Дом дворянского собрания




Дом Софьи Перовской

Расположен в ряду двухэтажной застройки ул. Советской (бывшей Великолуцкой) главным фасадом по "красной" линии. Деревянный одноэтажный с мезонином на каменном полуподвальном этаже.

Объемная композиция трехчастная, симметрично-осевая, с пристройками по южному и восточному фасадам.

Крыша над мезонином двухскатная с фронтоном над боковыми крыльями - вальмовая с чердачными окнами. Композиция главного фасада на семь окон симметрично-осевая. В центре - неглубокий ризалит, переходящий в мезонин на три окна. Обработан четырьмя стилизованными каннелированными пилястрами гигантского ордера с базами и капителями и увенчан треугольным фронтоном с небольшим полуциркульным окном.

Стены, обшитые тесом, завершены гладким фризом и профилированным карнизом большого выноса с резными накладками - мутулами.

Окна имеют профилированный наличник. Три окна первого этажа в ризалите, украшены прямыми сандриками на изящных кронштейна х с резным растительным орнаментом. Окна полуподвала невысокие с лучковыми перемычками и замковыми камнями. На них частично сохранились волнисто-ромбические решетки. Главный вход с одномаршевой лестницей расположен в пристройке с южной стороны. Над проемом входа устроено полуциркульное окно.

Фасадная стена пристройки имеет завершение в виде прямоугольного аттика, скрывающего скат крыши пристройки.

Черный ход расположен в пристройке восточного фасада.

Стены остальных фасадов решены так же, как и стены боковых крыльев главного фасада. Планировка подвала трехчастная. Стены средней части соответствуют ризалиту и несут мезонин. Она имеет три поперечные стены, образующие четыре разные по площади помещения.

Церковь Николая со Усохи

Четырехстолпный храм с основными конструкциями - повышенными подпружными арками. Основной объем - четверик кубической формы с восьмискатным покрытием. С юго-восточной стороны к алтарной апсиде примыкает часовня «Неугасимой свечи» с широкими открытыми проемами. Под ней—помещение с захоронениями, перекрытое сводом и имеющее только дверной проем. В нише на стене апсиды—фресковое изображение Николы. От внутреннего убранства церкви к нашему времени ничего не осталось. Но ныне в барабане храма проступают контуры забеленных фресок - изображений святых.

Все фасады четверика расчленены лопатками на три части. Между собой лопатки соединяются двух- и трехскатными ползучими арочками.

Барабан декорирован аркатурным поясом и традиционными геометрическим орнаментом, состоящим из двух поребриков и "бегунца". Над оконными щелевыми проемами - фронтончатые сандрики. Апсиды четверика и придельной церковки декорированы геометрическими орнаментами и валиковыми разводами. Весь памятник сооружен из известняковой плиты, обмазан и побелен.

Одноглавый трехабсидный храм простроен из тесаного камня на известковом растворе. Он опирается на четыре несущих круглых столпа и имеет повышенные подпружные арки. К основному четверику примыкают три придела – основной и два боковых, расположенные с севера и юга. Пристройки появились в разное время и служили для проведения церковных служб и хранения ценных вещей и товаров. Они придают храму сложную, асимметричную форму, делая его похожим древнерусские хоромы.

Вначале основной объем покрывало подзакомарное покрытие. Потом его заменили на более практичную четырехскатную кровлю. А при последней реставрации, проведенной совсем недавно, покрытию четверика и северного придела вернули первоначальную форму.

Палаты Меньшиковых

Расположены в древнем районе Пскова. Входят в состав широко известного комплекса памятников гражданского зодчества на Романовой горке.

В настоящее время представляют собой каменное трехэтажное сооружение с вальмовой крышей. Вытянуто по оси север-юг. На северном и западном фасадах сохранились (частично) подлинные дверные и оконные проемы.

Стена западного фасада укреплена контрфорсом. Часть ее закрыта пристроенным объемом вторых палат Меншиковых.

На южном фасаде имеется шесть поздних больших оконных проемов. Проемы окон и крыльца восточного фасада заложены консервационной кладкой и оштукатурены известково-песчаным раствором. Элементы декоративного убранства на фасадах отсутствуют.

Планировка всех этажей выполнена по трехчастной схеме. Подклеты первого этажа перекрыты сомкнутыми сводами с распалубками, а сени - коробовым сводом с распалубками. Подклеты освещались с торцовых фасадов небольшими окнами со ступенчатыми п одоконниками спускавшимися под углом в толще стены (ныне заложены).

В подклетах находится большое количество стенных шкафиков с распалубками. Две внутристенные лестницы в восточной стене связывают подклеты со вторым этажом. Сени "сквозные", т.к. имеют два наружных дверных проема, выходящих на западный и восточный фасады.

В восточной стене сеней устроен всход в палатку с лестницей под верхним рундуком крыльца, перекрытую коробовым сводом, имеющую выход (ныне заложен) во двор. Под нижним рундуком расположена еще палатка, перекрытая коробовым, имеющая оконце (заложено) и нишки.

Клети второго этажа также имели сомкнутые своды, с распалубками (ныне сохранился свод только в северной клети), а сени - коробовый (не сохранился). Клети хорошо освещены большим количеством окон. Во внутренних стенах имеются проемы для печей в которых устроены дымоходы.

Наружные дверные проемы сеней ведут на крыльца западного и восточного фасадов.

Древнее крыльцо восточного фасада, имеет перестройки и утраты: частично утрачены конструкции перекрытия нижнего рундука и ступени всхода. Оно перекрыто коробовым сводом с большими распалубками проемов, опирающимся на массивные круглые столбы.

Третий этаж, повторяющий в плане нижние, частично уничтожен, однако в его стенах сохранились следы многочисленных оконных проемов и шкафиков. В центральном помещении имеется внутристенная лестница на чердак.

Убранство и оборудование интерьеров утрачено. В некоторых проемах сохранились древние подставы и защелки дверей, часть окон сохранила прямоугольные решетки из витых железных прутьев.

В сохранившихся окнах второго и третьего этажей остались следы деревянных закладных колод. Здание сложено из местной плиты на известковом растворе, покрыто слоем обмазки и побелено. Основные габариты: 32.8 х 13.6 м.

Духовная семинария

Здание Духовной семинарии, состоящее из трех прямоугольных в плане корпусов, соединенных в П-образную в плане фигуру, своим наиболее вытянутым 6северо-восточным фасадом обращено к Советской (бывшей Великолуцкой) улице, и отстоит от ее проезжей части на 23 метра.

Перед главным фасадом разбит партерный сад. Главный фасад 2-этажного корпуса, построенного в 1845-1849гг. и надстроенного третьим этажом в 1901-1904 гг., имеет 26 осей.

Его северо-западная часть в 17 осей до надстройки представляла собой симметричную постройку, у которой централыные 7 осей объединены в слабо выступающий ризалит, имевший ранее над вторым этажом треугольный фронтон с модульонами и рельефными изображениями всевидящего ока, креста и дароносицы.

На коньке фронтона был укреплен металлический или деревянный крест. После перестроек начала ХX века ризалит увеличился на один этаж, за счет ряда окон, освещающих вторым светом помещение церкви, расположенной во втором этаже". Первый обработан декоративньм горизонтальным рустом и отделен от второго плоской тягой.

Все окна 1-го этажа прямоугольные, без наличников, с декоративным замковым камнем. Окна второго этажа также прямоугольные имеют профилированный рамочный наличник и сандрик на кронштейнах, между которыми размещен лепной орнамент в виде двух пальмовых ветвей. Под окнами-филенки с лепным растительным орнаментом, объединенные на уровне низа окон сплошной горизонтальной тягой. Стены завершены выносным карнизом. Окна, расположенные в ризалите, имеют такую же отделку, только их сандрики завершены треугольными фронтонами. Во всех простенках ризалита находятся пилястры тосканского ордера, проходящие на высоту 2-го м 5-го этажей.

На уровне 5-го этажа между каждой пилястрой находится по два небольших прямоугольных окна без наличников, разделенные маленькими, тоже тосканскими пилястрами. Все пилястры, большие и маленькие, поддерживают фриз под фронтоном, на котором расположены лепные рамки с растительным орнаментом в углах. Треугольный фронтон над ризалитом имеет плоский тимпан с маленьким прямоугольным окном в центре и карниз с модульонами. Вход в здание находится в центре ризалита.

Над филенчатой деревянной дверью, украшенной резьбой, находится двускатный металлический козырек на ажурных кронштейнах с ажурным кованым узором во фронтонной части. В интерьере, против входа, находится распашная лестница с ажурными металлическими ограждениями.

Остальные фасады лицевого корпуса имеют такие же вертикальные членения. Нижний этаж также рустован. Окна второго этажа - без сандриков, наличников и лепки в филенках под ними. Юго-западный корпус комплекса, состоящий из первоначального здания Семинарии /1758-1740 гг./ с достройками 1901-1904 гг., сохранил первоначальную отделку только на заднем фасаде, обращенном к берегу реки Великой.

Фасад первого здания Семинарии имел 15 осей. Центральные 5 оси объединены в сильно вынесенный ризалит. Все окна на фасаде имеют плоские фигурные наличники с замковым камнем. Окна, за исключением трех окон второго этажа в ризалите, имеют лучковый верх. У названных трех окон завершение полуциркульное, а наличник состоит из двух пилястр, поддерживающих плоский архивольт с замком. В простенках на фасаде ризалита размещены две плоские лопатки, имеющие на верхнем конце полукруглый вырез.

Углы ризалита и углы первоначального здания Семинарии отмечены рустованными лопатками. В тимпане треугольного фронтона, завершающего ризалит, также помещены две лопатки и одно окно с полуциркульным верхом. Стены здания завершены ступенчатым карнизом. Остальные фасады юго-западного корпуса оформлены аналогично.

Архитектурное оформление вновь пристроенной части здания стилизовано под раннее барокко. Юго-восточный корпус имеет гладкие оштукатуренные стены и прямоугольные окна без наличников. Все части здания перекрыты шиферной кровлей по деревянным стропилам. Здание не имеет подвалов.

Лестницы каменные, перекрытия представлены кирпичными сводами, кирпичными сводиками по стальным балкам и плоские по деревянным балкам. Перегородки кирпичные и деревянные. Фасады оштукатурены и окрашены. Декоративные элементы побелены. Площадь застройки 3680 кв. м, объем здания 36120 куб. м.

Полицейское управление

Территория, занимаемая постройками полицейского управления и пожарного депо, расположена вдоль ул. Советской (быв. Великолуцкой). По "красной" линии улицы размещены двухэтажный дом полицейского управления и пожарного депо и справа, через проезд, некогда бывший с воротами для проезда на территорию, расположено каменное здание, первоначально одноэтажное, для размещения пожарных бочек и машин, с тремя воротами прямоугольными и одними арочными.

Ныне фасад первого этажа переделан, сверху надстроен этаж. Во дворе напротив главного дома, расположено каменное одноэтажное здание бывшей конюшни, которое в 1901 г. было надстроено вторым этажом.

В других постройках, расположенных по северной границе двора, проходящей вдоль стены Окольного города 1375 г. расположились электростанция, прачечная пожарного депо, кладовые.

С южной стороны от главного дома сохранилась свободная от застройки территория, обнесенная со стороны улицы железной кованой решетчатой оградой между кирпичных столбов. В ней также имелись ворота и калитка (полотна ворот и калитки утрачены).

Главный дом двухэтажный, в плане прямоугольный с небольшой двухэтажной пристройкой со стороны двора. Крыша на доме и пристройке двухскатная. В архитектуре дома нашли отражение принципы стиля эклектики.

Главный фасад решен по принципу осевой симметрии с тремя неглубокими ризалитами: широким, на три оси по центру, и узким, на одну ось - по флангам. Центральный ризалит увенчан высоким трехчастным аттиком, средняя часть аттика с полукруглым навершием и круглым сквозным отверстием подчеркивает ось симметрии Фасада, на которой расположен и проем парадного входа. Горизонтальные членения фасада закреплены рядами одинаковых оконных проемов, лентой цоколя, в первом этаже - профилированной подоконной тягой, выше - профилированной межэтажной тягой и венчающим карнизом, стилизованным под антамб-лемент. Аттик также украшен тягами и столбиками в виде пилястр. Центральный ризалит выделен на фасаде рустовкой по штукатурке, имитирующей кладку из крупных камней. Остальные стены и крайние ризалиты гладко оштукатурены.

Бывший банк

Здание банка находится в историческом центре Пскова, на одной из центральных улиц - ул. Советской (бывшей Великолуцкой).

Главный фасад выходит на "красную" линию. Северный боковой фасад является брандмауэром; южный боковой фасад выходит на небольшой озелененный участок, имеющий каменную ограду по "красной" линии.

Здание выглядит составленным из несколько повышенного центрального объема прямоугольного в плане, который несет в себе информацию об основных помещениях банка - пространствах операционного зала, и двух боковых объемов трапециевидных в плане, связанных с парадным входом для клиентов (слева) и служебных помещений (справа). Композиция главного фасада трехчастная, близкая к симметричной. Симметрия нарушена смещением парадного входа на левый фланг, а также наличием здесь архитектурно обработанного торца северной брандмауэрной стены, западающей относительно плоскости стены левого фланга фасада.

Широкий центральный ризалит, решенный в семи осях, имеет второй этаж несколько повышенный относительно флангов. Он также решен в системе симметрии: края ризалита в уровне второго этажа иллюзорно представлены в виде "портиков", лопатками, рустованными под кладку из каменных блоков, креповками фриза и карниза, а также маленькими треугольными фронтонами с дентикулами в тимпане на фоне небольших прямых аттиков, соответствующих по ширине лопаткам.

Простенки между " портиками" оформлены филенками с полосками меандра в уровне верха окон второго этажа.

Центр композиции обозначен в уровне крыши большим центральным аттиком, равным по ширине трем оконным проемам с четырьмя простенками, что также подчеркнуто креповкой венчающего карниза.

Активной горизонталью выступает также череда декоративных филенок под окнами второго этажа, которая проходит по флангам фасада и по ризалиту, прерываясь на его крайних лопатках.

Это неслучайное прерывание подчеркивает активную горизонталь ризалита в уровне перемычки между окнами и фрамугами, и тонко выделяет ризалит, подчеркивая его особенную роль в композиции. Это главенство усиливают четкая профилрованная тяга над фрамугами и венчающий карниз ризалита и флангов.

На флангах фасада нет фризовой части, но масса примененных здесь элементов (включая оконные обрамления с веерными замками, композиции из листьев аканта, фрагменты тяг с меандром, дентикулы под карнизом) создает зрительное впечатление "сжатого" фриза, подчеркивая тем самым высоту и значимость ризалита.

Над крыльями сохранились фигурные столбики (их декор утрачен) и ажурные решетки ограждения крыши с орнаментом модерна. Информация о назначении внутренних помещений заложена также в размерах и форме оконных проемов и их оформлении: низкие окна полуподвала зрительно "придавливаются" крупной для них имитацией лучковой перемычки.

Стройность окон 1-го служебного этажа ризалита и флангов зрительно увеличивается веерным замком сверху и декоративной фигурной композицией с каплями и "бутонами" снизу. Окна ризалита второго этажа, вмещающего операционный зал, шире и кажутся выше и значительнее за счет фрамуг.

Дом предводителя дворянства

Здание расположено на территории Романовой горки и является частью известного комплекса памятников псковского гражданского зодчества XVII в. Ныне представляет собой каменный двухэтажный дом с мезонином и вальмовой крышей. Главным фасадом дом обращен на юг.

В 1823 г. фасад перестроен по принципу осевой симметрии в стиле классицизма, которому не соответствует первоначальное встроенное крыльцо XVII в., частично сохранившееся и выполняющее роль парадного входа. Углы фасада закреплены рустованными лопатками.

Стена завершена профилированным карнизом (профиль утрачен). Мезонин, имеющий полуциркульное окно с рустованным обрамлением, увенчан полуфронтоном (профиль тяг утрачен).

Окна, часть из которых заложены, не имеют обрамлений. Во втором этаже оконные проемы высокие прямоугольные, расположены группами по три, поддерживают симметрию фасада, в первом - низкие.

Противоположный северный фасад решен подобно южному, но симметрия его композиции нарушена из-за большей протяженности стены. Западный фасад также фланкирован рустованными лопатками и завершен карнизом.

Во втором этаже пять окон, два из которых заложены, расположены случайно. В первом этаже слева два древних проема; левый- оконный сохранил первоначальную форму, заложен, а правый - дверной, имеет металлическую кованую дверь с железным засовом.

К восточному фасаду сделана двухэтажная кирпичная пристройка с арочным проемом входа в 1-й этаж и прямоугольными окнами во втором этаже (ныне заложены). Юго-восточный угол дома и восточный угол пристройки укреплены контрфорсами.

Планировка XVII века частично сохранилась в уровне первого этажа в периметре наружных стен. В основе ее лежит с северной стороны трехчастная традиционная схема с сенями посредине и клетями по сторонам. С южной стороны к ней добавлены справа и слева от крыльца по две палатки, так, что крыльцо оказалось встроенным. Этот прием является дальнейшим усовершенствованием традиционной трехчастной структуры богатого жилого дома в XVII веке.

Сени и клети справа перекрыты коробовыми сводами с распалубками над дверными проемами вовнутренних стенах. В клети слева от сеней свод развернут шелыгой в направлении восток-запад и не имеет распалубок. Во внутренних стенах северной части дома сохранились подлинные дверные проемы с каналами для закладки брусов и внутристенные лестницы во второй этаж (руинированы и замурованы). В левой от сеней клети сохранились первоначальные оконный и дверной проемы, которые были снабжены, помимо наружных, и внутренними ставнями, о чем свидетельствуют каналы в стенах для закладки брусов. Своды палаты южной части дома не сохранились, ступени крыльца утрачены.

Дом дворянского собрания

Здание представляет собой массивное, прямоугольное в плане, трехэтажное каменное строение под невысокой четырехскатной кровлей. Главный фасад выходил на Великолуцкую (ныне Советскую) улицу.

Боковые и дворовый фасады обращены в сторону т.н. Романовой горки. Декор здания чрезвычайно скромен и прост. В уровне между первым и вторым этажами все фасады охвачены горизонтальной тягой простого профиля; карниз под кровлей имеет значительный выступ. Выше карниза, по периметру здания, расположен невысокий парапет.

Главный фасад декорирован наиболее разнообразно по сравнению с другими фасадами. Центральная часть в уровне второго и третьего этажей выделена плоскими пилястрами, расположенными в простенках между оконными проёмами. Такими же пилястрами укреплены углы слабо выраженных ризалитов. Парапет главного фасада по центральной оси увенчан небольшим аттиком.

Прямоугольные оконные проемы первого и второго этажей декорированы плоскими наличниками и профилированными полочками; окна ризалитов, более высокие и широкие, обрамлены по сторонам небольшими плоскими пилястрами, а в верхней части - плоским наличником, над которым устроена полочка-карниз полукруглых проёмов третьего этажа, в свою очередь обрамленных широким плоским наличником.

В центре главного фасада расположен главный вход в здание. Единственным декором прочих фасадов являлись (судя по известному нам изображению южного бокового фасада горизонталъные тяги, угловые пилястры и плоские лопатки, расположенные между боковыми оконными проёмами на всю высоту здания.

Разрушения 1941-1944 гг. вызвали полную реконструкцию здания, произведенную в 1950-1954 гг. по проекту архитектора Ж.Л. Трониной. От старой постройки сохранились основные габариты плана и этажность.

В настоящее время здание представляет собой П-образную в плане постройку с выступами крупных боковых ризалитов главного Фасада, обращенного, как и прежде, на Советскую улицу.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: