Вопрос 3. Социокультурные предпосылки глобальных научных революций.




Тема 5. НАУЧНЫЕ ТРАДИЦИИ И НАУЧНЫЕ РЕВОЛЮЦИИ.

Революция в науке - это период такого ускорения темпов её роста, которое связано с преобразованием фундаментальных понятий, принципов, теорий в частных науках, с существенным преобразованием мировоззрения и общей методологии исследования.

В истории естествознания можно обнаружить четыре такие революции. первой из них была революция XVII вв., ознаменовавшая собой становление классического естествознания.

Предпосылки:

- Общественная практика и производство - основная предпосылка становления классической механики.

В XVII веке освоение колоний, завоевание новых рынков сбыта, вывоз ценного сырья, развитие торговли, мореплавания, кораблестроения и промышленности в целом создавали предпосылки сближения механики с общественно-производственной практикой. От механики и математики в XVII в. ждали рациональных рекомендаций, оценок, реконструкций тех ремёсел и промышленности, развитие которых через столетие переросло в промышленный переворот.

- Ренессансные предпосылки возникновения классической механики.

Поздняя схоластика не создала духовные предпосылки радикального переворота в предмете и методах естественных наук, каким явилось зарождение классической механики. Причины его следует искать в эпохе Возрождения, прежде всего в культуре Гуманизма и натурфилософии. Гуманистическое движение (XIV-XVI вв.) возникает и развивается вне традиционных центров средневековой культуры, вне университетских корпораций и орденских традиций. Область интересов гуманистов - филология, история, ораторское искусство, мораль, теология. Новый тип учёного в Гуманизме - учёный, существующий вне корпораций, индивидуалист. Окончательное разрушение старой схоластической картины мира предприняла натурфилософия Возрождения. В трактовке Галилея борьба за право философии и науки на постижение истины, независимой от религиозного откровения, принимает форму учения о двух "книгах" - Священного писания и природы. Теория "двух книг" означала отказ от согласования научных гипотез и теорий с буквальным истолкованием библейских текстов. Таким образом, достигалась полная самостоятельность науки и философии при провозглашении их глубочайшего единства и согласия.

- Реформация и английская революция, как факторы формирования классической механики.

Период Реформации в Европе проявил более открытую связь отвлеченных идей с социальной борьбой. Атмосфера Реформации и религиозных войн XVI в. создавала культурный потенциал, подтачивавший каноническую средневековую традицию. Для науки весьма существенной стороной Реформации была децентрализация церковной догматики, поскольку религиозные войны привели к множественности церквей. Основная посылка Реформации - допустимость непосредственного общения с богом без единого по своей природе посредничества церкви - обусловливает близость эмпирического опыта человека самому божеству. Оправдание земного, эмпирического постижения бога в его творениях - идейное ядро Реформации. Английская революция XVII в. - общественный рычаг, столкнувший старые научные идеи с новым временем Ньютона. Через конфликты, реставрации и повторные революционные взрывы пробивала себе дорогу победа буржуазной "собственности над феодальной, нации над провинциализмом, конкуренции над цеховым строем" господства собственника земли над подчинением собственника земле, просвещения над суеверием.

 

2. Социокультурные предпосылки второй научной революции.

Существенные перемены в этой целостной и относительно устойчивой системе оснований естествознания nроизошли в конце XVIII - первой половине XIX в. Их можно расценить как вторую глобальную научную революцию, определившую переход к новому состоянию естествознания ­дисциплинарно организованной науке, иными словами Эпоха Просвещения подготовила почву для второй научной революции.

Предпосылки:

- Просвещение явилось завершением мощного революционного всплеска, захватившего ведущие,страны Запада; Правда, то были мирные революции: промышленная - в Англии, политическая ­во Франции, философско-эстетическая - в Германии. За сто лет - с 1689 по 1789 год - мир изменился до неузнаваемости.

- Великая промышленная революция в Англии и Великая французская революция послужили провозвестником нового порядка вещей, при котором движущей силой развития общества выступают научные и культурные идеи, а главным субъектом исторических преобразований, его зачинщиком является интеллигенция. С тех пор НИ одного крупного события в Европе не проходило без руководящей роли или непосредственного участия именно этого слоя населения. Просвещение создало новый тип людей - интеллигентов, людей науки и культуры.

- Успехи Просвещения стали возможными только потому, что на историческую сцену вышла еще одна мощная социальная сила - класс буржуазии, который сыграл в интеллектуальной истории Европы двойственную роль: с одной стороны, буржуазия, привлекая в свои ряды людей энергичных, предприимчивых и интеллектуальных, выступила основным спонсором культуры, с другой стороны, ссужая деньги, она навязывала интеллигенции свои узкоутилитарные, приземленные цели и идеалы, которым часто приходилось соответствовать интеллигенции.

- возникновение массовой культуры.

- Разум и гуманность под влиянием этих идей формируется модель культуры эпохи Просвещения.

Целью культуры провозглашается счастье человека, разум которого позволяет ему познать собственную (человеческую) природу и жить в гармонии с ней. Уверенность в мощи человеческого разума, в его безграничных возможностях в развитии наук, создающем условия для экономического и социального благосостояния, -вот пафос эпохи Просвещения.

 

3. Социокультурные предпосылки третьей научной революции.

Первая и вторая глобальные революции в естествознании протекали как формирование и развитие классической науки и ее стиля мышления. Третья глобальная научная революция была связана с преобразованием этого стиля и становлением нового, неклассического естествознания.

Предпосылки:

- Культура XIX в. является культурой сложившихся буржуазных отношений. Капитализм как система полностью сформировался. Для культуры этого периода характерно отражение внутренних противоречий буржуазного общества. Столкновение противоположных тенденций, борьба основных классов - буржуазии и пролетариата, поляризация общества, стремительный взлет материальной культуры и начавшееся отчуждение личности определили характер духовной культуры того времени.

- В XIX в. происходит коренной переворот, связанный с появлением машины, которая отдаляет человека от природы, ломая привычные представления о его главенствующей роли, и превращает человека в зависимое от машины существо. В условиях усиливающейся механизации человек уходит на периферию духовной жизни, отрывается от духовных основ. Место ремесленного труда, связанного с личностью и творчеством мастера, занял монотонный труд.

- Духовная культура XIX в. развивалась и функционировала под влиянием двух важнейших факторов: успехов в области философии и естествознания. Ведущей доминантой культуры XIX в. была наука. Отсюда - появление столь несходных явлений в культуре XIX в.: романтизма, критического реализма, символизма, натурализма, позитивизма и т.д.

- Особенности мировоззрения. Европейская культура XIX в.· является отражением тех противоречивых начал, которые являет собой развитое буржуазное общество, но, тем не менее, она не имеет себе равных по глубине проникновения в бытие и духовный мир человека по творческому напряжению в науке, литературе, философии и искусстве. В этот период начинает формироваться система прикладных и инженерно-технических наук как посредника между фундаментальными знаниями и производством.

- Переход от классического к неклассическому естествознанию был подготовлен изменением структур духовного производства в европейской культуре, кризисом мировоззренческих установок классического рационализма.

 

4. Социокультурные предпосылки четвёртой научной революции.

В конце ХХ - начале ХХI в.. происходят новые радикальные изменения в основаниях науки. Эти изменения можно охарактеризовать как четвертую глобальную научную революцию, в ходе которой рождается новая, постнеклассическая наука.

- Культура начала ХХ века развивается по социокультурной траектории, заложенной эпохой Нового времени, и достигает своей зрелой стадии развития на этапе индустриального общества. Вместе с тем, на данном этапе становятся явными мировоззренческий, экологический, энергетический и соответственно социально-экономический кризисы, которые определяют общественно-культурную ценность нового. Самосознание человека в индустриальном обществе дает образ нововременного человека, опирающегося только на себя и свой разум, индустриальная реальность посредством различных каналов СМИ и пропагандируемой индустидеологией, создает мнимую самостоятельность субъекта деятельности, равно как и мнимую индивидуальность.

- Труд в индустриальном обществе, понимается как напряженная каждодневная предметно- практическая деятельность, необходимая в индустриальной системе общественных отношений для поддержания своего материального существования и возможности большего потребления жизненных благ. Творчество в социокультурном пространстве индустриального общества понимается как часть производительной деятельности, направленная на открытие нового и сохраняет свою актуализацию в науке. При этом в индустриальном обществе существует разграничение творчества как деятельности, направленной на открытие нового и труда - так и ежедневной рутинной деятельности. В структуре производства они разграничены и сосуществуют.

- Духовная и материальная культура ХХ в. - это продолжение социокультурных процессов XIX века, который не оправдал надежд человечества и породил новый кризис и потрясения: противоречия, накопившиеся внутри общества, не могли решаться ходом естественных исторических изменений. Произошел переход от моностuлuстической к полистuлистuческой культурной модели. Формирование полистилистической культуры является следствием общемирового перехода от индустриальной к постиндустриальной (информационной) стадии развития общества, который выражается прежде всего в процессах глобализации. Заложенная в этой экономике, этом обществе и этой культуре логика также лежит в основе общественных деяний и социальных институтов взаимозависимого мира. Параллельно информатизации общества складывается тенденция «виртуализации» социальных явлений и процессов. Человек и общество постепенно движутся от жизни тела к жизни сознания. Общение людей все чаще происходит не на уровне телесном, материальном, а на уровне информационном, виртуальном. Мы все больше удаляемся из мира материального в мир иной, мир созданный, смоделированный. Полистилистическая культура ставит под сомнение иерархичность, упорядоченность, отчасти ­саму системность культуры. С другой стороны, благодаря информатизации между подсистемами культуры возникают новые связи и отношения. Это необходимо учитывать при анализе религии, науки и искусства.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: