Источник: «Новый взгляд на грамотность. По результатам международного исследования PISA – 2000. – М.: Логос, 2004. – 296 с.: ил.




Задача «Демография»

Ученые-демографы бьют тревогу. За XX век население планеты увеличи лось почти в 4 раза: с 1,6 до 6,1 млрд человек (табл. П1). Этот прирост про изошел в целом за счет стран Азии. Так, абсолютным лидером по числу жи телей стал Китай (1,3 млрд человек). По прогнозам ученых к 2015 году население его превзойдет другая азиатская страна — Индия. В свою очередь численность населения большинства развитых европейских стран, наоборот, постоянно сокращается. Наша страна долгое время входила в тройку лиде­ров. В 1950 году доля населения СССР составляла 7,1% населения планеты, при этом Россия в ее нынешних границах занимала по численности населе ния четвертое место в мире после Китая, Индии и США. Сейчас доля России

в населении мира не превышает 2,4% мирового населения и быстро падает в ближайшие 50 лет, по прогнозам ученых, потеряет порядка четверти те кущей численности населения.

 

Из доклада директора департамента статистики ООН Виллема де Вриза:

«Наиболее разительные перемены в народонаселении с 1950 по 2000 г.:

• Германия по численности населения была втрое больше Турции — стала на треть меньше.

• Испания по численности населения была втрое больше Марокко — стала наполовину меньше.

• Россия по численности населения была втрое больше Пакистана — стала втрое меньше.

Прогноз на 2050 год:

• Уменьшится население 53 стран (30 из них являются наиболее развитыми): Японии — на 14%, Италии — на 22%, России и некоторых стран Восточной Европы — на 30-50%.

• Население 8 стран прирастет на половину: Индия, Пакистан, Нигерия, США, Китай, Бангладеш, Эфиопия и Конго.

• Средняя продолжительность жизни в мире увеличится с 65 до 74 лет: в развитых странах с 76 до 82 лет, в менее развитых странах с 62 до 73, в наименее развитых странах с 50 до 66 лет.

Вопрос 1.Известный ученый Т. Мальтус утверждал, что перенаселение не только беда человечества, но определенное благо, которое заставляет много­численных и ленивых от природы рабочих из-за конкуренции качественно трудится за невысокую плату. А как ты думаешь, рост населения планеты — это хорошо или плохо?

Вопрос 2.Отметьте на карте:

а) регионы, где численность населения к 2050 году будет увеличиваться.

б) регионы, где численность населения к 2050 году будет сокращаться.

Какой вывод можно сделать?

Вопрос 3. Вчем возможные причины такой демографической ситуации в России? Девятиклассники одной из школ пытались ответить на этот вопрос. Одна группа ребят для ответа использовала график на рис.1П, другая — возрастно-половую пирамиду (рис. П2). Вот что у них получилось.

Группа 1. В истории России неоднократно менялась демографическая си­туация. Вероятно, основными причинами были политические и экономи­ческие изменениями. Можно назвать исторические события, повлиявшие на снижение рождаемости — это снижение рождаемости в годы Первой миро­вой войны; коллективизация, голод 1933 г. Мы считаем, что возможной при­чиной сегодняшнего уменьшения численности населения России являются политические события 1990-х. После «перестройки» стали жить хуже, с этим связаны не только рост смертности, но и снижение рождаемости.

Группа 2. Мы считаем, что данная обстановка в стране вполне естествен­ная. Просто в стране в связи со снижением рождаемости, что естественно для развитых стан (изменяется роль женщины в обществе), мы получили вы­сокую долю пожилых людей. И смертность этой категории людей также ес­тественна.

Включившись в диалог с учащимися, как бы ты ответил на вопрос?

Вопрос 4.Часто мы говорим «средняя продолжительность жизни», «сред­ний рост», «стандартная фигура», прекрасно понимая, что скрывается за эти­ми словами. На основании диаграмм (рис. П2) высчитайте среднюю продол­жительность жизни людей. Покажи способ, который помог тебе это выяс­нить. Выскажи гипотезу о различии средней продолжительности жизни в разных странах.

Вопрос5. Демографы занимаются не только анализом данных, но и со­ставляют прогнозы. Их сделать не так то просто. Для нашей страны также существует несколько прогнозов, которые сильно отличаются друг от друга. Например, профессор Антонов из МГУ говорит о 80 млн россиян к 2050 году. ООН два года назад говорила о 120 млн.

Как ты думаешь, почему получаются такие разные показатели?

Вопрос 6.На одном заседании Правительства премьер-министр заявил, что к рождению и смерти людей следует подходить по-государственному: «Снижение трудоспособного населения - это не просто социальная проблема, а проблема успешного или неблагополучного развития нашего государства».

А как ты считаешь, нужно ли государству регулировать демографическую ситуацию. Если да, то как?

Вопрос 7.Исходя из создавшейся демографической ситуации большая часть специалистов считают, что труд мигрантов необходим России, мень­шая, но все же значительная доля экспертов придерживается прямо проти­воположной точки зрения. Прочитай высказывания аналитиков. Выскажи свое мнение, аргументируя его. Какие, с твоей точки зрения, первоочеред­ные меры необходимо предпринять для решения демографической пробле­мы России?

«Снижение трудоспособного населения - это не просто социальная про­блема, а проблема успешного или неблагополучного развития нашего госу­дарства». Единственное, что успокаивает, - это большое количество приез­жих. За последние десять лет в Россию приехали 8 млн человек, в то время как уехали из нее только 4 млн человек. Таким образом, приезжие увеличили российское население на 4 млн человек. Это очень хорошо. Необходимо в дальнейшем привлекать из государств СНГ мигрантов, владеющих русским языком, чтобы они занимали невостребованные рабочие места. Правитель­ство должно взять на себя труд обеспечить их жильем».

«Приток мигрантов может сопровождаться обострением социальных от­ношений или конфликтов.

Во-первых, миграция в настоящее время приобретает нелегальные и кри­минальные формы.

Во-вторых, исследование, проведенное по инициативе Международной организации по труду в 2003 году в трех регионах России (Москве, Омске и Ставрополе), показало, что от 30 до 50% рабочих мест, занятых сегодня миг­рантами на стройках, рынках, подсобных работах, в сфере услуг и т.п., уже «зарезервированы» за мигрантами. На этих работах на протяжении после­дних лет мигрант сменял мигранта, и, скорее всего, так будет происходить и

в будущем, что вызовет просто конкуренцию и вытеснение с рабочих мест местного населения».

«..Специалист по миграции считает, что России нужна "агрессивная се­лективная миграционная политика", направленная на привлечение в страну прежде всего молодежи. Для этого, конечно, нужны и соответствующие за­коны, не препятствующие, а способствующие переселению в Россию. Депу­тат Государственной Думы Анатолий Семенченко, в недавнем прошлом гла­ва города Невинномысска Ставропольского края, подтвердил факт пренеб­режительного отношения России к мигрантам, рассказав о 800 вьетнамцах, прибывших в его родной город несколько лет назад. Тогда они были нужны, чтобы работать на местных промышленных предприятиях, а теперь с вьет­намцами не знают что делать: разрослась целая колония, появились смешан­ные браки, а жилья нет и работы тоже для многих уже нет. В таком же поло­жении оказались и другие мигранты из Узбекистана, Грузии, Армении. Де­сятками лет люди ходят "по кругу", надеясь получить документы, деньги, работу. "Они брошены государством, для их жизни не созданы условия, а мы хотим за счет них иметь хоть какой-то прирост"...».

Вопрос8. Представь тезисы выступления на ученической конференции по теме «Условия выхода России из демографического кризиса».

Вопрос 9. Проверь, как ты освоил тему «Население России». Для этого ответь на поставленные ниже вопросы. Выдели критерии и по ним оцени свои успехи в данной теме.

Вопросы и задания

1.Страна - абсолютный лидер по числу жителей в 1962 и 2004 годах (ука­жи разным цветом): А. Индия; Б. Пакистан; В. Китай; Г. Россия; Д. США.

2. Определи с помощью графика:

а)__________________________________________________ в каком году численность населения России была наибольшей_____________________________________ ,

б)______ в каком году численность населения России достигла наименьшего
значения__ ,

в)__________________________________________________ как и насколько изменилась численность населения России за после­
дние 10 лет____________________________________________

3. Представь графически перемены в народонаселении России и Пакис­
тана с 1950 по 2000 гг.

4. Выбери факторы, которые, с твоей точки зрения, влияют на убывание
численности населения в России:

1) сокращение рождаемости; 2) экономический кризис; 3) политическая нестабильность; 4) экологические проблемы; 5) кризис института брака и семьи; 6) несовершенное законодательство в отношении молодежи; 7) отсут­ствие квалифицированной медицинской помощи; 8) распространение алко­голя и наркотиков; 9) СПИД; 10) отсутствие уверенности в завтрашнем дне

2)

 

Критерии оценки Оценка ученика

Ответы

Задание 1. Сам по себе рост численности населения неплох, ведь с ростом проис­ходит и развитие цивилизации, новых технологий. Этот вопрос действительно явля­ется дискуссионным. Последователи Мальтуса пугают цифрами, что рост населения приводит к исчерпаемости ресурсов и неминуемой гибели.

«В настоящее время ... можно достаточно легко оценить тот порог численности населения, который допустим на Земле без нарушения устойчивости окружающей среды и развития человечества при существующих технологиях», (из книги Горшкова В.Г. и др. От новых технологий к новому мышлению. - М., 1994).

Задание 2.

В группе А выделены районы Юго-Восточной Азии, Африка, часть Северной Америки.

В группе Б - Европа, Россия.

Задание 3. Для выяснения наиболее полной и объективной причины демографи­ческой ситуации в России недостаточно одного статистического средства, необходи­мо сопоставление различных данных. Россия действительно относится к I типу вос­производства населения, при котором рождаемость ниже смертности. Это подтверж­дает сравнение с диаграммой Германии.

Задание 4. Учащийся показывает способ расчета «средней продолжительности жиз­ни» и на основании своего способа дает ответ (например, высчитывает число смертей в каждом возрасте, т.е. средневзвешенный возраст смерти); любые сдвиги числа умер­ших в сторону более старших возрастов приводят к более высокой средней продолжи­тельность жизни.

Высказывает гипотезы о различной продолжительности жизни в разных странах (например, ОАЭ - низкая рождаемость и высокая смертность; большая доля трудо­способного населения, в основном мужчин связана со специализацией страны на неф­тепереработке. Рабочие - в основном мигранты. В Германии - большая доля людей пенсионного возраста, но проводимая демографическая политика способствует по­вышению рождаемости и снижению смертности, отсюда и увеличение продолжитель­ности жизни. II тип воспроизводства в Бангладеш (рождаемость выше смертности).

Задание 5. Прогнозы даются на основе данных переписи населения. Перепись -сама по себе процедура сомнительной точности, даже в европейских странах, где про­водят переписи регулярно. Техническая сторона получения результатов переписи в разных странах ставит точность суммарной оценки под сомнение. Тем более в век, когда человек может быстро переместиться из одной точки мира в другую. Кроме того, при составлении прогноза пользуются математическими моделями, а они не всегда предсказывают социальное поведение людей.

Задание 6. Да, должна быть хорошо продуманная демографическая политика, на­пример поощрение рождаемости (выплата дотаций и пособий на ребенка, помощь в получении жилья молодым семьям и др.).

Задание 7. Учащийся приводит аргументы на основании данных, например, ис­пользуя рис. П2 (диаграммы разных стран). Предлагает конструктивные решения, на­пример, один из выходов из создавшейся ситуации - это трудовая миграция, но при этом необходима соответствующая политика.

Задание 8. Это могут быть такие тезисы, как, например:

• Повышение жизненного уровня населения.

• Демографическая политика государства поощрения рождаемости.

• Как избежать разводов, помощь молодым семьям.

 

• Социальные льготы многодетным семьям.

• Вызов демографическому старению.

• Стратегия выправления демографического положения России за счет миграции.

Задание 9.

 

№ задания Правильный ответ 1 В, В 2 А.1992/93 Б.2003/2004 В. Уменьшилось на 9 млн человек 3 Столбчатая диаграмма, в которой соотношение столбиков в 1950 году один к трем в пользу России, а 2000 году один к трем в пользу Пакистана. 4 1,2,3,10

Комментарии

Задание 1. а) умение представлять информацию, подтверждающую сформулирован­ные заданием выводы; б) умение давать развернутый ответ на вопрос в свободной форме.

Критерии оценивания: 2 балла - задание выполнено полностью; 1 балл - если отвечает утвердительно, но не приводит аргументы; 0 баллов - затрудняется выполнить задание.

Задание 2. а) умение использовать элементарные знания для подтверждения пра­вильности уже сформулированных выводов; б) умение переходить от одного вида текста к другому; в) умение привлекать дополнительную информацию (знание политичес­кой карты мира) для решения поставленной задачи.

Критерии оценивания: 2 балла - задание выполнено полностью, если учащийся вер­но наносит страны и регионы группы а) и б); 1 балл - если часть стран отмечены неверно (не соответствуют своему месту) или отмечены регионы только одной груп­пы; 0 баллов - затрудняется выполнить задание.

Задание 3. Замысел задания 1 связан с обнаружением учащимися нужных статис­тических средств для решения поставленной задачи. Далее с помощью этих средств учащемуся предлагается оценить полноту раскрытия проблемы другими учащимися. Увидеть, что для того чтобы сделать вывод, недостаточно пользоваться каким-то од­ним средством, необходим сравнительный анализ всех возможных средств.

Выявляет умения: а) представлять информацию, подтверждающую сформулиро­ванные заданием выводы; б) работать с составными текстами (сопоставлять, сравни­вать информацию, соединять ее в общую и др.); в) при решении задачи удерживать разные позиции, требующие реконструкции замысла текста.

Критерии оценивания: 2 балла - задание выполнено полностью, если учащийся ука­зывает основания, на основе которых строятся график и возрастно-половая пирами­да: 1 балл - если выбирает ответ какой-то группы и приводит свои аргументы; 0 бал­лов - затрудняется выполнить задание.

Задание 4. а) умение использовать исследовательский метод (анализ и обобщение данных в виде способа, выдвижение гипотезы); б) умение переходить от одного типа текста к другому; в) умение привлекать известные знания для решения поставленной задачи.

Критерии оценивания: 2 балла - задание выполнено полностью, если учащийся по­казывает способ расчета средней продолжительности жизни и на основании своего способа дает ответ, высказывает гипотезы о различной продолжительности жизни в разных странах; 1 балл - задание выполнено частично, если учащийся рассчитывает

среднюю продолжительность жизни, но затрудняется высказать гипотезы или выска­зывает не реальные; 0 баллов - затрудняется выполнить задание.

Задание 5.а) умение использовать элементарные знания, факты, приводить при­меры для подтверждения уже сформулированных выводов; б) умение давать развер­нутый ответ на вопрос в свободной форме.

Критерии оценивания: 2 балла - задание выполнено полностью, если учащийся по­казывает принцип, как можно делать прогноз; 1 балл - задание выполнено частично, если учащийся отвечает односложно, не показывая, в чем принцип прогнозирова­ния; 0 баллов - затрудняется выполнить задание.

Задание 6.а) умение использовать естественнонаучные знания для решения ре­альных жизненных ситуаций; б) умение давать развернутый ответ на вопрос в свобод­ной форме; в) умение привлекать известные знания для решения поставленной задачи.

Критерии оценивания: 2 балла - задание выполнено полностью, если учащийся фор­мулирует более 4 положений; 1 балл - если учащийся формулирует менее двух поло­жений; 0 баллов - затрудняется выполнить задание.

Задание 7.а) умение использовать элементарные знания, факты, приводить при­меры для подтверждения уже сформулированных выводов; б) умение давать развер­нутый ответ на вопрос в свободной форме; в) умение при решении задачи удерживать разные позиции, требующие реконструкции замысла текста.

Критерии оценивания: 2 балла - задание выполнено полностью, если учащийся выд­вигает аргументы на основании данных, предлагает конструктивные решения; 1 балл -задание выполнено частично, если учащийся высказывает свою точку зрения, не ар­гументируя ответ; 0 баллов - затрудняется выполнить задание.

Задание 8.а) нет; б) нет; в) умение использовать результаты решения предыдущих заданий для решения данного задания.

Критерии оценивания: 2 балла - задание выполнено полностью, если сформулиро­ваны тезисы, в соответствие с темой; 1 балл - задание выполнено не полностью, если предложено менее трех тезисов; 0 баллов - затрудняется выполнить задание.

Задание 9.а) демонстрация предметных знаний; б) умение работать с информаци­ей в скрытом виде; в) умение оценить себя.

Критерии оценивания: 1 балл за каждый правильный ответ.

 


 

...





Читайте также:
Конфликтные ситуации в медицинской практике: Наиболее ярким примером конфликта врача и пациента является...
Основные понятия ботаника 5-6 класс: Экологические факторы делятся на 3 группы...
Термины по теме «Социальная сфера»: Общество — сумма связей, система отношений, возникающая...
Роль языка в формировании личности: Это происходит потому, что любой современный язык – это сложное ...

Поиск по сайту

©2015-2022 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:


Мы поможем в написании ваших работ!
Обратная связь
0.089 с.