Изучение сформированности учебной мотивации




РАЗДЕЛ 1

УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ

Учебная деятельность деятельность, направленная на преобразование (дополнение и переструктурирование) опыта субъекта за счёт включения преобразуемых новых знаний и умений в системы прежнего опыта. Продуктучебной деятельности – усвоенный фрагмент социального опыта и изменение за счёт этого прежнего опыта учащегося.

Индивидуальный подход и своевременная помощь ученику при возникновении проблем требует от педагога гибкой ориентировки на индивидуально-психологические особенности учащихся. В основе неуспеваемости школьников лежат разные причины. К первой группе причин можно отнести несформированность структуры учебной деятельности. В этом случае мы наблюдаем низкую и неадекватную мотивацию учебной деятельности, неумение выделять учебную задачу, оценивать успешность своих учебных действий и, как результат, нежелание и неумение школьника учиться.

Ко второй группе причин можно отнести особенности развития познавательной сферы учащихся, выражающиеся в индивидуальной организации мыслительной, мнемической деятельности, в способности к самоконтролю и регуляции собственной активности.

 

Изучение структуры учебной деятельности учащихся

Цель: оценить сформированность компонентов учебной деятельности учащихся.

Сформированность учебной деятельности учащихся является одним из основных условий их учебных успехов. Для эффективной организации процессов обучения учитель должен уметь ориентироваться на особенности активности учащихся, проявляющиеся в умении управлять собственной учебной деятельностью. Учебная деятельность имеет определённую структуру: учебные мотивы; учебная задача, учебные действия, действия контроля и действия оценки.

Содержание задания. Студенту необходимо выбрать двух учащихся с различным уровнем успеваемости и изучить у них с помощью наблюдений, бесед и анализа продуктов деятельности сформированность компонентов учебной деятельности.

Изучение сформированности учебной мотивации

Мотив является одним из структурных элементов деятельности и выполняет функции побуждения и направления деятельности. Результативность и успешность учебной деятельности учащихся во многом определяется сформированностью внутренней познавательной мотивации: интересом учащихся к получению новых знаний или систематизацией уже имеющихся. Менее эффективными являются внешние социальные мотивы учебной деятельности: стремление получить высокую отметку, получить признание со стороны других людей (родителей, педагогов, сверстников) и другие, напрямую не связанные с познанием.

Мотивация учебной деятельности – это сложная динамическая система, побуждающая и направляющая деятельность учащихся. Она представлена разными по содержанию мотивами, между которыми устанавливаются определенные взаимосвязи: одни мотивы являются более значимыми, главными; другие им подчиняются. На протяжении всего школьного возраста происходят постоянные изменения в содержании и структурной организации мотивации учебной деятельности учащихся.

Педагогу важно знать содержание значимых для ребенка мотивов учебной деятельности и активизировать их при проведении занятий, а также создавать условия для формирования познавательной мотивации учебной деятельности учащихся. Для изучения мотивации учебной деятельности учащихся можно использовать беседу.

Методика проведения беседы. Предварительно изготавливаются карточки, на которых написаны возможные причины, побуждающие к учёбе, и три пустые карточки. Беседа проводится в индивидуальной форме. Ученику предлагают ознакомиться с содержанием карточек и проранжировать их по степени значимости причин, побуждающих учебную деятельность. Учащемуся даётся следующая инструкция:

«На карточках написаны возможные причины, побуждающие тебя и твоих одноклассников к учёбе. На чистых карточках ты можешь дописать ещё какие-нибудь другие причины. Прочитай внимательно все карточки и выбери одну или две, на которых написаны самые важные причины и положи перед собой. Из всех оставшихся ещё раз выбери самую важную и положи под первой (или первыми двумя карточками) и так далее, пока не закончатся все карточки. Если ты считаешь, что какие-то карточки не подходят, отложи их в сторону».

После того как ученик проранжировал причины, попросите его объяснить, почему он именно так выполнил задание.

В протоколе фиксируется речь ученика, последовательность его действий, эмоциональные проявления. Необходимо также зарисовать схему ранжирования карточек.

Анализ полученных результатов. Проанализировать содержание основных мотивов, побуждающих учебную деятельность каждого учащегося (первые три позиции) и дополнительных (расположенных ниже).

Материал для проведения беседы

  Учусь, потому что хочу больше знать     Учусь, потому что сейчас все учатся   Учусь, потому что интересно
  Учусь, потому что нравится учиться     Привлекает сам процесс учебы   Учусь из-за любопытства
  Учусь, потому что заставляют родители Учусь, потому что потом будет легко устроиться на работу или поступить в вуз   Хочу быть авторитетным в школе
  Неприятно испытывать наказания за плохую учебу   Люблю заниматься самообразованием   Нравятся учителя
       

Целью психологической части практики студентов педагогических специальностей является формирование психологической культуры будущего учителя. Достижение этой цели конкретизируется в следующих задачах:

Ø формирование навыков профессиональной рефлексии;

Ø освоение методов исследования индивидуально-психологических особенностей личности учащихся, межличностных взаимоотношений в группе школьников, а также особенностей личности и деятельности педагога;

Ø формирование профессиональных коммуникативных навыков;

Ø овладение навыками психологического анализа урока.

Психологическая часть педагогической практики предполагает необходимость актуализации и применения тех теоретических знаний, которые были получены студентами в процессе изучения психологических дисциплин. Успешность прохождения студентом психологической части практики оценивается по следующим критериям:

1) выполнение всех заданий в полном объеме;

2) владение понятиями, описывающими изучаемые в заданиях психические явления;

3) умение применять психологические понятия для анализа конкретных психических явлений и психологических фактов, наблюдаемых в педагогической практике;

4) умение осуществлять и организовывать наблюдение, беседу, экспериментальное исследование, вести протоколы и анализировать зафиксированные в них факты;

5) умение применять психологические знания при анализе собственной педагогической деятельности.

Данное пособие включает в себя задания, которые могут быть использованы как в педагогической практике, так и в процессе практических занятий, для написания курсовых работ по психологии.

 

Форма отчёта

Отчёт по выполняемым заданиям включает в себя следующие части:

1) название задания;

2) цель задания, краткое описание методики исследования;

3) анализ полученных результатов;

4) выводы как оценка достигнутой цели;

5) приложение – протоколы наблюдений, бесед, экспериментальных исследований.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: