Неделя 11-я по Пятидесятнице.




Порядок чтений, согласно календарю: Лит. – 1 Кор., 141 зач., IX, 2–12.

 

Русский перевод архимандрита Ианнуария (Ивлиева):

2 И если для других я не апостол, то для вас – апостол, так как вы сами – печать, которой Господь подтверждает мое апостольство.

3 Таков мой ответ тем, кто станет расспрашивать меня об этом. 4 Разве мы не имеем права есть и пить за свой труд? 5 Разве мы, как и прочие апостолы, и братья Господи, и Кифа, не имеем права иметь спутницей жену, сестру по вере? 6 Или один я и Варнава не имеем права не зарабатывать себе на жизнь? 7 Кто служит в войске на своем собственном содержании? Кто выращивает виноград и не ест его плодов? Кто пасет стадо овец и не пьет от этих овец молока?

8 Разве это только человеческие соображения? Разве Закон не говорит то же самое? 9 Ведь в Законе Моисея написано: «намордника не надевай на молотящего вола». Разве о волах заботится Бог? 10 Или на самом деле Он говорит это ради нас? Конечно, это написано ради нас. Кто пашет, должен пахать с надеждою, что при молотьбе он получит свою долю. 11 Если мы у вас посеяли духовное, то что особенного, если пожнем мы у вас материальное? 12 И если другие имеют право получать от вас содержание, то не большее ли право у нас?

Но мы этим правом не пользовались. Напротив, мы все переносим, только чтобы не положить какого-нибудь препятствия на пути благовестия Христова.

 

В сегодняшнем апостольском чтении, на собственном примере апостол Павел показывает, что можно и нужно отказываться от собственных прав и привилегий, если они в чем-то вредят братьям по вере и подталкивают их ко греху. Выше он сказал, что отказывается навсегда от мяса (1 Кор 8:13), а теперь упоминает и другие подвиги.

Св. ап. Павел проповедовал Христа в Коринфе, крестил там первых христиан, то есть церковь коринфская это его дело. «Печать апостольства» - метафора, указывающая, что коринфская община - законное доказательство истинности апостольства Павла. Апостольство означает посланничество, миссия по поручению Бога. Само существование коринфской церкви есть гарантия того, что ап. Павел действительно апостол, потому что «они в Господе», то есть существуют в Иисусе Христе. Слово «защищение» означает защитную речь, то есть св. Павел представляет себя мысленно перед судом тех, кто говорил, что он не апостол, что он не видел Господа (ср. Деян 9:2-7; 18:9-10; 2 Кор 12:2-4.), а он отрицает это, говоря «вот мое защищение», то есть моя защитная речь.

Далее снова целый каскад риторических вопросов, теперь уже они требуют отрицательного ответа (1Кор 9:4-6). В этих стихах апостол Павел, видимо, перечисляет обвинения, которые предъявляли ему те, кто не признавал его апостольский авторитет. Имеете власть не есть и не пить. Слово «власть» в Синодальном переводе не очень хорошее, лучше его перевести как «право». «Разве у нас нет права есть и пить?» —в каком смысле задается этот вопрос? Речь идет о том, что апостолы, когда шли на проповедь, они шли практически с пустыми руками, ведь банков и банковских счетов никаких не было. Когда они приходило в город, они кормились, ели и пили за счет тех людей, которым они проповедовали, и такое право им дал Господь Иисус. Мы помним, когда Он давал правило Своим ученикам, как им поступать, когда приходят в тот или иной город. Они должны путешествовать, не брать с собою сумы, денег, не должны входить в те дома, где их плохо принимают, потому что без толку там свое время тратить и слова понапрасну разбрасывать. Останавливаться ненадолго лишь в тех домах, где их хорошо принимают: там есть и пить можно, кормиться, но денег ни в коем случае не брать за свою проповедь (ср. Мф 10:5-15; Мк 6:7-13; Лк 9:1-6). Именно об этих словах св. Павел вспоминает, когда говорит: «да, у нас есть право есть и пить».

Многие не понимают, как это «иметь сестру женою». «Сестра» это имеется в виду христианка, то есть жена должна быть христианкой. Здесь св. Павел так же имеет в виду, что и жёны апостолов также имеют право на материальную поддержку церкви. «Братья Господни» —это родственники, двоюродные, троюродные братья Иисуса Христа по Иосифу, Его законному отцу. «Кифа» —это ап. Петр, знаем, что он был женат. Апостолы путешествовали очень часто вместе со своими спутницами, с супругами, а наверное и с детьми —это были целые семейные путешествия. Но ведь уходили люди надолго, на месяцы, а то ведь и на целый год, и конечно лучше было даже путешествовать вместе. Апостолу приходилось кормить и жену. У св. Павла, как знаем, никакой жены не было, он был холостым человеком, и поэтому путешествовал в одиночестве. Господь дал право Своим апостолам не работать: имеется в виду работать руками, зарабатывать себе на жизнь, а питаться от своей проповеди, только что денег не брать за нее, лишь кормиться. Знаем, что ап. Павел, а также он упоминает Варнаву, который вместе с ним путешествовал в первом и втором миссионерском походе, трудился собственными руками, чтобы зарабатывать себе на хлеб. Поэтому он даже от коринфян например и хлеба не брал, все зарабатывал собственными руками. Единственная община от которой св. Павел принимал помощь это филипийцы. Апостол знал их шедрый характер, и знал, что они никогда за это его не упрекнут.

Св. Павел употребляет элементарные вещи из человеческого опыта. Да, за военную службу платят содержание, виноградарь пьет вино от своего виноградника, молоко пьёт пастух от своего стада —это всё просто и понятно. Точно так же и апостолы имеют право питаться от своей проповеди. Скажем, ну зачем же вдаваться в такие житейские подробности? Жизнь была довольно трудная, скудная. Если речь заходит о хлебе, мы помним, что греки питались очень скудно. В день хлеб, кувшин вина, луковица —вот и все. Поэтому не надо смущаться, что апостол пишет о таких, казалось бы, меркантильных мелочных вещах. Это всё же житейски было очень важно. Да и для нас-то сейчас это весьма важно.

Цитата из Закона Моисея «не заграждай рта у вола молотящего» (Вт. 25:4), что она означает? Молочение происходило следующим образом: вола привязывали к столбу, который стоял посреди помещения, в котором было насыпано зерно, и вот вол ходил вокруг столба на привязи, и за волом тянулась молотилка, которая молотилась зерно. И своими лапами вол тоже молотил зерно. Но чтобы заставить вола ходить, волу завязывали морду, и он тянулся мордой за той пищей, тем сеном, которое перед его мордой висело, и вот он все время шел вперед, а если заградить ему рот, он не пойдет. Речь все о том же самом, когда апостолы имеют права кормиться.

В 10-ом стихе апостол Павел обращается одновременно и к другому наставлению из более позднего иудейского текста - Книги Премудрости Иисуса, сына Сирахова: «Приступай к ней как пашущий и сеющий, и ожидай добрых плодов ее» (Сир 6:19). Он стремится предельно ясно заявить (не я для собственной выгоды, а ради пользы всех христианских служителей), что дело проповеди Благой вести требует как финансовой, так и других форм поддержки со стороны тех, на кого эта Весть оказала свое благотворное действие.

Духовное... телесное - Под духовным Павел имеет в виду благовестие (ср. Рим 15:27) или плоды Святого Духа (ср. Гал 5:22), а под телесным - средства к существованию, которые бы позволили ему не работать.

Слово «власть» в Синодальном переводе следует заменить словом «право». Знаем, что священники всегда питались от святилища: и языческие жрецы, когда в храмы приносили жертвы, часть их шла священникам, часть на другие нужды или возвращалась жертвователю. То же самое было и в Иерусалимском храме. Дальше св. Павел говорит, что несмотря на все эти права —вспомним, что Коринфе существовали эти самые «сильные», которые говорили, мы все знаем, у нас есть право есть мясо. Св. Павел вторит им, и у меня тоже есть такое право питаться от вас, но я ведь этим правом не пользуюсь. Он говорит, что отказывается от своих прав ради пользы Евангелия.

«Все переносим» - Павел говорит здесь о себе и своих сотрудниках Силуане и Тимофее, которые, не пользуясь указанными выше правами апостолов, зарабатывали себе на жизнь, в то же время терпели лишения и трудности апостольского служения (ср. 1 Кор 4:12; 1 Фес 2:9-10; 2 Фес 3:8).

Таким образом, в сегодняшнем апостольском чтении, апостол Павел стремится донести, что существует что-то более важное, чем «права»; сами по себе права могут взрастить в нас надменность, избежать которую можно лишь путем исполнения требований Благой вести. Только тогда, когда больший из нас будет способен склониться перед меньшим, мы сможем исполнить Благую весть, которая спасительна для всех людей (ср. Мф 3:13-17).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: