Задания для самостоятельной работы студентов




1. Пользуясь житейскими наблюдениями и научными данными, определить значение ощущений в жизни человека.

2. По связям ощущений человека с физическими, химическими и другими свойствами объективно существующего мира установить, насколько точно ощущения человека отражают окружающий мир.

3. Сравнить между собой разные классификация ощущений, выяснив их достоинства и недостатки.

4. Пользуясь сведениями, почерпнутыми из соответствующей научной литературы, дать аргументированный ответ на вопрос о том, как соотносятся друг с другом зрительные и слуховые ощущения в плане познания человеком окружающего мира.

5. Установить по сравнительному анализу анатомо-физиологического аппарата разных ощущений, как они могут взаимодействовать друг с другом на анатомо-физиологическом уровне.

16. По имеющимся в списке основной научной литературы первоисточникам определить аргументы «за» и «против» законов Вебера-Фехнера и Стивенса.

17. Пользуясь литературой по психологии восприятию, найти ответ на вопрос о том, каким образом разные виды восприятия соучаствуют в создании единого образа окружающего мира.

18. Воспользовавшись научными сведениями о восприятии пространства, найти ответ на вопрос о том, каким образом человек может убедиться, что он правильно воспринимает пространство, то есть избавиться от возможных иллюзий.

19. Опираясь на имеющиеся научные данные, ответить на вопрос о том, что является врожденным и приобретенным в восприятии.

20. Воспользовавшись имеющимися психодиагностическими методиками, изучить особенности внимания нескольких людей и дать им сравнительный анализ.

21. По имеющимся научным публикациям (предложенному списку литературы) выделить вопросы, связанные с изучением внимания, на которые уже получены и еще не получены убедительные ответы.

22. Найти в научной и практически ориентированной литературе ответ на вопрос, можно ли развивать воображение человека, и каковы реальные возможности (пределы, ограничения) его целенаправленного развития.

23. Найти в предложенной литературе ответ на вопрос о том, что доподлинно известно в науке о природе и роли сновидений в жизни человека.

25. Пользуясь списком предложенной научной литературы, ответить на вопрос о типичных недостатках памяти людей и способах из исправления.

26. Кто из отечественных ученых, и какой конкретный вклад внес в научное изучение памяти (найти ответ на данный вопрос по предложенному списку литературы)?

28. Каким образом известными законами памяти можно воспользоваться для ее улучшения (ответить на данный вопрос, пользуясь предложенным списком литературы)?

29. Можно ли развивать мышление человека, и если да, то в каких направлениях и пределах (отыскать в предложенной литературе ответ на данный вопрос и обосновать его)?

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины «Общая психология: Психология познавательных процессов»

Учебно-методическое и информационное обеспечение курса в основном связано с учебной и научной литературой по темам данной учебной дисциплины. Список такой литературе к каждой теме учебной дисциплины с указаниями на обязательное изучение указанных в скобах разделов литературных первоисточников представлен ниже.

Основная литература

(с краткими аннотациями)

Литература к теме «Ощущения»

Гельфанд С. А. Слух. Введение в психологическую и физиологическую акустику. – М., 1984 (Теории слуха и механизм восприятия звука: 46-53; механизм звукопроведения: 53-90; психоакустические методы: 183-207; теории определения сигнала: 207-217; слуховая чувствительность: 217-238; громкость: 257-272; высота звука: 272-287; бинауральный слух: 287-318).

Гершуни Г. В., Соколов Е. Н. Объективное измерение чувствительности и ее субсенсорная область // Психология ощущений и восприятия. – М., 2002. (Субсенсорные ощущения, доказательства их существования: 250-255).

Грегори Р. Л. Глаз и мозг. Психология зрительного восприятия. – М., 1970 (Восприятие яркости: 85-100; зрительное восприятие движения: 101-103; восприятие цвета: 131-143; иллюзии: 143-180).

Гусев А. Н. Ощущения и восприятие. – В кн.: Общая психология. Ысеми томах. Том 2. – М., 2007. (Общая характеристика ощущений и восприятия как познавательных процессов и образных явлений: 11-42; психофизика и психофизические измерения: 93-151)

Гусев А. Н., Измайлов Ч. А., Михалевская М. Б. Измерения в психологии. – 4-е издание. – М., 2006. – (Методы измерения порогов: 41-100; Методы обнаружения сигналов: 100-162).

Забродин Ю. М., Лебедев А. Н. Психофизиология и психофизика. – М., 1977 (Краткая история теоретических представлений о сенсорных процессах: 54-62; проблема порога и способы ее решения: 62-73; проблема шкалирования ощущений и способы ее решения: 73-92).

Кравков С. В. Пороги ощущений и их измерение // Психология ощущений и восприятия. – М., 2002. (Методы измерения порогов ощущений: 242-249).

Крылова А. Л. Функциональная организация слуховой системы: учебное пособие. – М., 1985. (Общая характеристика слуховой систем: 21-29; принципы анализа звуковых сигналов: 30-54; пространственная локализация звука: 54-72).

Леонтьев А. Н. Лекции по общей психологии. - М., 2007. (Ощущения и реальность. Органы чувств: 117-128; Развитие и функционирование сенсорных систем: 128-139)

Линдсей П., Норман Д. Переработка информации у человека. Введение в психологию. – М., 1974 (Зрительная система: 159-181; слуховая система: 217-276).

Лурия А. Р. Лекции по общей психологии. – М. – СПб., 2007. (Ощущения: 96-121)

Любимов В. В. Психология восприятия. Учебник. – М., 2007. (Психофизика сенсорных и перцептивных процессов: 113-220)

Немов Р. С. Общая психология. Том II. Познавательные процессы и психические состояния. Ощущения, восприятие, внимание, память, воображение, мышление, речь, психические состояния, установки. – М., Издательство «Юрайт», 2011 (Ощущения: 19-118) – основной учебник – первоисточник.

Носуленко В. Н. Психология слухового восприятия. – М., 1988. (Звук как объект слухового восприятия: 56-59; характеристика звуков по источнику происхождения, информационному содержанию: 59-71; познавательная функция слухового восприятия: 71-138; коммуникативная функция слухового восприятия: 138-170; регулятивная функция слухового восприятия: 170-212)

Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М. – СПб, 2007 (Ощущения и восприятие: 177-256).

Дж. Эймур, Дж. Джонстон, М. Рабин. Стереохимическая теория обоняния. // Психология ощущений и восприятия. – М., 2002. (с. 307-321).

Литература к теме «Восприятие»

Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. – СПб., 2001. (Сенсорно-перцептивная организация человека: 49-149)

Брунер Д. С. Психология познания. За пределами непосредственной информации. – М., 1977 (О готовности к восприятию: 13-65; ценности и потребности как организующие факторы восприятия: 65-81; динамика личности и процесс познания: 81-115; функции восприятия: 115-131)

Величковский Б. М., Зинченко В. П., Лурия А. Р. Психология восприятия. – М., 1973 (Что такое восприятие: 5-10; теории восприятия: 11-39; классификация перцептивных процессов и систем: 40-58; зрение: 91-176; слух: 177-198).

Восприятие и действие. / Под ред. А. В. Запорожца. – М., 1967. (Проблема генезиса восприятия: 38-70; роль моторных компонентов в процессах восприятия: 70-115; роль практической деятельности в онтогенезе человеческого восприятия: 162-210; сравнительный анализ осязания и зрения: 21-250)

Восприятие и деятельность. – М., 1976 (Леонтьев А. Н.. О путях исследования восприятия: 3-28. Гиппенрейтер Ю. Б. Глаз какдвигательный орган: 28-55)

Вудвортс Р. С. Зрительное восприятие глубины. – В кн.: Психология ощущений и восприятия. / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В. Любимова, М. Б. Михалевской. – М., 2002.

Гельфанд С. А. Слух. Введение в психологическую и физиологическую акустику. – М., 1984.(Теории слуха и механизм восприятия звука: 46-53; механизм звуковоспроизведения: 53-90; маскировка звуков: 238-257; бинауральный слух: 287-318; восприятие речи: 318-346)

Гибсон Д. Экологический подход к зрительному восприятию. – М., 1988. (Информация для зрительного восприятия: 83-107; объемлющий оптический строй: 107-144; зрительное восприятие: 213-375)

Грегори Р. Л. Зрительное восприятие движения. - В кн. Психология ощущений и восприятия. / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В. Любимова, М. Б. Михалевской. – М., 2002.

Грегори Р. Л. Глаз и мозг. Психология зрительного восприятия. – М., 1970. (Восприятие яркости: 85-100; восприятие движения: 101-130; восприятие цвета: 131-142; иллюзии восприятия: 143-179)

Гусев А. Н. Ощущения и восприятие. – В кн.: Общая психология. В семи томах. Том 2. – М., 2007. (Теоретические представления о механизмах восприятия: 42-93; сенсорные феномены и восприятие: 151-187; восприятие пространства: 187-208; восприятие движения и времени: 208-250; константность восприятия: 250-279; предметный характер восприятия: 279-314; развитие восприятия: 314-338; индивидуально-психологические и культурно-исторические детерминанты восприятия: 338-371)

Крылова А. Л. Функциональная организация слуховой системы: учебное пособие. – М., 1985 (Общая характеристика слуховой системы: 21-29; принципы анализа звуковых сигналов: 30-54; пространственная локализация звука: 54-72)

Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1982 (Психология познавательных процессов: 33-48)

Леонтьев А. Н. Лекции по общей психологии. – М., 2007. (Общее представление о восприятии: 107-117; Образ мира: 139-150; Восприятие как деятельность: 150-161; Тактильное восприятие: 161-174; Зрительное восприятие: 174-194; Категориальность и предметность восприятия: 194-206; Слуховое восприятие: 206-218)

Лернер Г. И. Психология восприятия объемных форм (по изображениям). – М., 1980 (Проблема восприятия объемных форм: 7-25; механизмы восприятия объемных форм: 81-123)

Линдсей П., Норман Д. Переработка информации у человека. Введение в психологию. – М., 1974 (Теория распознавания образов: 127-158; основные характеристики зрения: 182-216; параметры звука: 239-277)

Логвиненко А. Д. Чувственные основы восприятия пространства. – М., 1985. (Проблема восприятия пространства в психологии: 6-21)

Лурия А. Р. Лекции по общей психологии. – М. – СПб., 2007. (Восприятие: 121-165)

Любимов В. В. Психология восприятия. Учебник. – М., 2007. (Восприятие. Общие вопросы: 7-81; Теории восприятия: 81-113; восприятие пространства: 220-317; восприятие формы и перцептивная организация: 317-350)

Марр Д. Зрение. Информационный подход к изучению представления и обработки зрительных образов. – М., 1987 (Физические основы предварительной обработки информации в зрительной системе: 54-67; пространственная организация изображения: 92-99; источники света и прозрачность: 99-104; модульная организация системы обработки зрительной информации у человека: 111-116; восприятие движений: 172-178, 193-196, восприятие контуров поверхностей: 237-241; восприятие текстуры поверхности: 241-247; восприятие яркости, освещенности и цвета: 257-270; представление форм объектов при распознании: 300-334).

Миракян А. И. Психология пространственного восприятия. – М., 1990 (Изучение пространственного восприятия в психологии, физиологии и кибернетике: 108-185)

Найссер У. Познание и реальность. Смысл и принципы когнитивной психологии. – М., 1981 (Теории восприятия: 34-53).

Немов Р. С. Общая психология. Том II. Познавательные процессы и психические состояния. Ощущения, восприятие, внимание, память, воображение, мышление, речь, психические состояния, установки. – М., Издательство «Юрайт», 2011 (Восприятие: 118-307) – основной учебник – первоисточник.

Носуленко В. Н. Психология слухового восприятия. – М., 1988 (Проблема анализа закономерностей восприятия сложного звука: 28-71; когнитивная функция слухового восприятия: 71-138; коммуникативная функция слухового восприятия: 138-170; регулятивная функция слухового восприятия: 170-193).

Элькин Д. Г. Восприятие времени. – М., 1962 (Восприятие времени и мозг: 15-39; восприятие времени и кинеститический анализатор: 39-72; роль кожного анализатора в восприятии времени: 72-97; роль слухового анализатора в восприятии времени: 97-114; интероцепция и восприятие времени: 114-131; сравнительная роль различных анализаторов в восприятии времени и пространства: 131-144; о точках отчета времени: 194-210; восприятие времени и деятельность: 210-239; восприятие времени и эмоциональные состояния личности: 261-277).

Литература к теме «Внимание»

Гальперин П. Я. Психология как объективная наука. – М.-Воронеж, 1998. (К проблеме внимания: 415-425)

Гальперин П. Я., Кабыльницкая С. Л. Экспериментальное формирование внимания. – М., 1974 (История и современное состояние психологии внимания: 5-16; Развитие внимания: 17-32; Внимание как самостоятельная детяльность: 33-39, 87-94)

Джемс У. Научные основы психологии. – СПб., 1902. (Внимание: 135-166)

Дормашев Ю. Б., Романов В. Я. Психология внимания. Учебник. – М., 2007. (Явления и проблема внимания: 9-50; внимание и отбор информации: 50-116; внимание и ресурсы: 116-176; внимание и действие: 176-230; деятельность и внимание: 230-321)

Левитина С. С. Можно ли управлять вниманием школьника? – М., 1980 (Проблема управления вниманием: 7-19; индивидуальное и коллективное внимание: 26-41; индивидуальные особенности внимания: 53-65)

Лурия А. Р. Внимание и память. – М., 1975. (Внимание: 4-41)

Лурия А. Р. Лекции по общей психологии. – М. – СПб., 2007. (Внимание: 165-192)

Найссер У. Познание и реальность. – М., 1981. (Внимание и проблема емкости: 97-123)

Немов Р. С. Общая психология. Том II. Познавательные процессы и психические состояния. Ощущения, восприятие, внимание, память, воображение, мышление, речь, психические состояния, установки. – М., Издательство «Юрайт», 2011 (Внимание: 307-399) – основной учебник – первоисточник.

Психология внимания / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер и В. Я. Романова. – М., 2001. (Ланге Н. Н. Внимание: 18-22; Кравков С. В. Внимание: 22-39; Рубинштейн С. Л. Внимание: 39-53; Выготский Л. С. Психология и педагогика внимания: 53-77; Лазурский А. Ф. Наклонности, относящиеся к вниманию: 77-103; Вудвортс Р. Внимание: 103-131; Вундт В. Сознание и внимание: 137-155; Вундт В. Внимание и апперцепция. Развитие внимания. Колебания внимания: 170-182; Титченер Э. Б., Внимание: 182-213; Джемс У. Внимание: 255-297; Рибо Т. Психология внимания: 297-373; Ланге Н. Н. Теория волевого внимания: 373-430; Рубин Э. Несуществование внимания: 430-432; Коффка К. О внимании: 432-436; Кёлер В., Адамс П. Восприятие и внимание: 436-454; Рево Д’Аллон Г. Схемы внимания: 460-467; Выготский Л. С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте: 467-507; Добрынин Н. Ф. О теории и воспитании внимания: 518-534; Гальперин П. Я. К проблеме внимания: 534-543; Гиппенрейтер Ю. Б. Деятельность и внимание: 543-559; Романов В. Я., Дормашев Ю. Б. Постановка и разработка проблемы внимания с позиций теории деятельности: 559-573; Бродбент Д. Внимание и восприятие речи: 577-590; Солсо Р. Л. Внимание: 590-629; Найссер У. Внимание и проблема емкости: 650-672)

Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – М. – СПб, 2007 (Внимание: 417-435).

Фаликман М. В. Внимание // Общая психология. В семи томах / Под ред. Б. С. Братуся. Том 4. – М., 2006. (Совместное внимание: 134-138)

Литература к теме «Память»

Асмолов А. Г. Культурно-историческая психология и конструированием миров. – Москва – Воронеж, 1996 (Принципы организации памяти человека: 164-258).

Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения. – М., 1980. (Человеческая память и процессы управления: 27-295).

Блонский П. П. Избранные педагогические и психологические сочинения. – Т. II. – М., 1979. (Память и мышление: 118-341; Психологический анализ припоминания: 341-366)

Блонский П. П. Память и мышление. – СПб., 2001 (Очерк истории проблемы памяти: 6-29; генетическая теория памяти: 29-40; воображение и память: 103-129; память и речь: 129-203; память и мышление: 203-267).

Выготский Л. С. Лекции по психологии. – СПб., 1999 (Память и ее развитие в детском возрасте: 28-46).

Выготский Л. С. Психология развития человека. – М., 2003 (Развитие мнемических и мнемотехнических функций: 454-470).

Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 т. – Т. 2. – М., 1982. (Память и ее развитие в детском возрасте: 381-395).

Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 т. – Т. 3. – М., 1983. (Развитие мнемических и мнемотехнических функций: 239-254).

Жане П. Психология памяти. – М., 1998.

Зинченко П. И. Непроизвольное запоминание. Избранные психологические труды. – Москва-Воронеж, 1996 (Проблема непроизвольного запоминания в зарубежной психологии: 34-113; проблема непроизвольного запоминания в отечественной психологии: 113-158; исследования непроизвольного запоминания: 158-254; сравнительное изучение непроизвольного и произвольного запоминания: 254-420; об особенностях способов запоминания и мнемической ориентировки в материале: 375-420; вопросы развития процессов запоминания: 420-504).

Зинченко Т. П. Память в экспериментальной и когнитивной психологии. – СПб., 2002 (История развития проблемы памяти в психологии: 19-39; виды памяти: 39-54; механизмы памяти: 54-63; модели кратковременной памяти: 63-88; модели долговременной памяти: 88-99; процессы памяти: 112-147; развитие памяти: 147-154; образы памяти: 154-182; методологические и методические вопросы исследования памяти: 218-225; экспериментальные методы исследования памяти: 225-255)

Истомина З. М. Развитие памяти. Учебно-методическое пособие. – М., 1978 (Зависимость запоминания от характера деятельности: 62-86).

Клацки Р. Память человека. Структуры и процессы. – М., 1978 (Кратковременная память: 83-159; Долговременная память: 160-215; запоминание: 216-236; припоминание (воспроизведение): 237-271; память и зрение: 272-291)

Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. – Т. I. – М., 1983. (Развитие высших форм запоминания: 31-64)

Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. – М., 1965. (Развитие высших форм запоминания: 423-469)

Лурия А. Р. Внимание и память. – М., 1975. (Память: 42-103)

Лурия А. Р. Лекции по общей психологии. – М. – СПб., 2007. (Память: 192-326)

Лурия А. Р. Маленькая книжка о большой памяти. Ум мнемониста. – М., 1968.

Ляудис В. Я. Память в процессе развития. – М., 1976. (Развитие памяти: 8-37, 94-137; произвольное запоминание: 38-93; связь кратковременной и долговременной памяти: 138-219; развитие памяти в процессе обучения: 220-246).

Истомина З. М. Развитие памяти – М., 1978. (Зависимость запоминания от характера деятельности: 62-86)

Немов Р. С. Общая психология. Том II. Познавательные процессы и психические состояния. Ощущения, восприятие, внимание, память, воображение, мышление, речь, психические состояния, установки. – М., Издательство «Юрайт», 2011 (Память: 399-561) – основной учебник – первоисточник.

Нуркова В. В. Память. – В кн.: Общая психология. В семи томах. Том 3. – М., 2006. (Память как высшая психическая функция: 31-48; память и эмоции: 48-59; память и мотивация: 59-76; теории уровней переработки информации. Эксплицитная и имплицитная память: 76-95; многокомпонентная модель памяти: 127-177; процедурная память: 177-194; декларативная память: 194-214; автобиографическая память: 214-241; синтетическая модель памяти: 260-272; материальные носители памяти: 272-292)

Нуркова В. В. Свершенное продолжается: психология автобиографической памяти личности. – М., 2000 (Методы исследования автобиографической памяти: 42-60;).

Психология памяти. / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. – М., 2002 (Рибо Т. Общие амнезии (потери памяти): 33-62; Жане П. Забывание в связи с последовательной сменой различных сознаний: 76-130; Фрейд З. Забывание иностранных слов. Забывание впечатлений и намерений: 130-149; Выготский Л. С. Эйдетика: 178-200; Эббингауз Г. Смена душевных образований: 243-264; Уотсон Д. Удерживание видимых телесных навыков, или «память»: 264-270; Бергсон А. Две памяти: 270-288; Найссер У. Схема: 325-350; Жане П. Эволюция памяти и понятие времени: 371-380; Выготский Л. С., Лурия А. Р. Память примитивного человека. Культурное развитие специальных функций - память: 406-420; Леонтьев А. Н. Развитие высших форм запоминания: 420-437; Зейгарник Б. В. Воспроизведение незавершенных и завершенных действий: 437-453; Зинченко П. И. Непроизвольное запоминание и деятельность: 465-476; Смирнов А. А. Произвольное и непроизвольное запоминание: 476-487; Линсей П., Норманн Д. Системы памяти: 487-508; Миллер Дж. А. Магическое число семь плюс или минус два: 564-583; Выготский Л. С. Память и ее развитие в детском возрасте: 616-626; Леонтьев А. Н. Логическая и механическая память: 626-653; Истомина З. М. Развитие произвольного запоминания у дошкольников: 653-658)

Развитие памяти. – Рига, 1991. (Что такое память: 5-10; парадоксы памяти: 11-17; память глазами физиолога: 18-30; память глазами психолога: 31-42; можно ли тренировать память: 43-47)

Роговин М. С. Проблемы теории памяти. – М., 1977. (Феноменология памяти: 23-38; теории памяти: 38-64; расстройства памяти: 64-71; ассоциации и память: 90-98; личность и память: 98-129; структурно-уровневая концепция памяти: 161-180)

Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – М. – СПб., 2007 (Память: 256-295)

Смирнов А. А. Избранные психологические труды: В 2 т. – Т. I.- М., 1987. (Взаимоотношения образа и слова в развитии памяти:186-203)

Смирнов А. А. Избранные психологические труды: В 2 т. – Т. II.- М., 1987. (Проблемы психологии памяти: 5-294; о некоторых корреляциях в области памяти: 316-327)

Смирнов А. А. Проблемы психологии памяти. – М., 1966. (Теории памяти в психологии: 10-36, 378-381; произвольное запоминание: 37-73; непроизвольное запоминание: 106-136; понимание и запоминание: 137-198)

Соколов Е. Н. Механизмы памяти. – М., 1969. (Исследование памяти на уровне микрореакций: 3-72; Исследование памяти на уровне отдельного нейрона методом экстраклеточной регистрации: 72-134; внутриклеточные механизмы памяти: 134-169)

Соколов Е. Н. Нейронные механизмы памяти и обучение. – М., 1981. (Привыкание: 23-26; ассоциативное обучение: 36-40)

Солсо Р. Когнитивная психология. – М., 1995. (модели памяти: 141-175; структуры и процессы памяти: 175-213; семантическая организация памяти: 213-245; мнемоника и память)

Хоффман И. Активная память. – М., 1986. (Репрезентация в памяти: 56-211; организация памяти: 212-252; создание новой информации в памяти: 253-276)

Литература к теме «Воображение»

Брунер Д. Психология познания. За пределами непосредственной информации. – М., 1977. (Представление. Воображение у детей: 304-319)

Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 т. – Т. 2. – М., 1982. (Воображение и его развитие в детском возрасте: 436-454.)

Коршунова Л. С. Воображение и его роль в познании. – М., 1979. (Трудности в определении воображения: 3-7; воображение и практическая деятельность: 8-30; воображение как отражение действительности: 31-85; воображение и научное познание мира: 86-131)

Коршунова Л. С., Пружинин Б. И. Воображение и рациональность. Опыт методологического анализа познавательной функции воображения. – М., 1989. (Психологический подход к воображению. Перспектива и границы: 18-39; воображение и игровая деятельность: 83-97; чувственное отображение и воображение: 113-122; воображение и мышление: 122-138).

Найссер У. Познание и реальность. – М., 1981. (Воображение и память: 141-165.)

Немов Р. С. Общая психология. Том II. Познавательные процессы и психические состояния. Ощущения, восприятие, внимание, память, воображение, мышление, речь, психические состояния, установки. – М., Издательство «Юрайт», 2011 (Воображение: 561-629) – основной учебник – первоисточник.

Никифорова О. Н. К вопросу о воображении // Вопросы психологии, 1972, №2.

Никифорова О. И. Исследование по психологии художественного творчества. – М., 1972. (Образное мышление. Воображение: 4-50.)

Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: В 2 т. – Т. I. – М., 1989. (Воображение: 344-360.)

Скоробогатов В. А., Коновалова Л. И. Феномен воображения. – СПб., 2002. (Воображение в контексте человеческого духа: 29-35; формы и виды воображения в их эволюции: 35-53; предметно-чувственное воображение, пути и способы его развития: 60-80; первично-социализированное воображение: 80-95; формирование и развитие социально-детерминированного воображения: 95-118; первичное художественное воображение: 118-133; воображение человека современного типа: 133-180)

Литература к теме «Мышление»

Брунер Д. Психология познания. За пределами непосредственной информации. – М., 1977. (Мышление. Образование понятий: 131-210; восприятие и мышление: 211-241.)

Вертгеймер М. Продуктивное мышление. – М., 1987. (Динамика и логика продуктивного мышления: 5-26, 269-298.)

Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 т. – Т. 3. – М., 1983 (Развитие речи и мышления: 254-273)

Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 т. – Т. 2. – М., 1982 (Мышление и речь: 5-361; мышление и его развитие в детском возрасте: 395-415)

Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. – Т. 6. – М., 1984. (Речь и практическое мышление: 6-37.)

Гальперин П. Я. Психология как объективная наука. – М. – Воронеж, 1998. (Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий: 272-318)

Давыдов В. В. Деятельностная теория мышления. – М., 2005 (Определение мышления: 67-96; типы мышления и виды обобщения: 96-102; критика эмпирической теории мышления в психологической науке: 109-164).

Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. – М., 1986. (Теоретическое мышление: 118-132.)

Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. – М., 1996 (Типы мышления и виды обобщения: 59-74).

Исследования мышления в советской психологии. – М., 1966. (Культурно-историческая теория мышления Л. С. Выготского: 123-174; психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий: 236-277; о роли ассоциаций в процессах мышления: 388-436.)

Кликс Ф. Пробуждающееся мышление. У истоков человеческого интеллекта. – М., 1983. (Интеллект человека. История становления: 127-166; творчество как феномен: 265-288; о биологической и социальной обусловленности человеческого интеллекта: 17-126.)

Коул М., Скибнер С. Культура и мышление. Психологический очерк. – М., 1977. (Культура и мышление: 124-152, 174-208.)

Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. – М., 1994 (Первобытное мышление: 7-373; сверхъестественное в первобытном мышлении: 373-554)

Леви-Стросс К. Первобытное мышление. – М., 1994 (Неприрученная мысль: 111-337).

Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. – Т. II. – М., 1983. (Мышление: 79-92.)

Линдсей П., Норманн Д. Переработка информации у человека. Введение в психологию. – М., 1974. (Мышление Решение задач и принятие решений: 473-520.)

Лурия А. Р. Лекции по общей психологии. – М. – СПб, 2007. (Интеллектуальное поведение: 236-246; слово и понятие: 247-270; высказывание и мысль: 271-301; продуктивное мышление. Умозаключение и решение задач: 302-319)

Лурия А. Р. Язык и мышление. – М., 1979. (Развитие понятий и методы их исследования: 67-90; внутренняя речь и ее мозговая организация: 135-146; язык и дискурсивное мышление. Операции вывода: 251-264.)

Матюшкин А. М. Мышление, обучение, творчество. – Москва – Воронеж, 2003. (Психология мышления: экспериментальные исследования: 5-225; проблемные ситуации в мышлении и обучении: 403-557; одаренность и творчество: 557-717).

Немов Р. С. Общая психология. Том II. Познавательные процессы и психические состояния. Ощущения, восприятие, внимание, память, воображение, мышление, речь, психические состояния, установки. – М., Издательство «Юрайт», 2011 (Мышление: 629-775) – основной учебник – первоисточник.

Обухова Л. Ф. Концепция Жана Пиаже: за и против. – М., 1981. (Интеллект и другие психические процессы: 109-134.)

Петухов В. Ф. Психология мышления. – М., 1987. (Мышление как предмет психологического изучения: 5-11; мышление как процесс решения задач: 11-20; основные теории мышления: 20-51; направления эмпирического исследования мышления: 51-77; формирование понятий: 77-84; продуктивное мышление: 84-88.)

Пиаже Ж. Избранные психологические труды. Психология интеллекта. Генезис числа у ребенка. Логика и психология. - М., 1969. – (Природа интеллекта: 61-76; интеллект и сенсомоторные функции: 109-173; развитие мышления: 173- 233; логика и психология мышления: 567-613)

Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. – М., 1994 (Речь и мышление ребенка: 9-191; суждение и рассуждение ребенка: 191-389).

Пономарев Я. А. Психология творения. – М. - Воронеж, 1999. (Психика и интуиция: 16-178; умственное развитие: 193-270; о понятии «психологический механизм решения творческих задач»: 286-305; фазы творчества и структурные уровни его организации: 305-321; состояние, тенденции и перспективы развития психологии творчества: 450-473)

Практический интеллект / Под общей редакцией Р. Стернберга. – СПб, 2002 (Что такое практический интеллект: 12-20; природа интеллекта: 20-38; особенность практического интеллекта, его развитие: 38-68; подходы к изучению практического интеллекта: 78-103; понимание практического интеллекта: 103-116).

Теплов Б. М. Избранные труды: В 2 т. – Т. I. – М., 1985. (Ум полководца. Практическое мышление: 223-305.)

Тихомиров О. К. Психология мышления. – М., 2007. (Виды мышления: 7-10; развитие мышления: 211-231; теории мышления: 232-254.)

Халперн Д. Психология критического мышления. – СПб., 2000 (Мышление: введение: 17-58; связь между мышлением и языком: 104-157; мышление как проверка гипотез: 264-299; принятие решений: 348-392; развитие навыков решения задач: 392-448; творческое мышление: 448-481).

Хокинс Д. Об интеллекте. – М., 2007 (Искусственный интеллект: 17-31; новые рамки понимания интеллекта: 87-107; будущее разума: 199-227).

Холодная М. А. Когнитивные стили. – М., 2002 (Отличительные признаки когнитивных стилей: 38-45; психологическая характеристика основных когнитивных стилей: 45-99; когнитивные стили в структуре индивидуальности: 255-294; виды познавательных стилей: 294-325).

Холодная М. А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. – М., 1977 (Существует ли интеллект как психическая реальность: 16-48; критерии развития интеллекта: 48-116; интеллект как форма организации ментального (умственного) опыта: 116-169; состав и строение ментального опыта: 169-243; интеллектуальная одаренность как проявление своеобразия индивидуального ментального опыта: 243-289).

Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. – М., 1981. (Мышление (У Джемс): 11-20. Психология мышления (О. Кюльпе): 21-27. Продуктивное мышление (К. Дункер): 35-47. О действенном и наглшядно-образном мышлении (Д. Брунер): 87-96. Творческое и критическое мышление (Г. Линдсей и др.): 149-152. Этапы творческого мышления (Р. Вудвортс): 255-257. Основные направления экспериментального изучения творчества (Х. Е. Трик): 298-304.)

Литература к теме «Речь»

Выготский Л. С. Мышление и речь. – Собрание сочинений: в 6 т. – Т. 2. – М., 1982 (Мышление и речь: 5-361).

Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. – Т. 3. – М., 1983. (Развитие устной речи. Предыстория письменной речи: 164-200; Развитие речи и мышления: 254-273; К вопросу о многоязычии в детском возрасте: 329-337)

Жинкин Н. И. Речь как проводник информации. – М., 1982. (Фонема в языке и речи: 20-28, 33-43; Сенсорика и язык: 117-154)

Жинкин Н. И. Язык – речь – творчество: Исследования по семиотике, психолингвистике, поэтике. – М., 1998.

Леонтьев А. А. Деятельный ум. – М., 2001 (Психология отображения: знак и значение: 6-97; смысл и смысловое поле: 280-285; образ, слово, значение: 313-324; значение и смысл: 324-328).

Леонтьев А. А. Основы психолингвистики. – М., 1999 (Теоретические и методологические вопросы психолингвистики: 6-73; психолингвистический анализ порождения и восприятия речи: 73-84).

Леонтьев А. А. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии. – М., 2001 (Значение и смысл: 139-185; язык, речь, текст: 185-281).

Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения: в 2 т. – Т. 1. – М., 1983 (Психологическое исследование речи: 65-75)

Линдсей П., Норманн Д. Переработка информации у человека. Введение в психологию. – М., 1974 (Язык: 420-441)

Лурия А. Р. Основные проблемы нейролингвистики. – М., 1975 (Нейропсихологический анализ речевой коммуникации: 4-51; нейропсихологический анализ формирования речевого сообщения: 51-148; нейропсихологический анализ понимания речевого сообщения: 148-228).

Лурия А. Р. Письмо и речь. Нейролингвистические исследования. – М., 2002 (Очерки психофизиологии письма: 10-78; нейропсихологический анализ речевой коммуникации: 79-127; нейропсихологический анализ формирования речевого сообщения: 127-232; нейропсихологический анализ понимания речевого сообщения: 232-317).

Лурия А. Р. Язык и сознание. – М., 1998. (Проблема языка и сознания: 11-30; Слово и его семантическое строение: 31-50; Развитие значений слов в онтогенезе: 51-66; Развитие понятий и методы их исследования: 67-114; Роль речи в протекании психических процессов. Регулирующая функция речи и ее развитие: 115-134; Внутренняя речь и ее мозговая организация: 135-147; Сложные формы речевого высказывания. Парадигматические компоненты в синтагматических структурах: 165-186; Развернутое речевое сообщение и его порождение: 187-202; Основные формы речевого высказывания. Устная (диалогическая и монологическая) и письменная речь: 203-216; Понимание компонентов речевого высказывания. Слово и предложение: 217-234; Понимание смысла сложного сообщения. Текст и подтекст: 235-250)

Найссер У. Познание и реальность. – М., 1981 (Язык и его использование: 166-186)

Немов Р. С. Общая психология. Том II. Познавательные процессы и психические состояния. Ощущения, восприятие, внимание, память, воображение, мышление, речь, психические состояния, установки. – М., Издательство «Юрайт», 2011 (Речь: 775-917) – основной учебник – первоисточник.

Пенфилд У., Робертс Л. Речь и мозговые механизмы. – Л., 1964 (Мозг и мышление: 15-18; право-леворукость и доминантность полушарий: 89-102; составление карты речевых областей: 102-115; мозг и механизмы речи: 180-206; речь и мышление: 206-216).

Поршнев Б. Ф. О начале человеческой истории. Проблемы палеопсихологии. – М., 1974 (Генезис речи-мышления: 380-485)

Психолингвистика. Сборник статей. – М., 1984. (Д. Брунер. Онтогенез речевых актов: 21-49; Бутон М. П. Развитие речи: 307-324; Ж. Пиаже. Генетический аспект языка и мышления: 325-335)

Психолингвистика. Учебник для вузов / Под ред. Т. Н. Ушаковой. – М., 2006 (Исторический очерк развития психолингвистика: 16-129; Речевое взаимодействие и внутренняя речь: 129-134; Речеобразование, восприятие и понимание речи: 134-164; язык и мозг: 164-179; когнитивные модели рече-языковых структур и процессов: 179-186; О понятиях язык и речь: 186-189; онтогенез речи: 282; о языковых возможностях приматов: 282-301; речевая диагностика: 322-378).

Румянцева И. М. Психология речи и лингвопедагогическая психология. – М., 2004 (О психической сущности языка и речи: 16-25; интегративная теория речи: 25-38; психолингвистика: новое время – новый взгляд: 38-51).

Слобин Д., Грин Дж. Психолингвистика. – М., 1976. (Теория овладения языком: 107-115; Язык, речь, мышление: 165-173; Язык и память: 178-182; Язык и когнитивное развитие: 182-197; Психолингвистика и психология: 217-332)

Слобин Д. Психолингвистика. Грин Дж. Психолингвистика. Хомский и психология. – М., 2004 (Предмет психолингвистики. Теория трансформационной и порождающей грамматик Хомского. Языковое и речевое развитие ребенка. Значение слова. Язык и познавательные процессы: восприятие, память, мышление)

Соколов А. Н. Внутренняя речь и мышление. – М., 1968.

Ушакова Т. Н. Речь человека в общении. – М., 1989.(Речь как объект психологического исследования: 10-60)

Хомский Н. О природе и языке. – М., 2005 (Универсальная грамматика и конкретные грамматики: 17-34; воззрения на язык и разум: 72-94; язык и мозг: 94-136).

Хомский Н. Язык и мышление. – М., 1972. (Вклад лингвистики в изучение мышления. Прошлое, настоящее и будущее: 12-121)

 

Дополнительная литература

Литература к теме «Ощущения»

Веккер Л. М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. - М., 2000. (Человек ощущающий: 76-105)

Джелдард Ф. А. Сенсорные шкалы. // Психология ощущений и восприятия. – М., 2002. – С. (Измерительные шкалы, применяемые в психологии и психофизике: 275-282).

Кимбл Дж., Джармези Н. Обнаружение пороговых сигналов и принятие решений. // Психология ощущений и восприятия. – М., 2002. (Пороги ощущений с позиций теории обнаружения сигналов: 256-270).

Макаров П. О. Об основном психофизическом законе. // Психология ощущений и восприятия. – М., 2002. (Понятие об измерении ощущений, история открытия основного психофизического закона: 271-275).

Проблемы и методы психофизики / Под ред. А. Г. Асмолова и М. Б. Михалевской. – М., 1974 (Фехнер Г. Т. О формуле измерения ощущуний: 13-20; Боринг Э. Д. Психофизика Фехнер



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: