание 7. а) умение использовать элементарные знания, факты, приводить примеры для подтверждения уже сформулированных выводов; б) умение давать развернутый ответ на вопрос в свободной форме; в) умение при решении задачи удерживать разные позиции, требующие реконструкции замысла текста.
Критерии оценивания: 2 балла - задание выполнено полностью, если учащийся выдвигает аргументы на основании данных, предлагает конструктивные решения; 1 балл -задание выполнено частично, если учащийся высказывает свою точку зрения, не аргументируя ответ; 0 баллов - затрудняется выполнить задание.
Задание 8. а) нет; б) нет; в) умение использовать результаты решения предыдущих заданий для решения данного задания.
Критерии оценивания: 2 балла - задание выполнено полностью, если сформулированы тезисы, в соответствие с темой; 1 балл - задание выполнено не полностью, если предложено менее трех тезисов; 0 баллов - затрудняется выполнить задание.
Задание 9. а) демонстрация предметных знаний; б) умение работать с информацией в скрытом виде; в) умение оценить себя.
Критерии оценивания: 1 балл за каждый правильный ответ.