Понятие харизмы в социальной психологии.




Проблема соотношения лидерства и руководства.

Лидерство — это тип управленческого взаимодействия (в данном случае между лидером и последователями), основанный на наиболее эффективном для данной ситуации сочетании различных источников власти и направленный на побуждение людей к достижению

общих целей.

Эффективное лидерство предполагает всесторонний самоанализ.

· Экспертная власть может помочь лидеру вести последователей за собой, если они поверили в то, что лидер имеет больше специальных знаний в определенной области, чем они.

· Власть примера она является во многих случаях причиной признания и последующего обожания (харизма) лидера последователями.

· Право на власть приобретается лидером в ходе его карьеры и исходит из его позиции в организации.

· Власть информации в лидерском варианте связана с индивидуальными способностями и умением лидера соединять на своем уровне не соединяемые внизу концы информационных потоков.

· Принятие решения как источник власти важно для лидера на этапе его «последнего слова», которого, как правило, ждут от него последователи. Эффективное лидерство предполагает активное участие последователей на всех остальных этапах принятия решения и высокий уровень «решительности» у самого лидера.

· Вознаграждение и принуждение как источники власти в рамках эффективного лидерства больше ассоциируются с возможностью быть или не быть в одной «упряжке» с эффективным лидером, нежели чем с месячной премией или выговором.

· Власть над ресурсами используется эффективным лидером для сбалансирования недостатков и улучшения состояния дел.

· Власть связей, реализуемая, в частности, путем создания так называемых сетевых структур, способствующих поддержанию эффективного лидерства на должном уровне без количественного роста организации.

 

Теории лидерства.

Динамика поведения отражает то, как рассматривается лидер: в статике (анализ лидерских качеств) или в динамике (анализ образцов лидерского поведения).

Степень принятия ситуационности за основу анализа в рамках того или иного подхода к изучению лидерства. На одном полюсе находятся подходы, подводящие к идее универсальности, на другом — ситуационность признается критической, решающей для эффективного лидерства.

· Первый тип включает подходы, основанные на анализе лидерских качеств (теории лидерских качеств, теория «X» и теория «Y» Дугласа МакГрегора), необходимых эффективному лидеру в любом организационном контексте.

· Второй тип рассматривает лидерство как набор образцов поведения, присущий лидеру также в любом организационном окружении (исследования Мичиганского университета и Университета штата Огайо, системы управления Ликерта и управленческая сетка Блейка Моутон).

· Третий тип предполагает изучение лидерских качеств, но уже в зависимости от конкретной ситуации (концепции ситуационного лидерства: Танненбаума — Шмидта, Фидлера, Херсея — Бланшарда, Хауза — Митчелла, Стинсона — Джонсона, Врума — Йеттона —-Яго).

· Четвертый тип представляет ряд новых подходов, вновь изучающих лидерские качества, но уже в связи с конкретной ситуацией (причинно-следственный подход, или «атрибутивная» теория, концепции лидера-преобразователя и харизматического лидера).

 

 

Традиционные концепции лидерства

Ранние исследования предполагали, что в любой ситуации лидер должен обладать определенными качествами. Несколько позже в исследовании произошел сдвиг в сторону выявления образцов поведения лидера.

· Теория лидерских качеств: Первые исследователи пытались выявить те качества, которые отличают «великих людей» в истории от масс. Исходя из этого подхода, ученые пытались определить лидерские качества, научиться измерять их и использовать для выявления лидеров. Этот подход базировался на вере в то, что лидерами рождаются, а не становятся. Ральф Стогдилл, Ричард Манн, Уоррен Беннис. Качества: физиологические, психологические\эмоциональные, умственные\интеллектуальные, личностные деловые. Недостатки: Во-первых, перечень потенциально важных лидерских качеств оказался практически бесконечным. По этой причине стало невозможным создать «единственно верный» образ лидера, а, следовательно, заложить какие-то основы теории. Во-вторых, по различным причинам, таким, например, как неудача в поиске путей измерения многих лидерских качеств, а также в силу непризнания возможных различий в зависимости от организации или ситуации, не удалось установить тесную связь между рассмотренными качествами и лидерством и помочь практическому выявлению последнего.

· Концепции лидерского поведения: Общим с рассмотренной концепцией лидерских качеств было то, что опять начался поиск одного единственно верного пути, но по другому направлению: лидерское поведение. Важным отличием от концепции врожденных качеств было то, что данная концепция предполагала возможность подготовки лидеров по специально разработанным программам. Фокус в исследованиях сдвинулся от поиска ответа на вопрос, кто является лидером, к ответу на вопрос, что и как лидеры делают. Наиболее известными концепциями данного типа являются следующие:

• три стиля руководства (авторитарного, демократического и пассивного\либерального);

• исследования Университета штата Огайо (их целью была разработка двухфакторной теории руководства - организация и определение структуры отношений в группе и качество отношений между лидером и последователями);

• исследования Мичиганского университета (ставило своей целью определить различия в поведении эффективных и неэффективных лидеров - концентрация внимания лидера на работе и на работниках);

• системы управления Ликерта (лидеры, ориентированные на работников - стиль, ориентированный на развитие отношений с подчиненными и групповую, совместную работу с ними, лидеры, ориентированные на работу - ориентированный на выполнение задания, сильно структурированный авторитарный лидерский стиль);

• управленческая сетка Блейк и Моутон (интерес к производству и интерес к людям);

• концепция вознаграждения и наказания (основана на положениях теории о закреплении поведения - выделяет четыре типа лидерского поведения в зависимости от применения вознаграждения или наказания);

• заменители лидерства (С. Керр и Дж. Джермейер выдвинули предположение о наличии переменных или так называемых заменителей лидерства, имеющих свойство сводить на нет потребность в лидерском влиянии на уровень работы подчиненных и их удовлетворенность).

 

Концепции ситуационного лидерства

Ситуационный подход к изучению лидерства исследует взаимодействие различных ситуационных переменных для того, чтобы обнаружить причинно-следственную связь

в отношениях лидерства, позволяющую предсказать возможное поведение лидера и последствия этого поведения.

• континиум лидерского поведения Танненбаума — Шмидта (лидер выбирает один из

семи возможных образцов поведения в зависимости от силы воздействия на отношения лидерства трех факторов: самого лидера, его последователей и создавшейся ситуации);

• модель ситуационного лидерства Фидлера (Фреда Фидлера справедливо считают основателем теории ситуационного лидерства – в модели используются три ситуационные переменные, дающие возможность определить степень благоприятности или контролируемости ситуации для определенного лидерского стиля);

• модель ситуационного лидерства Херсея и Бланшарда (делает упор на ситуационность лидерской эффективности);

• модель «путь — цель» Хауза — Митчелла (предположение, что работники удовлетворены и производительны тогда, когда имеется жесткая связь между их усилиями и результатами

работы, а также между результатом работы и вознаграждением);

• модель Стинсона — Джонсона (констатирует, что, хотя интерес к отношениям со стороны лидера более важен в случае, когда последователи выполняют высокоструктурированную работу, уровень интереса к работе при этом должен определяться лидером в зависимости как от характеристик последователей, так и характера самой работы, выполняемой ими);

• ситуационная модель принятия решения Врума — Йеттона — Яго (эффективный лидерский стиль в зависимости от ситуации, предполагается также, что один и тот же лидер может использовать различные стили).

 

Понятие харизмы в социальной психологии.

Харизма является формой влияния на других посредством личностной привлекательности, вызывающей поддержку и признание лидерства, что обеспечивает обладателю харизмы власть над последователями. Как источник лидерской власти харизма относится к власти примера, связанной со способностью руководителя влиять на подчиненных в силу своих личных качеств и стиля руководства. Харизма дает руководителю преимущества эффективнее оказывать свое влияние на подчиненных. Харизматическим считается тот лидер, который в силу своих личностных качеств способен оказывать глубокое воздействие на последователей. Исследования свидетельствуют, что у харизмы есть негативная сторона, связанная с узурпацией личной власти или полным фокусом лидера на самого себя, и позитивная — связанная с упором на разделяемую власть и тенденцией к делегированию части ее последователям.

 

4. Теории черт лидерства и современная психология

5. Конструктивное и деструктивное лидерство.

6. Динамика лидерства в малой и большой социальной группе.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: