Итак, линия 26 в ЕГЭ – это задание на эволюцию
Чтобы объяснить, каким образом возникли ласты у дельфина, редуцировались глаза у крота, появилась устойчивость бактерий к антибиотикам – то есть, чтобы объяснить возникновение новых признаков у тех или иных организмов, в вашем ответе должны ОБЯЗАТЕЛЬНО присутствовать 3 пункта:
1) мутация
2) борьба за существование
3) естественный отбор
Материалом для эволюции является НЕОПРЕДЕЛЕННАЯ ИЗМЕНЧИВОСТЬ, то есть мутация. В результате действия различных факторов могут возникнуть полезные, нейтральные и вредные мутации.
В дальнейшем в ходе борьбы за существование эти мутации закрепляются (если они полезные) или ликвидируются (если они вредные)
Если мутация оказалась полезной, то организмы, у которых есть эта мутация, выживают. И возникший признак закрепляется естественным отбором. В результате возникает новый вид
Формы борьбы за существование:
1) Внутривидовая – протекает наиболее остро, так как особям одного вида приходится конкурировать за одинаковые потребности: за пищу, территорию, самку. Преимущественно выживают те из них, которые наиболее приспособлены к данным конкретным условиям среды.
2) Межвидовая - наблюдается между особями, которые относятся к разным видам. Хищничество, паразитизм, конкуренция и любые другие межвидовые отношения — все это примеры межвидовой борьбы. Результатом межвидовой борьбы является выживание наиболее приспособленных к совместной жизни особей одного и другого вида
3) Борьба с неблагоприятными условиями среды. На выживаемость организмов оказывают огромное влияние факторы окружающей среды — температура, влажность, освещенность и др. Результатом этой борьбы является выживание особей с наиболее благоприятными для данных условий жизни наследственными изменениями.
|
Таким образом:
1) материал для отбора поставляет наследственная изменчивость: мутационная и комбинативная (результат полового размножения).
2) Появляются случайные, разнообразные, ненаправленные мутации, создающие генетическую неоднородность внутри вида.
3) Половое размножение приводит к созданию всевозможных комбинаций генов в генотипах и распространению мутаций.
4) В результате естественного отбора - единственного направляющего фактора, происходит выживание наиболее приспособленных, адаптация организмов к конкретным условиям среды и постепенная дивергенция — расхождение признаков.
5) Особи, отличающиеся друг от друга, имеют меньше общих потребностей, меньше конкурируют и имеют большие шансы на выживание.
6) Процесс расхождения признаков продолжается во многих поколениях, промежуточные формы вымирают и дивергенция заканчивается образованием новых видов
Формы естественного отбора:
1) Движущая
2) Стабилизирующая
3) Разрывающая
Стабилизирующая:
· действует в неизменных условиях среды
· выбраковывает особей с отклонениями от среднего значения признака
· приводит к сохранению реликтовых видов
· Например, большее количество зайцев имеют уши средних размеров, короткоухие погибают от перегревания, длинноухие — от переохлаждения
Движущая:
· Действует в изменяющихся условиях среды
· Приводит к появлению новых признаков
· Способствует сдвигу среднего значения признака
|
· Увеличивает гетерозиготность популяции
· Например – индустриальный меланизм у бабочек. Бабочки обитали на березах и имели сходную окраску для того, чтобы не быть заметными для хищников. Затем в результате выбросов вредных продуктов стволы берез потемнели и бабочек стало видно. В результате мутации бабочки изменили свою окраску на более темную, чтобы сливаться с новым фоном деревьев. Признак закрепился естественным отбором и возник новый вид.
Дизруптивная:
· Условия среды благоприятствуют развитию двух и более крайних значений признака
· Выбраковывает особей со средним значением признака
· Приводит к образованию нескольких новых видов из одной исходной
· Примером служит образование двух видов растения погремка луговая в связи с сенокосом. Погремка луговая давала семена в июле. Также в июле происходил сенокос, соответственно все семена этого растения уничтожались и растение не размножалось. В результате возникло 2 новых вида – растения, которые успевали отцвести до сенокоса, а растения, которые цвели после сенокоса (раннецветущие и позднецветущие)