1. Общие положения
1.1. Инструкция разработана в соответствии с подпунктом пятого пункта 4 Положения о Министерстве Украины по вопросам чрезвычайных ситуаций и по делам защиты населения от последствий Чернобыльской катастрофы (далее - МЧС Украины).
1.2. Внезапная проверка это - форма контроля, целью которой является определение фактического состояния готовности к действиям по назначению, изучение вопросов повседневной жизнедеятельности и оказания помощи по устранению выявленных недостатков.
1.3. Внезапной проверке подлежат Главное управление по вопросам чрезвычайных ситуаций и гражданской защиты населения Автономной Республики Крым, управления и отделы по вопросам чрезвычайных ситуаций и гражданской защиты населения областных, Киевской и Севастопольской городских и районных государственных администраций, исполнительных комитетов Советов (далее - управление), региональные координационные центры авиационных работ по поиску и спасению (далее - РКЦ), воинские части, специализированные формирования сил ГО, подразделения Главного штаба государственной военизо анои горноспасательной (аварийно-спасательной) службы (ГВГСС) (далее - подразделения сил ГО).
1.4. Внезапная проверка, как правило, осуществляется в комплексе с охватом всех составляющих жизнедеятельности и должна служить эффективным средством дальнейшего повышения качества подготовки управлений, РКЦ и подразделений сил ГО к действиям по назначению.
В ходе внезапной проверки могут быть проведены совместные тренировки управлений, РКЦ и подразделений сил ГО как на месте дислокации, так и с вызовом их на место происшествия.
1.5. Для проведения внезапной проверки из состава инспекции гражданской обороны и техногенной безопасности МЧС Украины (далее - инспекция) назначается комиссия (далее - Комиссия).
|
1.6. В состав Комиссии могут привлекаться офицеры - специалисты структурных подразделений центрального аппарата, Главного управления сил ГО, региональных штабов ВГСЧ, а также офицеры воинских частей и управлений. Утверждение состава Комиссии производится распоряжением Министра.
2. Права и обязанности
2.1. Комиссия при выполнении своих задач имеет право:
запрашивать и получать от структурных подразделений Министерства информацию о состоянии подчиненных управлений, РКЦ, подразделений сил ГО и материалы, необходимые для решения возложенных на нее задач.
2.2. Председателю Комиссии предоставляется право на месте корректировать план внезапной проверки в случае выявления нарушений, влияющих на готовность управлений, РКЦ, подразделений сил ГО к действиям по назначению и их жизнедеятельность.
2.3. Материалы проверок обобщаются, анализируются и по ним, при необходимости, готовятся проекты приказов, распоряжений и директив МЧС Украины.
2.4. Председатель и члены Комиссии несут ответственность за организацию и проведение внезапной проверки, объективность ее результатов.
2.5. С прибытием на место проверки Комиссия обязана:
- предъявить распоряжение Министра на проведение внезапной проверки;
- определить перечень подразделений, привлекаемых к проверке, и доказать обстановку (по заданию) до командиров (начальников);
- определить перечень ограничений (при необходимости) и предупредить о мерах безопасности при выполнении заданий.
|
2.6. Начальник управления, РКЦ и командир подразделения сил ГО с прибытием Комиссии обязан:
- предоставить полную информацию и документы по вопросам, подлежащих проверке;
- обеспечить доступ ко всем объектам и помещений;
- обеспечить комиссию необходимыми материально-техническими средствами;
- предоставлять в распоряжение членов Комиссии личный состав и должностных лиц, присутствие которых необходимо для выяснения реального положения дел;
- немедленно принимать меры по устранению замечаний членов Комиссии.
3. Критерии определения готовности к действиям при угрозе и возникновении чрезвычайной ситуации
3.1. Управление оценивается как:
"Готовое к выполнению задач ", если:
- план приведения в готовность разработан и утвержден, имеются все приложения, запланированные мероприятия реально выполнены;
- оповещается 100% работников управления. Для оповещения задействовались автоматические технические средства, время оповещения соответствует запланированному, оперативный дежурный действует по инструкции, оперативное дежурство организовано в соответствии с требованиями установочных документов;
- приказ МЧС Украины от 10.03.98 N 63 "О мобильных оперативных группы" выполнен в полном объеме;
- работа на пунктах управления организована, все работники знают функциональные обязанности, специалисты, которые входят в состав мобильных оперативных и рабочих групп, подготовленные для оценки радиационной и химической обстановки;
- планы действий на возможные прогнозируемые чрезвычайные ситуации, другие планировочные и распорядительные документы разработаны, корректировки планов проведено в соответствии с установленного срока;
|
- запланированные мероприятия профессиональной подготовки выполняются и контролируются полностью;
- управление снабжено основными видами техники не менее чем на 75%, коэффициент технической готовности при выходе из парка составляет не менее 0,9, при выполнении практических задач на учениях и тренировках не ниже 0,85.
"Ограничено готово к выполнению задач ", если:
- план приведения в готовность разработан, но не откорректирован в течение месяца установленного срока;
- оповещается менее 90% работников управления. Для оповещения задействовались автоматические технические средства, однако время оповещения превысил Планируемый не более чем на 5 минут, во время проведения оповещения в действиях оперативного дежурного допущено не более одной ошибки или неточности, которые не повлияли на конечный результат оповещения;
- приказ МЧС Украины от 10.03.98 N 63 "О мобильные оперативные группы" выполнены не в полном объеме, мобильная оперативная служба специальным имуществом обеспечена не менее чем на 60%;
- пункт управления (рабочие места) оборудованы, работа на пунктах управления организована, однако некоторые специалисты не в полном объеме знают свои функциональные обязанности, специалисты, которые входят в состав расчетно-аналитических групп, недостаточно подготовлены для оценки радиационной и химической обстановки;
- планировочные документы разработаны, но отсутствует один любое приложение или корректировки плана не проведено в течение месяца от установленного срока;
- запланированные мероприятия выполняются не полностью контролируется не менее 50% мероприятий, проводимых подчиненными органами управления;
- управление снабжено основными видами техники не менее чем на 50%, коэффициент технической готовности при выходе из парка составляет не ниже 0,85, при выполнении практических задач на учениях и тренировках не ниже 0,75.
«Не готово к выполнению задач", если:
- план приведения в готовность не разработан, а если и разработан, то в нем отсутствует любое приложение, или меры не продуманы, реально не выполняются;
- оповещается менее 75% работников управления. Для оповещения НЕ задействовались автоматические технические средства, время оповещения превысил Планируемый более чем на 5 минут, во время проведения оповещения в действиях оперативного дежурного допущены ошибки или неточности, которые повлияли на конечный результат оповещения;
- приказ МЧС Украины от 10.03.98 N 63 "О мобильные оперативные группы" выполнены не в полном объеме, транспорт неисправен, мобильная оперативная группа специальным имуществом обеспечена менее чем на 60% или группа выехала на место происшествия в полном составе;
- пункт управления (рабочие места) не оборудованы, работа на пунктах управления не организована, 30% специалистов не знают свои функциональные обязанности, специалисты, которые входят в состав расчетно-аналитических групп, не имеют навыков проведения соответствующих расчетов;
- некоторые из планировочных документов не разработаны или все планы разработаны, но отсутствуют два любые приложения, корректировка плана не проведена в течение месяца установленного срока;
- выполняется и контролируется менее 50% от запланированных мероприятий, отсутствуют более 30% необходимых отчетных документов;
- управление снабжено основными видами техники менее 50%, коэффициент технической готовности при выходе из парка составляет ниже 0,85, при выполнении практических задач на учениях и тренировках ниже 0,75.
3.2. Региональный координационный центр оценивается как:
"Готов к выполнению задач по назначению", когда:
- РКЦ укомплектован личным составом по прямому должностному предназначению на 85%
- обеспеченность техникой и оборудованием составляет не ниже 70% установленных норм;
- начальник и ведущие специалисты РКЦ в полном объеме знают свои задачи;
- мероприятия по приведению в готовность к действиям по назначению выполнены в установленные сроки и в полном объеме;
- задачи по назначению, которые были внесены на проверку, выполнены в установленные сроки и в полном объеме. Личный состав показал высокие индивидуальные практические навыки по профессиональной подготовкой и высокие знания своих функциональных обязанностей.
"Ограничено готов к выполнению задач по назначению", когда:
- РКЦ укомплектован личным составом по прямому должностному предназначению на 75%;
- обеспеченность техникой и оборудованием составляет не ниже 50% установленных норм;
- начальник и ведущие специалисты РКЦ нетвердо знают свои задачи;
- мероприятия по приведению в готовность к действиям по назначению выполнены с существенными недостатками;
- при выполнении задач по назначению, допущено существенные недостатки, но задача в целом были выполнены в установленные сроки. Личный состав показал низкие практические навыки по профессиональной подготовкой и низкие знания своих функциональных обязанностей.
"Не готов к выполнению задач по назначению", когда:
- РКЦ укомплектован личным составом по прямому должностному предназначению ниже 75%;
- обеспеченность техникой и оборудованием составляет ниже 50% установленных норм;
- начальник и ведущие специалисты РКЦ не знают свои задачи;
- мероприятия по приведению в готовность к действиям по назначению выполнены не полностью и с превышением установленных сроков;
- задачи по назначению в установленные сроки не выполнены, личный состав не подготовлен по специальности.
3.3. Подразделения сил ГО оцениваются как:
"Готовы к выполнению задач по назначению", когда:
- подразделения сил ГО укомплектованы личным составом по прямому должностному предназначению на 85%
- обеспеченность основными видами техники и запасами материальных средств составляет не ниже 75% (для подразделений ВГСЧ - 95%) установленных норм;
- коэффициент технической готовности техники при выходе из парка составляет не менее 0,9, при выполнении практических задач на учениях не ниже 0,85;
- командиры в полном объеме знают свои задачи;
- мероприятия по приведению в готовность к действиям по назначению выполнены в установленные сроки и в полном объеме;
- задачи по назначению, которые были вынесены на проверку, выполнены в установленные сроки и в полном объеме. Личный состав показал высокие индивидуальные практические навыки по профессиональной подготовкой.
"Ограничено готовы к выполнению задач по назначению ", когда:
- подразделения сил ГО укомплектованы личным составом по прямому должностному предназначению на 75%;
- обеспеченность основными видами техники и запасами материальных средств составляет не ниже 50% (для подразделений ВГСЧ - 90%) установленных норм;
- коэффициент технической готовности техники при выходе из парка составляет не ниже 0,85, при выполнении практических задач на учениях не ниже 0,75;
- командиры нетвердо знают свои задачи;
- мероприятия по приведению в готовность к действиям по назначению выполнены с существенными недостатками;
- при выполнении задач по назначению допущено недостатки, но задача в целом были выполнены в установленные сроки. Личный состав показал низкие практические навыки по профессиональной подготовкой.
" Не готовы к выполнению задач по назначению", когда:
- подразделения сил ГО укомплектованы личным составом по прямому должностному предназначению ниже 75%;
- обеспеченность основными видам техники и запасами материальных средств ниже 50% (для подразделений ВГСЧ - ниже 90%) установленных норм;
- коэффициент технической готовности техники при выходе из парка составляет ниже 0,85, при выполнении практических задач на учениях ниже 0,75;
- командиры не знают свои задачи;
- мероприятия по приведению в готовность к действиям по назначению выполнены не полностью и с превышением установленных сроков;
- задачи по назначению в установленные сроки не выполнены, личный состав не подготовлен по специальности.
При выходе подразделений сил ГО в назначенные районы сроки их готовности определяются в соответствии с требованиями приказа МЧС Украины и реальными условиями обстановки.
Готовность военных частей провести мобилизацию проверяется по отдельному плану в соответствии с распоряжением Министра.
Уровень готовности к выполнению задач по назначению является определяющим показателем деятельности управлений, РКЦ и подразделений сил ГО.
4. Вопросы, которые изучаются дополнительно при проведении внезапных проверок
4.1. При проведении внезапных проверок управлений, РКЦ и подразделений сил ГО, кроме определения готовности к действиям при угрозе и возникновении чрезвычайной ситуации, дополнительно изучаются следующие вопросы:
4.2. Для управлений:
- укомплектованность управления личным составом и организация его подготовки;
- разработка предварительных распоряжений для проведения первоочередных мероприятий и доведение их до исполнителей;
- сбор и обобщение данных, оценка имеющейся обстановки, организация информационного обеспечения;
- принятие решения о проведении спасательных и других неотложных работ и ликвидацию аварии (стихийного бедствия), доведение его до подчиненных;
- организация спасательных и других неотложных работ, взаимодействия и обеспечения ввода в действие планов привлечения формирований ГО;
- отработка планов на возможные прогнозируемые чрезвычайные ситуации;
- укомплектованность материально-техническими средствами, их содержание и хранение, состояние техники;
- ход подготовки органов управления по вопросам чрезвычайных ситуаций и гражданской защиты населения к действиям при возникновении чрезвычайных ситуаций;
- распределение функциональных обязанностей должностных лиц управления.
4.3. Для РКЦ:
- оборудование зала оперативного дежурства (рабочее место оперативного дежурного, документация и информационно-технические средства);
- наличие и выполнение плана взаимодействия РКЦ с войсками, силами и средствами, которые привлекаются к проведению авиационных работ по поиску и спасанию в районе ответственности;
- наличие прямых линий связи с аэродромами, на которых организовано дежурство поисково-спасательных сил и средств;
- наличие плана полетов самолетов буква "А" и "ПК";
- наличие ежесуточного плана дежурство авиационных поисково-спасательных сил.
При разработке плана взаимодействия отрабатываются такие приложения:
- авиационные дежурные силы и средства по поиску и спасанию на территории Украины;
- дислокация и зоны ответственности сил ГО;
- схема оперативной связи Главного центра координации авиационных работ по поиску и спасанию;
- схема организации связи РКЦ;
- схема вызова узлов связи взаимодействующих органов управления;
- схема связи МЧС Украины;
- схема ответственности РКЦ за организацию авиационных работ по поиску и спасанию;
- структурная схема взаимодействия Главного центра и Государственной службы медицины катастроф при проведении авиационных работ по поиску и спасанию;
- структурная схема взаимодействия органов управления и подразделений МЧС и МВД при проведении авиационных работ по поиску и спасению.
4.4. Для воинских частей и специализированных формирований:
- подготовка к действиям по назначению;
- состояние воинской дисциплины;
- состояние службы войск;
- состояние вооружения и техники;
- состояние тыла и запасов материальных средств;
- состояние служебного делопроизводства, исполнительской дисциплины и соблюдения действующего законодательства Украины.
4.4.1. Подготовка к действиям по назначению по таким вопросам:
- полнота выполнения плана подготовки к действиям по назначению;
- командирская подготовка офицеров;
- подготовка штабов;
- подготовка к действиям по назначению подразделений;
- организация учебного процесса и качество проведения занятий со всеми категориями личного состава;
- практические действия подразделений при выполнении задач по назначению;
- состояние учета проведения занятий в воинской части (специализированном формировании)
- состояние учебно-материальной базы и ее использования по назначению.
4.4.2. Состояние воинской дисциплины проверяется с учетом требований приказа МЧС Украины от 05.04.98 № 100 и других приказов и директив.
При проведении проверки состояния воинской дисциплины в части, кроме данных о преступлениях, случаи грубых дисциплинарных проступков, обращается внимание на:
- морально-психологическую атмосферу и взаимоотношения в воинских коллективах;
- качество проведения воспитательной работы с личным составом;
- организацию гуманитарной подготовки и информационное обеспечение;
- объективность и правдивость учета правонарушений и дисциплинарной практики.
4.4.3. Состояние службы войск в военных частях проверяется по выполнению требований Устава Вооруженных Сил Украины (далее - Временных уставов) и приказа МЧС Украины от 07.04.97 № 81 по следующим основным элементам:
работа командира и штаба части по организации и руководства службой войск:
- наличие приказа об организации службы войск на период обучения, выполнения его в повседневной жизни;
- организация и проведение методической работы с офицерами, прапорщиками и сержантами;
- осуществление контроля за служебной деятельностью подчиненных и оказание им практической помощи;
- подведение итогов состояния воинской дисциплины и службы войск в части (подразделении)
- создание и совершенствование учебно-материальной базы;
внутренняя служба:
- наличие пропускного режима на территорию части;
- организация и поддержание внутреннего порядка;
- четкое выполнение подразделениями и личным составом распорядка дня;
- подбор, назначение, подготовка и несения службы суточным нарядом;
- организация внутренней службы в парках;
- организация противопожарной охраны в части;
- проведение санитарно-гигиенических мероприятий;
караульная служба:
- организация надежной охраны расположения части, складов, парков и других объектов;
- организация охраны техники и военных грузов при перевозке их транспортом;
- назначения, подготовка и несения службы караулами;
- оборудования стражей помещений и мест несения службы.
При проверке службы войск вопрос, не раскрыты Устава, проверяются в соответствии с требованиями руководства по организации службы войск в военных частях Гражданской обороны Украины.
4.4.4. Состояние вооружения и техники определяется согласно установочные документами МЧС Украины по основным показателям:
- уровень обеспеченности основными видами техники;
- оценка состояния техники в парках, при выходе в район сбора, на тактико-специальных тренировках;
- организация эксплуатации вооружения и техники;
- организация ремонта вооружения и техники, состояние ремонтных подразделений;
- состояние парков и внутренняя служба в них;
- состояние метрологического обслуживания.
Обеспеченность вооружением и техникой проверяется по основным видам:
- инженерная техника;
- вооружение радиационной, химической, биологической защиты;
- техника связи;
- пожарная техника;
- автомобильная техника.
Состояние вооружения и техники оценивается по состоянию основных видов образцов. Оценка состояния образца техники проверяется на его исправность и работоспособность (исправное состояние образца - состояние, при котором он соответствует требованиям эксплуатационной документации; работоспособное состояние образца - образец пригоден к применению, значения всех параметров, характеризующих способность выполнять задачи по назначению, соответствуют требованиям эксплуатационных документов).
Состояние организации эксплуатации вооружения и техники определяется по элементам:
- использования вооружения и техники;
- хранения вооружения и техники;
- техническое обслуживание вооружения и техники;
- работа по предупреждению происшествий с вооружением и техникой;
- организация осмотра объектов гостехнадзора и энергонадзора.
4.4.5. Состояние тыла и запасов материальных средств воинских частей и специализированных формирований проверяется в соответствии с требованиями приказов, директив и инструкций. При этом определяется готовность тыла к выполнению задач по назначению и мобилизацию, состояние служб тыла и запасов материальных средств, укомплектованность техникой, обустройство подразделений, организация противопожарной охраны, обеспеченность сохранения и защиты окружающей среды. Кроме того, проверяется практическая деятельность командиров, штабов, начальников служб по организации тылового обеспечения, полнота доведения установленных норм обеспечения к личному составу, организация работы по улучшению его материально-бытового обеспечения.
Особое внимание при проверке обращается на состояние ротного хозяйства и его соответствие требованиям Устава внутренней службы (раздел 4).
При проверке состояния медицинского обеспечения проверяются:
- укомплектованность личным составом медицинской службы;
- работа внутренне проверочной комиссии по контролю за расходами и наличием медикаментов и медицинского имущества;
- уровень санитарного надзора объектов воинской части;
- наличие контроля за хранением и использованием сильнодействующих и ядовитых (наркотических) лекарственных препаратов;
- использование санитарного транспорта по назначению;
- готовность медицинской службы к выполнению задач по назначению.
Ветеринарное обеспечение проверяется по:
- периодичность проведения ветеринарного обслуживания части специалистами ветеринарной медицины;
- наличие плана диагностических обследований военных животных и животных подсобного хозяйства для своевременного выявления заразных заболеваний и документов о проведении таких исследований;
- условия содержания военных животных и животных подсобного хозяйства.
4.4.6. Состояние служебного делопроизводства, исполнительской дисциплины и соблюдения действующего законодательства Украины проверяется в ходе работы членами комиссии по вопросам:
- полноты обеспечения воинской части (специализированного формирования) Руководящие документами;
- качества изучения, доведение и контроля выполнения требований приказов, распоряжений и директив;
- устранение недостатков предыдущих проверок;
- своевременного рассмотрения и принятия мер командирами из представленных предложений, заявлений и жалоб;
- работы командования воинской части (специализированного формирования) по предупреждению и профилактике травматизма личного состава;
- состояния учета и контроля за наличием личного состава;
- состояние сохранения государственной тайны, информации ограниченного доступа (в пределах полномочий)
- выполнения руководящим составом действующим законодательством Украины.
4.5. При проверке подразделений ВГСЧ проверяются следующие вопросы:
- укомплектованность техническим снаряжением;
- подготовка и натренированность личного состава подразделения;
- применение отделением горноспасательного снаряжения;
- теоретическая подготовка;
- график несения службы для рядового и командного состава;
- профилактическая работа подразделения военизированной горноспасательной части (далее - ВГСЧ) на объектах, обслуживаемых;
- проверка деятельности штабов ВГСЧ.
4.5.1. Укомплектованность техническим снаряжением:
состояние средств защиты органов дыхания:
- исправность, своевременность проверок и признаний кислородных баллонов и манометров;
- качество химического поглотителя известкового, исправность холодильных агрегатов для замораживания охлаждающих элементов и брикетов;
- укомплектованность респираторов носовым зажимом, загубником, противодымовыми очками, панорамной маской, главным гарнитуром, наличие соединительного шнура, сигнального устройства;
В комплект аппаратов ИВЛ узлов и деталей, которые позволяют применить их на пострадавших;
содержание специального горноспасательного оборудования:
- исправность средств связи ВГСЧ (двухпроводные, высокочастотные), пригодность источников электроснабжения;
- наличие графиков испытаний и документов о профилактических проверки горноспасательного оборудования;
- комплектность оборудования для локализации и тушения пожаров;
- подготовленность к применению, своевременность проверок и испытаний табельного оснащения и материалов оперативного назначения на наземной базе;
- наличие устройств и условий для проведения испытаний и проверок оборудования в подразделениях;
содержание оперативного автотранспорта, подготовка личного состава водителей:
- полнота заправки автомобилей топливом, маслами и специальными жидкостями;
- исправность освещения контрольных приборов, звуковой и световой сигнализации, давление в шинах, плотность электролита;
- наличие цепей против буксования, буксирных тросов и другого оснащения для обеспечения движения транспорта в условиях неудовлетворительных погодных условий;
- своевременность проведения технического обслуживания, представление автотранспорта на диагностику;
- исправность тормозной системы, скорость заведения автомобиля (не более 5 мин.);
- степень подготовки водителей;
- знания подъездных путей и времени проезда к объекту, который обслуживают, наличие в подразделении схемы подъездных путей
- содержание оперативного гаража, наличие запасных частей и материалов в аптечках автомобилей.
4.5.2. Подготовка и натренированность личного состава подразделения ВГСЧ:
выезд по сигналу "Тревога":
- правильность действий дежурного у телефона по включению сигнала оповещения и светового информационного табло;
- наличие и правильность заполнения аварийного путевого листа, выдача его первого экземпляра очередном командиру, вызов подразделений по диспозицией;
- время выезда автомобилей из гаража;
- количество респираторщиков в каждом отделении, которые выехали по сигналу "Тревога" (не менее 5 чел, включая командиром отделения)
- исправность телефонной или электронной связи с обслуживаемыми объектами, шахтами;
- правильность посадки респираторщиков и командира в оперативный автомобиль (не допускается на ходу)
- целостность отделений, выехавших (не допускается выезд "сборных" отделений, в состав которых входят лица, которые не внесены в книги приема и сдачи дежурства, или лиц, не расписались в ней)
- наличие в автомобиле, который выехал первым, портфеля руководителя аварийно-спасательных работ и плана ликвидации аварии на объекте, на который взвод вызвали;
подготовка к спуску на объект:
- время, которое ушло на подготовку к спуску;
- четкость выполнения всех элементов этажного проверки респираторов;
- исправность и комплектность специальной одежды (каска с опознавательным знакам, сапоги, портянки, рукавицы, фляга с водой и т.п.);
- исправность аккумулятора фонаря (пломбирование, целостность корпуса и стекла, исправность нитей накала);
подготовка к входу в загазованную атмосферу:
- умение командира отделения возглавить разведку, довести до сведения личного состава отделения ситуацию на объекте и на участке, содержание полученной задачи, особенности его выполнения;
- умение самостоятельно произвести расчет расхода кислорода из баллонов респираторов при выполнении задания;
- распределение обязанностей среди респираторщикив по проведению замера рудной атмосферы;
- умение отделения выстроиться и двигаться в выработке;
- умение респираторщиков и командиров отделений пользоваться сигнальным кодом между собой и горноспасательным связи с подземной базой;
- умение командиров делать расчет времени для движения в условиях высоких температур;
- слаженность действий отделений при оказании первой помощи "пострадавшему" в загазованной атмосфере;
- умение личного состава пользоваться и применять горноспасательной технику, не допуская при этом разговоров через мундштук загубника;
- требований Устава о проведении замеров температуры и газов в задымленных выработках при движении по ним;
- реакция личного состава при обнаружении неисправностей респиратора, плохом самочувствии, резком повышении температуры и задымленности.
4.5.3. Применение отделением ВГСЧ горноспасательного оборудования:
- слаженность действий респираторщиков из отделения по применению снаряжения;
- правильность действий командира отделения и умение управлять отделением;
- соблюдение мер безопасности при применении пороховых зарядов, гидравлических аппаратов, топливных жидкостей, газовых и химических выталкивающей зарядов, при применении электрооборудования, машин и механизмов с поворотными частями.
4.5.4. Теоретическая подготовка:
- знания Устава ВГСЧ по организации и ведению аварийно-спасательных работ;
- основные характеристики объектов, которые обслуживаются;
- маршруты движения к аварийным выработок в соответствии с планом ликвидации аварии;
- размещение пунктов вспомогательных горноспасательных команд, местонахождение средств противопожарной защиты;
- запасные выходы между горизонтами и на поверхности объекта;
- требования Инструкции по выполнению огневых работ в подземных выработках и надшахтных зданиях;
- свойства газов, содержащихся в рудничной атмосфере и возникают при пожаре, взрывах, прорыве воды, их действие на организм;
- требования инструкций для спасателей при проведении аварийно-спасательных работ в выработках и завалах;
- признаки, характерные для газодинамических проявлений в очистных и подготовительных забоях;
- правила эксплуатации газозащитной аппаратуры;
- требования пожарной безопасности при снятии проб воздуха на объектах.
4.5.5. График несения службы и распорядок дня для рядового и командного состава:
- количество необходимых отделений, выезжающих на аварию, и командного состава для эффективного ведения работ на предприятиях, обслуживаемых;
- выполнение нормативов по специальной тактико-технической подготовки, изучения и обслуживание горноспасательного оснащения, изучение планов ликвидации аварий и нормодокументив ВГСЧ - по графику;
- проведение физической и тепловой подготовки рядового и оперативного командного состава - по графику;
- выполнение упражнений в респираторах - не менее 3:00 в месяц;
- проведения разбора аварий, имевших место, изучение опыта ведения аварийно-спасательных работ - не менее 4:00 в месяц;
- тактические учения в составе взвода - 1 раз в три месяца;
- тактические учения в составе отряда - 1 раз в год;
- если в течение месяца, предшествовавшего обучению, 50% и более личного состава принимали участие в ликвидации аварии, то тактические учения в составе взвода отменяются.
4.5.6. Профилактическая работа ВГСЧ на объектах:
- соответствие организации производственно-профилактической работы с действующими установочных документов;
- качество инженерной оценки состояния противоаварийной защиты объектов, обслуживаемых действенность мер по предупреждению аварий;
- наличие планов производственно-профилактических работ и их выполнение;
- эффективность контроля за выполнением приказов вышестоящих организаций, мероприятий по устранению недостатков, выявленных комплексными и целевыми проверками;
- наличие и эффективность мероприятий, разработанных по материалам расследований аварий, которые имели место, их реализация.
4.5.7. Проверка деятельности штаба ВГСЧ:
- укомплектованность подразделений в соответствии с их дислокации;
- укомплектованность подразделений средним и старшим оперативным командным составом, наличие резерва на эти должности;
- анализ профилактической работы горноспасательных отрядов на объектах, которые они обслуживают, и повышение уровня ее эффективности;
- соответствие деловых качеств руководящего состава штаба области с требованиями должностных обязанностей;
- выполнения аварийно-технических работ, анализ положительных действий и недостатков горноспасательных работ;
- организация и проведение семинаров со средним и старшим командным составом по совершенствованию специальной подготовки, изучения новой техники, применения новых способов и средств ликвидации аварий;
- переподготовка младшего, среднего и старшего командного состава;
- организация и проведение командирской подготовки, проведения аттестации командного состава;
- результаты выполнения указаний и решений правительственных комиссий, которые выявили недостатки в деятельности ВГСЧ при расследовании аварий;
- наличие и выполнение планов проведения тактических учений, направленных на повышение профессионального мастерства и навыков спасателей.
Другие вопросы проверки доводятся в ходе работы Комиссии.
5. Порядок проведения внезапных проверок
5.1. Внезапные проверки осуществляются в соответствии с планом-графиком, который составляется на учебный год инспекцией и утверждается Министром. План-график разрабатывается в двух экземплярах, которые находятся соответственно в Министра и начальника инспекции. Внезапные проверки также могут осуществляться по отдельному распоряжению Министра.
5.2. На каждую отдельную проверку составляется план, который включает в себя тему тренировки, перечень вопросов, задач и нормативов, подлежащих проверке.
5.3. План внезапной проверки в управление, РКЦ и подразделений сил гражданской обороны не приходится. Срок проведения проверок, как правило, составляет не более 3 - 4 суток.
5.4. Комиссия прибывает на место проверки без уведомления начальника управления, РКЦ, командира подразделения сил ГО и должностных лиц Министерства.
5.5. По результатам проверки с руководящим составом подразделений сил ГО проводится разбор председателем Комиссии. Кроме общего разбора, при необходимости, могут проводиться частичные разборы с отдельными категориями личного состава, по указанию председателя Комиссии.