Должностная инструкция педагога – психолога школы
Общие положения
Психологическая поддержка экспериментальной деятельности по освоению технологии деятельностного метода в образовательном процессе – необходимое условие его эффективной реализации. Она представляет собой целостную систему деятельности педагогов-психологов, включающую несколько направлений, ориентированных на поддержку эффективной деятельности субъектов образовательного пространства: педагогов, родителей, детей, администрацию. Деятельность психолога носит систематический, целенаправленный характер.
Цели работы психолога ОУ:
1. Создать условия гармоничного психического развития ребенка на протяжении всего школьного детства в условиях освоения и реализации ФГОС НОО.
2. Осуществить комплексное психолого-педагогическое сопровождение субъектов образовательного процесса в условиях реализации технологии деятельностного метода.
Задачи деятельности:
1. Реализовать экспертизу эффективности внедрения и мониторинговое психолого – педагогическое сопровождение программы с точки зрения индивидуальных и возрастных задач развития детей.
2. Создать условия для реализации возрастных и индивидуально – личностных возможностей и способностей учащихся школы.
3. Оптимизировать условия взаимодействия всех субъектов учебно-воспитательного процесса в рамках деятельности; создать условия для оказания психологической помощи всем участникам образовательной среды в реализации задач эксперимента (консультативная и информационная поддержка).
4. Исследовать теоретические и практические аспекты психолого – педагогического мониторинга, а также условия формирования надпредметных умений и деятельностных способностей детей.
|
Организация работы педагога – психолога ОУ.
Система психологической службы по сопровождению обучения, воспитания и развития детей в условиях внедрения и реализации ФГОС НОО является необходимой частью системы образования в ОУ, в значительной степени отражает его актуальное состояние и формирует запросы на необходимые методы и способы его развития.
Общие положения работы психолога ОУ:
1. Педагог – психолог относится к категории специалистов по экспериментальной деятельности, имеющих высшее психологическое образование и прошедших профессиональную подготовку.
2. Педагог – психолог реализует психологическое сопровождение непосредственно под руководством администрации ОУ.
3. В своей работе педагог-психолог руководствуется нормативными документами, правилами внутреннего трудового распорядка.
4. Педагог – психолог работает по графику и плану, утвержденному руководителем ОУ.
Функциональные обязанности педагога – психолога
1. Педагог – психолог осуществляет комплексное психолого-педагогическое сопровождение субъектов образовательного процесса в условиях внедрения и реализации технологии деятельностного метода в соответствии с планом школы. Профессиональная деятельность направлена на сохранение и укрепление психического, соматического и социального благополучия детей ОУ, на создание психологически комфортных условий для развития личности ребенка в процессе воспитания, образования, социализации в условиях реализации ФГОС НОО.
|
2. Педагог – психолог содействует охране прав личности в соответствии с Конвенцией о правах ребенка.
3. Педагог – психолог создает благоприятные условия для личностного и интеллектуального развития детей ОУ на каждом возрастном этапе. Осуществляет помощь в развитии у всех учеников деятельностных качеств, способностей к самоопределению и саморазвитию в соответствии с концепцией «Основной общеобразовательной программы».
4. Педагог – психолог определяет проблемные зоны и факторы, препятствующие развитию личности детей ОУ, принимает меры по оказанию различного вида психологической помощи (психокоррекционной, развивающей, консультативной) всем субъектам учебно - воспитательного процесса.
5. Педагог – психолог проводит экспертизу занятий в технологии деятельностного метода (не реже, чем одно занятие в месяц), выявляет проблемные зоны и их причины, дает рекомендации педагогу и методисту по их устранению.
6. Консультирует педагогов при подготовке открытых занятий в соответствии с планом трансляции.
7. Педагог – психолог проводит экспериментальные исследования в объеме не более шести классов СОШ разных возрастных категорий (на одну ставку), включая мониторинг психического развития, надпредметных умений и деятельностных способностей детей.
8. По результатам диагностических и исследовательских работ составляет психолого – педагогические заключения с целью ориентирования всех участников УВП и координации работы ОУ в проблемах личностного развития детей. Результаты исследований доводит до сведения администрации, педагогов, воспитателей (соблюдая психологическую этику).
|
9. Участвует в планировании и разработке документации в рамках реализации ФГОС НОО с учетом особенностей работы конкретного образовательного учреждения.
10. Проводит работу по социально – психологическому просвещению и повышению психологической компетентности педагогического коллектива и родителей по темам эксперимента.
11. Активно участвует в собеседованиях со всеми участниками УВП, в проведении психолого - педагогических консилиумов, педсоветов и других общих мероприятиях в ОУ.
12. Участвует в семинарах, круглых столах и конференциях по внедрению ФГОС НОО в соответствии с требованиями конкретного мероприятия.
13. Обобщает материалы исследований и подготавливает информацию по результатам деятельности с введением ФГОС НОО.
14. Подготавливает (с предварительным согласованием) для руководителя ОУ и методиста перспективный план работы мероприятий и рефлексивный анализ по итогам года.
15. Педагог – психолог при составлении плана – графика работы на год согласовывает с руководителем ОУ присутственные дни в ОУ, а также день работы вне ОУ для участия в работе методического объединения психологов Томского района.
16. Повышает свой профессиональный уровень на курсах повышения квалификации и семинарах.
4. Основные направления деятельности педагога – психолога в ОУ:
· информационно-аналитическое;
· консультационное;
· профилактическое;
· коррекционно – развивающее;
· просветительское;
· организационно – методическое;
· научно – исследовательское.
Содержание деятельности психолога в условиях реализации ФГОС НОО.
1. Взаимодействие с администрацией.
Повышение психологической компетентности управленческого звена (администрации ОУ, методиста по эксперименту.)
Виды деятельности:
- взаимодействие психолога с администрацией по вопросам планирования и анализа деятельности (в т. ч. психологический анализ эффективности педагогической модели при реализации ФГОС НОО);
- участие в экспертных и творческих группах (округ, район: открытые занятия, уроки, статьи, участие в творческих разработках по темам ФГОС);
- рекомендации по расстановке кадров;
- разработка методических рекомендаций для коррекции стиля общения в коллективе;
- рекомендации по профилактике и разрешению конфликтных ситуаций в коллективе ОУ;
- консультирование по вопросам адекватного стиля руководства в конкретном коллективе;
- выработка рекомендаций по организации предметно – развивающей среды в ОУ в рамках эксперимента.
2. Взаимодействие с педагогическим коллективом.
Формирование психологической культуры педагогов ОУ в условиях реализации ДС ДМО.
Виды деятельности:
- формирование потребности у педагогов в самопознании, саморазвитии и самосовершенствовании;
- создание предпосылок к овладению психологическими знаниями;
- психологическое обоснование принципов дидактической системы ДМО при обучении детей в ОУ;
- разработка игр и тренингов по развитию деятельностных способностей и творческого потенциала личности;
- разработка методического инструментария для изучения особенностей личности;
- формирование у педагогов мотивационной основы творческой работы с детьми;
- осуществление общей координации по взаимодействию всех участников воспитательно – образовательного процесса для обеспечения системного подхода к развитию с учетом задач каждого возрастного этапа;
- создание условий для осознания степени реализованности творческого потенциала педагогами;
- психопрофилактическая работа с педагогическим коллективом по вопросам развития, воспитания и обучения детей в рамках введения ФГОС НОО;
- психодиагностика развивающего, воспитательного и обучающего потенциала педколлектива;
- профилактика конфликтов в педколлективе.
3. Взаимодействие с детьми.
Психологическое сопровождение детей ОУ в условиях реализации ФГОС НОО.
Виды деятельности:
- развитие познавательных способностей и эмоционально – волевой сферы детей;
- предупреждение возможных осложнений в психическом развитии и становление личности ребенка в процессе непрерывной социализации;
- разработка, апробация и внедрение мониторинга психического развития для детей разного возраста с учетом задач каждого возрастного этапа;
- развивающие индивидуальные и групповые занятия;
- составление индивидуальных коррекционных программ;
- формирование навыков социального развития, коммуникативных способностей;
- элиминирование неблагоприятных психологических факторов в образовательной среде, в семье;
- выявление уровня готовности ребенка к школьному обучению;
- обеспечение преемственности;
- психокоррекция индивидуальных особенностей личности;
- проведение дифференциальной психодиагностики с целью выявления уровня психического здоровья и отклонений от нормы в развитии ребенка.
4. Взаимодействие с родителями.
Организация совместной деятельности с семьей в условиях реализации ФГОС НОО.
Виды деятельности:
- психологическое просвещение родителей по теме ООП НОО: проведение тематических вечеров, бесед, собраний, лекций консультаций, семинаров и практикумов, тренингов;
- проведение индивидуальных и групповых консультаций с родителями по проблемам развития детей, особенностям их обучения в условиях освоения и реализации ФГОС НОО;
- формирование потребности в психологических знаниях и их практическом применении, а также желания родителей использовать приобретенные знания в общении с ребенком, в развитии у него деятельностных способностей;
- развитие рефлексивного общения родителей с ребенком;
- диагностика, опрос, анкетирование родителей с целью выявления стиля воспитания, запроса родителей к психологу.
Права психолога
1. Педагог – психолог имеет права, предусмотренные Трудовым Кодексом РФ, правилами внутреннего трудового распорядка и Положения об образовательном учреждении.
2. По вопросам, находящимся в его компетенции, педагог – психолог имеет право вносить на рассмотрение администрации предложения по улучшению деятельности ОУ в рамках введения ФГОС НОО и совершенствованию методов работы; замечания по деятельности работников учреждения; предлагать варианты устранения проблемных зон, имеющихся в деятельности ОУ недостатков.
3. Привлекать к совместной деятельности специалистов структурных подразделений.
4. Запрашивать необходимую информацию и документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.