Неделя 18-я по Пятидесятнице.




Порядок чтений, согласно календарю: Лит. – 2 Кор., 188 зач., IX, 6–11.

 

Русский перевод Ианнуария (Ивлиева):

6 Ведь говорится: «кто скупо сеет, тот скупо и пожнет; а кто щедро сеет, тот щедро и пожнет». 7 Пусть каждый дает столько, сколько он решил дать в своем сердце, не скорбя и не принужденно, ибо Бог любит дающего с легким сердцем. 8 Ведь Бог может ниспослать вам столько благодати, что вы всегда, при всех обстоятельствах всего будете иметь в достатке, и будете даже лишнее иметь на всякое доброе дело. 9 Как написано:

«Он нищими расточил, раздал;

и правда его в век пребудет».

10 Бог, подающий семя сеятелю и хлеб в пищу, да подаст вам и умножит семя ваше и да возрастит плоды правды вашей, 11 чтобы вы во всем были богаты и во всем щедры, чтобы ваши щедрые дары при нашем посредстве производили в людях благодарение Богу.

 

Всем нам привычно говорить о трех «христианских добродетелях» - вере, надежде и любви. Впервые эта «троица» встречается в посланиях апостола Павла. Например, в его знаменитом «гимне любви» из Первого Послания к Коринфянам, где апостол в возвышенном стиле пишет о том, что, когда настанет совершенство, тогда уйдет все, свойственное этому несовершенному миру, но останутся «вера, надежда и любовь, вот эти три; но большая из них - любовь» (1 Кор 13:13). Действительно, ведь речь идет не просто о неких хороших человеческих качествах, но об абсолютно необходимых свойствах христианского существования. Однако у апостола Павла они называются не «добродетелями», а харизмами, то есть благодатными дарами Святого Духа. Дело в том, что человек неспособен произвольно вызвать сам в себе ни веру, ни надежду, ни любовь – эти прекрасные состояния просветленной души. Ведь невозможно сказать себе: «Сегодня я не люблю этого человека, но обещаю, что завтра я буду его любить». Не получится! Любовь, как и вера, как и надежда, - дары свыше, которые могут только прийти к человеку, но которые невозможно в себе вызвать или возбудить. Однако спасительными эти Божественные дары становятся только тогда, когда человек принимает их не втуне, но отвечает на них своей благодарностью, причем не только и не столько благодарностью на словах, но благодарностью в действии. Или, говоря словами Евангелий, когда человек умножает врученные ему таланты, ибо «кто имеет, тому дано будет и приумножится, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет» (Мф 12:13).

В Первом Послании к Фессалоникийцам апостол Павел благодарит Бога за эти три спасительных дара: веру, любовь и надежду. И не только за эти дары, но и за то, что христианам была дана возможность и способность благодарно отвечать Богу на Его благодатные подарки. Апостол благодарит не просто за «веру и любовь, и надежду», но за «дело веры и труд любви и стойкость надежды на Господа нашего Иисуса Христа» (1 Фес 1:3). Здесь «дело, труд и стойкость» - благодарный христианский ответ Богу на дары «веры, любви и надежды». Причем эти ответы носят не общий и абстрактный, но вполне конкретный характер. На языке древней Церкви «дело веры» означало миссионерскую деятельность: тебе дана Богом вера - неси ее другим. «Стойкость надежды на Господа Иисуса Христа» означала выдержку при всех невзгодах в ожидании встречи с Господом в День Его пришествия. «Труд любви» - это то, что сегодня мы назвали бы благотворительностью в самом широком смысле этого слова. В другом месте то же проявление христианского милосердия называется «братолюбием» (1 Фес 4:9). И это второе наименование благотворительности отражает реальное положение христиан того времени. Ведь христиане тогда были каплей в море язычества и, если говорить о Палестине, весьма немногочисленной и к тому же преследуемой и ненавидимой группой среди иудеев. Хотя учение Христово представляет всех людей «братьями в Адаме», самыми близкими и наиболее нуждающимися в поддержке были «братья и сестры во Христе». Поэтому и «братолюбие» было направлено прежде всего на христиан. Об этом прямо сказано в Послании к Галатам: «Доколе есть время, будем делать добро всем, а наипаче своим по вере» (Гал 6:10).

Тема прочитанного сегодня отрывка из Второго Послания к Коринфянам - именно благотворительность в виде денежных пожертвований для Иерусалимской христианской общины. Эти пожертвования апостол Павел собирал с помощью своих сотрудников во всех Церквях, основанных им в языческих провинциях Римской империи. Где бы ни появлялся апостол, он соблюдал верность постановлению Иерусалимского апостольского собора. Тогда было решено, чтобы Павел и Варнава, миссионерствуя среди языческих народов, при этом «помнили нищих» (Гал 2:10). «Нищими» называли в то время иерусалимских христиан. «Помнить нищих» означало собирать средства на их нужды. В других местах посланий апостола Павла эти сборы называются «сборами для святых» (1 Кор 16:1), «вспоможением святым» (2 Кор 9:1) или «подаянием для нищих между святыми в Иерусалиме» (Рим 15:26). Апостол объяснял смысл этих благотворительных сборов тем, что духовные блага Евангелия пришли к язычникам из Иерусалимской Церкви. И материальные дары Иерусалиму – как бы благодарный ответ новообращенных христиан из язычников (Рим 15:27). Однако это внешнее объяснение. Глубинный же смысл «труда любви» - укрепление живого единства и связи между столь различными по своему происхождению и культуре Церквями, рассеянными по необъятной Римской империи.

Любовь Божия - дар. «Даром получили - даром давайте» (Мф 10:8). Получили как благодать, как благодать давайте. Поэтому апостол и называет щедрость в дарении «благодатью Божией» (2 Кор 8:1) и «благословением» (2 Кор 9:6). «Пусть ваша милостыня будет как щедрое благословение, а не как вынужденный побор», - пишет он коринфским христианам. Призыв к добровольному и щедрому дарению - постоянный мотив библейских нравственных увещеваний. Эту мысль и развивает апостол, вольно цитируя различные места из священных книг: «Иной сыплет щедро, и ему еще прибавляется; а другой сверх меры бережлив, и однако же беднеет» (Прит. 11:24). Наша благословенная щедрость привлекает к нам Божественное благословение свыше: «Человека, доброхотно дающего, любит Бог, и недостаток дел его восполнит» (Прит. 22:8). Действительно, жизненный опыт показывает, что никто и никогда еще не разорился из-за своей щедрости. В этом некое таинственное правило. Чем более жаден и скуп человек, тем меньше ему хватает. И напротив, чем более щедр человек, тем более он в довольстве - не одним, так другим. Щедрых любит Бог, их любят и люди. Щедрость - как бы аромат любви.

Можно сказать, что апостол Павел пропел гимн щедрости. Однако, будучи мудрым учителем и опытным пастырем, он прекрасно знает, что щедрость, как и веру, и любовь невозможно вызвать в себе произвольно. Поэтому он не призывает к спонтанному легкомыслию в этом деле, но делает оговорку: «Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением» (2 Кор 9:7). В человеке должно прежде созреть искреннее решение, чтобы затем проявиться в свободном поступке. Недаром апостол в Послании к Римлянам называет щедрость «харизмой», доступной не каждому: поскольку мы, «по данной нам благодати, имеем различные дарования» (то есть харизмы), то, если ты «раздаватель, - раздавай в простоте; <...> благотворитель, - благотвори с радушием» (Рим 12:6-8). Да, это действительно так: не каждый может учить, не каждый пророчествовать, не всем дано управлять Церковью, не все способны к подвигам аскезы, не все могут и щедро благотворить. И все же щедрость из многих даров наиболее желанный, ибо она есть ответ благодарности на высший Божественный дар любви. Поэтому щедрого любит Бог, его любят люди, у него много друзей, которые помогут ему в трудную минуту. Но главное для апостола Павла, что дар щедрости, которую проявляют христиане, вызывает в душах людей благодарность к Богу. Ибо милость, оказанная человеку в его трудный час, дает ему нашу любовь, которая есть отражение любви Божией.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: