Конькова Ирина Валерьевна,




Организационно-методическое сопровождение реализации

Рабочей программы воспитания образовательной организации.

Конькова Ирина Валерьевна,

директор МБОУ «Октябрьская СОШ №2»

Октябрьского городского округа

 

В условиях реализации Рабочей программы воспитания в образовательной организации и изменяющихся требованиях к воспитательной деятельности весьма актуальным становится вопрос организационно-методического сопровождения.

В педагогике понятие «сопровождение» понимается как особый вид взаимодействия, а его сущностными признаком является помощь в принятии решений. Какие же конкретные управленческие решения могут помочь понять и выстроить работу по взаимодействию при реализации программы воспитания? Давайте разбираться. Ставим отдельные задачи по оказанию организационно-методической помощи педагогам и ищем пути решения:

1. Организационно-координационная помощь: внесение изменений в организационную структуру методического сопровождения. К традиционным школьным МО добавляются рабочие и проблемные группы по реализации отдельных модулей. Так, в нашей школе в этом году формируются проблемные группы и назначаются отдельные кураторы проектов, например:

Группа по реализации модуля «Школьный урок» - руководители предметных ШМО;

Группа по реализации модуля «Классное руководство» и «Ключевые общешкольные дела» - МО классных руководителей и зам.директора по ВР

Группа по реализации модуля «Проектная культура» - кураторы отдельных проектов

Группа по реализации модулей «Линия жизни (система профилактики)» и «Работа с родителями» - узкие специалисты, родители, зам.директора по ВР

Группа по реализации модулей «Самоуправление» и «Школьные медиа»- зам.директора по ВР, педагог-организатор, ученики-активисты.

Отдельные кураторы:

Куратор модуля «Профориентация»

Куратор модуля «Курсы внеурочной деятельности»

Содержание работы для каждого модуля описано в Программе, конкретные мероприятия представлены в календарно-тематическом плане.

Такое распределение является эффективным, с четким распределением функциональных обязанностей, ресурсной нагрузки, снижением перевеса нагрузки на заместителя директора по ВР, а также предполагает получение обратной связи в виде сотрудничества со всеми участниками образовательного процесса и возможности анализировать работу в дальнейшем.

Проблема: для каждого направления (модуля) необходимо задать некий алгоритм действий. При первом же общем собрании группы возникает простой и в то же время сложный вопрос: с чего начать? Нужен генератор идей, так как эта деятельность вроде и не нова, но очень трансформирована, а готовых алгоритмов, инструкций, чек-листов нет. Нужна информационная поддержка.

2. Информационно-методическое сопровождение и Обучающая помощь (сбор и обработка информации по организации и проблемам методической деятельности в группе).

Путь решения проблемы: выявление и создание различных банков данных, отражающих актуальные направления деятельности образовательной организации. Другими словами, с руководителями групп и кураторами модулей необходимо проводить семинары-практикумы, практические совещания, деловые игры. Предварительно в нашей школе уже была проведена деловая игра «Есть идея!», где педагоги, распределившись по модулям, делились идеями. Так возник первоначальный банк идей. На этапе реализации программы с руководителями и групп и кураторами модулей необходимо воспользоваться готовыми идеями, а также подобрать необходимый материал из уже имеющегося богатого опыта воспитательной работы в школе. Ведь у каждой школы есть такие наработки, сейчас важно их только систематизировать в рамках новой модели Программы. Но здесь может возникнуть новая проблема: мотивационная, педагоги не любят выходить из зоны комфорта и трансформировать годами наработанную деятельность.

3. Психологическая помощь: нужно мотивировать. Мы не будем говорить про финансовую мотивацию, хотя это тоже немаловажно, и если у школы есть возможность достаточного стимулирования, то это хорошо. Но важнее, чтобы у педагога была моральная поддержка и он не оказался бы один на один с непосильной и непонятной навязанной дополнительной деятельностью. Важно прояснить, что реализация Программы в школе не будет неожиданно обрушившейся снежной лавиной, а будет проходить мягко, поэтапно, совместными усилиями. Категорически недопустимо в школе всю работу по реализации Программы возлагать на плечи самых активных педагогов. Подключать нужно всех, в том числе родителей и учеников. Если педагог будет чувствовать, что его поддерживают и идут рядом, то это послужит мощнейшим мотивационным фактором.

На примере модуля «Классное руководство» поясню алгоритм такого взаимодействия: зам.директора по ВР четко ставит задачи перед классными руководителями, составляет шаблон плана воспитательной работы в соответствии с Программой и учетом модулей, классные руководители по указанному шаблону составляют свои понятные и реальные планы, реализуют их во взаимодействии с родителями и учениками. В конце года анализируют деятельность. А так как в плане уже есть работа по всем модулям, то во взаимодействие подключаются как части единого механизма и другие активные группы педагогов, привлекаются узкие специалисты и социальные партнеры. Аналогична работа и по другим модулям.

Индивидуальную же поддержку (психологическую, мотивационную, координационную, контролирующую, аналитическую) кураторам модулей и руководителям групп, а также заместителю директора по ВР должен оказывать непосредственно директор школы, выступающий в роли основного держателя курса Программы.

4. Эти и другие механизмы организационно-методического сопровождения должны быть документально оформлены в школе. То есть школе нужна и Проектировочная помощь, направленная на разработку содержания и создание различных проектов локально-нормативных и иных документов деятельности образовательной организации, например:

1. Стратегические документы (Внесение изменений в образовательную программу организации, Программу развития образовательной организации и т.д.);

2. Программы и Положения отдельных модулей и технологии их реализации;

3. Методические документы, обеспечивающие реализацию Программы, ее виды деятельности (планы, технологические карты, формы отчетов, и т.п.);

4. Технологии осуществления процедур аналитической деятельности (диагностический инструментарий)

5. Наиболее продуктивные методы и приемы обучения (накопительный банк разработок, презентаций, сценариев мероприятий по различным модулям).

Указанные документы и материалы должны появиться в ходе реализации Программы, они понятны. Наибольшую сложность здесь представляет разработка аналитического, диагностического инструментария. И если для оценивания реализации Программы воспитания по направлению состояния организуемой в школе совместной деятельности детей и взрослых возможно разработать уникальный диагностический инструментарий, то при анализе по направлению оценивания р езультатов воспитания, социализации и саморазвития школьников школе должны помочь специалисты. Если будут разработаны единые критерии оценки воспитательной работы для всех образовательных организаций (по типу создания единой примерной программы), то процедура анализа также будет единой и прозрачной, а также предотвратит искажение данных об обучающихся при переходе из одной образовательной организации в другую.

Поэтому такие формы взаимодействия между школами как семинары, конференции при реализации Программы также выступают в роли организационно-методического сопровождения и повышают эффективность работы. Любое педагогическое взаимодействие в рамках определённой актуальной темы, обмен наработками, идеями несет продуктивность. Вместе – мы сила.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: