В художественном стиле для создания образов используются все языковые средства.




Форма реализации этого стиля – драма, проза, поэзия.

Жанры: трагедия, комедия, драма; роман, новелла, повесть; стихотворение, басня, поэма, романс и другие поэтические жанры.

Тексты для практических упражнений

Задание. Определите стиль речи данных текстов. Укажите их стилистические особенности.

Текст1.

Поутру, когда взошло солнце, на суглинистом пригорке выбилось из-под земли первое перышко первой травинки. Острое бледно-зеленое жальце ее пронизало согревшую ткань невесть откуда занесенного осенью кленового листа и тотчас поникло под непомерной тяжестью свалившейся на него дождевой капли. Но вскоре южный ветер прошелся низом; влажным прахом рассыпался отживший свое кленовый лист; дрогнув, скатилась на землю капля, и тотчас вся затрепетала, поднялась, выпрямилась травинка, одинокая, жалкая, неприметная на огромной земле, но упорно и жадно тянущаяся к вечному источнику жизни, к солнцу.

(По М.Шолохову)

Текст 2.

Директору Уральского

машиностроительного колледжа

Иванову Петру Борисовичу

Никитина Кирилла Павловича

Заявление.

Прошу допустить меня к вступительным экзаменам в колледже. В 20011 году закончил 11 классов 38-ой средней школы г. Уральск.

К заявлению прилагаю следующие документы:

1. Аттестат о среднем образовании.

2. Копию свидетельства о рождении.

3. Справку о состоянии здоровья.

4. Характеристику.

К.Никитин

5 июля 2012г.

Текст 3.

 

- Знаешь, Ласточка? – сказала она, - батюшка выдает меня за арапа.

Карлица вздохнула глубоко, и сморщенное лицо ее сморщилось еще более.

- Разве нет надежды, - продолжила Наташа, - разве батюшка не сжалится надо мною?

Карлица тряхнула чепчиком.

- Не заступятся ли за меня дедушка али тетушка?

- Нет, барышня. Арап во время твоей болезни всех успел заворожить. Барин от него без ума, князь только вот им и бредит, а Татьяна Афанасьевна говорит: жаль, что арап, а лучшего жениха грех нам и желать.

- Боже мой, боже мой! – простонала бедная Наташа.

- Не печалься, красавица наша, - сказала карлица, целуя ее слабую руку. – Если уж и быть тебе за арапом, то все же будешь на своей воле. Нынче не то, что в старину; мужья жен не запирают; арап, слышно, богат; дом у вас будет полная чаша, заживешь припеваючи…

- Бедный Валериан, - сказала Наташа, но так тихо, что карлица могла только угадать, а не слышать эти слова.

- То-то, барышня, - сказала она, таинственно понизив голос, - кабы ты меньше думала о стрелецком сироте, так бы в жару о нем не бредила, а батюшка не гневался б.

- Что? – сказала испуганная Наташа, я бредила Валерианом, батюшка слышал, батюшка гневается!

- То-то и беда, - отвечала карлица. – Теперь, если ты будешь просить его не выдавать тебя за арапа, так он подумает, что Валериан тому причиною.

Делать нечего: уж покорись воле родительской, а что будет, то будет. Наташа не возразила ни слова. Мысль, что тайна ее сердца известна отцу ее, сильно подействовала на ее воображение. Одна надежда ей оставалась: умереть прежде совершения ненавистного брака. Эта мысль ее утешила. Слабой и печальной душой покорилась она своему жребию…

(По А.С.Пушкину).

 

Текст 4.

Экологическое мышление и Стратегия Человечества

Человечество подошло к новому рубежу своей истории, на котором стихийное развитие производительных сил, неконтролируемый рост населения, отсутствие дисциплины индивидуального поведения могут поставить человечество, то есть биологический вид, на край гибели. Мы стоим перед проблемами новой организации жизни, новой организации общества, нового миропредставления. Сейчас возникло словосочетание "экологическое мышление". Оно призвано, прежде всего, напомнить нам, что мы дети Земли, не ее покорители, а именно дети. Все возвращается на круги своя, и нам следует, подобно нашим далеким кроманьонским предкам, охотникам доледникового периода, снова воспринимать себя как часть окружающей Природы. Мы должны относиться к Природе, как к матери, как к собственному дому. Но есть огромное принципиальное отличие человека, принадлежащего современному обществу, от нашего доледникового предка: у нас есть знания, и мы способны ставить себе цели развития, у нас есть потенциальная возможность следовать этим целям. Около четверти века назад люди начали использовать термин "коэволюция человека и биосферы". Он означает такое поведение человечества и каждого человека в отдельности, которое способно обеспечить совместное развитие и биосферы, и человечества. Сегодняшний уровень развития науки и наших технических возможностей делает принципиально реализуемым этот режим коэволюции.

Текст 5.

Уважаемый Президент! Уважаемые депутаты!

Буду говорить только о состоянии культуры в нашей стране и, главным

образом, о гуманитарной, человеческой ее части. Я внимательно изучал предвыборные платформы депутатов… Меня поразило, что в подавляющем большинстве из них даже не было слова «культура»…

Между тем без культуры в обществе нет и нравственности. Без элементарной нравственности не действуют социальные законы, экономические законы, не выполняются указы и не может существовать современная наука.

Низкая культура нашей страны отрицательно сказывается на нашей общественной жизни, государственной работе, на наших межнациональных отношениях, так как национальная вражда одной из причин имеет культуру. Люди высокой культуры не враждебны к чужой национальности, к чужому мнению.

 

Задание 1. Запишите слова и словосочетания, которые вы употребили бы в официально-деловом, научном, публицистическом и разговорном стилях.

 

Ввиду плохой погоды, во избежание пожара, в соответствии с планом, прибытие посла, нежденно-негаданно, авось, оказать содействие, устранить недостатки, опротестовать решение, распрекрасный, премилый, трансформатор, тангенс, информация, улепетывать, молодцеватый, опротестование, гонка вооружения, разрядка международной напряженности.

 

 

Задание 2.

Назовите признаки художественного стиля речи. Где применяется художественный стиль речи? Каковы его главные особенности?

 

 

Задание 3. Прочитайте. Определите стиль речи, аргументируйте свой ответ.

Если бы Чичиков прислушался, то узнал бы много подробностей, относившихся лично к нему; но мысли его так были заняты своим предметом, что один только сильный удар грома заставил его очнуться и посмотреть вокруг себя: все небо было совершенно обложено тучами, и пыльная почтовая дорога опрыскивалась каплями дождя. Наконец громовый удар раздался в другой раз громче и ближе, и дождь хлынул вдруг как из ведра.
Сначала, принявши косое направление, хлестал он в одну сторону кибитки, потом в другую, потом, изменивши образ нападения и сделавшись совершенно прямым, барабанил прямо вверх его кузова; брызги наконец стали долетать ему в лицо.


(Н.В. Гоголь)

 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: