Время | Пространство | Примечания |
«Было уже часов десять вечера» «Надя вышла в сад на минутку». «Чувствовался май, милый май!» «Ей, Наде, было уже двадцать три года; с шестнадцати лет она страстно мечтала о замужестве, свадьба была назначена на седьмое июля…, а между тем радости не было, казалось, что так теперь будет всю жизнь». «…Саша,гость,приехавший ИзМосквы дней десять назад». «Когда-то давно к бабушке хаживала за подаянием её дальняя родственница…Почти каждое лето приезжал он… к бабушке…» «То же самое, что было двадцать лет назад,никакой перемены» «Когда Надя проснулась, было, должно быть, часа два, начинался рассвет.» Спустя год «приехала Надя в свой город в полдень» | Дом Шуминых; сад около дома. Сад; «…не здесь, а где-то под небом, над деревьями, далеко за городом, в полях и лесах развернулась теперь своя весенняя жизнь» Сад и наблюдение за домом. Из повествования возникает образ Москвы. Дом Шуминых. «Зашёл я к вам в кухню, а там четыре прислуги спят прямо на полу, кроватей нет, вместо постелей лохмотья, вонь, клопы, тараканы» «Под окном и в саду зашумели птицы, туман ушел из сада, всё кругом озарилось весенним светом, точно улыбкой. Скоро весь сад, согретый солнцем, обласканный, ожил, и капли росы, как алмазы, засверкали на листьях; и старый, давно запущенный сад в это утро казался таким молодым, нарядным.» «Надя ходила по саду, по улице, глядела на дома, на серые заборы, и ей казалось, что в городе всё давно уже состарилось, отжило и всё только ждет не то конца, не то начала чего-то молодого, свежего.» «Надя пошла наверх и увидела ту же постель, те же окна с белыми, наивными занавесками, а в окнах тот же сад, залитый солнцем, веселый, шумный.» | Описывается пространство, которое противостоит пространству дома и провинциального городка. Время дано через указание возраста героини; это биографическое время. Пространство произведения расширяется засчёт введенияновогогероя, принадлежащего к другому пространству. Возникает образ прошлого; словами «хаживала» и «почти каждое лето» подчёркивается повторяемость событий в этом мирке; цикличность времени. Подчеркивается мысль: «никакой перемены» Ничего не поменялось, все осталось таким же душным, старым, пыльным. Только Надя поменялась. |
|
В произведении приметы четырёх типов времени:
I. «природное время»:
а) время года: весна – лето – осень – зима («Прошла осень, за ней прошла зима. В мае после экзаменов она…поехала домой», «Он был всё такой же, как и прошлым летом …» и т.д.);
б) время суток: утро – день – вечер – ночь («… на другой день утром…», «Приехала Надя в полдень», «перед вечером приходил Андрей Андреич…», «А мысли были всё те же, что и в прошлую ночь …» и т.д.);
в) время, измеряемое часами и минутами: «Было уже часов десять вечера» – «Надя вышла в сад на минутку» - «…когда пробило двенадцать » – два часаночи и т.д.
Смена «природного времени» влечёт к изменению пространства(природы), но это изменение внутри циклов, которые между собой оченьпохожи (утро бывает пасмурным, бывает ясным, но оно остаётся утром).
|
II. «время биографическое», которое измеряетсяпрошлым, настоящим и будущим героев: «Перед глазами Нади предстало всёеё прошлое…», «Он десять лет назад кончил университет…», «Ей, Наде,было уже двадцать три года…», «…разворачивалось громадное, широкоебудущее…» и т.д.
III. «психологическое время», которое существуеттолько в восприятии людей и зависит от их внутреннего состояния: «Часыидут медленно. …всё ещё тянется утро», «Время шло быстро…», «Времялетело…».
IV. «событийного времени», но это чуть ли не пародияна него: ведь «события» в доме Шуминых – всенощная, обед, ужин и т.д.Наличие событийного времени («…после обеда…», «после ужина…», «…только что кончилась всенощная… ») ярко подчёркивает отсутствиесобытийного ряда в жизни героев.
Характеристика героя во многом определяется его отношением ко времени. Для Нины Ивановны, бабушки, Андрея Андреича, отца Андрея прошлое, настоящее и будущее равны; их время статично, и объяснение этому – в отсутствии деятельности.
Нине Ивановне жизнь представлялась «постоянным обменом веществ»; Андрей Андреич в своём безделье видел знамение времени. Отец Андрей произносил бессмысленные фразы на старославянском языке: «Отеческого дара расточив богатство, с бессмысленными скотыпасохся окаянный …». Речь героя и его жизнь – в давно прошедшем времени.
Саша обличает провинциальное общество, но сам, по большому счёту, ничем не отличается от его представителей: «Надя слышала это и в прошлом году…и знала, что иначе Саша рассуждать не может ». Жизнь Александра Тимофеича не отличалась динамикой, он был не в силах изменить себя, но подталкивал к переменам других: «…всё сбиваю её, уговариваю… Хочу, чтобы жизнь свою перевернула ».
|
Время Нади в доме бабушки тоже статично. Дни текут однообразно, но с шестнадцати лет девушке претит это однообразие. Выход она видит только в замужестве, о котором мечтала день и ночь вплоть до своих двадцати трёх лет. Но в преддверии свадьбы даже ночи для неё становятся такими жетомительными и длинными, как дни. Героиня понимает, что замужество –это выход в «жизнь без перемены, без конца!» Отличие Нади от другихгероев рассказа в том, что она страстно желает преодолеть статичностьвремени.
Преодолениестатичности времени связано в этом рассказе с преодолением пространствакомнаты Нади на втором этаже, всего дома Шуминых, новой квартиры наМосковской улице, провинциального города и даже Москвы. Показательно,что Надя просила Сашу взять её с собой. Он же сказал: «Проводите меня доМосквы, а там вы одни поедете в Петербург». Санкт – Петербург – молодая столица сопрягалась с переменами, динамикой.
Таким образом, в рассказе время тесно связано с пространством:статичное время провинции и Москвы и динамичное время природы («..где-то под небом, над деревьями, далеко за городом, в полях и лесахразвернулась своя весенняя жизнь…,недоступная пониманию слабого…человека») и Петербурга. Эти типы времени и пространства намереннопротивопоставляютсяавтором, и только Наде удаётся преодолеть статичное пространство, изменитьсвоё ощущение времени и добиться счастья.
Итак, время и пространство в рассказе А.П.Чехова «Невеста» тесновзаимосвязаны и являются очень важными характеристиками героев и ихпоступков. Пространство предстаёт как перемещение во времени: прошлое –провинциальный городок; настоящее – попытка вырваться из него; будущее– Петербург.
Финал. Героиня не делает выбор в пользу того, что предложено ей с той или иной стороны, в прошлом или настоящем. Из того, что предложено, для неё нет выбора, её выбор — за будущим, неизвестным, неопределённым. «Невеста» — рассказ не о том, каким окажется это будущее, возвратится или нет когда-нибудь Надя в свой родной город, в бабушкин дом. Это рассказ о том, как делается выбор собственной судьбы. Финал открытый: девушка ушла, «как полагала, навсегда». Это оставляет почву для раздумий