ЭДУАРД АРТЕМЬЕВ: «ВОЗМОЖНОСТИ МУЗЫКИ БЕЗГРАНИЧНЫ»




 

 

"Как бы сложно ни была организована музыка, но если в ней заложены глубины авторской души — она неизбежно будет влиять на человека. Тут уже работает волновая функция музыки — звуковые волны, которые воздействуют на людей, минуя мозг. Ведь все в мире волны — все колеблется. Поэтому музыка — талантливо организованные волны — влияет на наши души. Я верю в то, что музыканты могут повлиять на гармонизацию душ. Я верю в это, верю"
Артемьев - пионер электронного саунда в нашей стране. На протяжении многих лет, когда занятие электроникой считалось в СССР чем-то вроде чудачества, он широко использовал возможности студийных технологий, пропагандировал электронную и рок-музыку. Эдуард Николаевич много работал в жанрах арт-рока, рага-рока, симфо- и электронного рока, многие его работы вошли в "футуристические" саундтреки. С самых ранних сочинений этого композитора всегда интересовал образ пространства, со своей стихией и тайной. Его музыкальные метафоры поражают космогоническим размахом, вулканической мощью.

Он написал музыку к фильмам Тарковского, Кончаловского, Михалкова. Без его композиций невозможно представить "Солярис" или почувствовать всю полноту эмоций в финале картины "Свой среди чужих, чужой среди своих". Широко известны не только его работы в кино, но и симфонии, кантаты. Народный артист России, композитор Эдуард Артемьев представил в Барнауле свое новое произведение. Сюита "Алтайский сказ". Полет над временем" рассказывает историю Алтая: от скифов до наших дней. В единую песню здесь сплелись горловое пение, экзотический варган, симфонический оркестр и электронная музыка. Впрочем, сам маэстро признается, что давно перестал разделять музыку по направлениям.

Техника открыла огромный спектр возможностей перед человечеством. В частности, перед музыкантами. Они совершенно безграничны. Надо пользоваться ими, не замыкаться. Сейчас, как во времена Моцарта, музыка стала единой рекой. Моцарт писал и танцы, и симфонии, его музыку играли в немецких деревнях. Это была одна музыкальная среда. В 20-ом веке она рассыпалась. Сейчас вновь в единый эпос собирается: техника позволила. Самодеятельные музыканты, рок-музыканты начинают слушать, что делается в симфонической музыке, используют ее достижения. Музыка сейчас стала единым организмом.

Главная ценность электронной музыки — в том, что она может ассимилировать все звучащее пространство, начиная, например, от стрекота кузнечиков и пения птиц, заканчивая симфоническим оркестром. Если мы задаем себе только один вектор музыкального выражения, то мы сами себя обедняем. Мир такой открытый, бесконечный, что ограничить себя чем-то — это значит обкрадывать себя. Для меня стилей не существует. Меня сейчас интересует микс всех известных средств — живых акустических инструментов и электронных, звуков природы и голоса. Весь звучащий мир является моим инструментом.

Современная музыкальная среда – это тысячи школ, течений и направлений; и я предполагаю, что средства и технология электроники способны снова объединить их в единую мощную реку – музыку, такую же цельную, какой она была во времена Моцарта. И это должна быть поистине новая музыка, так как таковая всегда рождалась вместе и на основе новых технологий. Так, темперированный клавир вызвал к жизни музыку Иоганна Себастьяна Баха.
Музыка – состояние души, выраженное в звуке, и в этом смысле неважно, какими средствами оно достигается: это может быть и простое "пиликанье" на губной гармошке, и звучание большого симфонического оркестра. Есть музыка, которая рождает чувства (например, Бах) и музыка, в которой чувства заложены автором (Чайковский). Музыка Баха – это поток энергий, резонирующий с эмоциями слушателя, из которых он создаёт свои собственные образы.

 


«Хорошо темперированный клавир» справедливо считается своеобразной энциклопедией баховских образов. В редком разнообразии камерных форм «Хорошо темперированного клавира» раскрывает Бах большой и сложный внутренний мир человека, его художественно-поэтические представления, богатейшую область человеческих чувств.

Формы, которые были созданы в музыке И.С. Бахом, обладают одним удивительным свойством. За прошедшие с его эпохи 300 лет воздействие этой музыки на слушателей все время усиливается. При этом она оказывается понятной и близкой как изощренным эстетам, так и любителям поп-искусства. Секрет жизненности и эстетического универсализма баховской музыки нужно искать в особенностях музыкального мышления лейпцигского мастера и его времени.
Этическое содержание, воплощенное в форме безупречного совершенства, подняло «Хорошо темперированный клавир» на положение величайшего явления мирового искусства. Недаром на этих произведениях учились великие музыканты: Бетховен, Шопен, Шуман, Лист и многие другие. Бах не подозревал того, что создаваемые им творения представляют сокровища искусства исключительной ценности.
Сочиняя их, он ставил перед собой самые скромные задачи и писал их с чисто инструктивными педагогическими целями. Каждая прелюдия и фуга составляет отдельное, самостоятельное произведение, объединенное общей тональностью.

Прелюдия c-moll, импровизационно-токкатного типа, со сменой движений Allegro—Presto—Adagio—Allegro, написана в стиле, близком органному барокко (рокочущая фигурация, контрасты регистровой фактуры, педаль). В третьей части формы — что-то наподобие каденции на органном пункте доминанты и (всего два такта) драматически выразительный речитатив, интонационно несколько напоминающий возвышенную декламацию хроматической фантазии. моторный характер движения, единообразие ритма и фактуры.

Прелю́дия (от лат. prae… — перед и лат. ludus — игра) — краткое музыкальное произведение, не имеющее строгой формы. В период зарождения прелюдии всегда предшествовали более длинному, сложному и строго оформленному произведению (отсюда название), но впоследствии композиторы стали писать прелюдии и как самостоятельные произведения. В прелюдиях часто встречается остинато, прелюдии по стилю в целом схожи с импровизацией. Прелюдия может быть вступлением к какому-либо музыкальному сочинению или небольшой самостоятельной пьесой, главным образом для клавесина, фортепиано, органа.

Импровизационные формы Баха так многообразны, что вывести для них какие-то общие законы невозможно. Каждая прелюдия обладает структурой, только ей присущей. Принципы, на которых строятся импровизационные формы, логика их развития покоятся на закономерностях, индивидуальных для каждой подобной пьесы; таким образом, прелюдия не имеет постоянных, определяющих ее форму конструктивных признаков, чем существенно отличается от фуги. В эпоху Баха понятие прелюдийности было связано с «предварительной игрой», то есть исполнением импровизационного вступления к чему-то более значительному. Поэтому жанру прелюдии в целом не свойственна строго определённая форма; господствует свободное развёртывание материала, фигурационная разработка одного тематического «ядра» (отсюда – характерное для многих прелюдий сохранение единого типа фактуры, что сближает её с жанром этюда). Нередко находят применение и полифонические приемы.

 

 

Музыка, так сказать, с "авторскими чувствами" - более "доступна". Слушатель сопереживает с автором и следует за ним без собственной "работы души", но сопричастность к сокровенным переживаниям другой души есть величайшее таинство сравнимое с прикосновением к тайнам Бытия.:

Евгений Александрович Мурзин (гениальный учёный, инженер –баллистик, хорошо известный в военно-технических кругах разработками алгоритмов по перехвату движущихся целей, создателем уникального синтезатора АНС.) как-то в разговоре высказал мысль, что человечество на своём историческом пути в разных целях использовало колебания естественных сред: колебания воздуха, струны, твёрдых тел, колебания электрического тока... Значит, когда-нибудь смогут уловить колебания души и сделать для нее инструмент. Можно будет управлять душами. Но это - уже вопрос нравственный: управление, дирижирование человечеством. Вряд ли Бог такое допустит.
Однако сближение музыки с "колебаниями души" неизбежно.

 

Представление о том, что музыка застынет в своём развитии – это, так сказать, "детские страхи"! Время, когда комбинация звуков, ритмов, тембров, и других компонентов музыки исчерпает себя, никогда не наступит. В подобных утверждениях всегда имется ввиду 12-ти ступенная Европейская темперация, но таких темпераций могут быть бесконечное количество. Из уже существующих - шрутти, арабская, пинежская -17-ти ступенная, 72-ти ступенная темперация Е. Мурзина и ряд других. Если европейская темперация и придет к исчерпанию своих рессурсов, то будут предложены иные темперации, расширяющие наш слух и горизонты творчества. Кроме того, музыка - это не только комбинаторика её элементов. Современный музыкальный язык включает в себя и понятие пространства, реальное и гибкое управление которым стало сегодня возможным. Пространство – это основной и универсальный источник воздействия,- как на все элементы музыки, так и на слушателя. Вспомним, как меняется восприятие одного и того же произведения в зависимости от акустики помещения и как зависит от неё качество звучания инструментов, их слитность или разобщённость (вне зависимости от партитуры, желаний и мастерства композитора). Пространство становится активным и преобразующим элементом всего "музыкального здания" от его отдельных частей – тембр, ритм, гармония и тд. до формы всего сочинения в целом.
Добавлю к сказанному – современные технологии предоставляют композитору совершенно безграничные возможности, позволяющие реализовать любые замыслы и создавать принципиально новую музыку, связанную с аудио-визуальным действием - получаются настоящие мистерии. Для этого нужно всего три вещи: авторская воля, специально построенные и оснащённые залы с соответствующей техологией и оборудованием, а также спонсоры, способные профинансировать такой проект.

 

"Многие говорят, что музыка в XX веке подошла к концу — возможности европейского темперированного строя почти исчерпаны. Это все детские страхи. Музыка — ни с чем не сравнимое открытие человечества. Музыка вечна. Возможности музыки безграничны. Самый главный ее резерв — это пространство, в котором все живет, существует, произрастает"

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-07-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: