Темы и задания для выполнения
Контрольных работ и рефератов
Примерные темы контрольных работ и рефератов
Реконструкция истории брака и семьи
в эволюционной концепции культуры
Создание абсолютно адекватной и достоверной модели возникновения и развития института брака и семьи вряд ли возможно. Тем не менее существуют различные версии происхождения и развития брачно-семейных форм, возникавших в разное время у разных народов. Задачей реферата является не столько изложение, сколько анализ самой известной модели истории брака и семьи, которая была создана в рамках эволюционной школы этнологии. Поэтому начать реферат следует с анализа основных положений эволюционной концепции, базирующейся (в соответствии с общей тенденцией науки ХIХ в. переносить естественнонаучные, биологические категории на небиологический материал) на «эволюционной теории исторического развития органического мира» Ч. Дарвина – А. Уоллеса и на комплексе идей эпохи Просвещения (идеи развития, прогресса, цивилизационного превосходства Запада и т. д.).
Центральные положения эволюционизма (общее начало возникновения человеческого рода; единство психики всех представителей вида Homo Sapiens; идея эволюции; линейность и стадиальность исторического развития; прогрессизм; отождествление культуры и цивилизации).
Генезис и история брачно-семейных форм (по модели Л. Г. Моргана; но не возбраняется анализ и иных классификаций): полигамия; кровнородственная семья; пуналуальная семья; парная семья; патриархальная семья; моногамия.
Чувство ревности как движущая сила «прогрессивной» эволюции брака в исследованиях эволюционистов. Генезис индивидуальной любви (по Ф. Энгельсу). Проблема соотношения брака и любви.
Трансформация мотива заключения брака в западном обществе ХYIII-ХIХ вв.: культ сентиментально-романтической любви и концепция образцового брака по любви.
Критика эволюционистской модели истории брака и семьи, вписанной в научную парадигму ХIХ в. (детерминизм, биологизм, прогрессизм…).
Факультативные вопросы темы
Вопрос об исторической достоверности гипотезы о матриархате и патриархате как универсальных стадиях развития общества. Половое табуирование в культуре и психологические аспекты инцеста. Оценка моногамии в работе Ф. Энгельса: пропаганда новой «коммунистической» половой морали и «коммунистической семьи». Практическое воплощение новых идей в советском быту 1920-1930-х гг. Аналогичные процессы в Германии 1920-1930-х гг.
«Сексуальные революции» ХХ века: сущность западной сексуальной эмансипации и генезис идеи «свободной любви».
При защите реферата необходимо свободно ориентироваться в терминологии: эволюционизм; дарвинизм; дикость – варварство – цивилизация; матриархат; патриархат; матрилинейность; патрилинейность; матрилокальность; патрилокальность; род; клан; фратрия; племя; тотем; инцест; инициация; эндогамия; экзогамия; полигиния; полиандрия; гинекократия; сакральная (храмовая) проституция; полигамия; моногамия.
Источники
1. Морган, Л. Г. Древнее общество, или Исследование линий человеческого прогресса от дикости через варварство к цивилизации [Текст] / Л. Г. Морган; пер. с англ.; под ред. М. О. Косвена. – Л.: Изд-во Института народов Севера ЦИК СССР, 1934. – 350 с.
2. Энгельс, Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства [Текст] / Ф. Энгельс. – Любое издание.
3. Ковалевский, М. М. Очерк происхождения и развития семьи и собственности [Текст] / М. М. Ковалевский. – М.: ОГИЗ, 1939.
4. Плосс, Г. Брак [Текст] / Г. Плосс // Женщина в естествоведении и народоведении: антропологические исследования. В 3 т. Т. 1 / Г. Плосс; репринтное воспроизведение издания 1898 г. – Сыктывкар-Киров: Перя-Маа; Вятка, 1995. – С. 571-626.
5. Сармьенто, Д. Ф. Цивилизация и варварство [Текст] / Д. Ф. Сармьенто. – М., 1988.
6. Штернберг, Л. Я. Первобытная религия в свете этнографии [Текст] / Л. Я. Штернберг. Л., 1936.
7. Золотарев, А. И. Родовой строй и первобытная мифология [Текст] / А. И. Золотарев. – М., 1964.
8. Ранович, А. Из истории таинства брака [Текст] / А. Ранович. – М., 1930.
9. Лихт, Г. Сексуальная жизнь Древней Греции: история греческой морали [Текст] / Г. Лихт. – М.: КРОН-ПРЕСС, 1995. – (Серия «Академия»).
10. *Фрейд, З. Массовая психология и анализ человеческого «Я» [Текст] /З. Фрейд // «Я» и «Оно»: соч. / З. Фрейд. – М.: ЗАО «ЭКСМО-ПРЕСС», Харьков: Фолио, 1999. – 1040 с. – (Антология мысли). – Главы Х и ХII.
* Другое издание: Фрейд, З. «Я» и «Оно» [Текст]: в 2 т. / Зигмунд Фрейд. – Т. 1. – Тбилиси: Мерани, 1991. – С. 118-123, 128-138.
11. *Фрейд, З. Тотем и табу: психология первобытной культуры и религии [Текст] /З. Фрейд. – СПб.: Алетейя, 2000. – 223 с. – (Мегапроект «Пушкинская библиотека»; Институт «Открытое общество»).
12. Фрейд, З. Недовольство культурой [ вариант перевода: Неудовлетворенность культурой] [Текст] / З. Фрейд // Психоанализ. Религия. Культура: сб. / Зигмунд Фрейд; сост., вступ. ст. А. М. Руткевича; примеч. В. В. Бибихина. – М.: Ренессанс, 1991. – С. 85-103 (главы 3-4).
Другое издание: Фрейд, З. Избранное [Текст]: в 2 кн. / Зигмунд Фрейд. – Кн. 2. – М.: Московский рабочий, 1990. – С. 5-79.
Литература
13. Садохин, А. П. Эволюционизм [Текст] /А. П. Садохин // Этнология: учебник для студентов гуманитарных специальностей / А. П. Садохин. – М.: Гардарики, 2001. – 256 с. – С. 29-36.
14. Культурно-эволюционная школа; Эволюционизм [Текст] // *Культурология. ХХ век: энциклопедия в 2 т. / гл. ред. и сост. С. Я. Левит. – СПб.: Университетская книга, ООО «Алетейя», 1998.
15. Косвен, М. О. Очерки истории первобытной культуры [Текст] / М. О. Косвен. – 2-е изд. – М.: Изд-во АН СССР, 1981.
16. Токарев, С. А. Эротические обряды и культы [Текст] / С. А. Токарев // Ранние формы религии / С. А. Токарев. – М.: Политиздат, 1990. – 622 с. – С. 116-152.
17. Лобок, А. М. Антропология мифа [Текст] / А. М. Лобок. – Екатеринбург: Банк культурной информации, 1997. – 688 с. – (Б-ка философа: «Философский андеграунд Урала»).
18. Райх, В. Семейные узы и националистическое чувство [Текст] /В. Райх // Психология масс и фашизм / В. Райх. – СПб.: Университетская книга, 1997. – С. 71-84.
19. Гуггенбюль-Крейг, А. Брак умер – да здравствует брак! [Текст] /А. Гуггенбюль-Крейг; пер. с нем. О. А. Коваль. – СПб.: «Б. С. К.», 1997. – 116 с. – (Б-ка аналитической психологии).
20. Мэй, Р. Любовь и воля / [Текст]. – Любое издание.
21. Семашко, Н. Новый быт и половой вопрос [Текст] / Н. Семашко // Совершенно секретно. – 1997. – № 6. – С. 13.
Детство как культурно-исторический феномен
Возрастная градация существует в любом обществе. В культурах западного типа детство осмысляется как принципиально отличный от взрослости феномен, как санкционированный период отсутствия обязанностей и труда, а ребенок – как существо привилегированное, обладающее особым мировосприятием. Однако эта точка зрения не исконна в западной культурной традиции: она сформировалась лишь в ХY-ХYI вв. В связи с чем – именно в это время?
Западная концепция детства как «чистой спонтанности» и «пленительной естественности». Житейское осмысление детства как «времени чудес», «райского» периода жизни; интерпретация взросления как «изгнания из рая» – утраты чистоты, непосредственности и невинности: прокомментируйте влияние на формирование новоевропейского представления о детстве западной мифологемы утраченного рая (определение мифологемы см. на с. ___). В гл. 3 библейской Книги Бытия (повествующей об истории грехопадения первых людей) заданы:
а) причинно-следственное объяснение цикла человеческой жизни через общую идею греха: рождение – познание – наказание – смерть;
б) связь между выбором и ответственностью за него.
Докажите, что эта мифологема обусловила научное представление о кризисном переходном (подростковом) возрасте (социально-психологическом феномене), который зачастую некорректно отождествляется с пубертатным периодом (феноменом по преимуществу биологическим).
Сравните ответственность как общую черту культурной жизни западного человека с безответственностью полинезийца (по М. Мид). Определите факторы, принуждающие западного человека к ответственному отношению к жизни. Почему в самоанской традиции культивируется посредственность как способ достичь высокого социального статуса и всячески подавляется индивидуальное стремление к выдающимся достижениям? Каковы психологические последствия этих различных поведенческих моделей для человека западной цивилизации и для представителя «доиндустриального» общества?
Каузальная схема генезиса «института детства» по Д. Б. Эльконину. Три исторических типа детства: квазидетство, неразвитое детство, развитое детство.
Докажите относительность и исторический характер социокультурного феномена детства: для этого сопоставьте концепции детства как «лучшего» периода жизни (западная традиция) и «худшего» периода жизни (культура Самоа).
Литература
1. Мид, М. Взросление на Самоа; Как растут на Новой Гвинее [Текст] / М. Мид // Культура и мир детства: избранные произведения /М. Мид. – М.: Наука, Гл. ред. вост. лит., 1983. – С. 88-108, 116-122, 136-142, 147-171, 172-190.
2. Современная западная философия [Текст]: словарь / сост. и отв. ред. В. С. Малахов, В. П. Филатов. – Изд. 2-е, перераб. и доп.– М.: ТОН-Остожье, 2000. – 544 с. – С. 27-28.
3. Джери, Д. и Д. Детство [Текст] / Д. и Д. Джери; пер. с англ. // Большой толковый социологический словарь (Collins) в 2 т. Т. 1 / Д. и Д. Джери. – М.: Вече; АСТ, 1999. – С. 175.
4. Стефаненко, Т. Г. Этнография детства; Отрочество и переход в мир взрослых [Текст] /Т. Г. Стефаненко // Этнопсихология: учебник для студентов вузов / Т. Г. Стефаненко. – М.: ИП РАН; Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000. – С. 107-113, 121-128.
5. Смирнов, С. Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности [Текст]: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / С. Д. Смирнов. – М.: Академия, 2001. – С. 112-116.
6. Психология подростка [Текст]: хрестоматия / сост. Ю. И. Фролов. – М.: Российское педагогическое агентство, 1997. – Или: [Электронный ресурс]. –
https://www.ido.edu.ru/psychology/age_psychology/ch9_4.html.
7. Миллер, А. Драма одаренного ребенка и поиск собственного Я [Текст] / А. Миллер. – М.: Академический проект, 2001. – 144 с.
8. Кравченко, А. И. Социализация и воспитание [Текст] / А. И. Кравченко // Культурология: учебное пособие для вузов / А. И. Кравченко. – Изд. 2-е, доп. и испр. – М.: Академический проект, 2001. – (Gaudeamus). – С. 120-132.
9. Кон, И. С. Ребенок и общество: историко-этнографическая перспектива [Текст] / И. С. Кон. – М.: Наука; Гл. ред. вост. лит., 1988.
10. Кле, М. Психология подростка: психосексуальное развитие [Текст] / М. Кле. – М.: Педагогика, 1991.
11. Фуряева, Т. В. Сравнительная педагогика детства [Текст] / Т. В. Фуряева. – Красноярск: Кларетианум, 2003. – 216 с.
12. Кудрявцев, В. Т. Культурно-исторический статус детства: эскиз нового понимания [Электронный ресурс] / В. Т. Кудрявцев. – https://www.experiment.lv/rus.biblio/kudrjavc.htm.
13. Этнография детства. Традиционные формы воспитания детей и подростков народов южной и юго-восточной Азии [Текст]. М., 1988.
14. Сапогова, Е. Е. Культурный социогенез и мир детства [Текст] / Е. Е. Сапогова. – М.: Академический проект, 2005. – 408 с.
15. Лобок, А. М. Фаллология мифа; Педагогика укрощенной сексуальности [Текст] / А. М. Лобок // Антропология мифа / А. М. Лобок. – Екатеринбург, 1997. – 688 с. – (Философский андеграунд Урала).
Гениальность и безумие
в «патологических» концепциях ХIХ века
Реферат не должен представлять собой просто описание «проявлений помешательства» у выдающихся людей; Ваша задача – проанализировать теоретические основания концепции Ч. Ломброзо и предложить свой вариант ответа на вопрос, почему мнение о взаимосвязи гениальности и безумия так устойчиво в культурной традиции.
Люди во все времена проявляют интерес к аномальным и асоциальным аспектам бытия. Докажите, что тенденция сближения и отождествления гениальности с ненормальностью имеет очень древние корни (универсальный фольклорный образ дурачка – «низкого героя волшебной сказки»; пророки, шаманы, поэты и т. д. в традиционных культурах; юродивые Христа ради в народном православии – докажите связь этих образов с проблематикой данной темы).
Научное осмысление взаимосвязи гениальности и помешательства впервые было предпринято в ХIХ в. (Ж.-Ж. Моро и Ч. Ломброзо); исследования положили начало целому жанру психологической литературы – патографии – и психологической школе в эстетике. Однако центральная проблема научного решения вопроса о взаимоотношениях крайних проявлений психики в «патологических концепциях» – проблема определения понятия «нормы», которое позволило бы фиксировать те или иные отклонения от нее. Для доказательства этого тезиса проанализируйте словарные статьи «гений », «гениальность», «одаренность», а также ряд слов, описывающих «девиации»: «безумие», «сумасшествие», «помешательство», «ненормальность», «психопатия» …
На каком основании Ч. Ломброзо отождествляет гениальную и безумную психику? Прокомментируйте параметры этого сопоставления: физиологию, климатическую детерминированность, индивидуальную и расовую наследственность, антропометрические и френологические данные. Парадоксальность тезиса Ломброзо о «здоровых гениях» (прокомментируйте персоналии).
Проанализируйте критически концепцию Ч. Ломброзо с ее редукционистским, детерминистским и биологизаторским характером подхода к предмету исследования. Сегодня эти черты его теории могут рассматриваться как исследовательские недостатки; однако они были обусловлены особенностями научной парадигмы ХIХ в.: эволюционизмом, психологизмом, детерминизмом, биологизмом… Выясните, как эти принципы научного мышления повлияли на концепции Ч. Ломброзо (о «безумных гениях» и о «прирожденном преступнике»)? Как повлияли на их формирование теория вырождения Б. Мореля, антропометрический метод антропологии; френология.
Почему сближение и отождествление гениальности и безумия настолько устойчиво в культуре, что может быть описано как универсальная мифологема? (определение мифологемы см. на с. ___).
При защите реферата необходимо свободно ориентироваться в терминологии: гений, гениальность, безумие, норма психическая, психопатия, психопатология, девиация, одаренность, талант.
Источники
1. *Ломброзо, Ч. Гениальность и помешательство; Женщина-преступница и проститутка; Любовь у помешанных [Текст] / Ч. Ломброзо. – Минск: ООО «Попурри», 2000. – С. 7-303.
2. Кречмер, Э. Гениальные люди [Текст] / Э. Кречмер; пер. с нем. Г. Ноткина. – СПб.: Академический проект, 1999. – 303 с. – (Мегапроект «Пушкинская библиотека»; Фонд Сороса).
Словари и энциклопедии
3. Михайлов А. В. Гений [Текст] / А. В. Михайлов // *Культурология. ХХ век: энциклопедия в 2 т. / гл. ред. и сост. С. Я. Левит. – СПб.: Университетская книга, ООО «Алетейя», 1998.
4. Еникеев, М. Общая, социальная и юридическая психология: кр. энц. словарь [Текст] / М. Еникеев, О. Кочетков. – М., 1997.
5. *Руднев, В. П. Словарь культуры ХХ века [Текст] / В. П. Руднев. — М.: Аграф, 1997.
6. Топоров В. Н. Поэт [Текст] / В. Н. Топоров // Мифы народов мира: энциклопедия в 2 т. / под ред. С. А. Токарева. – М.: Сов. энциклопедия, 1991. – Т. 2. – С. 327-328.
Литература
7. Фуко, М. История безумия в классическую эпоху [Текст] / М. Фуко. – СПб.: Университетская книга, 1997. – 576 с. – (Книга света).
8. Фуко, М. Ненормальные: Курс лекций, прочитанных в Коллеж де Франс в 1974-1975 учебном году [Электронный ресурс]. – https://anthropology.ru/ru/texts/foucault/anorm.html.
9. Стаф, И. Осторожно: ненормальные! [Электронный ресурс]. – https://www.strana-oz.ru/?numid=218article.
10. Гримак, Л. П. [Текст] /Л. П. Гримак [Предисловие] // Гениальность и помешательство: сб. / Ч. Ломброзо. – М.: Республика, 1996. – С. 5-15.
11. Сироткина, И. Е. Гений и безумие: из истории идеи / И. Е. Сироткина // Психологический журнал. – 2000. – Т. 21, № 1. – С. 116-124.
12. Гончаренко, Н. В. Гений в искусстве и науке [Текст] /Н. В. Гончаренко. – М.: Искусство, 1991. – 432 с.
13. Гончаренко, Н. В. Вдохновение и интуиция: психология художественного творчества [Текст] / Н. В. Гончаренко; сост. В. Сельченок. – Минск: Попурри, 1999. – С. 242-263.
14. Колупаев, Г. П. Экспедиция в гениальность. Поток жизни и творчества гения в понимании современной медицины [Текст] / Г. П. Колупаев, В. М. Клюжев, Н. Д. Лакосина, Г. П. Журавлев. – М., 1999. – 450 с.
15. Иншаков, С. М. Антропологический подход к изучению преступника [Текст] /С. М. Иншаков // Зарубежная криминология / С. М. Иншаков. – М.: Инфра-М, Норма, 1997. – С. 47-64.
16. Александровский, Ю. А. Одержимый дьяволом – блаженный – больной. Норма и безумие. Талант, творчество и психическое расстройство [Текст] / Ю. А. Александровский // Глазами психиатра / Ю. А. Александровский. – М., 1985. – С. 7-19, 83-93; 165-181.
17. Эфроимсон, В. П. Загадка гениальности [Текст] / В. П. Эфроимсон. – М.: Знание, 1991. – 64 с.
Другое издание: // Наука и религия. – 1991. – № 1.
18. Мелетинский, Е. М. «Низкий» герой волшебной сказки [Текст] /Е. М. Мелетинский // Русская фольклористика: хрестоматия / сост. С. И. Минц, Э. В. Померанцева. – Изд. 2-е. – М., 1971.
Или в кн.: Мелетинский, Е. М. Герой волшебной сказки: происхождение образа [Текст] / Е. М. Мелетинский. – М.: Изд-во вост. лит., 1958. – 264 с.
19. Мелетинский, Е. М. Поэтика мифа [Текст] / Е. М. Мелетинский. – М.: Наука, 1976. – 407 с.
20. Пропп, В. Я. Морфология сказки [Текст] / В. Я. Пропп. – 2-е изд. – М.: Наука, 1969. – 168 с.
Другое издание: Пропп, В. Я. Морфология сказки [Текст] / В. Я. Пропп. – Репринтное воспроизведение издания 1928 года. – Рига, 1998.
21. Пропп, В. Я. Исторические корни волшебной сказки [Текст] / В. Я. Пропп. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1986. – 346 с.
22. Панченко, А. М. Древнерусское юродство / А. М. Панченко // Искусство. – 1997. – № 13. – С. 14-15.
Мифологема «вундеркинда»
в западной культурной традиции
В западной культуре приблизительно с конца ХYIII в. отчетливо прослеживается тенденция определять некоторых детей как «вундеркиндов». Задача реферата – не описание разнообразных талантов и перипетий дальнейшей взрослой жизни «вундеркиндов», не перевод проблемы в русло психологических исследований одаренности, а анализ предпосылок возникновения и сущности самой идеи так называемого «вундеркинда», которая в связи со своей устойчивостью и повторяемостью может быть описана как мифологема западной культуры.
Мифологема – идея мифологического характера, имеющая особую, фундаментальную значимость для какой-либо культуры. Как правило, она не рефлексируется (не осознается) носителями этой культуры, но обнаруживается в так называемых «вечных» образах и мотивах. Каждая мифологема представляет собой инвариантное смысловое ядро, метафорически выраженное в каком-либо образе или сюжете, но никогда не могущее быть исчерпанным ни этим «поэтическим» описанием, ни научным объяснением.
Представление о «вундеркинде» стало одним из лейтмотивов западного сознания лишь приблизительно с ХYIII в. Почему именно с этого времени? Сравните с аналогичным явлением в «мире взрослых» – восторженным отношением к головокружительным карьерам («из хижины дровосека в Белый дом»). Определите смысл понятия «вундеркинд» (по толковым и энциклопедическим словарям).
Р. Барт анализирует сущность буржуазного представления о «вундеркинде», характерного для обывательского сознания «среднего» француза середины ХХ в. В каком смысле Р. Барт употребляет определение «буржуазный»?
Неявное буржуазное (= обывательское) постулирование идеи нормальности как точки отсчета для определения и классификации «иррациональных», непонятных и потому чуждых и опасных феноменов: детства, творчества, преступности, душевной болезни, нецивилизованности («дикости») – и соответствующих «персонажей»: ребенка, поэта (художника), преступника, душевнобольного, «дикаря». Как и в рамках предыдущей темы, центральная проблема подобных классификаций – проблема определения нормы, что позволило бы распознавать и фиксировать отклонения от нее. Проанализируйте сущность понятия норма и сделайте вывод о возможности существования «вундеркиндов». Какими способами обывательское сознание нейтрализует («обезвреживает») «асоциальные» феномены (см. вышеперечисленные «отклонения» от социальной нормы)?
В чем позитивный смысл любых обывательских (буржуазных, мифологических) представлений, почему этот способ осмысления реальности никогда не утратит своей актуальности для человечества, несмотря на активную и обоснованную его критику в концепции Р. Барта?
Литература
1. *Барт, Р. Литература и Мину Друэ [Текст] / Ролан Барт; пер. с фр. Г. Косикова // Избранные работы: семиотика. Поэтика. / Р. Барт. – М.: Прогресс, 1994. – С. 48-56.
Другой перевод: Барт, Р. Литература в духе Мину Друэ [Текст] / Ролан Барт; пер. с фр. С. Зенкина // Мифологии / Р. Барт. – М.: Изд-во им. Сабашниковых, 1996. – 312 с. – С. 194-201.
2. Стефаненко, Т. Этнография детства; Отрочество и переход в мир взрослых [Текст] / Т. Г. Стефаненко // Этнопсихология: учебник для студентов вузов. – М.: ИП РАН; Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000. – 320 с. – С. 107-113, 121-128.
3. Этнография детства. Традиционные формы воспитания детей и подростков народов южной и юго-восточной Азии [Текст]. – М., 1988.
4. Смирнов, С. Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности [Текст]: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / С. Д. Смирнов. – М.: Академия, 2001. – 304 с. – С. 112-116.
5. Мейснер, Т. Вундеркинды: реализованные и нереализованные способности [Текст] / Т. Мейснер. – М.: КРОН-Пресс, 1997. – 368 с.
6. Эфроимсон, В. П. Загадка гениальности [Текст] / В. П. Эфроимсон. – М.: Знание, 1991. – 64 с.
Другое издание: // Наука и религия. – 1991. – № 1.
7. Мерхорн, М. Гениями не рождаются [Текст] / М. Мерхорн. – М., 1989.
8. Миллер, А. Драма одаренного ребенка и поиск собственного Я [Текст] / А. Миллер. – М.: Академический проект, 2001. – 144 с.
9. Кравченко, А. И. Социализация и воспитание [Текст] / А. И. Кравченко // Культурология: учебное пособие для вузов / А. И. Кравченко. – Изд. 2-е, доп. и испр. – М.: Академический проект, 2001. – (Gaudeamus). – С. 120-132.
10. Кон, И. С. Ребенок и общество: историко-этнографическая перспектива [Текст] / И. С. Кон. – М.: Наука; Гл. ред. вост. лит., 1988.
11. Кле, М. Психология подростка: психосексуальное развитие [Текст] / М. Кле. – М.: Педагогика, 1991.
12. Королева, Г. Феномен возраста [Электронный ресурс]. – https://www.pchela.ru/podshiv/26-27/fenomen.htm.
13. Бочаров, В. В. Антропология возраста [Текст] / В. В. Бочаров. – СПб., 2000.
14. Социология молодежи [Текст] / отв. ред. Т. В. Лисовский. – СПб., 1996.
Человек и «толпа»: проблема самоопределения личности
в условиях массового порядка существования ХХ века
Обоснуйте тезис о том, что данная проблема имеет особую значимость и актуальность именно для западной культуры и именно в ХХ веке. Докажите это, приведя примеры (исторические события, социальные движения…). Что означает понятие «массовый порядок существования»? Обдумайте очевидную зависимость между временем формулирования указанной проблемы в гуманитаристике ХХ в. и временем появления самого феномена «толпы».
Оцените степень терминологичности слов «масса» и «толпа», употребляющихся в исследованиях данной проблемы. Термины ли это или оценочные категории? Какое следствие имеет это обстоятельство для концепции, например, З. Фрейда, если учитывать, что научная теория характеризуется смысловой четкостью (в пределе – однозначностью) основных понятий?
Какие психологические трансформации происходят с индивидом, оказавшимся в массе? Как с феноменом массовой психологии связано торможение сексуальности индивидов? На каком основании исследователями вводится тезис об идентичности психики «массового человека» с психикой первобытного «дикаря»? Почему эта аналогия простирается также и на психику ребенка?
Главный вопрос, решаемый исследователями в связи с данной проблемой, - выяснение причин массообразования: что заставляет людей «сбиваться» в массы. Какие варианты решения этого вопроса Вам известны (исходите из персоналий: Г. Лебон, Г. Тард, В. Макдугалл, З. Фрейд, К. Юнг, Х. Ортега-и-Гассет, В. Троттер и др.)?
Какова роль вождя в образовании массы? Какими качествами должен обладать вождь? Почему большинство исследователей согласны в том, что культы вождей в ХХ веке – аналог сакрализации вождя в архаическом (первобытном) сознании? Создает ли вождь массу или масса «творит» вождя, проецируя на его образ содержимое своего бессознательного?
Если западным человеком ХХ века движет бессознательное стремление вернуться к животному существованию, к архаическому состоянию пре-(до-)индивидуализации, и это в масштабе целого континента, то почему утрата индивидуальности так привлекательна для него? Как это связано с отстоящими на несколько столетий психологическими трансформациями «западного духа», связанными с преодолением средневековой картины мира и с появлением новых ценностей в эпоху Возрождения? Какие психологические «дивиденды» человек обретает в массе? Всегда ли вхождение в массу осуществляется под внешним нажимом и принуждением?..
Литература
1. *Лебон, Г. Психология толпы [Текст] / Густав Лебон // Психология толпы. – М.: Ин-т психологии РАН, Изд-во «КСП+», 1999. – 416 с. Другое издание: М.: Новое Время, 1994.
2. Канетти, Э. Масса [Текст] / Элиас Канетти // Психология масс: хрестоматия / сост. Д. Я. Райгородский. – Самара: Изд. дом «Бахрах», 1998. – 592 с.
3. *Канетти, Э. Масса и власть [Текст] / Элиас Канетти. – М.: Ad Marginem, 1997.
4. *Фрейд, З. Массовая психология и анализ человеческого «Я» [Текст] /З. Фрейд // «Я» и «Оно»: соч. / З. Фрейд. – М.: ЗАО «ЭКСМО-ПРЕСС», Харьков: Фолио, 1999. – 1040 с. – (Антология мысли). – Главы Х и ХII.
Другое издание: // «Я» и «Оно»: в 2 т. / Зигмунд Фрейд. – Т. 1. – Тбилиси: Мерани, 1991. – С. 118-123, 128-138.
5. Преступная толпа [Текст] / сост. А. К. Боковиков. – М.: Ин-т психологии РАН; Изд-во «КСП+», 1999. – 320 с. – (Б-ка социальной психологии).
6. Вундт, В. Проблемы психологии народов [Текст] / В. Вундт. – СПб.: Питер, 2001. – 160 с. – (Психология. Классика).
7. Фуллье, А. Психология французского народа [Текст] / А. Фуллье // Революционный невроз. – М.: Ин-т психологии РАН; Изд-во «КСП+», 1998. – 576 с.
8. Кабанес О. Революционный невроз [Текст] / О. Кабанес, Л. Насс // Революционный невроз. – М.: Ин-т психологии РАН; Изд-во «КСП+», 1998. – 576 с.
9. Ортега-и-Гассет, Х. Восстание масс [Текст] / Хосе Ортега-и-Гассет // «Дегуманизация искусства» и другие работы / Х. Ортега-и-Гассет. – М.: Радуга, 1991. – (Антология литературно-эстетической мысли).
10. Ортега-и-Гассет, Х. Восстание масс [Электронный ресурс]. – https://www.i-u.ru/biblio/arhiv/books/hose_people_highting/default.asp.
11. Фромм, Э. Анатомия человеческой деструктивности [Текст] / Эрих Фромм. – М.: Республика, 1994. – 447 с.
Другое издание: М.: АСТ-ЛТД, 1998.
12. Фромм, Э. Бегство от свободы [Текст] / Эрих Фромм; общ. ред. и послесловие П. С. Гуревича. – М.: Прогресс, 1989. – 272 с.
13. Адлер, Г. Вклад К. Г. Юнга в современное сознание [Текст] / Герхард Адлер // Лекции по аналитической психологии / Г. Адлер. – М.: Рефл-бук, Ваклер, 1996. – 282 с. – (Актуальная психология). – С. 242-272.
14. Ясперс, К. Духовная ситуация времени [Текст] / Карл Ясперс / Смысл и назначение истории / К. Ясперс. – М.: Политиздат, 1991. – 527 с. – (Мыслители ХХ века). – С. 306-337 (части 1-2).
15. Манхейм, К. Диагноз нашего времени [Текст] / Карл Манхейм. – М.: Юрист, 1994. – (Лики культуры).
16. Арендт, Х. Истоки тоталитаризма [Текст] / Ханна Арендт. – М., 1996.
17. Московичи, С. Век толп: исторический трактат по психологии масс [Текст] / С. Московичи. – М., 1996.
18. Хевеши, М. А. Толпа, массы, политика: историко-философский очерк [Электронный ресурс]. – https://www.auditorium.ru/aud/p/index.
Мифологический характер нацизма
Традиционная методология истории объясняет исторические события через сумму «объективных», «рациональных» причин: экономических, политических, демографических, идеологических и т. д. Однако важнейшей составляющей этой совокупности детерминант является этническая психология. Задачей в рамках данной темы является анализ «иррациональных» причин массовых движений в Европе рубежа ХIХ-ХХ вв. и мифологической основы национал-социализма, так как германские националистические движения и обусловленные ими исторические события были отражением бессознательных процессов «германской души» в зеркале истории.
Массовая психология как условие и базис возникновения мифологизированных идеологий (приведите примеры последних). Компенсаторный характер «восстания масс» в Европе ХХ в. в контексте постренессансной истории Запада (многовековая тенденция индивидуализации и одновременно универсализации западной культуры привела к актуализации архаических моделей поведения и мышления, а также к всплеску национализма).
Историко-культурный контекст возникновения национал-социализма: кризис западного типа культуры кон. ХХ-перв. пол. ХХ вв. Концепция «Третьего Рейха» как программа преодоления кризиса и эпохальный культурный переворот.
Обоснуйте мифологический характер:
· идеи «Третьего Рейха» (проясните суть понятия, историю развития идеи и сравните ее с древнерусской концепцией «Москва – Третий Рим»);
· идеи об «арийском» происхождении германских племен и якобы предопределенном самой природой мировом господстве «арийской расы»;
· мессианистских упований нацистов (бессознательной идентификации образов Христа и фюрера);
· нацистского культа «священных предметов» (чаша св. Грааля; копье Лонгина…);
· культа фюрера, Deutschland, «крови и почвы»;
· центральных символов нацистской идеологии (свастика, рунические знаки).
Понятие архетипа. Тезис К. Г. Юнга о «психопатической неполноценности», имеющейся в каждой этнической психологии, и два возможных пути актуализации архетипа (при определенных условиях) – созидательном и деструктивном. Доминирующий в германской этнопсихологии архетип Вотана/Одина и тезис К. Г. Юнга о персонификации психических сил этноса в образах богов. Вотан/Один – персонификация furor teutonicus. Национал-социализм – актуализация подавленных за время христианизации немцев архетипов исконного «нордического характера».
Психологический смысл духовной катастрофы Германии первой половины ХХ в.: «диагноз» (массовый психоз; психическая эпидемия) и «прогноз». Культура как средство противостояния массовым психозам и Ваша оценка эффективности этого средства.
Литература
1. Энциклопедия Третьего Рейха [Текст] / сост. С. Воропаев. – М.: Локид, Миф, 2000. – 592 с.: ил. – (Мегапроект «Пушкинская библиотека»).
2. *Юнг, К. Г. Психология нацизма: Вотан; Эпилог [Текст] / Карл Густав Юнг // О современных мифах / К. Г. Юнг. – М.: Практика, 1994. – С. 213-251.
3. Лаку-Лабарт, Ф. Нацистский миф [Текст] / Ф. Лаку-Лабарт, Ж.-Л. Нанси. – Спб.: Владимир Даль, 2002.
4. Лаку-Лабарт, Ф. Нацистский миф [Электронный ресурс] – https://anthropology.ru/ru/texts/laku/mythe_nazi.html.
5. Одайник, В. Психология политики. Политические и социальные идеи Карла Густава Юнга [Текст] / В. Одайник;под общ. ред. В. Зеленского. – М.: Ювента, 1996. – 368 с.
6. Поляков, Л. Арийский миф: исследование истоков расизма [Текст]/ Л. Поляков. – СПб., 1996.
7. Адлер, Г. Вклад К. Г. Юнга в современное сознание [Текст] / Герхард Адлер // Лекции по аналитической психологии / Г. Адлер. – М.: Рефл-бук, Ваклер, 1996. – 282 с. – (Актуальная психология). – С. 242-272.
8. Моссе, Дж. Нацизм и культура: идеология и культура национал-социализма [Текст] / Дж. Моссе; пер. с англ. Ю. Д. Чупрова. – М.: ЗАО «Центрполиграф», 2003. – 446 с.
9. Райх, В. Расовая теория; Символизм свастики [Текст] / Вильгельм Райх // Психология масс и фашизм / В. Райх; пер. с англ. Ю. М. Донца. – СПб.: Университетская книга, 1997. – С. 96-115; 116-120.
10. Нолл, Р. Тайная жизнь Карла Густава Юнга [Текст] / Ричард Нолл. – М.: Рефл-бук, Ваклер, 1998. – С. 21-42, 160-174, 204-211.
11. Фромм, Э. Психология нацизма [Текст] / Эрих Фромм // Бегство от свободы / Э. Фромм; общ. ред. и послесловие П. С. Гуревича. – М.: Прогресс, 1989. – С. 175-201.
12. Манхейм, К. Групповая стратегия нацизма [Текст] / Карл Манхейм // Диагноз нашего времени / К. Манхейм. – М.: Юрист, 1994. – (Лики культуры). – С. 498-502.
13. Ганелин, А. А может, мы сошли с ума? [Текст] / А. Ганелин // Комсомольская правда. – 1991. – 21 декабря.
14. Василькова, В. В. Архетип в индивидуальном и общественном сознании [Текст] / В. В. Василькова // Социально-политический журнал. – 1996. – № 6. – С. 216-233.
15. Гуггенбюль-Крейг, А. Благо Сатаны: парадоксы психологии [Текст] / Адольф Гуггенбюль-Крейг. – СПб.: Б.С.К., 1997.
16. Гуггенбюль-Крейг А. Наивные старцы: анализ современных мифов [Текст] / Адольф Гуггенбюль-Крейг. – СПб.: Б.С.К., 1997. – С. 21-30, 43-51.
О мифологической символике
17. Мифы народов мира [Текст]: энциклопедия в 2 т. / под ред. С. А. Токарева. – М.: Сов. Энциклопедия, 1991. – Статьи: «Мифология » (т. 1, с. 11-20), «Архетип » (т. 1, с. 110-111), «Германо-скандинавская мифология » (т. 1, с. 284-292), «Дионис » (т. 1, с. 380-381), «Один » (т. 2, с. 241-243), «Иисус Христос » (т. 1, с. 490-504), «Сигурд » (т. 2, с. 432-433), «Свастика » (т. 2, с. 420), «Вальхалла » (т. 1, с. 212), «Нибелунги » (т. 2, с. 214-215), «Грааль » (т. 1, с. 317-318), «Числа » (т. 2, с. 629-631).
18. Старшая Эдда [Текст] / пер. А. И. Корсун; ред. и коммент. М. И. Стеблин-Каменского. – М.-Л., 1963.
19. [Снорри Стурлусон]. Младшая Эдда [Текст] / Снорри Стурлусон; пер. О. А. Смирницкой; под ред. М. И. Стеблин-Каменского. – Л., 1970.
20. Беовульф; Старшая Эдда; Песнь о Нибелунгах [Текст]. – М.: Худож. литература, 1975. – (Серия «Библиотека всемирной литературы»).
21. Мелетинский, Е. М. «Эдда» и ранние формы эпоса [Текст] / Е. М. Мелетинский. – М., 1968.
22. Стеблин-Каменский, М. И. Миф [Текст] / М. И. Стеблин-Каменский. – Л., 1976.
23. Фоли, Дж. Энциклопедия знаков и символов [Текст] / Дж Фоли. – М.: Вече-АСТ, 1997. – С. 222-223, 154-155.
24. Бидерманн, Г. Энциклопедия символов [Текст] / Г. Бидерманн. – М., 1998. – Статьи: «Свастика » (с. 236), «Зигфрид » (с. 96), «Грааль » (с. 61).
25. Мифологический словарь [Текст] / под ред. Е. М. Мелетинского. – М.: Сов. энциклопедия, 1991. – Статьи: «Грааль» (с. 161), «Вальхалла» (с. 113), «Один» (с. 410-411), «Асы» (с. 68), «Нибелунги» (с. 397).
26. Бауер, В. Распятие Христа [Текст] / В. Бауер // Энциклопедия символов / В. Бауер, И. Дюмоц, С. Головин; пер. с нем. Г. И. Гаева. – М.: КРОН-ПРЕСС, 1995. – 512 с. – С. 183-188.
27. Холл, М. П. Энциклопедическое изложение масонской, герметической, каббалистической и розенкрейцеровской символической философии [Текст]: в 2 т. / М. П. Холл.– Новосибирск: Наука, 1992. –
Т. 1: «Мистерии Одина » (с. 59-74); «Солнце » (с. 151-166); «Св. Грааль » (с. 354-357);
Т. 2: «Мистическое христианство » (с. 333-348).
28. Резанов, Г. «Копье судьбы», или Последний крестовый поход [Текст] / Г. Резанов, Т. Хорошилова // Комсомольская правда. – 1992. – № 40.
29. Лангер, В. С. Кем он себя считал [Текст] / В. С. Лангер // Литературная га