Тема 5. НАУЧНЫЕ ТРАДИЦИИ И НАУЧНЫЕ РЕВОЛЮЦИИ.
Революция в науке - это период такого ускорения темпов её роста, которое связано с преобразованием фундаментальных понятий, принципов, теорий в частных науках, с существенным преобразованием мировоззрения и общей методологии исследования.
В истории естествознания можно обнаружить четыре такие революции. первой из них была революция XVII вв., ознаменовавшая собой становление классического естествознания.
Предпосылки:
- Общественная практика и производство - основная предпосылка становления классической механики.
В XVII веке освоение колоний, завоевание новых рынков сбыта, вывоз ценного сырья, развитие торговли, мореплавания, кораблестроения и промышленности в целом создавали предпосылки сближения механики с общественно-производственной практикой. От механики и математики в XVII в. ждали рациональных рекомендаций, оценок, реконструкций тех ремёсел и промышленности, развитие которых через столетие переросло в промышленный переворот.
- Ренессансные предпосылки возникновения классической механики.
Поздняя схоластика не создала духовные предпосылки радикального переворота в предмете и методах естественных наук, каким явилось зарождение классической механики. Причины его следует искать в эпохе Возрождения, прежде всего в культуре Гуманизма и натурфилософии. Гуманистическое движение (XIV-XVI вв.) возникает и развивается вне традиционных центров средневековой культуры, вне университетских корпораций и орденских традиций. Область интересов гуманистов - филология, история, ораторское искусство, мораль, теология. Новый тип учёного в Гуманизме - учёный, существующий вне корпораций, индивидуалист. Окончательное разрушение старой схоластической картины мира предприняла натурфилософия Возрождения. В трактовке Галилея борьба за право философии и науки на постижение истины, независимой от религиозного откровения, принимает форму учения о двух "книгах" - Священного писания и природы. Теория "двух книг" означала отказ от согласования научных гипотез и теорий с буквальным истолкованием библейских текстов. Таким образом, достигалась полная самостоятельность науки и философии при провозглашении их глубочайшего единства и согласия.
|
- Реформация и английская революция, как факторы формирования классической механики.
Период Реформации в Европе проявил более открытую связь отвлеченных идей с социальной борьбой. Атмосфера Реформации и религиозных войн XVI в. создавала культурный потенциал, подтачивавший каноническую средневековую традицию. Для науки весьма существенной стороной Реформации была децентрализация церковной догматики, поскольку религиозные войны привели к множественности церквей. Основная посылка Реформации - допустимость непосредственного общения с богом без единого по своей природе посредничества церкви - обусловливает близость эмпирического опыта человека самому божеству. Оправдание земного, эмпирического постижения бога в его творениях - идейное ядро Реформации. Английская революция XVII в. - общественный рычаг, столкнувший старые научные идеи с новым временем Ньютона. Через конфликты, реставрации и повторные революционные взрывы пробивала себе дорогу победа буржуазной "собственности над феодальной, нации над провинциализмом, конкуренции над цеховым строем" господства собственника земли над подчинением собственника земле, просвещения над суеверием.
|
2. Социокультурные предпосылки второй научной революции.
Существенные перемены в этой целостной и относительно устойчивой системе оснований естествознания nроизошли в конце XVIII - первой половине XIX в. Их можно расценить как вторую глобальную научную революцию, определившую переход к новому состоянию естествознания дисциплинарно организованной науке, иными словами Эпоха Просвещения подготовила почву для второй научной революции.
Предпосылки:
- Просвещение явилось завершением мощного революционного всплеска, захватившего ведущие,страны Запада; Правда, то были мирные революции: промышленная - в Англии, политическая во Франции, философско-эстетическая - в Германии. За сто лет - с 1689 по 1789 год - мир изменился до неузнаваемости.
- Великая промышленная революция в Англии и Великая французская революция послужили провозвестником нового порядка вещей, при котором движущей силой развития общества выступают научные и культурные идеи, а главным субъектом исторических преобразований, его зачинщиком является интеллигенция. С тех пор НИ одного крупного события в Европе не проходило без руководящей роли или непосредственного участия именно этого слоя населения. Просвещение создало новый тип людей - интеллигентов, людей науки и культуры.
- Успехи Просвещения стали возможными только потому, что на историческую сцену вышла еще одна мощная социальная сила - класс буржуазии, который сыграл в интеллектуальной истории Европы двойственную роль: с одной стороны, буржуазия, привлекая в свои ряды людей энергичных, предприимчивых и интеллектуальных, выступила основным спонсором культуры, с другой стороны, ссужая деньги, она навязывала интеллигенции свои узкоутилитарные, приземленные цели и идеалы, которым часто приходилось соответствовать интеллигенции.
|
- возникновение массовой культуры.
- Разум и гуманность под влиянием этих идей формируется модель культуры эпохи Просвещения.
Целью культуры провозглашается счастье человека, разум которого позволяет ему познать собственную (человеческую) природу и жить в гармонии с ней. Уверенность в мощи человеческого разума, в его безграничных возможностях в развитии наук, создающем условия для экономического и социального благосостояния, -вот пафос эпохи Просвещения.
3. Социокультурные предпосылки третьей научной революции.
Первая и вторая глобальные революции в естествознании протекали как формирование и развитие классической науки и ее стиля мышления. Третья глобальная научная революция была связана с преобразованием этого стиля и становлением нового, неклассического естествознания.
Предпосылки:
- Культура XIX в. является культурой сложившихся буржуазных отношений. Капитализм как система полностью сформировался. Для культуры этого периода характерно отражение внутренних противоречий буржуазного общества. Столкновение противоположных тенденций, борьба основных классов - буржуазии и пролетариата, поляризация общества, стремительный взлет материальной культуры и начавшееся отчуждение личности определили характер духовной культуры того времени.
- В XIX в. происходит коренной переворот, связанный с появлением машины, которая отдаляет человека от природы, ломая привычные представления о его главенствующей роли, и превращает человека в зависимое от машины существо. В условиях усиливающейся механизации человек уходит на периферию духовной жизни, отрывается от духовных основ. Место ремесленного труда, связанного с личностью и творчеством мастера, занял монотонный труд.
- Духовная культура XIX в. развивалась и функционировала под влиянием двух важнейших факторов: успехов в области философии и естествознания. Ведущей доминантой культуры XIX в. была наука. Отсюда - появление столь несходных явлений в культуре XIX в.: романтизма, критического реализма, символизма, натурализма, позитивизма и т.д.
- Особенности мировоззрения. Европейская культура XIX в.· является отражением тех противоречивых начал, которые являет собой развитое буржуазное общество, но, тем не менее, она не имеет себе равных по глубине проникновения в бытие и духовный мир человека по творческому напряжению в науке, литературе, философии и искусстве. В этот период начинает формироваться система прикладных и инженерно-технических наук как посредника между фундаментальными знаниями и производством.
- Переход от классического к неклассическому естествознанию был подготовлен изменением структур духовного производства в европейской культуре, кризисом мировоззренческих установок классического рационализма.
4. Социокультурные предпосылки четвёртой научной революции.
В конце ХХ - начале ХХI в.. происходят новые радикальные изменения в основаниях науки. Эти изменения можно охарактеризовать как четвертую глобальную научную революцию, в ходе которой рождается новая, постнеклассическая наука.
- Культура начала ХХ века развивается по социокультурной траектории, заложенной эпохой Нового времени, и достигает своей зрелой стадии развития на этапе индустриального общества. Вместе с тем, на данном этапе становятся явными мировоззренческий, экологический, энергетический и соответственно социально-экономический кризисы, которые определяют общественно-культурную ценность нового. Самосознание человека в индустриальном обществе дает образ нововременного человека, опирающегося только на себя и свой разум, индустриальная реальность посредством различных каналов СМИ и пропагандируемой индустидеологией, создает мнимую самостоятельность субъекта деятельности, равно как и мнимую индивидуальность.
- Труд в индустриальном обществе, понимается как напряженная каждодневная предметно- практическая деятельность, необходимая в индустриальной системе общественных отношений для поддержания своего материального существования и возможности большего потребления жизненных благ. Творчество в социокультурном пространстве индустриального общества понимается как часть производительной деятельности, направленная на открытие нового и сохраняет свою актуализацию в науке. При этом в индустриальном обществе существует разграничение творчества как деятельности, направленной на открытие нового и труда - так и ежедневной рутинной деятельности. В структуре производства они разграничены и сосуществуют.
- Духовная и материальная культура ХХ в. - это продолжение социокультурных процессов XIX века, который не оправдал надежд человечества и породил новый кризис и потрясения: противоречия, накопившиеся внутри общества, не могли решаться ходом естественных исторических изменений. Произошел переход от моностuлuстической к полистuлистuческой культурной модели. Формирование полистилистической культуры является следствием общемирового перехода от индустриальной к постиндустриальной (информационной) стадии развития общества, который выражается прежде всего в процессах глобализации. Заложенная в этой экономике, этом обществе и этой культуре логика также лежит в основе общественных деяний и социальных институтов взаимозависимого мира. Параллельно информатизации общества складывается тенденция «виртуализации» социальных явлений и процессов. Человек и общество постепенно движутся от жизни тела к жизни сознания. Общение людей все чаще происходит не на уровне телесном, материальном, а на уровне информационном, виртуальном. Мы все больше удаляемся из мира материального в мир иной, мир созданный, смоделированный. Полистилистическая культура ставит под сомнение иерархичность, упорядоченность, отчасти саму системность культуры. С другой стороны, благодаря информатизации между подсистемами культуры возникают новые связи и отношения. Это необходимо учитывать при анализе религии, науки и искусства.