5.1. При анализе деятельности предприятия используют ___________________________________ анализ, который выявляет статистическую взаимозависимость двух или более переменных, например труда и производительности, технологического оборудования и затрат и т.п.
А. однофакторный
Б. корреляционный
В.кластерный
5.2. В анализ макросреды не входит
А. анализ экономических факторов (инфляция, курсы валют, безработица)
Б. анализ правового регулирования
В. анализ профессионализма сотрудников
Г. анализ научного и технологического развития страны.
5.3. анализ непосредственного окружения не изучает
А. конкурентов
Б. покупателей
В. поставщиков
Г.стиля управления руководителя
5.4. Анализ внутренней среды не рассматривает
А. кадровый состав
Б.маркетинг фирмы
В. партнеров
Г.финансовое состояние фирмы
5.5. Матрица SWOT-анализа не включает в себя такие элементы как
(отметьте не менее 2-х)
А. сила
Б. сервис
В.персонал
Г. слабость
Д. возможность
Е. угроза
Ё. превосходство
5.6. Метод ______________________________ прогнозирования применяется в процессе разработки новых товаров, технологий
А. прогнозирования
Б. мозгового штурма
В. В.экспертных оценок
Г. долго. Краткосрочного прогнозирования
Тест к теме 6
6/1. В зависимости от руководящей инстанции, в которой принимается решение, оно бывает:
а) высшего уровня;
б) базового уровня;
в) административного уровня.
6/2. Если проблему обсуждают специалисты, а решение формулируется руководителем, который несет ответственность за него, то это следующая форма принятия решения:
а) единоличное;
б) коллегиальное;
в) коллективное.
6/3. Наилучший эффект принятия важных управленческих решений дает:
а) сочетание опыта, знаний, интуиции менеджера, использование современных технологий принятия управленческих решений;
|
б) сочетание убеждения и профессиональных знаний;
в) сочетание профессиональных навыков и интуиции.
6.4. Какое место занимает риск в деятельности менеджера:
а) риск — это нормальная ситуация для менеджера в условиях неопределенности;
б) риск — это явление, не применимое к деятельности менеджера;
в) риск в деятельности менеджера и организации
полностью исключен, поскольку деятельность
организации планируется.
6.5. Какого типа стратегии не существует?
а) стратегии роста;
б) стратегии приумножения;
в) стратегии ограниченного роста.
6.6. Выберите несуществующий принцип принятия
управленческого решения:
а) принцип единоначалия;
б) принцип большинства;
в) принцип меньшинства.
6.7. Метод «ринги» предполагает, что:
а) решения принимаются руководством компании;
б) решения принимаются специалистами;
в) решения принимаются через согласования на
различных уровнях управления.
6.8. Решения, определяющие принципиальные аспекты развития предприятия, называются:
а) исполнительскими;
б) концептуальными;
в) стратегическими.
6.9. Если решение принимается коллективом и ответственность несет коллектив, то такое решение:
а) коллегиальное;
б) коллективное;
в) единоличное.
6.10. Наиболее рациональные решения принимаются:
а) при их обсуждении большинством коллектива;
б) компетентным руководителем;
в) в результате анализа всех возможных альтернатив и выбора наиболее реального, исходя из сложившихся условий.
|
6.11. Большинство сложных решений менеджеру
приходится принимать:
а) в условиях неопределенности, неполной информированности;
б) в условиях полной определенности, уверенности;
в) в условиях риска.
6.12. На стадии подготовки управленческого решения:
а) производится экономический анализ ситуации,
сбор и обработка информации, формулируются проблемы;
б) осуществляется разработка возможных решений;
в) принимаются меры для конкретизации решения.
6.13. Несуществующая стадия процесса принятия
решений
а) принятие решения;
б) реализация решения;
в) оценка эффективности принятого решения.
6.14. Метод «мозговой атаки» представляет собой:
а) коллективное обсуждение предложенных руководством решений;
б) способ принятия решения, при котором высказываются различные идеи, затем каждая обсуждается в группе экспертов;
в) способ принятия решения, основанный на интуиции.
6.15. Принятие управленческого решения лучше осуществлять:
а) используя возможности искусственного интеллекта;
б) используя имеющийся опыт управления предприятием;
в), используя все доступные способы анализа и моделирования.
6.16. Моделирование как метод решения управленческих проблем стоит использовать:
а) при принятии концептуальных решений;
б) при принятии исполнительских решений;
в) при принятии как концептуальных, так и исполнительских решений.
6.17. Метод «ринги »:
а) заимствован из японской модели управления;
б) заимствован из американской модели управления;
в) заимствован из западно-европейской модели управления.
6.18. Преимуществом метода «ринги» является:
|
а) информированность каждого работника о его
предстоящей роли в планируемых преобразованиях;
б) быстрота принятия решения;
в) сплоченность работников предприятия, достигаемая в ходе его осуществления.
6.19. Ограничения — это условия, учитываемые при
решении управленческой задачи. Ограничения:
а) имеются у каждого решения;
б) имеются у решений, принимаемых в условиях неопределенности;
в) имеются у решений, принимаемых в условиях риска.
6.20. Недостатком метода «ринги» является:
а) длительность процесса подготовки и принятия решения;
б) незначительная роль руководителя в процессе
принятия решения;
в) отсутствие ограничений при подготовке решения.
Тест к теме 8
8.1. Если подчиненный убежден в том, что руководитель может помешать удовлетворению какой-либо
его потребности, то руководитель использует следующую форму власти:
а) власть, основанную на принуждении;
б) традиционную власть;
в) эталонную власть.
8.2. Демократическое руководство характеризуется:
а) разделением власти и участием работников в
управлении;
б)невмешательством руководства в процесс принятия решений;
в) высокой степенью единоличной власти руководителя.
8.3. Если подчиненный выполняет распоряжения
руководителя, так как верит в него и в ценность его
знаний, то руководитель использует следующую форму власти:
а) экспертную;
б) эталонную;
в) традиционную.
4. Авторитарное руководство характеризуется:
а) разделением властей и участием работников в
управлении;
б) невмешательством руководителя в процесс принятия решений;
в) высокой степенью единоличной власти руководителя.
5. Согласно теории «X» Д. Мак-Грегора:
а) если условия благоприятные, то люди будут
стремиться взять на себя ответственность за
работу;
б) люди изначально не любят трудиться и при любой возможности избегают работы;
в) подчиненные готовы к сотрудничеству с администрацией предприятия.
8.6. Теория, разработанная Р. Блейком и Дж. Мутоном, называется:
а) управленческая модель;
б) управленческая структура;
в) управленческая решетка.
8.7. Стиль руководства — это:
а) наиболее привычная манера поведения руководителя по отношению к своим подчиненным;
б) система разработанных норм взаимоотношений
между руководителем и -подчиненными;
в) порядок введения изменений.
8.8. Выделяют следующие уровни зрелости подчиненных:
а) низкий, приемлемый, средний, высокий;
б) низкий, средний, высокий;
в) низкий, средний, выше среднего, высокий.
8.9. Средний уровень зрелости предполагает, что:
а) подчиненные хотят принять ответственность, но еще не способны выполнить задачу самостоятельно;
б) подчиненные могут выполнить задачу, но не хотят нести ответственность;
в) подчиненные способны выполнить задачу и готовы нести ответственность.
8.10. Приемлемый уровень зрелости подчиненных:
а) означает, что подчиненные способны выполнить самостоятельно работу, но не хотят нести ответственность;
б) означает, что подчиненные еще не способны вы полнить работу самостоятельно, хотя готовы принимать на себя ответственность;
в) вообще не существует.
8.11. Преимуществом демократического стиля руководства не является:
а) создание благоприятного психологического климата в коллективе;
б) обеспечение четкости и оперативности управления;
в) стимулирование инициативы подчиненных.
8.12. Недостатком авторитарного руководства является:
а) затраты времени при принятии решений на согласования;
б) громоздкая система контроля;
в) отсутствие должного контроля со стороны руководства.
8.13. В «управленческой решетке» Р. Блейка и Дж. Мутона точка 1.9 соответствует:
а) стилю жесткого администрирования;
б) либеральному стилю руководства;
в) такой точки в «управленческой решетке» не существует.
8.14. Наиболее эффективным считается управление,
соответствующее точке:
а) 5.5;
б) 1.1;
в) 9.9.
8.15. Наиболее эффективным является:
а) авторитарное руководство;
б) адаптивное руководство;
в) демократическое руководство.
8.16. Возможность влиять, воздействовать на ситуацию или поведение других людей, называется:
а) влиянием;
б) властью;
в) руководством.
8.17. Согласно теории «Y»:
а) если люди осознали цели, то они будут использовать самоуправление и самоконтроль;
б) чтобы заставить людей трудиться, необходимы
принуждение, контроль и угроза наказания;
в) люди боятся ответственности.
8.18. Минимальное участие руководства, отсутствие порицания и похвалы, формальный тон характеризуют:
а) адаптивное руководство;
б) либеральное руководство;
в) демократическое руководство.
8.19. Авторитарный стиль уместен, если:
а) необходимо принять решение в кратчайшие
сроки;
б) необходимо повысить удовлетворенность исполнителей своим трудом;
в) предприятие заинтересовано в инициативных
и творческих работниках.
8.20. Точка в управленческой решетке, соответствующая наиболее редко встречающейся модели поведения руководителя:
а) 1.1;
б) 5.5;
в) 9.9.
Тема 16 Руководство
16.1. В управленческой решетке Блейка-Моутона комбинация 9.1. характеризует стиль управления
А. - результат – это все
Б. Управление в стиле «загородного клуба»
В. «все решится само собой» (обедненное управление)
16.2.Какой власти по М.Веберу не существует
А. легитимная
Б. традиционная
В. Харизматическая
Г.формальная
16.3.В неформальную власть (по Френчу и Райвену) не входит
А. экспертная власть
Б. законная власть
В. Эталонная власть
Г. традиционная власть
16.4. Стиль руководства (по К.Левину) при котором руководитель выступает как
- связующий центр
- координатор
- формулирует задание в групповых обсуждениях
Это
А. авторитарный
Б. демократический
В. Либеральный
16.5. К какой теории в «Новой школе человеческих отношений» относится теория утверждающая, что
«человек ленив, он не хочет нести ответственность, неинициативен и работает только за деньги»
А. теорий «Х»
Б. теория «Y»
16.6. В континууме стилей лидерства (по Лейкерту) нет стиля
А. эксплуататорский
Б. благосклонно-авторитарный
В. Авторитетно-демократический
Г.партисипативный
16.7.В матрице (управленческой решетке) Блейка-Моутона нет
А. Ориентации на решение задач
Б. ориентации на свободу партнеров
В. Ориентации на отношения
16.8. стили лидерства основанные на привлечении сотрудников к принятию решения (по Танненбауму и Шмидту) относятся к теориям лидерства
А.- ситуационным
Б. поведенческим
В. Личностных качеств
16.9. В теории «Путь-Цель» Хаус и Митчел не используют такой стиль лидерства как
А. инструментальный
б. Стиль поддержки
В. Стиль принуждения
Г.поощрения в принятии решения
Д. достижение результата
16.10. В теории жизненного цикла авторы Херси и Бланшар к ситуационному фактору относят
А. внешнюю среду организации
Б. социально-психологический климат в организации
В. степень зрелости подчиненных
16.11. ________ это способность оказывать влияние на другого человека и группы и направлять их усилия на достижение цели организации
А. власть
Б. лидерство
16.12. харизма это власть построенная на
А. вознаграждении
Б.традиции
В. силе личных качеств
Г. примере
16.13. стиль основанный на участии работников в управлении (по Лейкерту) называется
-а. демократическим
Б. авторитетным
В. Либеральным
Г. партисипативным
16.14. В ситуационной модели Фидлера нет такой системы влияющей на поведение руководителя как
А. взаимоотношения между руководителем и подчиненным
Б. структура задания подчиненного
В. Уровень авторитета руководителя
Г. должностные полномочия руководителя
16.15. «Закон власти»: уровень влияния властного лица «А» на подчиненное лицо «Б» _______________ степени зависимости лица «Б» от лица «А»
А. выше
Б. равно
В. ниже
Тема 17 Конфликты
17.1. __________ конфликт ведет к увеличению эффективности работы организации
А. дисфункциональный
Б. функциональный +
17.2. К структурным методам разрешения конфликтов не относятся методы
А. разъяснения
Б. создания новых интеграционных и координационных механизмов
В. Сглаживания причин конфликта
17.3. К межличностным способам разрешения конфликта не относятся способы
А. уклонения
Б. компромисс
В. принуждения
Г. вознаграждения
17.4. Конфликты могут приводить к организационным изменениям на придприятии
К организационным изменениям не относятся
А. изменения цели организации
Б. изменения структуры управления
В. изменения стиля управления руководителя
Г. изменение методов решения производственных задач
17.5. Управление организационными изменениями (по Лерри-Грейнеру) начинается с
А.Переориентации руководства на новые цели
Б. Организационного эксперимента
В. Выработки стимулов к изменениям
Г. диагностики организации
Д. анализа внешней среды и внешних факторов
17.6. Причинами сопротивления переменам со стороны сотрудников не является
А. страх потери функций
Б. страх потери заработка
В. страх потери авторитета
Г. страх появления новых проблем
17.7. К методам преодоления сопротивления переменам не относится
А.переквалификация, переподготовка сотрудника
Б. привлечение к непосредственному участию
В. принуждение
Г. развитие управленческих способностей
Д. вознаграждение
Вопросы к экзамену по курсу
«Основы менеджмента»
1. Предмет и метод теории менеджмента.
2. Многообразие ролей менеджера в современной организации.
3. Особенности американского, японского, европейского и современного российского менеджмента.
4. Цели и структурные элементы менеджмента
5. Основные характеристики внешней и внутренней среды организации
6. Ключевые функции организации – планирование, организация, мотивация и контроль.
7. Общие принципы научного управления Ф.Тейлора
8. Методы, разработанные Ф. И Л. Гилбертами
9. Функции и принципы управления А. Файоля
10. Основные отличия и общее в школах научного и административного управления
11. Основные принципы доктрины человеческих отношений.
12. Э.Мэйо: основные выводы хоторнских экспериментов
13. Развитие принципов школы «человеческих отношений» в современных условиях
14. Понятие «качество рабочей жизни», основные методики и составляющие.
15. Системный, процессуальный, ситуационный подходы в менеджменте.
16. Современные теории управления
17. Иерархическая теория потребностей А.Маслоу
18. Концепция потребностей Ф.Герцберга и МакКлелланда
19. Теория ожидания В.Врума.
20. Концепция партисипативного управления
21. Способы мотивании сотрудников
22. Управление конфликтами: структура и функции конфликта
23. Стадии конфликта, объективные и субъективные факторы
24. Классификация противоречий лежащих в основе конфликта
25. Структурные и межличностные методы разрешения конфликта
26. Руководство и лидерство в менеджменте.
27. Делегирование полномочий
28. Стили руководства, критерии эффективности лидерства
29. Модели принятия решения, успешного руководителя, ситуационного лидерства
30. Соотношение понятий потребностей, мотивов, мотиваций, стимулов, интересов и целей.
31. Современные механизмы обеспечения справедливости в организации.
32. Система и разновидности коммуникаций в организации.
33. Этапы коммуникационного процесса, проблемы выбора каналов передачи информации.
34. Проблемы «шумов» и «фильтров» в процессе коммуникации.
35. Основные виды информационных «помех», их природа. Способы устранения.
Организационное управленческое решение: сущность, разновидность, качество.
36. Факторы влияющие на качество управленческого решения.
37. Основные модели поведения руководитель при принятии управленческого решения.
38. Проблема привлечения сотрудников к выработке управленческого решения.
39. Организация планирования деятельности организации.
40. Виды планов, их структура.
41. Целевое обоснование плана
42. Организация планирования обеспечения деятельности организации.
43. Сетевое планирование.
44. Контроль как функция управления: сущность и смысл.
45. Основные виды контроля
46. Процесс контроля, этапы.
47. Характеристики и эффективность контроля.
48. Грейдинг, понятие, механизм действия.
49. Методы управления.
50. SWOT- анализ как инструмент менеджмента