Тема № 4 Технические средства специальной обработки вооружения и техники войск РХБ защиты
Занятие № 3 Технические средства специальной обработки вооружения и техники войск РХБ защиты
Литература:
Руководство по специальной обработке, М., Воениздат, 1988 г. – 208 с. (стр. 43-51, 198-201).
Учебник сержанта войск РХБ защиты. /Под ред. Мельникова Ю.Р./ М.: Воениздат, 2006 г. – 736 с. (стр. 299-301, 304 – 306).
Средства и способы дегазации, дезактивации и дезинфекции. Санитарная обработка людей. Учебник. /Под общ. ред. Матвеец Ф.Г/, М., Воениздат, 1969 г. – 356 с. (стр. 168-177).
Учебные вопросы:
Назначение, тактико-технические данные, общее устройство, принцип работы тепловой машины ТМС-65Д.
Назначение и общее устройство отдельных элементов специального оборудования тепловой машины ТМС-65Д.
Назначение и общее устройство тепловой машины ТМС-65М1, автономного модуля АМСО-1 и универсальной машины тепловой машины УТМ.
1. Назначение, тактико-технические данные, общее устройство, принцип
работы тепловой машины ТМС-65Д
Тепловая машина ТМС-65Д предназначена для дегазации, дезактивации и дезинфекции вооружения и военной техники газокапельным и газовыми потоками. Она может быть использована для дегазации и дезактивации участков местности и дорог с твердыми покрытиями.
![]() | |||
|
Основные тактико-технические характеристики
Производительность машины: | |
по ДДД ВТ газокапельным потоком, ед/ч | 30...40 |
по дегазации ВТ газовым потоком, ед/ч | 10...15 |
Расход топлива двигателем М701С-500, л/ч: при крейсерском режиме работы (частота вращения ротора двигателя 94 % от максимального) | |
Расход воды или суспензии ГК на один объект, л | 120...160 (280...360) |
Подача насоса 2,5ВС-3а, л/с | 5…6 |
Возимый запас (величина одной зарядки), л: | |
топлива для двигателя М701С-500 | |
воды | |
из них в прицепе-цистерне | |
в водяной емкости | |
Наибольший запас воды при работе на месте, л: | |
в прицепе-цистерне | |
в водяной емкости | |
Угол поворота двигателя М701С-500, град: | |
в горизонтальной плоскости от оси машины | ±90 |
в вертикальной плоскости: | |
вверх | |
вниз | |
Скорость поворота двигателя М701С-500 в вертикальной и горизонтальной плоскостях, град/сек | 0...10 |
Запас хода по топливу для автомобиля, км | |
Допустимая скорость движения машины с прицепом-цистерной по дорогам, км/ч | до 65 |
Возможности одной машины по обработке АБТ одной зарядкой, ед.: | |
газокапельным потоком (по воде и водной суспензией ГК) | 11…15 |
газовым потоком | 10…14 |
Время развертывания (свертывания), мин: | |
при ДДД ВТ газокапельным потоком | 9...12 (14…18) |
при дегазации газовым потоком | 6...8 (9…12) |
Масса, кг: | |
снаряженной машины (с топливом, водой и экипажем) | |
снаряженной прицеп-цистерны (с водой 2450 кг заправленными шестью бидонами) | |
Габаритные размеры, мм | |
длина | |
длина с прицепом | |
ширина | |
высота | |
Расчет машины, чел | 2 (командир машины - оператор и водитель) |
Состав
Специальное оборудование машин смонтировано на шасси автомобиля высокой проходимости Урал-4320 и состоит из следующих основных систем и агрегатов:
· турбореактивного двигатель М701С-500 с узлами крепления;
· поворотного устройства;
· кабины оператора;
· привода агрегатов;
· топливной системы;
· водяной систем;
· гидравлической системы;
· электрооборудования;
· фильтровентиляционной установки;
· переговорного устройства;
· системы обогрева;
· противопожарного оборудования;
· надрамника и облицовки.
В комплект машины ТМС-65Д входят: специально дооборудованная прицеп-цистерна транспортная ПЦ-5,6-817и ЗИП.
Принцип действия машины ТМС-65Д
Дегазация зараженной поверхности техники обеспечивается за счет её прогревания высокотемпературным потоком газов (300-350°С) двигателя М701С-500, при этом отравляющие вещества разлагаются (термическое разложение), часть ОВ испаряется, а мощный скоростной газовый поток удаляет продукты разложения с поверхности.
При дезактивации (дегазации, дезинфекции) газокапельным потоком принцип действия основан на удалении загрязнений с поверхности зараженных объектов за счёт газокапельного потока, создаваемых двигателем М701С-500 при периодическом впрыскивании в удлинительную насадку воды – смывание ПЯВ (водной суспензии ГК – химическое взаимодействие с ОВ или БС).
Рабочим органом машины является турбореактивный двигатель М701С-500. Он является генератором высокоскоростной и высокотемпературной струи газов. При подаче воды или суспензии ГК в газовый поток в удлинительной насадке образуется газокапельный поток.
Двигатель М701С-500 крепится на поворотной раме и имеет возможность поворачиваться в вертикальной и горизонтальной плоскостях, за счет включения в работу гидросистемы поворота и подъема (опускания) двигателя. Осуществление таких поворотов позволяет с необходимой продолжительностью обрабатывать газовым или газокапельным потоком наружные поверхности движущихся и неподвижных объектов военной техники. Рядом с двигателем М701С-500 на поворотной раме расположена кабина оператора. В нее выведены основные органы управления и контроля за работой агрегатов машины ТМС-65Д и турбореактивного двигателя М701С-500. Кабина поворачивается вместе с двигателем, что позволяет оператору управлять газовым и газокапельным потоком, сообразуясь с движением обрабатываемого объекта. Кабина оператора имеет обогрев, звуко- и теплоизоляцию.
Возимый запас топлива для двигателя М701С-500 размещается в топливной емкости. Возимый запас воды (суспензии ГК) для образования газокапельного потока размещается в водяной емкости и в прицепе-цистерне ПЦ-5,6-817.
Подача топлива из топливной системы к двигателю М701С-500 осуществляется подкачивающим насосом ПНВ-2Б. Вода подается в удлинительную насадку для образования газокапельного потока насосом 2,5ВС-3а. Прерывание подачи воды в целях образования прерывистого газокапельного потока достигается с помощью клинкетной задвижки.
Управление поворотом и подъемом рабочего органа, а также клинкетной задвижкой – гидравлическое.
Привод генератора Г-74Б, водяного и гидронасосов осуществляется за счет отбора мощности от двигателя автомобильного шасси.
Система запуска двигателя М701С-500 – автономная, электрическая. Источником питания служат две аккумуляторные батареи 6СТ-132. Подзарядка батарей осуществляется генератором
Г-74Б.
Для освещения рабочей площадки на крыше кабины оператора установлены две фары, одна из которых поворотная, управляемая из кабины оператора.
Для предотвращения замерзания воды в емкости и трубопроводах машины оборудована системой обогрева, работающей за счет использования тепла отработавших газов двигателя автомобильного шасси.
Для создания безопасных условий оператору и водителю машина оборудована ФВУ-15, а для связи между ними – переговорным устройством Р-124.
Основные агрегаты тепловой машины смонтированы на силовом надрамнике.