Приемлющим их к покаянию, тогда как они не раскаиваются в мятеже и не оставляют его – анафема“.




Предприемлющим отныне заговоры, или собирающим скопища – анафема.

Содействующим им и сообщникам их в отложении – анафема.

Советующим и побуждающим к тому-же – анафема.

Вооружающимся на помощь им – анафема.

Приемлющим их к покаянию, тогда как они не раскаиваются в мятеже и не оставляют его – анафема“.

„Подобным образом в царствование Михаила Комнина чинами государства и тогдашним патриархом и Собором произнесена анафема, на замышляющих ковы или восстания против сына его Алексия и содействовавших им. Подобное умыслил сделать Император Михаил Палеолог в отношении к сыну своему Андронику, благочестивому Государю. В этом принимали участие, как государственные чины, так и патриарх Иосиф, стяжавший венец исповедничества за истинное благочестие, а равно и Собор, бывший при нем. Все они подвергли анафеме и страшным проклятиям замышляющих заговоры и восстания, чтобы низложить с престола столп благочестия Царя Божия Алексия. – При этом восстал Газский и сказал: известен закон Юлия Кесаря, определяющий, кого должно считать возмутителем и мятежником. Он говорит, что мятежник тот, кто собирает скопище против Царя, или замышляет что против него, или против сената; кто вступает в заговор, или знает и не открывает тотчас же... (Следуют примеры и выписки из законов, раскрывающие вопрос о мятежниках и их сообщниках). Выслушав все сие русские архиереи сказали: „мы знаем, что подвергаются анафеме еретики, как например в неделю Православия. Но, что касается до заговорщиков и мятежников, то не знаем и не читали нигде, чтобы они были поражаемы молнией проклятия. Помним слово Тарасия патриарха в апологетической речи: страшна анафема, потому что отлучает человека от Бога, изгоняет из Царства Небесного, ведет во тьму кромешную“. „А разве не помните, возразил Газский, слышанное, как патриаршествовавший некогда Михаил, с согласия бывшего тогда Собора, подверг анафеме заговорщиков?“ – „Так, отвечали архиереи, но законно ли это делается, мы не знаем и желаем видеть яснейшее свидетельство“. – „Что же, отвечал Газский, Павел в первом послании к коринфянам говорит: аще кто не любит Господа И. Христа, да будет анафема маранафа. Делающие злое, прибавил Паисий, не любят Господа“... „Как? возразили русские архиереи, Никон говорил нам иначе. Он говорил, что анафема и маранафа одно и то же“... (следуют грубые выходки Паисия против Никона и объяснения маранафа). – „Что-ж следует заключить из сего свидетельства“? спросили русские архиереи. – „Газский отвечал: кто не любит Царя, тот не любит Господа И. Христа “. В подтверждение этого он приводит слова ап. Петра: Бога бойтеся, царя чтите, и говорит: „смотрите, смотрите, как после Бога небесного, сейчас упоминается о земном, т. е. о Царе. Следовательно, кто не чтит Царя, тот нечествует против Бога... (Далее и еще приводит доказательства из св. Писания в подтверждение обязанности чтить и повиноваться Царям; приводит и слова Икумения и Августина; указывает на прошение о Царе в литургии и на обычай ежедневно воспоминать в молитвах имена Царя, Царицы и их детей, на свидетельство Григория Богослова о Валенте, который сам приносил дары к алтарю и множество других посторонних примеров). (Потому и был до революции 1917года, 11 анафематизм читаемой в неделю Православия: «Помышляющим, яко Православнии Государи возводятся на Престол не по особливому о них Божию благоволению и при помазании дарования Святаго Духа к прохождению великаго сего звания в них не изливаются и тако дерзающим противу их на бунт и измену: анафема, анафема, анафема»).

 

После всего Паисий замечает: „ по сим и подобным причинам Царь именуется Богом. И ты, Богоподобный Царь Алексий Михайлович, имеешь право на такое Богоименование, яко украсивший пустыни новыми насаждениями... претворивший море, ярящееся волнами, на общую пользу, и обветшавшую Москву, почти можно сказать, явивший в новом виде “… „Что скажете на это, произнесли патриархи, убедились ли сказанным, или еще желаете других свидетельств“? Все отвечали, „предовольно и сказанного“. – „Итак, заключили патриархи, да будет положен конец слову.»

И на то, что в вышеупомянутом исповедании патриарха кир Михаила, поданном Императору Мануилу, присоединяется и сие: обещаюсь пребыть в распоряжении, воле и повелении Царства твоего так, что против всякого противящегося настоящему моему клятвенному обещанию не только в отношении к Царю, но и к Царице и к их сыновьям, буду действовать клятвою, равно и в отношении к дщерям Царским и к их будущим супругам. Это, говорили архиереи, не только унизительно и неприлично, но и недостойно и чуждо патриаршеской власти. Ибо если архиерей и какой бы то ни было священник не может давать клятвы, как же клянется здесь патриарх вселенский? Собор на это отвечал: чтобы клятвой утверждалась истина, нужны три условия: справедливость (право?), не ложность, благославная вина. Без которого-нибудь из сих трех условий клятва будет непозволительна, ложна, несмысленна: без истины – клятва будет ложна; без справедливости (права?) – незаконна; без достаточной причины – произвольна и нерассудительна. (Следует затем объяснение, где приводятся образцы клятвы у язычников, чтобы объяснить, почему Господь запретил клясться небом и вообще вещами сотворенными. Приводятся из В. и Н. Завета места в подтверждение важности и законности клятвы, но в них нигде не говорится ничего о клятве собственно духовных лиц). Затем предложили свои увещания оба патриарха. Патриарх антиохийский Макарий говорил о послушании; александрийский патриарх Паисий, приведши 18 правило Халкидонского собора против скопищ, внушал, что не верить „ Царю христианнейшему есть знак малодушия, чтобы не сказать неблагодарности “. „ Свят Самодержавный наш “, говорил патриарх и доказывал древними и новыми примерами, что Царь может именоваться святым, и заключил речь словами: „ те никонствуют и папствуют, кто покушается уничижить Царство и поднять на высоту священство “. Двое архиереев от стыда смотрели в землю. Спустя довольно времени после глубокого молчания, патриархи произнесли: идите, и оставайтесь праздны от всякого священнодействия: достаточно вам сей епитимии (эти слова значат, что они были лишены сана)... И они вышли из патриаршей келии не без слез.

 

Начальство и власть царская установлены Богом. Но если какой злодей-беззаконник восхитит сию власть, то не утверждаем, что поставлен он Богом, но говорим, что попущено ему. Св. Исидор Пелусиот. Вот вам ответ на вопрос о самозванцах которых «помазали».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: